Идеал патриотизма в свете Теории Служения
Михаил Щелконогов, Ольга Юнтунен
Идеал патриотизма в свете Теории Служения.
Развернувшиеся в последнее время дискуссии о патриотизме – как давно устаревшая мода, вернувшаяся на подмостки подиумов. Примерили, покрасовались и вновь забросили в дальний угол гардеробной, ибо накатила следующая эволюционная волна. Об идеалах, тем более нравственных, можно рассуждать красиво и долго, зарабатывая себе на трендовой теме дополнительные карьерные баллы, что и происходит нынче на многих информационных площадках.
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А “человек мира” это то же самое, что бездомный человек <…> Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть. И здесь еще одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны».
Однако возникновение модных течений, их завидная периодичность проявляют их жизненную необходимость и глубинные истоки. И может, в данном случае все-таки не переменчивая мода? Возможно, актуализация патриотической проблематики - современная насущная необходимость сохранения жизни уже не просто в отдельной стране, а на Земле в целом, потому что, как демонстрирует весь ход истории, именно в действительно катастрофические моменты люди возвращаются к патриотическим и другим идеалам. Ведь именно идеалы как направляющая и вдохновляющая сила определяют целеполагание каждого гражданина и общества в целом, а следовательно, поступки, формирующие способ и образ жизни, труда и творчества, следовательно, - возрождается надежда – помогут предотвратить окончательный крах. И угроза неминуемой гибели заставляет людей вспомнить о сверхличностных ценностях, единственно способных противостоять материальной смерти и забвению. Сквозь все времена человечество проносит набор базовых ценностей, априорно, буквально на генетическом уровне, объединяющих всех самых рьяных оппонентов, и тогда, преодолевая мелкособственнический индивидуализм, политдискуссии выходят на сверхличностный уровень.
«Патриотизм не дан человеку, а задан ему, он должен быть
отмыт от всей эгоистической, самоупоённой мерзости, которая
к нему прилипает. С некоторым нажимом педали можно
было бы сказать, что патриотизм надо «выстрадать», иначе
ему грош цена. В особенности патриотизму русскому».
Только надежно обоснованные, ставшие неотъемлемой частью мировоззрения, идеальные установки (специальное воспитание и развитие их – задача идеологов, методистов и педагогов) могут послужить мотивом сознательного выбора одной из множества альтернатив поведения в «мирное» время. Вне этого условия в пользу оптимального, но кажущегося малоприятным выбора зачастую склоняет только прямая угроза неминуемого наказания. История же давно показала всю неэффективность подобных методов управления. При этом все прекрасно знают, что именно профилактика проблем позволяет говорить об оптимизации затрат, минимизации жертв, стабильном развитии и поступательном движении вперед.
И ставший уже риторическим, приписываемый Сократу, вопрос: почему так происходит? Почему люди, зная, как надо поступать, поступают иначе? «Прости их, бо не ведают, что творят...». По меткому наблюдению Шопенгауэра, проповедовать мораль, т.е. нравственные идеалы, легко, обосновать ее трудно. Каноном, как ни удивительно, более радикально вступает русская мысль: «Знать истины для себя недостаточно. Недостаточно и просто высказать их. Надо их доказать. Надо высказать их с такой массой доказательств, чтобы нельзя было отвергнуть их» . Дабы некая идеальная установка, не впитанная изначально «с молоком матери» (т.е. не заложенная от рождения в духовную базу личности), была не только адаптирована мировоззрением, но явилась бы мотивом к поступку и, тем более, к стратегической организации жизнедеятельности, необходимо ее полное не просто научно-теоретическое, а, прежде всего, практическое, рациональное обоснование, способное удовлетворить базовые инстинкты человека . Подобную задачу мы поставим в данной статье по отношению к нравственному идеалу патриотизма, хотя вполне понятно, что ограничение по количеству печатных знаков не позволит нам развить эту тему в достаточном объеме. Поэтому будем предельно кратки. Так почему и, главное, зачем и каким образом человеческая личность (в данном случае мы говорим о сознательных самостоятельных индивидуумах) должна следовать нравственному идеалу патриотизма и такой ли уж этот идеал идеальный? Попутно решим семантико-лингвистический ребус, являются ли понятия «патриотизм» и «космополитизм» синонимами.
