И разговоры о масс-элите

  Для меня разделение культуры на массовую и элитарную столь же условно, как на левую и правую, европейскую и азиатскую, или любое другое.
  Кино, театр, опера, симфонический оркестр, рок-группа, в отличии от поэзии, прозы и живописи, есть продукты коллективного творчества.
  При этом вклад "техники" в общий продукт кино, в отличии от иных коллективных форм, неизмеримо выше. Роль технических средств при создании фильма многократно выросла, перестала быть вспомогательной, и приобрела  самостоятельный характер при создании суперзрелища.
  Я помню времена, когда увлекались чтением сценариев, работами кинохудожников, мастерством актеров, каскадерами, монтажниками, операторами, режиссерами.Теперь мастера спецэффектов вышли на передний план, благо, компьютерные возможности превзошли все самые смелые прогнозы, даваемые тридцать лет назад.
 Существует стереотип "масс" против "элиты". Именно он и есть причина споров. И споров не о кино так таковом, а том кто есть ху:
- Если ты элита, объясни мне черный квадрат, иначе я буду считать тебя лицемером. И в ответ:
- Если ты быдло, то как тебе можно объяснить что-нибудь.
  На протяжении многих лет я попадал в схожие ситуации по поводу Феллини, Тарковского, Малевича, Миро, Чика Кориа, Фри-джаза, Джаз-рока, просто рока,- да, мало ли чего. И спокойно ходил в атлетический зал, в институт на занятия по высшей математике, на джаз в любом виде, и ,что самое удивительное, на всех этих площадках был признан за своего.
  Знай на какой ты площадке, и разговаривай на том языке. Если умеешь, то увлечения абстрактной живописью не вызовут в среде качков ни неприятия, ни даже недоумения, скажут, - он у нас образованный и подкованный, -  и все.
  В среде интеллектуалов, промолчат насчет качковского увлечения, - мало ли чего качку в голову придет, - но оценят суждения о книгах, музыке и фильмах.
  В среде музыкантов, качок ты или математик, значения не имеет. Важно какую и как музыку ты слушаешь, а в среде художников, имеет значение, умеешь ли ты видеть незримое, но присутствующее, зримое, но отсутствующее.
  Кое-что объединяло и эти странные площадки, - авторская песня, к примеру, или Высоцкий, "Ирония судьбы", Шукшин, "Москва-Петушки", "Берегись автомобиля", Босх, Брейгель.
  Следовательно, проблема массового или элитарного, не есть проблема культуры, как таковой, ибо это различие поведения людей, полагающих себя принадлежащими той или иной группе страждущих.
  И золотой телец, и красный петух, и черный воронок  появляются не сами по себе, или в результате заговора, или недосмотра. Это тоже результат реализации некой культурной парадигмы, оснований и идей, имевших место быть, и постепенно завладевшим общественным сознанием.
  Культурные феномены, такие как шестидесятники, или Серебряный Век, Бубновый Валет, Передвижники, Могучая Кучка, Катковский Современник или Новый Мир Твардовского, невозможно считать в полной мере продуктом эпохи, и  делать вывод о том, что поскольку нет пятимиллионной аудитории ,-  эпоха дрянь, и бездуховности распад владеет умами.
  Накопление нового опыта, и его обобщение в координатах определенной культурной парадигмы, дело многолетнее. Осознание прорвавшихся наружу процессов, - накопительства, сутяжничества, ростовщичества, лихоимства, мошенничества, заказухи,  -  формализация состояний в понятийных рядах, и далее, трансформация понятий в ряды  многозначных художественных образов, идет непрерывно.
  Только мы склонны замечать приповерхностные формы процесса, - заматершинивание языка, загламуривание экрана.
  Что такое десять, двадцать, тридцать лет для культурно-исторического процесса, - пустяк, зевок, отрыжка.
  Как сопоставить позитивность нарождающегося класса собственников, с отсутствием в этом же классе начал, присущих шестидесятникам?
  Того интеллектуального куража и размаха не будет более никогда, как не будет Кавендишевской группы,лаборатории Бора, Ландау, или Бубнового Валета.
  Неужели, ради иллюзии возрождения начал духовности, необходим тоталитарный порядок, и предвоенная угроза, и 58 статья УК РСФСР.
  Можно потом взять и отпустить "лаговцев", разрешить читать, пьесы ставить, запрещенку смотреть, и предположить, что лет через пять после реабилитации, толпа соберется в политехническом, и вот тогда Кушнер и Кибиров пройдут на ура.
  Золотой Век, тем и хорош, что навсегда остается прошедшим, и потому, желанным.
  Но смысл бытия лежит в познании, при этом выбор предмета познания, - мир сегодняшний, вчерашний, завтрашний,- все таки остается за человеком.
 


Рецензии
Лишь одухотворённый и мудрый может так свети несовместимое, казалось бы, к общему знаменателю, помирив и примерив тех, кто выбирает себе раз и навсегда только "своё", не принимая, отторгая "другое", - время, место, осмысления событий прошлого и настоящего...
Что-то совсем не твоё внезапно привлекает вкраплением нового, неожиданно умного и своеобразного, и ты счастлив, - будь то в масс- или элит-культуре...И тогда понимаешь, что не остановился в своей догме, что крупицы истины можно найти везде..., но того, знакомого и близкого етбе "духа" уловить почти невозможно..., иногда понимаешь, что сам теряешь ту редкую остроту чувствительности, которой обладал..., что-то приобретя, всегда теряешь...
Ничего невозможно повторить, даже повторив условия, ничего нельзя изменить...,
но всё действительно остаётся в Мироздании, и это утешает отчасти...
Куда-то меня в сторону слегка занесло)...

Замечательное эссе!!! Столько мыслей параллельных, всё не выскажешь... Спасибо, Влад!
С уважением и некотором сомнением,- достаточно ли правильно поняла...)

Всегда Ваша,


Яна Голдовская   16.01.2010 12:41     Заявить о нарушении
Я принял участие в разговоре о культуре, начавшегося с обсуждения фильма "Аватар"
Старт здесь http://blog.imhonet.ru/author/bujhtr/post/1200372/, тут середина - http://blog.imhonet.ru/author/bujhtr/post/1205160/, а вот и финиш - http://blog.imhonet.ru/author/bujhtr/post/1213411/. Это чтобы понятен был контекст и подтекст

Потом, я механически объединил два своих комментария, внес минимальные правки и выставил в качестве самостоятельного эссе здесь. Такие вот основания возникновения:)) Отсюда ряд провалов и нестыковок:-)

С тем , что говорите Вы я целиком и полностью согласен, и поняли Вы все совершенно верно

С радостным уважением и пояснительной запиской

Всегда Ваш

Адвоинженер   16.01.2010 14:55   Заявить о нарушении