Славско

               


     Славск  или  Славско,  как  он  называется  на  местном  наречии,  это  обычная  станция  на  железной  дороге  Львов – Чоп  (пограничная  станция  на  пути  в  Чехословакию).  Сам  городок  не  слишком  велик  и  выглядит  вполне  в  карпатском  стиле: крутые  черепичные  крыши, гуцульские  орнаменты  и  рисунки  в  оформлении  улиц,  пологих  у  железной  дороги  и  взбирающихся  затем  вверх  по  склонам.  В  городе  одна  (в  те  времена)  католическая  церковь,  одна  или  две  городские  гостиницы.  На  берегу  горной  речушки  с  названием  Стрый – современный  (опять – же,  для  того  времени)  культурный  центр  с  рестораном  и  кинотеатром.  На  центральной  улице  есть  несколько  магазинов,  в  том  числе – книжный,  с  приличным  выбором  книг,  в  том  числе  и  на  русском  языке. Высота  над  уровнем  моря - около  километра.
      Для  туристов  и  горнолыжников  Славск   располагает  очень  маленькой  турбазой  в  центре  и  спортивной  базой  «Динамо»  прямо  около  вокзала.  Однако  практически  горнолыжникам  приходилось  жить  в  «частном  секторе» -  снимать  комнаты  у  жителей  поселка. 
      Все  перечисленное  выше  более  или  менее  характерно  для  каждого  населенного  пункта  на  Карпатах.  Особенность   Славска  в  другом:  это  самый  лучший  горнолыжный  центр  на  Карпатах,  конечно,  в  критериях  того  времени  и  в  пределах  наших  прошлых  границ. 
      Но  по  своим  природным  возможностям  Славск  и  сейчас  может  считаться   лучшим  из  всех  освоенных  на  Карпатах  мест  для  катания   на  горных  лыжах. Я  говорю  об  этом  с  уверенностью,  что  после  раздела  нашей  страны  новые  центры  вряд ли  появились  на  Карпатах.  Больше  того,  сейчас  и  Славск  не  фигурирует  в  прессе,  как  горнолыжный  центр.  Надеюсь,  однако,  что  трассы  и  подъёмник  там  ещё  функционируют.
      Так  вот,  Славск  располагал  тогда  (речь  идёт  о  60 – 75 г.г.) примерно  пятью-  шестью  спортивными  трассами  на  горе  Тростян,  одним  кресельным (одноместным)  подъёмником  и  4-мя  или  5-ю  буксировочными. Кроме  того,  в  непосредственной  близости  от  Славска  (хотя  и  не  в  его  черте)  работает  горнолыжный  центр  Львовского  политехнического  института  «Политехник»  с  двумя  бугельными  подъемниками  и  своей  турбазой.  Правда,  эти  трассы  более  простые,  чем   на  Тростяне,  но  за  время  поездки  мы  для  разнообразия  катались  там  один,  реже -  два  дня.
      Хотя  были  разговоры  о  том,  что  на  Карпатах  есть  ещё  один  горнолыжный  центр  и  он  получше  Славска,  я  так  и  не  смог  это  проверить.  А  сейчас  и  Славск  не  фигурирует  в  горнолыжной  литературе.  Или  там  все  заглохло  и  центр  не  работает,  или  Украина  не  желает  нас  туда  звать.  Лично  я  думаю,  что  первое  ближе  к  истине.
      Но  вернёмся  в  года  с  1970  по ,примерно,  80 – 85 г.г.  За  это  время  я  побывал  там  4  или  5  раз,  с  друзьями  и  даже  с  женой  Наташей.  Для  неё  это  было  серьёзным  напряжением  по  причине  недостаточной  практики  катания :  всего  несколько  выходов  на  склон  и  сразу  на  крутую  и  высокую  вершину.  Но  она  смогла , в  меру  возможности, кататься  на  этих  склонах,  в  то  время,  как   один  из  наших  товарищей   здесь  не  смог   кататься   и,  в  конечном  итоге,  уехал  раньше   времени. 