Следуя неумолимой логике осознания явлений, необходимо дать максимально приближенные к объективной истине, четкие определения заданных понятий, цель которых помочь избежать ложных трактовок и нарушения Принципа Честности (к примеру, слово «патриотизм» часто употребляют, говоря о лжепатриотизме, национальном снобизме или откровенном шовинизме), которые, в свою очередь, приводят к трагическим ошибкам экспертной оценки, следовательно, к огрехам в стратегии и тактике поведения. Наша цель – предоставить объективные критерии долженствования (= категорический императив = то, как должно быть = идеальная модель = божественная идея), и кто знает, возможно, максимально конкретное раскрытие их сути позволит нам вплотную приблизиться к решению поставленной задачи. Но прежде несколько исходных предпосылок наших рассуждений, помогающих обосновать необходимость следования идеалу патриотизма :
1) Бытие, или Универс, представляет из себя взаимосвязанную открытую физическую систему, организованную и функционирующую в том числе по принципу энергодинамического равновесия, в котором соблюден баланс сил идеальных (энергия-информация) и материальных (материя – физические тела), что выражается Законом Щелконогова ЕТ=АS. Подчинение этому закону обязательно для всех больших и малых образований Универса. Нарушение баланса чревато дестабилизацией, дисфункцией или полной аннигиляцией системы, объем убытков будет определяться степенью нарушения баланса сил.
2) Идеальная (энергоинформационная, духовная, согласно некоторым трактовкам – божественная субстанция, или божественный эфир, или дух, или сверхсознание ) составляющая предстоит материальной, т.е. энергия-информация являются приматом материальных явлений. Образно говоря, идеи правят миром .
3) Человек – одна из частных подобных систем взаимосвязанного мира. Благодаря наиболее сильной энергоинформационной составляющей среди существ биологического мира, наличию абстрактного мышления и свободы выбора, человек обладает большим эволюционным потенциалом (сферы его компетенции и влияния несоизмеримо шире, чем у любых других биологических существ планеты Земля), следовательно, наделен большей ответственностью за происходящее.
4) Теория Служения гласит: каждый индивид рождается с задачей привнести в этот мир свою неповторимую индивидуальную энергоинформационную субстанцию, т.е. реализовать заложенный в нем эволюционный потенциал, внеся свой вклад в эволюцию Универса. Другими словами, каждый должен сначала определить, а потом реализовать свое предназначение или призвание – решить по ходу своей жизни те задачи, ради которых духовная единица была воплощена в физическом теле. С точки зрения иерархической системы организации Бытия и взаимоотношений соподчиненности, жизнь каждого индивидуума представляет собой несение службы, так или иначе содействующей благу эволюции. Качество служения определяется сферами компетенции (сюда относятся уровень образования, информированности и степень осознания происходящих процессов) и влияния (положение в иерархической системе, результаты труда и творчества).
5) Принцип Ответственности – один из основных морально-нравственных принципов организации Бытия – утверждает: каждый индивидуум несет ответственность за исполнение своего призвания, т.е. за каждые чувство, мысль, слово, действие, поступок , пережитые и совершенные в течение жизни. Они являются цепочкой событий, формирующих карьерный рост (продвижение по иерархической лестнице как материальной, так и духовной) и судьбу человека в целом. Для большей ясности нам придется дать полное определение Принципа Ответственности , поскольку он будет играть важную роль в наших дальнейших рассуждениях. Определение: «За любой поступок, действие, слово, мысль, чувство человек несет личную персональную ответственность перед собой (своей совестью), обществом, Универсом, Богом (=природой, энергодинамическим равновесием – различные доктрины допускают разницу в трактовках). Каждый поступок, действие, слово, мысль, чувство должны базироваться на морально-нравственных принципах и учитывать этические нормы Бытия. В случае нарушения принципов и норм обязательно следует наказание (как следствие нарушения энергоинформационного баланса), которое на основании работы принципов Причинности и Энергодинамического равновесия может проявиться в разных видах и явлениях как непосредственно в отношении личности, совершившей проступок, так и в отношении ее близких, или же оказать свое влияние на последующие реинкарнации и отразиться на личностной и карьерной реализации будущих воплощений». Чувство ответственности – жизненно необходимое качество активного сознательного субъекта взаимосвязанного мира.
