Сольные ирландские танцы

                Часть первая:  Сольные ирландские танцы

Проходящий в эти дни в Новосибирске фестиваль «Наследие» открывает перед заинтересованным человеком большие возможности – прежде всего в изучении танцев. Я выбрала ирландский, потому что люблю эту культуру, но танцами никогда не занималась. Просто – было интересно прийти, посмотреть. Ирландскую музыку я слушала, но ирландских танцев (под эту музыку) не видела никогда. Не совсем представляя себе, что делают в танцклассе, как нужно одеться – мастеринг по ирландскому танцу единственный проходил в танцклассе -- я залезла в привычные джинсы и взяла с собой удобные туфли тенниски. Но всё было по-другому, и танцевать я не решилась, может быть, зря.
В клубе учащейся молодёжи, на первом этаже, едва только я зашла и искала, где снять пальто, меня доброжелательно встретила спортивная, худенькая девушка в обтягивающих чёрных трико и специальных балетных тапочках. Проводила в танцкласс – большую комнату с деревянным полом, зеркалами вдоль стен и специальными станками. Все присутствующие были одеты примерно в такую же, как у Маши, форму с небольшими вариациями. На вопрос девушки – почему я не переодеваюсь, переодеться можно здесь же, в классе, я ответила, что у меня нет формы, я не умею танцевать. «Что ж, тогда лучше просто посмотреть, -- сказала она, -- Это профессиональные мастер-классы, для тех, кто уже танцует, преподаёт… Очень, очень профессиональный педагог! С утра как начинает – и почти без отдыха, до вечера, до пяти!... Здесь ребята из нескольких городов. Желающих было так много, что сделали две группы». Я не посмела больше отвлекать Машу, так как шли занятия, и села на скамейку, стараясь быть как можно менее заметной.
Работа шла вовсю. Среди обучающихся я заметила несколько знакомых лиц, танцевальная группа «Медиаваль», я видела их на концертах «Инсула Магики». Через некоторое время групповое занятие, под музыку, когда люди выстраивались в ряд, или выходили парами и показывали своё умение Шону Гавану, перетекли в занятия индивидуальные, более подробные разработки танцевальных фигур. Если это требовалось, Шон Гаван пользовался услугами переводчика, но чаще получалось объяснять просто привычными всем  терминами – раз, два, три, секста… Раз, два, три – по-английски все понимают. Танцоры сняли балетные тапочки, и переобулись в балетные же туфли. Никогда не могла предположить, что существуют балетные туфли, с удобным широким каблуком, но в них можно становиться на носки! Я заметила,  как одна из девушек в коротенькой шотландской юбочке поверх трико, встала на носки и прошлась в этих туфлях.
Шон Гаван, преподаватель ирландского танца и основатель всемирной ассоциации ирландского танца, работал в таких же чёрных туфлях, с каблуком. Улыбчивый, весёлый, доброжелательный, он всегда говорил спокойно и с большой выдержкой, несколько раз показывал сложные фигуры и ритмы. Что, собственно, такое ирландский танец? Когда я слушала музыку, я, чаще всего, не слышала в ней ритма, то есть ударных инструментов. Для неподготовленного слушателя эта музыка соответствует известному фразеологизму «тянуть волыну». Играется долгий-долгий -- мотив? рисунок?-- на гармошке, иногда подключается скрипка, и другие инструменты. Однажды моя бабушка, устав от продолжительного воздействия на свои уши ирландского фолка, в сердцах назвала его «каким-то татарским пением»… Так вот, ритм в этой музыке выдаёт танцор.  То есть он же и танцор – он же и барабанщик, как я это поняла. Каблуки необходимы для ритма. И тут нужно обладать неслабым музыкальным слухом. Шон, настраиваясь показать какой-нибудь момент, сам негромко, но очень верно напевал мелодию, отбивал  рукой ритм.
Основные сногсшибательные фортели в ирландском танце выделываются ногами, и при этом ещё подскоки с особым закидыванием ног вперёд и назад. Вобщем, танцор выкидывает ещё те коленца! Наверняка, выдумывая Мерри Брендискока, Весёлого Брендискока, Толкин представлял, что он непременно умеет танцевать ирландские танцы! Руки же свободны, иногда их складывают за спиной. Как рассказывал на конференции Шон, традиция ирландского танца передаётся изустно, то есть от человека к человеку. Но студенты что-то записывали и, получив индивидуальное занятие от Шона (в пять-десять минут), уходили тренироваться в соседнее помещение, второй зал, без деревянного пола, с фортепьяно в углу.  Потом снова приходили к Шону, показывали наработанное, и он просматривал, качал отрицательно головой, мягко, но настойчиво и даже жёстко, без крика и лишних эмоций, поправлял, показывал снова и снова, одно и то же. Для студентов, конечно, разное, для него одно и то же. Море терпения! При этом с улыбкой и нескончаемой энергией. Получив наглядный пример – как это нужно танцевать – студенты, открыв рот, уходили в соседний зал. Хотя среди них было немало учеников с балетной школой за плечами. Но – чувство ритма их подводило, и слабая память на ритмический рисунок, да и, пока ещё, слабое знание самих, очень замысловатых!, фигур. Несколько раз Шон давал сольный мастер-класс, который ребята записывали на камеру, чтобы потом, потихоньку, выучить, разобраться.      
    В конце второго занятия, а они проводились с самого утра, Шон, устало отерев полотенцем лицо, присел на стул. Переводчик Тамара о чём-то говорила с ним. Но не прошло и двух минут, как из соседнего зала вошёл упрямый танцор, решивший во что бы то ни стало покорить ирландский танец, стал показывать Шону то, что он теперь же выучил. Шон внимательно просмотрел всё, покачал отрицательно головой, мол, нет, не так. И, сидя на стуле, стал ногами отбивать ритм, потом всё же вскочил со стула, увлечённо что-то объясняя…
Сказать честно, мне бы хватило и одного часа таких вот попрыгушек, чтобы уплясаться до смерти, и потом спать без задних ног… В прямом смысле этого слова. Взять с кем-то интервью было практически невозможно, все -- погружены в танец, в атмосферу плотной работы. В фойе я подошла к группке девушек, прервавших на несколько минут занятия для отдыха. Они приехали из Томска, от Томского университета, где существует группа этно-танцев. Я спросила о предстоящей ирландской вечеринке, что будет там – они пожали плечами. «Мы не знаем. Приехали просто повысить своё профессиональное мастерство. Редкий, уникальный  случай!»-- ответили, улыбнувшись, девушки.
Когда я вышла на улицу, не дождавшись окончания занятий, было морозно. Рождественские морозы посетили Новосибирск, но очень мягкие в этом году. А в ушах звучала гармошка и ритм нескончаемого ирландского танца.
               
