Ч. 4. Мыс Столбчатый-памятник Юнеско

фото http://fotki.yandex.ru/users/real-an/album/58994

08.10.2009г.
               
     Раннее утро.  Еще раз хочется сказать про место нашей стоянки.  По пространственным характеристикам  - это  чаша, разомкнутая далеко позади на вулкан, а впереди - на море и Хоккайдо.  Это такое райское место, здесь чувствуешь себя как в колыбели, как дома, только намного лучше, чем дома.  Все вокруг такое мягкое, уютное... Ласкающий все органы чувств зеленый рай.

 
    Берег Охотского моря. Коричневый песок.  Это самый богатый берег, который я видела .Прилив выносит на песок морские сокровища : раковины, моллюски, небольшие крабики , гребешки,  сиреневые морские ежи, комки красных водорослей и полосы ламинарии, и много- много чего еще.  И  плоды  рук  человеческих : обрывки цветных канатов, пластиковые шары, резиновые перчатки  и всякие разные штуки. Так много интересных камней. Ярко - оранжевая  большая овальная пемза. Сахалинцы рассказывают, что здесь    можно найти   халцедон.  " Это живой камень, с ним можно общаться, получать информацию".  Хочется покопаться в этом песочке, рассмотреть все эти дары, но времени хватает только на быстрое купание в утреннем приливе.

     После завтрака идем на мыс Столбчатый.  Сергей остается в лагере, идут восемь человек. Идти два килиметра вдоль береговой линии.  Минуем группу остроконечных скал, которые называют " Монашки".  Действительно, скалы напоминают человеческие фигуры и угловатые лица.  Идем по большим камням вдоль моря.  Оставляем позади живописные одиночные каменные глыбы.  И вот береговая линия сходит на нет.  Впереди - отвесная вертикальная скала, о которую  бьется морская волна. И где-то здесь Охотское море  соединяется с Тихим океаном, и есть еще пролив Измены.  Все. Приличной дороги дальше нет.  Вертикальная скала, уходящая в морскую пучину, называется прижим.


          ИЗ  СЛОВАРЯ  ЭКСПЕДИЦИИ :
 
    ПРИЖИМ -  нагон воды на отвесный ( обычно скальный) берег на повороте реки под действием центробежных сил.  В результате поперечного смещения воды непосредственно у берега происходит локальное повышение ее уровня с характерными для прижима сильными поверхностными потоками, направленными от берега, которые могут отбросить ( не допустить прижатия к берегу) легкое судно , затянутое в прижим.

 
       А с другой стороны прижима - очень высокие  неприступные гладкие вертикальные скалы.  И откуда -то сверху свисает веревка...  Костя ведет нас по прижиму. На прижиме есть небольшие неровности, на них можно вставать, и за такие же шероховатости держаться руками.  Прилив, отлив. Прилив, отлив. Надо успеть пройти участок, пока отлив.  Прилив - это несколько волн, каждая сильнее предыдущей.  Третий вал, седьмой вал, девятый вал...  Вобщем,  прижим - от слова " прижаться".

    Я не успеваю пройти прижим в отлив.  И когда я "стою " на каких- то каменных миллиметрах,  одна волна накрывает меня с головой, вторая захлестывает , третья, и каждая следующая сильнее... Вот тут и узнаешь, что такое прижаться.  Конечно, я даже и не думала о том, что  волна  может смыть человека туда, откуда не выбраться. И где наши спасательные жилеты?   Пропитавшись насквозь морской водой, с  помощью Николая я преодолела этот первый прижим.  А позади меня оставались еще Андрей и Геннадий Владиславович.  Посмотров на нас, они пошли " по веревке".   По тем высоким неприступным скалам.  Про это наши девушки сказали : "Нормальные герои всегда идут в обход".  В интернете есть фотография, как мы идем по прижиму.  И к ней комментарий : " Участники настоящие экстремальщики: без страховки и , что удивительно,  в тапочках!!!"  Это Костя был в сланцах.


        Первый прижим  самый сложный, дальше скалы были уже под углом наклона.  Все эти прижимы, эти скалы, по которым мы карабкаемся - это уже мыс Столбчатый.  Все они состоят из отдельных " столбиков", призм... Но  по пути  не до созерцаний.  Таким образом пройдены два километра. И мы у цели.


         Мыс Столбчатый. Уникальный памятник природы, единственный такой на планете.  Занесен в реестр Юнеско. Своим происхождением обязан  выходу экструзивных  пород андезито - базальтового состава.  В процессе остывания в водной среде образовались столбчатые отдельности.  Столбы имеют форму четырех, пяти и шестигранных призм, поперечник которых в среднем 0.4 - 0.5 м.  Разрушенная часть массива  в различных плоскостях  отшлифована морским прибоем и местами напоминает брусчатую мостовую.  Мыс имеет три выступа: Бастион, Орган, Камин.