Итак, согласно классическому определению, патриотизм – это любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу , которые выражаются, прежде всего, в заботе об их благе и процветании. Некоторые авторитеты смело прибавляют к этому готовность человека ради заботы о благе родины пожертвовать своей жизнью, но это уже является нарушением Теории Меры, не правда ли? Или все-таки и подобные факты возможны при определенных условиях, прежде всего военных? И благодаря тому, что суть понятия «патриотизм» раскрывается через понятия «любовь», «забота», «преданность», мы понимаем, что патриотизм – чувство и качество, требующее от человека личной активности, а значит, ответственности.
«Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну;
но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее».
Вряд ли сверх этого можно добавить нечто еще, но разъяснить суть и смысл четкой формулировки более подробно с целью превратить мораль в инструкцию к действию необходимо, иначе бессмысленно и глупо взывать о любви (тем более о заботе и жертве) к тому, к чему эту любовь не испытываешь – насильно, не зря говорится, мил не будешь. Для этого рассмотрим наглядную модель – семья со всеми ее идеальными атрибутами: стремлением к взаимопониманию, бескорыстной любовью и заботой о благе ближнего. Человек рождается в семье, состоящей из двух родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек (даже если он не знает об их существовании, они все равно существуют). И все они своим генетическим аппаратом, общим социальным статусом, образованием и воспитанием и т.д. оказали и продолжают оказывать влияние на формирование физического, интеллектуального, духовного, цивилизационного четырехединства личности. Важно, что это влияние проявляется не только на хромосомном, но и на глобальном судьбоносном (кармическом) уровне, и о согласии новорожденного на все эти судьбоносные факторы желательно спрашивать до зачатия. И если, исходя из традиционной христианской предпосылки Принципа Ответственности «в семидежды седьмом поколении отразятся грехи ваши», попробовать учесть родословную человека максимально глубоко, то мы увидим, что в 7*7=49 поколении предков насчитывается уже более одного миллиона человек, а если вычесть суммарное количество прожитых лет, то масштабы внутриродовых связей поражают своим объемом. Таким образом, теория о всеобщем физическом братстве и прочных межличностных взаимосвязях и взаимовлиянии довольно легко подтверждается. Мы уж не говорим о достаточно сложных для атеистического мировоззрения тезисах об единой духовной составляющей, т.е. духовном (энергоинформационном) родстве, априорном изначально и проявленном этической Нормой Суперпозиции сущности и явления СП.
Но вернемся к патриотизму. На основе чего базируется чувство патриотизма по отношению к семье? Правильно: на основе любви, уважения и благодарности (заметьте, речь пока идет о субъективных чувствах, потому что далее мы будем говорить о принципах и законах, т.е. объективной необходимости). Любовь – генетически заложенное чувство по отношению к кровным родственникам, так называемый зов крови, в некоторых трактовках – биосвязи. Уважение – осознанное отношение почитания, возникшее на основании признания статуса и роли той или иной личности, в некотором роде преклонение. Благодарность, или, другими словами, отдача долга за привнесенный вклад (здесь задействованы Принципы Уважения и Честности СП), - чувство, вызванное признанием реального вклада в процесс реализации личностного потенциала и часто способное перекрыть чувственную, генетическую любовь (элементарный пример – благодарность к наставнику). Как правило, в случае с близкими названные три чувства сливаются воедино, превращая ежедневные практические проявления патриотизма по отношению к семье в естественную и даже необременительную, приносящую удовольствие, потребность. Людей, от рождения получивших подобные дары, принято называть счастливчиками, и их жизнь, как правило, складывается удачно – эти вопросы в компетенции Теории Реинкарнации.
