Идеи и жизнь

Возьмём ключевые идеи Маркса из всей паутины его идеологии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Изменить насильственным способом, с помощью революции. В его и Энгельса работах мы найдем и соответствующие выражения: насилие – повивальная бабка истории, революции – локомотивы прогресса, право – это возведенная в закон воля господствующего класса.

Необходимость насилия прописана уже в «Манифесте», в основном его тезисе: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». А вот цитата из «Критики Готской программы» Маркса. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе… и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». А когда диктатура окончится?  По сути, она уходит в бесконечность, потому что за свободу и ее основу – частную  собственность люди никогда не перестанут бороться. «В чём Ваше счастье?» – спросили у Маркса. – «В борьбе», - ответил он. Мы имеем дело с открытой проповедью насилия, проповедью, подкрепленной солидной и стройной теорией.

Маркс оставил после себя блестящую плеяду последователей. Нас интересуют его русские ученики. Чтобы у всех, кто видит и слышит, отпали сомнения в истинности идей великого классика, первый из них («самый человечный человек») «освятил» их:  «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», сказал он. «Освятил», развил (см. «Государство и революция») и приступил к реализации. «Вставай,  проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов!», – запела Россия. Но жизнь его оборвалась раньше, чем идея реализовалась. Ученик первого ученика  («сокол ясный», «гений всех времён и народов») принял бразды правления и уверил нас: «Ленин умер, но дело его живёт».  И положил на себя все его труды-заботы. Мы задекламировали: «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым!» и в подтверждение запели: «…потому что в наш век все дороги ведут к коммунизму!».

Индустриализация, коллективизация, мобилизация, ликвидация врагов. Война со смертельным врагом. Помогли нам новые идеи или старая патриотическая идея России? Я слышал вот такое рассуждение ветерана: «Когда шел в атаку, мелькала только одна мысль: может, удастся выжить, про все остальное забывал». На привале солдаты вспоминали о семье, о доме, о своей малой родине. А в газетах о них писали, как они сражались за власть, за товарища Ворошилова.

После войны пришли новые вожди, которые обещали построить коммунизм к 1980 году.    И подкрепляла это обещание песня: «Ведёт на подвиги советские народы  коммунистическая партия страны»  Потом еще новые, которые сказали: «Цели определены, задачи поставлены. За работу, товарищи!». И тут же пришел на помощь композитор: «В коммунистической бригаде с нами Ленин впереди!». Мы работали, гуляли, пили,  пели, плясали…И «передовые идеи» твёрдо обосновались в нашей душе… Вожди большевизма путем великого кровопускания  «изменили» мир, «упразднили частную собственность» в России и в прилегающих государствах. Однако их  проект провалился. Сегодня нам предстоит всё поставить на прежнее место и двинуть страну вперёд. Непростая это задача – расстаться с приросшей к сердцу идеологией и построить новое государство. 

Человек религиозный изменяет мир своей верой. Он чтит Христовы заповеди и готов пожертвовать многим ради их воплощения. Медленно, но верно, без переворотов, без революций, без войн, жизнь очищается от пороков. Надо лишь помнить, что рядом с Божьим промыслом осуществляет свою цель и дьявол. А как изменяет мир философ? Путём объяснения его. Чтобы мир изменить, улучшить, его надо сначала понять. (Как построишь дом, не сообразуясь с потребностью, климатом, качеством строительного материала, искусством мастеров и т.д.?) И не только путём объяснения, но и начертания неких эскизов разумного и справедливого государственного устройства. Эскизов в качестве рекомендаций для политиков и экономистов. Для практиков. Многие философы и до Маркса предлагали свои разработки. В Древней Греции – Платон, Аристотель.