            Часть вторая:   Ирландская вечеринка «Сватовство Кухулина».
               
После столь серьёзных мастер-классов само за себя говорило посещение ирландской вечеринки с интригующим подназванием – сватовство Кухулина. Читая когда-то давно Ирландские саги, я помнила имя прославленного героя. И настроилась чуть ли не на историческую реставрацию свадебного обряда, ну или хотя бы какие-то этнические, сугубо-ирландские элементы-вставки (всё же это простой клуб – не театр, не филармония).
Приехала к семи в клуб "Отдых". К гардеробу, вместе со мной, подошли девушки в клетчатых юбочках. И подходили всё новые и новые люди. В зале шли последние репетиции. Среди тех, кто пришёл, я заметила несколько девушек, запомнившихся с мастер-класса. Многие пришли в удобных танцевальных тапочках – кожаных, наподобие средневековых, с завязками. В моём гардеробе ничего подобного нет, пришла на каблуках, что было неудобно и впоследствии лишило меня возможности танцевать. Ирландские танцы, даже самые упрощённые, на каблуках (не профессионалу) не потанцуешь.
Полчаса я просидела за столиком в зале. Официантка услужливо подсунула под мой локоть меню, вероятно, надеясь, что я что-нибудь закажу. Недалеко, за соседним столиком, две девицы истомно курили. Я наблюдала за публикой, оделся кто во что горазд. Было много и таких (из ролевого движения), кто пришёл в ирландских клетчатых костюмах – килт, плед через плечо, шапочка. Музыканты настраивали свои инструменты, и по настройке уж сразу было слышно, что звук будет дерьмо (да простят мне это грубое слово, но по-другому не скажешь). Дерьмовым звуком и какой попало аппаратурой отличаются все клубы нашей деревни, где бы ни выступал. Кроме филармонии, там и звукооператоры толковые, там группе играть приятно. А клубы, традиционно, плюют на такие мелочи – под выпивку всё прокатит, все останутся довольны. В семь тридцать началось представление. 
 Не скажу, чтобы я не ждала его. Звук дерьмо – ладно, уже привыкли. Лишь бы содержание было что надо, интересное. Всё-таки сватовство Кухулина!, шикарные мастер-классы! Я даже пересела поближе к месту действия. И вот вышел на импровизированную сцену – пространство посреди зала – ведущий в килте и шапочке. Знакомый мне музыкант и ролевик. С первых слов ведущего – назовём его Бард – стало ясно, что попала я на ирландскую вечеринку, устроенную ролевиками, в своём стиле и духе. Конечно король Фергус, королева Фиона, принцесса Дейдра, чьё совершеннолетие отмечают… без королей и королев никак, не свинарка и пастух, однозначно… Герой Кухулин, вырванный из ирландских саг, ради, наверное, своего имени. Точно так же он мог быть не Кухулином, а каким-нибудь принцем Дездрапёрдом. Но к ирландской вечеринке тогда этого бреда никак не притянешь. Сами ролевики понимали, что это игра, бред, и шутейно к этому относились. Герой Кухулин, ражий парень хоть куды (в кои-то веки среди ролевиков появились видные молодцы… Ну, времена меняются), в клетчатом зелёном килте, обратился  к принцессе, что мол «она красива…, и мудра, как старый лосось» (это была его импровизация, в основе ролевого движения – игра, импровизация на заданную тему). Принцесса, мудрая как старый лосось, смирно стояла рядом со своей матушкой, толстой как зелёная жаба (в зелёном платье). И всё это напоминало «Шрека» в не лучшем его варианте, отголосок, импровизацию, сляпанную на ходу.  Только смеяться мне не хотелось – да назовут меня занудой, ежели им так захочется (и за это люди выложили по пятьсот рэ..., билет в "отдых"...).
