Красный туман

В одном городе жили двое друзей. Они знали друг друга уже очень давно, они сами даже не помнили, с каких пор. Они жили в одном доме, учились в одной школе, работали в одном и том же месте, поэтому так привыкли друг к другу, что один не мог представить свою жизнь без другого.
В один прекрасный день с беззаботным белым городом, в котором они жили, случилось несчастье. С юга появился прекрасный туман, пригнанный ветром, за один день заполнивший собою пол города и не хотевший исчезать. Это был туман необычного цвета – красного, и внутри него словно что-то искрилось, словно это был не туман, а испарения серы, красной серы. Все жители города испугались этого и решили убегать от этого тумана. С теми, кто попадал в него, творилось что-то непонятное – убежавшие иногда видели, как те ходят среди красных паров, но они словно теряли разум – все попытки привлечь их внимание заканчивались неудачами, даже когда кто-то попробовал бросать в этих людей, кажущихся обезумевшими, камнями – несчастные падали от ударов, но через минуту поднимались и продолжали своё бессмысленное блужданье, всё так же не обращая внимания ни на кого.
Некоторые, пытавшиеся подойти к людям, оказавшимся в красном тумане, ближе, обычно попадали в него сами, и после этого их никто не видел. Вскоре таких смельчаков не осталось – оставшиеся не решались подходить к туману ближе, чем на сотню метров. И то, обычно они держались от него гораздо дальше.
Вскоре туман заполнил собой весь город, людям стало негде жить. Они не хотели спать под открытым небом, но ещё больше им не хотелось уподобиться всем тем, кто сейчас бродил где-то по улицам, заполненным этим убийцей, как стали называть туман... Он всё продолжал расширяться, и вскоре людям пришлось вновь уходить – дальше на север, где находились горы. Они надеялись, что туда туман не сможет подняться, и они будут в безопасности.
На некоторое время высота гор действительно оградила их от этого невероятного тумана. Они сверху наблюдали, как он с постоянно растущей скоростью обогнул горы, и устремился дальше, в лес, словно там были ещё люди, которых он не лишил разума.
Те, что спаслись, могли только ждать, когда ветер прогонит туман, и они снова смогут вернуться в свои дома. Про тех, кто уже потерял свой разум, они забыли, теперь для них главным было выжить самим. Они терпеливо сидели наверху, ожидая чего-то, что должно было спасти их.
Среди убежавших в горы были и двое друзей, про которых я говорил в начале. Они были, пожалуй, самыми нетерпеливыми – им не терпелось вернуться в город и увидеть тех, кто теперь бродит по его улицам. К тому же, они были единственными, кто убеждал остальных, что нужно вернуться, даже несмотря на туман. Их никто не хотел слушать, а некоторые над ними просто смеялись.
Вскоре друзьям это надоело. Они решили спуститься вниз, ничего никому не говоря.
Когда они спускались по крутому склону, их никто не видел. Но даже, если бы кто-то это и заметил, то вряд ли рискнул останавливать их, потому что все остальные боялись тумана.
Он краснел внизу, на расстоянии пары десятков метров. Друзья упорно шли вниз, хотя каждую секунду рисковали сорваться вниз с узкой горной тропы. Они не разговаривали друг с другом – мысли каждого были заняты тем, что будет с ними, когда они войдут в туман. Всё ближе и ближе. Один шаг, осталось сделать его... И вот они шагнули в красную, словно горящую пелену.
Оказавшись за границей, разделяющей мир тех, кто попал в туман, и тех, кто его избежал, друзья почувствовали лёгкое головокружение. Они ждали. Прошло несколько минут, головокружение прошло. Друзья стояли, закрыв глаза и ожидая, когда с их разумом что-то произойдёт. Но ничего не происходило. Тогда, открыв глаза, они направились к городу. Сверху слышались крики тех, кто остался в горах. Теперь эти крики, которые раньше казались разумными человеческими голосами, звучали испуганно и безумно. Это не в тумане люди теряли свой разум, а за его пределами.
По дороге друзья встречали тех, кого видели до этого блуждающими в тумане. Они больше не казались им странными и потерявшими разум. Они и раньше не были такими, но друзья заметили это, только став такими же. Все эти люди были безумными до того, как попали в туман. Туман давал разум, позволяющий жить. Он открывал людям глаза – раньше они словно смотрели на мир, как на одну огромную иллюзию, он казался им таким, каким в действительности не был. Теперь они видели, какой он на самом деле. Они видели всю боль, которая окружала их и теперь, и до этого. Они видели человеческие страдания, видели несправедливость, видели ложь. Туман открыл их глаза, туман сделал их Людьми.
Вместо города, в котором они жили раньше, вместо цветущего и наполненного жизнью мегаполиса, друзья увидели руины. Вместо огромных домов, в которые они заходили несколько дней назад, они видели дымящиеся развалины. На земле лежали трупы людей вперемешку с трупами крыс. По грязным улицам бегали бездомные голодные дети. Они бегали мимо стариков, которые умирали прямо на мостовой.
Друзья видели переулки, заполненные дерьмом. Они ходили мимо этих переулков раньше, но не видели их. Туман открыл их глаза.
Друзья слышали крики людей, которых убивали за углом из-за куска хлеба. Они чувствовали зловоние этих улиц, чувствовали злобу людей. Солнца на небе не было – его скрывали тучи, несущие кислотные дожди. Под этими дождями люди умирали ещё быстрее.
Город, в котором люди жили, который они любили и который так хорошо знали, на деле оказался огромной помойкой, свалкой всего самого мерзкого, что только можно представить. Здесь не было места жизни, любви, счастью. Это был настоящий город, не прикрытый никакой иллюзией, маской, шторой.
Мимо друзей прошёл босой мужчина, одетый в грязные лохмотья. На его руках была кровь.
Немного дальше, на мостовой, они увидели лежащего человека. У него не было сил подняться, но он был жив. Один из друзей помог подняться ему на ноги, другой достал из кармана большой кусок мягкого белого хлеба. Когда человек увидел этот хлеб, в его глазах появилось безумство. Он схватил кусок и проглотил, не разжёвывая.
За углом друзья нашли ещё одного горожанина, лежащего на холодных камнях. Он был мёртв. Тогда они решили выкопать для него могилу. Пока они копали, пошёл снег.
Те, кто остался в горах и испугался спуститься к красному туману, так и остались там. Они больше никогда не спускались вниз, видя мир таким, каким хотели его видеть.
Этот туман был совестью. Совестью каждого горожанина, каждого, кто ещё дышал. Совестью, которая заставляет замечать вокруг себя всю боль и все страдания. Совесть, которая мучает после каждого недостойного поступка. Совестью, которая открывает глаза. В этом городе ни у кого не было совести, поэтому никто не замечал творящегося вокруг. Те же, кто рискнул подойти к тому, чего раньше не видел и чего так боялся, узнал, что такое совесть, стал человеком. Таких было немного, но они были. Возможно, благодаря им город когда-нибудь вновь обретёт своё лицо, и каждый мёртвый будет похоронен, каждый голодный накормлен, а каждый страдающий утешен. Совесть дала городу надежду, сострадание и жалость.


Рецензии