Платон представил гражданам идеальное государство, Аристотель отобрал наиболее совершенные его формы – монархию, аристократию, демократию, отвергнув тиранию, олигархию, охлократию. В новой истории Гоббс, Локк, Руссо дали подробное описание наиболее желательных политических образований, которые спасут народы от бесконечных кровопролитий и в конечном счёте – от гибели. Надо просто внимательно читать их книги. В своём «Общественном договоре» Руссо ставит себе такую задачу: «Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации». Философ Шарль Монтескье, француз, для сохранения института свободы в государстве выдвинул идею разделения властей – на исполнительную, законодательную и судебную. Разумные политики эту идею ныне плодотворно используют. Философы объясняли мир, но и пытались его изменить, изменить своим, философским способом. Не революционным. Не путем грубого вмешательства. Философ Огюст Конт, француз. Одна из его идей – сделать объектом поклонения великих людей истории: Колумб, Галилей, Уатт, Лейбниц, Ришелье, Кромвель, Лавуазье и т.д. Эти люди делали благо для всего человечества, жили для других. (А нам правители предлагали брать пример с товарища Дзержинского, с товарищей Ежова и Берии, с террориста Каляева, с террориста Халтурина и пр. Брать пример с революционных вождей, которые отличались жестокостью.) Интереснейшую работу написал Иммануил Кант – «К вечному миру», её и сегодня интересно читать. Мысли Гегеля о конституционном государстве говорят о том, что его интересовала не только теория познания. Нет, эти мыслители не просто объясняли мир, они создавали теории. Что же тогда не устроило Маркса? А не устроило великого классика то, что они не призывали к революции, к развалу всего и вся и построению на развалинах коммунизма – якобы самого совершенного режима, который обеспечит всем вечный мир и счастливую жизнь. Они шли от науки, а Маркс увлекся революционностью.

Революционностью веет от Марксовой идеи общественного развития, бескомпромиссной борьбой. Но классы в истории  боролись и сотрудничали. Отношения раба и рабовладельца, русского холопа и барина, конечно, трудно назвать сотрудничеством, но в отношениях крестьянина к феодалу, рабочего к буржуа – таковое налицо.  Вот Марксова схема: бесклассовый строй (кочевое племя, вероятнее всего), рабовладельческий строй, феодализм, капитализм. Классовый антагонизм (не просто противоречие!) – основной стимул развития. Борьба между классами угнетателей и угнетённых шла не на жизнь, а на смерть. Кто кого? На арену истории вышел пролетариат, он должен победить и построить бесклассовое общество.  Таковы этапы, таково содержание процесса. Сделав круг, история возвращается в прежнюю точку, но в новом качестве: от общественной собственности – к общественной собственности. А вот гегелевское понимание развития: мир непознанный превращается в мир познанный, потенция превращается  в реальность, клеточка – в развитый организм,  простое отношение – в сложное отношение, зерно – в колос. «В-себе-бытие» в результате саморазвития понятия переходит в «для-себя-бытие». «Вещи, принадлежащие царству природы, не доходят до свободного для-себя-бытия, а суть всегда лишь бытие для другого» (для разумного существа –  С. К.). А человек доходит до «для-себя-бытия», потому что только человек может уразуметь – из чего он произошёл и что он есть по понятию, по природе. Движение, развёртывание, становление. Возвращение к исходной точке, к исходному противоречию, но на уровне познанной действительности. Тоже круг. Однако у Гегеля исходное противоречие в развитом предмете не исчезает, не погибает (у Маркса пролетариат уничтожает буржуазию), а остается в качестве момента конкретного целого, развитого организма, – оно снимается развитием понятия и уходит вглубь. Новое противоречие становится новым стимулом развития. И т.д. Маркс отступил от принципа учителя: у него одна из противоположностей уничтожает другую и становится ведущей. Таков пролетариат. Но пролетариат – класс, не способный к саморазвитию.  Класс духовно бесплодный, отнюдь не гегемон. А его т.н. «передовой отряд» – сборище самозванцев. Россия провела опыт. Опыт показал: поднятие пролетариата на уровень мессии – это философский бред. У нас не нашлось думающих людей, чтобы этот бред опровергнуть, потому что все думающие люди были физически уничтожены, изгнаны или деморализованы страхом.

В газете «Граждановедение», №5, я прочитал содержательную статью Юрия Антюхова «Идеи опасны». Но, думаю, обобщать не следует. Разные бывают идеи. Атомные электростанции – опасные сооружения, но человечество от них не отказывается. Простой нож может стать опасным оружием в руках преступника. Идея – это то, во что воплощается человеческая мысль. Идея предполагает субъект развития, цель и средства. Какие идеи полезны? – Которые идут от природы и от разума и служат жизни. Нацизм и коммунизм – явно противоестественные и безумные идеи, направленные против жизни.