      В  отличие  от  Кавказа,  трассы  спуска  на  Тростяне  проходят  в  лесных  просеках,  а  не  на  открытых  склонах. Это , с  одной  стороны,  хорошо,  так  как   прикрывает  от  ветра  и  разнообразит  пейзаж.  Но  иногда  кажется,  что  трасса  узковата.  Кроме  того,  на  вырубленных  просеках  кое – где  остались  пеньки  (!).  Поэтому  на  дне  ухаба  ты  рискуешь  иногда ,  не  взирая  на  очень  высокий  снежный  покров,  врезать  лыжей  по  этому  пеньку!  Комментарии  здесь  излишни.
      В  этом  рассказе  о  Карпатах   я  хотел  бы   подробнее  остановиться  на  условиях  жизни  туристов  в   частном  секторе.  Надо  сказать,  что  тут  многое   зависит   от  места  жилья.  С  точки  зрения  удобства   катания  хочется   жить   поближе   к  подъёмникам,  тем  более,  что  специального  транспорта   из  города   к  склонам  нет.  Только  в  одном  сезоне  нам  удавалось   пользоваться   грузовой  машиной,  которую  подавали  к  базе  «Динамо»  для   спортсменов.  Идти  же  пешком   с  нашим  снаряжением  из  центра   нужно   примерно  с  километр,  причем  половину – с  подъёмом  по  довольно   крутой  и  разъезженной  дороге.
      Найти  жильё  можно  и  поближе,  так  как   домики  есть  и  вдоль  этой  крутой   дороги.  Но  они   маленькие  и  почти  лишены  элементарных  удобств :  водопровода,  газа .  Отопление   и  готовка -  на  одной  плите.  Умывание,  большей  частью,  во  дворе,  причем  не  гарантирован  даже  простой   рукомойник.  Остальные  удобства,  конечно,  тоже  во  дворе  и  самого  простого  вида.  Магазинов  на  этих  улицах  тоже  нет,  приходится  бегать   в  центр  все  по  той  же  дороге.
      Поэтому  в  те  заезды,  когда  мы  приезжали  в  семейных  компаниях,  мы  останавливались  ближе  к  центру  и  пытались  ловить  попутный  транспорт,  хотя  это  не  всегда  удавалось. Но  более  цивилизованные  условия  жизни  и  близость  к   магазинам,  почте  и  телефону  скрашивали  вынужденный   марш – бросок. 
      Процедура  съёма  комнаты  несложна:  после  выгрузки  из  поезда  часть  компании  остается  на  вокзале  с  вещами,  другие,  более  опытные  в  этом  деле,  отправляются  искать  квартиру.  Спрашивать   можно  в  любом  понравившемся  доме.  Со  временем,  через  один  или  два  заезда  начинаешь  ориентироваться  в  городе  и   искать  жилье  не  в  слепую.  Первый   раз  мы  попали  на  постой  к  симпатичным  молодым  хозяевам,  правда,  живущим   без  особых  удобств,  но  чисто  и  дружно.   Комната  была  отдельная  и  молодой  хозяин  сам  приносил  дрова  и  топил  печь. Готовить   можно  было  прямо  в  комнате  на  этой  печке.  Отношение  к  туристам  у  них  вполне  хорошее,  как,  впрочем,  и  у  всех   последующих  наших  хозяев.   
      В  другой  раз  мы  попали  в  дом,  где  хозяин  занимался  резьбой  по  дереву.  Домик  был  отделан  красивыми  наличниками  и  другими  резными  деталями.   Нам  он  вырезал  доску  с  горнолыжным  пейзажем:  канатная  дорога,  обрамленная   карпатскими  елями,  а  сверху  -  избушка  станции  подъёмника.  Изделие  хранится  у  нас  много  лет.