Но если, допустим, в силу каких-то объективно-субъективных причин, по ходу взросления личности, чувства любви и уважения либо не возникли, либо были уничтожены самими же близкими, то нам остается лишь благодарность, основанная на осознании тех фактов, что наши близкие: а) зачали, выносили, родили – подарили возможность нынешнего воплощения; б) худо-бедно, но вскормили и вырастили; в) дали какое-никакое воспитание-образование, г) предоставили возможности для реализации эволюционного потенциала, т.е. исполнения призвания (см.выше); д) как правило, явились первыми воспринимающими рецепторами, слушателями, потребителями, целевой аудиторией, учебным плацдармом для первых отправлений нашего развития и реализации. И это все не стоит простейшей благодарности? Скажите «нет», и вы нарушите принципы Уважения и Честности, следовательно, кривая энергоинформационного баланса вашей жизни-системы уже качнется в минусовую сторону, следовательно, личные эволюция и карьерный рост естественным образом замедлятся. «Мы пользуемся трудами не рук своих...» Подобная осознанная благодарность физически вынуждает нас в своем поведении следовать Закону Любви, проявленному тремя морально-нравственными принципами – Честности, Уважения, Искренности . Да, в силу многих причин мы можем не испытывать чувственную любовь к близким, дарящую радость, нежность, доверие, но мы обязаны, следуя этическим нормам и заботясь о реализации собственного потенциала, соблюдать в отношениях с ними Закон Любви. С точки зрения законов физики, подобное этичное поведение позволяет оптимизировать энергетические затраты, следовательно, повысить эффективность жизнедеятельности в целом.
«Можно не любить и родного брата, если он дурной человек,
но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было:
только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством
тем, что есть, но живым желанием усовершенствования».
Так чем же является, на самом деле, проявление патриотизма по отношению к нашей семье? – Правильно, элементарным исполнением служебного (=сыновьего) долга и насущной жизненной необходимостью сохранения энергоинформационного баланса системы под названием «Я-человек», которая является взаимосвязанной частью с окружающим, следовательно, на повестке дня – сохранение баланса ни много ни мало всего сущего. Сознательное же преуменьшение своей роли также отрицательно сказывается на общей реализации, впрочем, как и преувеличение – мера важна во всем. К сожалению, как уже было сказано, нам не удастся разобрать подробно, что есть забота о благе и процветании, но это и не столь важно сегодня – тема для будущих публикаций .
Ну, так с семьей все понятно и просто, - рассмеетесь вы, - о чем тут еще рассуждать? Да в принципе, уже и не о чем, нам остается лишь масштабировать понятия «родина», «отечество» и «свой народ». Попробуем? Или вы скажете, что патриотизм – специфическое понятие, распространяющееся исключительно на отношение к родине, отечеству? В таком случае зададимся встречным вопросом: что есть родина и отечество для каждого из нас? Откуда мы родом? «Задумаемся над словом "родной". Чрезвычайно увлекательно разгадывать божественные шарады: все-таки "вначале было Слово". "Родной" - человек, имеющий РОДню, РОДственников, РОДителей, РОД, РОДину, а там и до наРОДа недалеко. Вот она, матушка-Ответственность. Родина - Отечество - Отец - Отчество. Так КТО ваш Отец?» . И если вспомнить о предстоящей материальному явлению духовной сущности, напрашиваются преинтереснейшие выводы.
"...Есть Россия земная - русской душе естественно любить ее и противоестественно не любить ее. Ибо она — наше материнское лоно; наша детская колыбель; вскормившая нас природа; наше земное, отеческое гнездо; наше национальное жилище; наш, отведенный нам Богом сад. ... За Россией земной - живет, созерцает, поет, молится и творит Россия духовная; и эта духовная Россия... и есть глубже всего наше материнское лоно; наша детская колыбель; вскормившая нас духовная и незримая природа; наше духовное, отеческое гнездо; наше духовное, национальное жилище; наш, взращенный нами, пред лицом Божиим, духовный сад" .
Согласно Теории Иерархичности и постепенности процесса эволюции каждый индивид по ходу исполнения призвания проходит определенные стадии личностного развития (см. выше положение Теории Служения), которые тесным образом связаны не только с этапами социальной карьеры, но и оказывают свое влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности. Патриотический аспект духовного становления здесь не исключение. Ниже будут рассмотрены 7 ступеней развития патриотизма как морально-нравственного качества человеческой личности (примечание: последующие ступени включают в себя все предыдущие), подробно описанные философско-этическим учением Солнечный Путь.
«Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Ее "Я" становится частицей, неразрывно связанной со множеством других "Я" социума, что в реальной действительности и конкретной деятельности проявляется в единении их чувств, ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков, интегрирующим моментом которого выступают высшие интересы общества, активная реализация идеи служения Отечеству».
1. Патриот собственного Я, то есть своей личности, своего четырехединого воплощения. Важнейшие патриотические задачи: максимально возможные самопознание, самосовершенствование, самореализация эволюционного потенциала, соблюдение морально-нравственных принципов и этических норм организации Бытия . Преданность самому себе – преданность своим идеалам и целям, своей человеческой сущности, своему призванию.
«Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма».
2. Патриот своей семьи, своего рода. Семья вкупе с местом рождения еще носят звание малой родины, таким образом сфера нашего влияния распространяется и на ближайшее окружение. Важнейшие патриотические задачи: содействие развитию эволюционного потенциала, обеспечение условий для личностной реализации близких, что и является прямой заботой об их благе. Преданность близким людям. (Как говорится, каких родных Бог дал, с теми и мучайся.)
3. Патриот своей работы, службы. Важнейшие задачи: дисциплинированность, исполнительность, инициативность в рамках должностной инструкции при условии осознания социальной значимости и востребованности своего профессионализма, а также постоянное совершенствование профессиональных знаний и навыков. Преданность избранному делу.
«В человеке порядочном патриотизм есть не что иное,
как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит
не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько
возможно больше и сколько возможно лучше».
4. Патриот своего города. Сферы компетенции и влияния личности простираются далеко за пределы конкретного места работы. С этой ступени (уровень высшего регионального управленческого менеджмента и региональных политиков) при дальнейшем построении социумной карьеры и дальнейшем личностном развитии начинают действовать принципы и законы политического менеджмента, человек проходит испытание властью. Личность выходит на лидирующие позиции в своей области. Важнейшие задачи: максимальная забота о благе своего региона и его жителей в пределах своих сфер компетенции и влияния, т.е. опять же в рамках должностных инструкций.
5. Патриот своей страны. Сферы компетенции и влияния продолжают расширяться. Важнейшие задачи: максимальная забота о благе своей страны и ее жителей.
«Патриотизм – это проявление чувства осознания органической связи сопричастности личности с судьбой своего отечества. Это характеристика нашего нравственного сознания и специфическая форма жизнеориентации личности. Процесс становления патриотического мировосприятия выступает как этап духовного развития личности. Как социальный феномен патриотизм предстает в качестве совокупности отношений личности и социума к своей Родине, составляющей основу для гражданского и национального единства общества».
6. Патриот планеты Земля. Сферы компетенции и влияния личности столь широки, что ее деятельность так или иначе оказывает влияние на большинство человечества, на эволюцию и на развитие событий на планете в целом. Как правило, это люди, занимающие ведущие позиции в своих областях деятельности: политические лидеры, ученые, бизнесмены, художники.
«Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем,
что он исключает всякую международную вражду, и человек,
одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться
для всего человечества, селя только может быть ему полезен».
7. Патриот Универса. Уровень максимальной реализации эволюционного потенциала. Этого уровня достигают люди, труд и творчество которых позволили им опередить сферы компетенции и влияния своих современников на столетия вперед. Их деятельность внесла эпохальный вклад в общую эволюцию человечества, и ее влияние простирается далеко за пределы жизни ближайших поколений. Традиционно их называют гениями.
«Творческая личность подчиняется иному, более высокому закону, чем закон простого долга. Для того, кто призван совершить великое деяние, осуществить открытие или подвиг, двигающий вперед все человечество, для того подлинной родиной является уже не его отечество, а его деяние. Он ощущает себя ответственным в конечном счете только перед одной инстанцией — перед той задачей, которую ему предназначено решить, и он скорее позволит себе презреть государственные и временные интересы, чем то внутреннее обязательство, которое возложили на него его особая судьба, особое дарование».