Я помню наших политиков, которые обещали гражданам к такому-то году решить продовольственную проблему, к такому-то году всех переселить в новые квартиры, к такому-то году построить коммунизм. Народ верил, потому что доверчив и живёт чувством. Склонен верить в чудо. Власть держалась. Один наш современный политик пообещал каждую женщину обеспечить здоровым мужчиной, а каждого мужчину – недорогой водкой, – если его изберут. Это тоже идея. С помощью этого трюка он прошёл в Думу. Нам нужны идеи, которые не претендуют на выражение абсолютной истины, абсолютной правды, абсолютного добра, абсолютной красоты, но мирно сосуществуют с соперничающими вариантами. Без конкуренции в идеях может утвердиться любой абсурд. Однако и плюрализм – не панацея от всех зол. Плюрализм – важен, но не до помутнения в мозгу, не до шизофрении. Не до таскания друг друга за волосы в парламенте. Даже в хорошем деле есть черта, которую нельзя переступать.

Россия больна идеей внешнего величия. Подайте нам то Третий Рим, то Империю, то Величественное здание. Сегодня «патриоты» снова ищут Идею. Ещё раз хотят бросить нас на «штурм неба». А нам нужна просто страна, в которой граждане безопасно и счастливо живут. Корягин Сергей Осипович. 21 февраля 2007 года


Рецензии
После установление всеобщего избирательного права в ряде европейских стран во второй половине XIX века К.Маркс и Ф.Энгельс ставят вопрос о мирном завоевании власти рабочим классом. Поздравляя французских социалистов с победой на выборах 1881 года К.Маркс пишет о том, что используя демократические институты, рабочий класс может мирным путем завоевать власть. Ф.Энгельс во «Введение к работе К.Маркса „Классовая борьба во Франции“» пишет, что используя демократические институты «Мы, „революционеры“, „ниспровергатели“, мы гораздо больше преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота».
Большевики специально игнорировали отход Маркса и Энгельса от исключительно революционного способа решения проблем лиц наёмного труда, чтобы поскорее провести эксперимент над ненавистной Россией.
О революции, как об эксперименте, впервые официально заявил физиолог Ваня Павлов. Делалась ставка на максимализм русского человека, на его крайности отрицания. Такая вот случилась беда, в которой виновна, прежде всего, российская аристократия, допустившая смерть таких людей как Пётр Столыпин.

Фома Заморский   12.01.2010 19:12     Заявить о нарушении
Уважаемый Фома Заморский! Спасибо за отзыв. И Вам хочется спасти марксизм. Но что написано пером - не вырубишь топором. Может быть, Маркс и Энгельс "опомнились". Если бы им довелось дожить до восьмидесяти, как мне, они написали бы нечто совсем другое. Но клич был брошен, и наши большевики натворили глупостей. Учение Маркса опутало мозги нашей интеллигенции - в этом вся беда. Как выйти из паутины марксизма, пока никто не знает. Подумайте над этим!

Сергей Корягин   12.01.2010 21:05   Заявить о нарушении
Мне не хочется спасать Марксизм. Я хотел справедливости ради сообщить, что большевики воспользовались ошибочной теорией для изнасилования России революцией, представляющей собой, как и все революции, преступление против человека, общества и собственности.

Фома Заморский   13.01.2010 16:40   Заявить о нарушении
Уважаемый Фома! Я бы разделил революции по способу осуществления - на кровавые и на мирные. Мирные - это те, которые не ведут к расколу общества и к гражданской войне, но по глубине экономических, политических и идеологических перемен можно назвать фундаментальными, судьбоносными.

Сергей Корягин   13.01.2010 19:20   Заявить о нарушении
Революции я понимаю как передел собственности. Реформу - как парламентский способ смены или улучшения способа производства.

Вот периоды передела собственности в России:

1. Февраль - Октябрь 1917;
2. Октябрь 1917 - 1922;
3. Декабрь 1929 - Март 1939;
4. Август 1991 - Декабрь 1999.