Даже соприкоснувшись в прошлом с ролевым движением, тогда они называли себя просто толкинистами, не стеснялись этого слова, я никогда не могла влиться в него полностью. Не понимала, почему. Как правило, те, кто вливается полностью, меняют своё имя. И уж чаще их знают под именем какого-нибудь Мерлина, или Саурона, или там Тролля… Ну, всё что угодно. Несколько Гэндальфов, Саур – тоже не один… Имя может быть придуманным, или переделанным на английский манер, к примеру, Джон. Зачем нужно менять имя, данное тебе твоими родителями – из сопротивления их власти? Сугубо подростковый синдром?… Да, вот – Женя это не оригинально, а Джон! Это загадочно!  Недавно прочитала в «Комсомолке» советы – ежели вы не очень гламурны, поменяйте имя. К примеру, Джон звучит сексуально, так же как Серж, не какой-нибудь там Серёга – а Серж… У ролевиков Менестрель – это не бедный поэт, подчинённый своему государю, и не засратый полусумасшедший но архиталантливый шут – а гордый Менестрель из фэнтезийных романов, который говорит легко своему господину – «эй, король!».
В сценарии вечера были так же разнообразные танцы. В них отразились некоторые ирландские элементы, вплетённые в балетную канву – танец подружек невесты. Вот только виртуальный менестрель, Хрюндик Две Колонки, или попросту Тот-Кто-Вставлял-Диски, регулярно подводил танцовщиков. Техника, с ней всегда так… Подружки невесты никак не могли начать… Ну хоть кончили благополучно… и то сщастье… Мне больше приглянулся Танец в лесу Святого Патрика, парный. И без балетных заморочек. Хрюндик, конечно, и им пакостил, но ничего,  ребята справились. Славно оттанцевали. Ладные парни, милые девицы, и костюмы красивые, зелёная клетчатая шотландка. Хотелось сразу же выучить эти, несложные, подвижные движения, попробовать вместе с ними.
Простые танцы показывали присутствующим, к примеру, бретонскую джигу. Разучивали с ними и танцевали, это было достаточно весело – для тех, кто танцевал. Учителей я видела на мастер-классе Шона Гована. Но ритм каблуками они не отбивали, по-прежнему прыгали достаточно резво, по-балетному. 
Весь вечер народ развлекала группа «Fire Water folks»(племя огненной воды). К их помощи обращались в разные моменты, танцевать под живую музыку, действительно, интереснее.  Что сказать об этих ребятах? Бас, ритм-гитара, ударные и аккордеон. Вокал мужской. Группа местного разлива, и репертуар – клубный, известные ирландские переигрыши. Группу вытягивало наличие бас-гитары и хороший аккордеонист. Пели на английском. Не знаю, сейчас клубы требуют, чтобы пели на английском, чтобы в репертуар входили известные песни, и двадцать процентов, максимум, своих… Это клубные требования, кто заказывает музыку – тот и хозяин. Другим просто говорят – ну, не формат, хлопцы… Но иногда лучше бы на английском не петь, лучше бы что-то своё, интересное. Этого я не услышала. Резало глаза, что музыканты были в каких-то оранжевых футболках энд рубашках. Господа организаторы могли бы и бардов формой обеспечить! Назвать ли это новой волной Кельтского Ренессанса?... Да и близко не валялось!... Вот – клубняк не самого высшего качества -- это вполне то самое. 
Конца вечеринки я не дождалась, ехать домой не ближний свет. Так и не знаю, чем закончилось сватовство Кухулина. В женской раздевалке, под простым кодовым названием женский туалет, переодевая свои каблуки на более удобную обувь, разговорилась с двумя девушками. Спросила, не знают ли они, чем закончится сватовство Кухулина? Они сказали: «Не знаем. Мы не ролевики. Мы, блин, просто программисты! Приехали на мастер-класс». И тут же предположили: «Может свадьбой? Или вакханалией? Или и тем – и другим одновременно!... Ну, завтра уже домой». Я пожелала девчонкам благополучно добраться до дома, в скором времени сама покинула "Отдых".
                (январь 2009)
               
               


Рецензии