       Мыс Столбчатый - большое место.Пространственные проявления игры стихий крайне разнообразны.  Связки, пучки призм, устремленные высоко в небо.  Это Орган.  Расположенные под наклоном во всех ракурсах .  Гладкие отполированные  горизонтальные поверхности, где маленькие пяти, шестигранники объединены в крупные , такие же правильные пяти, шестигранники.  Выпуклые  длинные "языки", уходящие далеко в океан.  Отдельные "островки", возвышающиеся над волнами. Каменные изваяния рушатся, осыпаются,  крошатся,  подтачиваются водой, находятся в движении.  Обо все эти неисчислимые геометрические формы бьется океан со всей своей силой. Большая жизнь играет, резвится.   Океан образует многочисленные заливы, лагуны, "ванночки", как их здесь называют.  Очень динамичное место, где много  мощного движения в разнообразных проявлениях. ФГВ говорил о том, что вода здесь - это не вода, а огонь, то есть  процессы  разрушения.  И камень - не земля, а тоже огонь,  принцип разрушения. Плюс вулканическое происхождение...


       Граница земли и океана размыта, взаимное  проникновение стихий друг в друга.  Каменная поверхность напоминает чешую или мозаику, и на нее обрушиваются тонны белой пены.


       Костя говорил о том, что Орган звучит. На Кунашире все звучит, гудит,  играет, имеет свою внутреннюю акустику.  Надо уделить время  и прислушаться.

 
       Итак, мы пришли сюда. И нам дается тридцать минут на индивидуальную работу.  Первым делом я хочу сделать портал и ищу подходящее место для этого.


      Длинный идеально гладкий выпуклый "язык"  тянется   далеко в океан.  Правильный мозаичный рисунок поверхности.   Место  завораживает .. Туда я иду делать портал!  Приливы, отливы.  "Язык" соединен с соседним , на котором я стою, узкой каменной перемычкой.  Когда я прохожу по ней, приливная волна накрывает меня с головой,  и я держусь за шестигранную призму.  Каждая следующая волна сильнее.  И вторая волна обрушивается на меня, и я держусь за свою призму.  Третья волна легко отрывает меня от камня , и   несет куда-то, и я внутри этого потока. Плавать не умею, но страха нет.  А потом наступает отлив,  и я  добираюсь  до  призм, а там уже Андрей вытаскивает меня на скалы.  Короче говоря, смыло волной.  Ровно за пол-минуты Николай снимает с себя  сухую одежду и отдает мне.  Погиб фотоаппарат, но совсем не жалко.  На проишествие ушла половина отведенных тридцати минут. Портал я делаю, глядя со стороны на заветное место.

 
      Здесь сахалинцы научили меня : сделать глоток морской воды.  Подержать морскую воду во рту, настраиваясь на получение информации, задавая вопрос... Потом проглотить. Своеобразная состройка с морем, океаном. И с этого момента я стала регулярно пить морскую воду, по глоточку.


     И вот уже команда "идем обратно".  Сегодня у нас плотный график, и в 13 часов мы должны вернуться в лагерь. Обратная дорога по прижимам. Но дойдя до первого прижима, мужчины совещаются минуту, и ведут нас "по веревке". Мы лезем вверх по почти отвесной скале, держась за страховочную веревку. В скале есть углубления, небольшие ступеньки.  А потом спускаемся вниз по гладкой скале, и веревка уже не страховочная.  Но это лучше, чем первый прижим.  А здесь уже и лагерь рукой подать.


    Мой путь на мыс Столбчатый был очень  долгим.  Я ехала на поезде, летела на самолете, плыла на теплоходе.  Ползла по прижимам, меня смывало Тихим океаном.  А оказавшись на Столбчатом, я даже не смогла энергетически ощутить это место как следует. Не хватило времени.  Впечатления, конечно, незабываемые... Но что я могу сказать об энергетике этого места?


    -  Ничего человеческого там нет. Чистые сильные энергии.
    - Очень мощное движение. Все крутится, вертится, бьется. Кипит неведомая жизнь . Место с доминирующей стихией огня.  Чувствуется избыток энергии.
      Место осталось для меня загадкой.  Красивой, многогранной...
   