Фома Заморский   13.01.2010 19:56   Заявить о нарушении
Революции я понимаю как передел собственности. Реформу - как парламентский способ смены или улучшения способа производства.

Вот периоды передела собственности в России:

1. Февраль - Октябрь 1917;
2. Октябрь 1917 - 1922;
3. Декабрь 1929 - Март 1939;
4. Август 1991 - Декабрь 1999.

Неплохо, неплохо. Но 90-е годы - это парламентский передел собственности. С примесью кровавых событий. И мы получили нечто похожее на третий вариант.
В революцию собственность перетрясается, это ясно. Но бывают революции и глубже, когда кардинально меняется политика и идеология. Убавляется или прибавляется территория государства. Все-таки мы поменяли идеологию кардинально. "Долой частную собственность!" - "Да здравствует частная собственность!" "Долой буржуазные свободы!" - "Да здравствуют буржуазные свободы!" "Америка - оплот империализма, враг мира и прогресса!" - "Америка - наш партнер!" Пишите.

Сергей Корягин   14.01.2010 11:05   Заявить о нарушении
Парламентский передел собственности? Англичане в 1993 году говорили мне, что расстрел Белого дома - это передел контроля над национальной собственностью между Кремлём и Верховным Советом. Можно согласиться, пожалуй. По решению победивших указами распределили фабрики и заводы между партийно-чиновничьей номенклатурой, а потом с помощью чековых аукционов остаток поделили между народившейся буржуазией. Большинству людей разрешили приватизировать квартиры, дачные участки, скотину. Разрешили свободу торговли. Слава Богу хоть так-то.
Можно было бы и по-другому. Нехватило культуры.

Фома Заморский   14.01.2010 15:08   Заявить о нарушении
Цитирую Вас "В революцию собственность перетрясается, это ясно. Но бывают революции и глубже, когда кардинально меняется политика и идеология."
В революцию собственнсть (или контроль над ней) насильственным путём перераспределяется. Захватившие собственость меняют "надстройку" в целях нормализации обращения капитала.
По всем признакам четвёртая русская революция 1991-1999 годов была буржуазно-демократической. Теперь нам предстоит строить социальное государство, чтобы демократию де-юре превратить в демократию де-факто мирным путём.

Фома Заморский   14.01.2010 15:16   Заявить о нарушении
"В революцию собственнсть (или контроль над ней) насильственным путём перераспределяется. Захватившие собственость меняют "надстройку" в целях нормализации обращения капитала".

В выражении "В революцию собственность насильственным путем перераспределяется уже заложена мысль, что впереди шла "надстройка". Но нам все хочется по Марксу: впереди собственность - за ней надстройка.

Сергей Корягин   14.01.2010 19:54   Заявить о нарушении
"По всем признакам четвёртая русская революция 1991-1999 годов была буржуазно-демократической. Теперь нам предстоит строить социальное государство, чтобы демократию де-юре превратить в демократию де-факто мирным путём".

А вот эта фраза - изумительная. Точная оценка того, что произошло. И того, что нам надо делать.

Сергей Корягин   14.01.2010 19:58   Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Рад, что встретил единомышленника. Вы правы, что приросли к Марксу. Так уж получилось, что когда у меня была хорошая память, мне пришлось много раз сдавать эксзамены по историческому материализму и диалектическому материалзму. Хотя мы, сидя с товарищами за "чашкой чая", с иронией оценивали многие постулаты метафизического учения "марксизм-ленинизм".

Фома Заморский   15.01.2010 15:07   Заявить о нарушении
Вообще говоря, собственность определяет жизнь человека, не только первобытного, но и просвещённого. Из-за неё льётся кровь даже между родными братьями, далёкими от идеологии. Однако бывает, когда сознание определяет бытие. Об этом значении образования говорил даже такой метафизик, как Сталин.

Фома Заморский   15.01.2010 15:12   Заявить о нарушении
Конечно, собственность определяет жизнь человека, образ его жизни. Но и жизнь человека определяет, какая у него есть собственность. Скажем так: взаимозависимость, взаимоопределение. А что на первом месте? Можно спорить.

Сергей Корягин   15.01.2010 18:52   Заявить о нарушении