Теперь, думаем, глубинная семантическая синонимичность патриотизма и космополитизма (если принимать за точку отсчета определение космополитизма, данное Владимиром Соловьевым ) не вызывает сомнений.
„Как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части“.
Приведенная шкала является не только программой личностного развития и «духовного карьерного роста», но и эффективным инструментом самопознания и экспертной самооценки. При условии соблюдения Принципа Честности нетрудно будет определить степень развития личных морально-нравственных качеств и оценить стратегические перспективы. Надо понимать, что продвижение по перечисленным ступеням во многом зависит как от изначально заложенного потенциала, так и, прежде всего, от степени осознанности процессов. Важно также помнить, что степень ответственности за результаты деятельности возрастает пропорционально расширению сфер компетенции и влияния.
И бессмысленно, мелочно, неуважительно пенять, мол, пусть сначала они обо мне позаботятся, а уж потом я подумаю о благодарности. Любое право, как известно, есть лишь последствие обязанности . Сначала инициатива и обязательства, потом права и награды, - таков базовый принцип построения любой карьеры. Все в жизни человека начинается с его личного отношения, выбора, активности, ответственности. Так стоит ли вздыхать: «Она меня первая не любит», если сам еще палец о палец не ударил, дабы завоевать и отстоять свою любовь? В этом, собственно, и проявляется преданность.
«Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, —
спроси, что ты можешь сделать для своей родины».
Следующий аспект, подтверждающий объективную необходимость соблюдения патриотических установок, - формула «МЫ сильнее, чем Я». Чистая физика: принципы работы открытой физической системы. Синергия, возникающая при условии слаженного взаимодействия множества составляющих, многократно превышает силу каждой из составляющих систему частей. Следовательно, рассогласованность действий (в простонародье – стремление к удовлетворению эгоистических интересов) приводит часто не просто к значительному снижению эффективности действий, но к их полной итоговой тщетности.
Еще один тезис. Человек, предавший родину, т.е. не сохранивший ей преданности, теряет статус этичной личности и называется предателем. А как назвать того, кто предал себя, семью, компанию, планету Земля с их каждодневными насущными потребностями и стремлением к эволюции?
«Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот
своего отечества, либо мерзавец своей жизни».
На наш взгляд, вполне достаточно рассуждений.
Резюме. Патриотизм в классическом его понимании любви и заботы о благе РОДины и наРОДа – жизненно необходимое, неотъемлемое морально-нравственное качество сознательной личности, стремящейся к максимальной реализации эволюционного потенциала. Патриотизм - понятие универсальное, но его проявления зависят от индивидуальных особенностей реализации отдельной личности. Предельный прагматизм и практицизм, вам так не кажется?
«Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству
есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть».
«Истинный гражданин есть тот, который, общим избранием возведен будучи на почтительную степень достоинств, свято исполняет все должности, на него возлагаемые. Пользуясь доверенностью своих сограждан, он не щадит ничего, жертвует всем, что ни есть для него драгоценнейшего, своему отечеству, трудится и живет единственно только для доставления благополучия великому семейству, коего он есть поверенный. Столь же беспристрастный судия, как закон, которого он есть орудие и которого справедливые решения никогда не причиняли слез угнетенной невинности, — он есть тот человек, который, завсегда следуя по стезе добродетели, посвящает себя совершенно всем полезным должностям: то налагая узду закона на беспорядки, общество возмущающие, то возбуждая трудолюбие, поощряя торговлю, ободряя все художества, отдаляя, предупреждая бдительностью своею несчастия, которые непредвидение или заблуждение могли бы некогда навлечь на соотечественников его. Он есть хранитель государственного сокровища, который, зная, что залог, попечениям его вверенный, часто бывает плод трудолюбия, предпочитает богатству, на грабительстве и злодействе основанному, славу честного и бескорыстного человека. Он есть тот воин, который, подобно Курцию, ввергается в бездну, у ног его разверстую. Наконец, он есть тот, который, будучи добрым отцом, нежным супругом, почтительным сыном, искренним и верным другом, являет всем почтением своим к законам и нравам живой пример гражданских добродетелей. Вот, вот каких граждан отечество признает за истинных своих детей».