     Вечером  на Вече  было коллективное обсуждение итогов дня, в том числе и похода на мыс Столбчатый. ФГВ : " Маршрут очень опасный. Один неверный шаг... Опасный тем, что скалы вертикальные. Особенно первый прижим.  Нужно идти по верху. Альпинистское снаряжение. Веревка, карабин... Обвязываться веревкой... Поход имеет ... категорию сложности."( не запомнила, какую)


     А в плане экспедиции поход на  Столбчатый обозначен как экскурсия. Это по - сахалински.  А по - кунаширски - просто прогулка.


     За этот поход у меня особая признательность Николаю, который не покидал меня на  всех самых сложных участках. Андрею. Косте в сланцах. Всем мужчинам.  Благодарность  за помощь, заботу, сухую одежду.   После Столбчатого мы вернулись в лагерь, где о нас позаботился Сергей : ждал нас с горячим обедом и охранял  палатки от медведей. А дальше начинается следующая страница нашей экспедиции.

 
        После обеда сбор лагеря и обратная дорога по тропе Столбовской.  Долгие сборы.  Утрамбовка рюкзаков.  Прощание с этим гостеприимным местом, которое меньше чем за сутки стало таким родным и горячо любимым.  Обратная дорога по тропе Столбовской и  попытки  запечатлеть в памяти   эту древнюю и уникальную экосистему.  Рюкзак стал еще тяжелее.  У начала тропы нас должны встретить джипы и довезти к вулкану Головнина. Там у нас запланирован подъем на кальдеру. Это шесть километров в гору.  Кальдера вулкана Головнина -  главный пункт нашей экспедиции.  Спуск  в жерло действующего вулкана. Кроме озер Горячее и Кипящее там есть еще много других очень интересных  объектов, не столь известных.  Это я узнала из рассказов Кости.   Три километра под тяжестью рюкзака кажутся бесконечными.

  А если честно - рюкзак очень тяжелый. Я еле иду.И я поняла одно.С таким рюкзаком я в гору не пойду. ( Это физически невозможно. Так и вышло.)

        В 16-30 мы ,наконец , вышли  с тропы Столбовской.Только сейчас я смогла переодеть насквозь мокрые после Столбчатого ботинки на сухие кроссовки.


        Нас ждут знакомые джипы.  И вот что говорят водители :     " Нам пришло сообщение МЧС: идет серьезный тайфун из Японии.  На кальдеру Головнина идти нельзя.  Штормовое предупреждение. Сегодня ночью ветер будет 30 м/сек.  Вариант - пересидеть на Росинке. Но там река может сильно подниматься.  И нам прийдется вас эвакуировать "  .

 
        Костя, ФГВ и  водители идут посмотреть на стоянку на реке Росинке.  Там решили не останавливаться.  "Вам лучше пересидеть в гостинице. "   И мы поехали   в Южно - Курильск, искать гостиницу.  Уже вечер.  Объехали несколько гостиниц, мест нигде нет, так как на Кунашире сейчас идут выборы.  Как последний вариант -  разбивать палаточный лагерь на территории метеостанции. Туда мы и направились.  Но этот вариант мне совсем не нравится, я думаю о том, что палатки может сдуть ветром.  Наши водители  звонят, ведут переговоры,  ищут для нас жилье.  И вот нашелся свободный дом.  Хозяйка - Наталья Владимировна, наш экскурсовод из краеведческого музея.  " Сын в морях, дом пустует ".  И очень скоро мы уже вошли в эти теплые стены, ставшие для нас приютом.

 
      Экспедиция в составе девяти человек поселилась в уютном просторном доме на берегу Тихого океана.  На неопределенное время. Все удобства, три комнаты, большая кухня с печкой и окном, выходящим на океан.


     Расположились, разместили вещи для просушки, приняли душ, поужинали, поговорили на Вече... Полный комфорт.  И ночь на горячей земле Кунашира, и как обычно, всего  два - три часа сна...



Семь месяцев спустя. Мыс Столбчатый... почти нет внятных ощущений...Не успела понять и разглядеть... Вот это и есть ощущение Столбчатого! Ускользание, утекание сквозь пальцы, переливчатое непостоянство... Здесь я впервые посмотрела навстречу океану. Большому Океану, тому, который занимает большую часть планеты. Который и есть хозяин на планете, а вовсе не суша, земля, материки.Здесь, на Столбчатом, легко понять, как легко этот Океан может проглотить остров, и так далее, что захочет. Он играет здесь, большой Океан.Осторожно и бережно играет. Он дает возможность жить этому острову.

http://www.proza.ru/2010/01/13/1066
Продолжение. Тайфун "Цветок жасмина" 

Начало   
http://www.proza.ru/2009/11/24/1157






















 


Рецензии