      В  следующий  раз  мы  начали  с  того,  что  сняли  комнату  в  доме  местного  священника.   В  комнате  топилась  печь  и  было  тепло,  на  улице  же  стоял  приличный  мороз  и  мы  вошли  изрядно  замерзшие.  Видимо,  из-за  этого  я  решил  сохранить  тепло  на  ночь  и,  по  незнанию,  немного  рано  закрыл  печку.   Помню,  что  ночью  мне  снились  кошмары,  а  утром  все  встали  с  сильной   головной  болью.  Это  так  плохо  подействовало  на  нас,  что  мы  решили  поискать  другое  жильё.  Прогуливаясь  по  улицам,  чтобы   выветрить  угар,  мы  зашли  в  другой  дом,  кстати,  более  близкий  к  центру  и  к  подъёмнику.   
      Выбор  был  удачным.  Новый  хозяин  работал  начальником  транспортной  конторы  и  мог  отапливать  дом  и   даже  баню  удобными  печками  на  солярке,  можно  было  умываться  теплой  водой  и  даже  искупаться   после  катания.  Имелся  также  теплый  туалет,  водопровод  с  соответствующим  сливом .  В  общем,  небывалая  роскошь  для  нас,  не  избалованных  такими  условиями.
      Зато  в  следующий  заезд,  когда  мы  выбрались  в  суровой  мужской  компании  с  моими  друзьями  по  яхромскому  подъёмнику  Кириллом  и  Евгением,  мы  выбрали  хату  ближе  к  подъёмнику,  на  той  самой  улице  с  крутой  и  разъезженной  дорогой.  И  с  описанными  выше  спартанскими  условиями   проживания.  Но  я  нисколько  не  жалею  об  этом,  так  как  благодаря   близости  к  нижней  станции  подъёмника,  мы  успевали  прямо  к  открытию  дороги  и  могли  кататься   чуть  ли  не  до  закрытия.  В  те  годы  я   мог  себе  это  позволить.
       Хочу   упомянуть  еще  о  такой  подробности,  как  общая  вешалка  для  одежды   и  обуви  на  нижней  станции  нашего   карпатского  подъёмника   Это  была  просто  большая  доска  с  крючками  для  одежды,  сверху  закрытая  навесом.  Было  еще  несколько  скамеек,  на  которые  можно  присесть,  чтобы  застегнуть   горнолыжные  ботинки.  На  морозе  эта  операция   отнюдь  не  простая,  тем  не  менее  часто  мест  на  скамьях  не  было  и  приходилось  одеваться  стоя.  На  вешалке  также  места  в  дефиците,  но  хочу  отметить,  что,  к  чести  катающейся  публики,  я  не  встречался   со  случаями  пропажи  вещей.
       В   Славске   в  то  время  каталось  много  туристов   из  разных  мест  Советского  Союза.  Был  народ  из  Москвы,  Ленинграда,  Киева,  Свердловска.  Еще  сказывалась  близость  к  Прибалтике,  обеспечивающая  устойчивый   контингент,  не  меньший,  пожалуй,  чем  у  москвичей.  Они  и  тогда   держались  несколько  замкнуто  и  отчужденно.  Вспоминается   и  такой   эпизод.  Мы  возвращались  вечером  домой  из  кино,  а  по  параллельной  и  нижней  по  склону  улице  двигалась  подгулявшая  группа  молодых  прибалтов   с  такой  песней: «Дойчланд,  Дойчланд  юбер  аллес…»  Как  видите,  тяга  прибалтов  к  старым   временам   была  уже  тогда.
       Много   горнолыжников  приезжало  и  на  своих  автомобилях  уже  тогда,  положив  начало  нынешнему   бурному  росту  автотуризма.  Но  автостоянок  у  подъёмника  в  Славске   тогда  не  было.  В  этом  плане  все  были  равны:  добираться   с  лыжами  к  подъёмнику   можно  было  только  пешком.
       Несколько  слов  нужно  сказать  о  климате  в  Славске.   Когда   добираешься  туда  через   Львов,  не  верится,  что   где-то  вблизи  есть   снег.   В  первый  заезд,  когда  мы  гуляли  по  улицам   Львова,   я  наблюдал  такую   картину: :  дворник  окончил  подметать   чистую  улицу,  с  которой  наскреб   одну   лопату  снега  и  на  наших  глазах   ссыпал  этот  снег  в  канализационный   люк.   Больше  снега   во  Львове,  по-видимому,  не  было !