И все-таки в воздухе повис немой вопрос: а что я буду с этого иметь? Отвечаем: «Награда за исполненный долг – возможность исполнить следующий» .
«Патриотизм должен стать экономической силой. Благодаря патриотизму многие из разоренных войнами стран превратились в процветающие державы, конкурирующие за места в первой десятке экономически развитых стран мира. Я имею в виду Японию, Корею, отчасти Китай. Ориентир такой: ты своим трудом преумножаешь не только личное богатство, но и богатство всей нации, ее престиж в мире. Это очень сильный мобилизующий фактор, который в свое время способствовал эффективности восточноазиатской модели экономического роста».
Именно таким образом, постепенно, шаг за шагом, происходит развитие цивилизации, за конечные итоги которого ответственны мы все и каждый в отдельности в пределах индивидуальных сфер компетенции и влияния. Универс этичен априори, и нам, человечеству, приходится считаться с Его силой, если нам не хватает мужества и интеллектуальных усилий взять Его этику на вооружение с целью стратегического конструктивного доминирования на Земле.
Патриарх Алексий ;;. Интервью.// Труд-7. 2005. 3 ноября. № 206.
Г.Адамович. Сомнения и надежды.
Н.Серно-Соловьевич.
Инстинкты самосохранения, воспроизведения и стадного чувства. (М.Щелконогов. Учение Солнечный Путь. кн. 6. СПб: Изд-во МАСП, 2009.)
М.Щелконогов. Учение Солнечный Путь. кн. 25. СПб: Изд-во МАСП, 2009.
М.Щелконогов. Учение Солнечный Путь. кн. 15. СПб: Изд-во МАСП, 2009.
Представленные тезисы являются составляющими теоретической базы философско-этического учения Солнечный Путь.
М.Щелконогов. Учение Солнечный Путь. кн. 4, 7. СПб: Изд-во МАСП, 2009.
Седьмая этическая норма философско-этического учения Солнечный Путь – Суперпозиция сущности и явления. (М.Щелконогов. Учение Солнечный Путь. кн. 24. СПб: Изд-во МАСП, 2009.)
См. философско-этическое учение Солнечный Путь.
Подробности определения полного эксперимента см. М.Щелконогов. Учение Солнечный Путь. кн. 17. СПб: Изд-во МАСП, 2009.
Принцип Ответственности сформулирован в рамках философско-этического учения Солнечный Путь.
Теория реинкарнации – теория, утверждающая самостоятельное существование духовной/душевной субстанции и ее способность к многократному последовательному воплощению в различных рождающихся людях.
БТС – 2000.
Т.Рузвельт.
Авторское определение Закона Любви см. М.Щелконогов. Учение Солнечный Путь. кн. 25. СПб: Изд-во МАСП, 2009.
В.Г.Белинский.
Эти понятия подробно освещены в рамках учения Солнечный Путь.
М.Щелконогов. Учение Солнечный Путь. кн.14. СПб: Изд-во МАСП, 2009.
И.А.Ильин.
Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность. См. М.Щелконогов. Учение Солнечный Путь. кн.24. СПб: Изд-во МАСП, 2009.
Н.М.Карамзин. О любви к отечеству и народной гордости. // Н.М. Карамзин. Избранные сочинения в двух томах. М.; Л., 1964.
Н.А.Добролюбов.
Тихомиров Г.А. Социально-философское исследование феномена патриотизма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Чебоксары, 2008.
Н.А.Добролюбов.
С.Цвейг.
Космополитизм — это расширение идеи отечества на весь мир; в основе которого лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран, как частей единого целого человечества. (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона)
Вл.Соловьев.
П.Пестель. Русская правда.
Дж.Кеннеди.
А.Н.Островский.
Н.М.Карамзин.
И.П.Пнин. Гражданин. //Иван Пнин. Сочинения. М., Издательство всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934.
Дж.Элиот.
В.Федоров, ген.дир. ВЦИОМ. Ж-л «Росбанк», №1 февраль 2007 г.
Свидетельство о публикации №210011201499