От   Львова  до  Славска   езды  на  электричке   минут   25.  Большая  часть  этого   пути  проходит  по  бесснежной   и  теплой   долине.   Затем   начинается   подъём  в  горы   и  постепенно  проступают  снежные  пятна.  И  только   в  окрестностях  Славска   мы  видим   сплошной  снежный  покров  Замечу,  что  время   действия  этих   событий -  начало  февраля.  Высота   города  над  уровнем  моря   обеспечивает  Славску   в  это  время  более  или  менее   устойчивый  снежный  покров,  но  оттепели  могут  быть  в  любой  момент.   При  оттепели  очень  вероятен  туман.  Несколько  раз  на  вершине  Тростяна   мы  попадали   в  такое  молоко,  что  видно  было  не  дальше  протянутой   руки.   В  таких  условиях  спускаешься   очень  осторожно,  чуть  не  ползком.  Удовольствие  от  такого  катания  очень  малое,  хотя  допускаю,  что  после  нескольких  спусков  в  такой  обстановке  можно  пообвыкнуть   и  немного   увеличить   скорость. 
       Однако   горы   есть  горы  и  климат  здесь  часто  меняется.   Возможны  и  морозы  градусов  эдак  под  двадцать.  Правда,  таких  дней  не  так  много,  сильно  замерзнуть  трудно,  хотя  печку  топить  нужно  всегда.
       Вопрос  еды,  как   говорится  в  известной   песне,  лежит  (или  стоит?)  в  самой   основе  как  альпинизма,  так  и,  может  быть  даже  в  большей  степени,  и  в  горных  лыжах .  Однако  снабжение  продуктами   в  Славске  тогда  оставляло  желать  много  лучшего:  если  хлеб  и  крупы  моно  купить  в  магазине,  то  тушенку  и  прочие  калорийные  продукты  приходилось  везти  с  собой,  увеличивая  вес  и  без  того  здоровых  рюкзаков.         
Этим  тоже  приходится   расплачивать  за  удовольствие.
       После  первого  заезда  через  Львов  мы  стали  ездить  в  Славск   на  белградском   экспрессе,  который  в  Славске  имел  остановку.  Это  гораздо  удобнее  и  не  требует  пересадок.
       Как  я  уже  говорил,  в  общей  сложности  я  катался  в  Славске   4  или  5  раз,  что  говорит  само  за  себя :  плюсы  здесь  явно  преобладают  над  минусами.   Еще  на  Карпатах  я   катался  в  Ворохте  и  в  Яблонице,  но  об  этом  --  в  следующий  раз!
 













                .







            


Рецензии
В Славско было когда-то замечательное кафе "Скеля" (скала). Там жарили мясо прямо в центре зала в очаге и всегда было потрясающее местное сухое вино "Берегивське" (по названию села Берегово, где его изготавливали). Вино полагалось разбавлять местной минеральной водой, отчего оно приобретало совсем неповторимый вкус! А еще в Славско было прекрасное развлечение - кататься на елках по склону. За такую елку цеплялось до десятка человек. Елка на спуске разгонялась, подпрыгивала на ухабах, отчего некоторые "пассажиры" отлетали на десяток метров в сторону! А вообще по выходным из Львова в Славско ходил специальный поезд, в котором можно было даже ночевать. Давно это было... Сейчас уже развлечения стали другими - видимо, возраст:

http://www.proza.ru/2010/11/12/863

Удачи и успехов!

Владимир Быстров   24.12.2010 12:09     Заявить о нарушении