1

1
Альбина Мартьянова
*


NAGYON MEGLEP;DVE

EZT A T;NCOT FEDEZTEM AZ EGYVELEGBEN:


Uyghurs and Hungarians (Secret History of Huns)


Na,
hogy tetszik?

Folytat;s:


The Uyghurs are Hungarians Y-DNA evidence

http://www.youtube.com/watch?v=XBYP6joXLo8

*

;s van m;g sok link ugyanott youtubon.

PLD:

Honnan J;tt;nk? Avagy a G;nek nem hazudnak!

http://www.youtube.com/watch?v=KtEAWnbQr5Q

*

honvisszafoglal;k DNSe= ;rp;d t;rzsei csak 24% ;zsia, k;zn;p

http://www.youtube.com/watch?v=50fMFcYES5Q

*

Izgalmas r;g;szeti leletek a Duna vize alatt ( Delta )

http://www.youtube.com/watch?v=G4cdLXXEpB8


*

Мы с маленькой дочкой приехали жить в Венгрию ровно 35 лет назад. Шёл 1973-й год, после событий 56-го года прошло 17 лет. О Венгрии я знала, что это дружественная социалистическая страна, но в 56-м году здесь произошла, как тогда выражались, контрреволюция, и с венграми стоит быть поосторожнее. Как и почему я оказалась женой венгра? На мехмате МГУ тогда училось много венгров, моей соседкой по комнате в общежитии была венгерка Катя Балла, большая умница, пользовавшаяся большой популярностью среди своих венгерских однокурсников, которые целыми днями её посещали. Конечно же, немалую роль в этой популярности играли и её хорошенькие соседки по комнате. Девочек на мехмате училось мало, в основном были юноши, а девчонки нашей комнаты были и вправду хороши – царственная Женя Соколова из Куйбышева, элегантная Лара Ляшенко из Обнинска, ещё одна венгерка Жужи и тоненькая белокурая Аля Мартьянова, неплохо говорящая по-немецки. Венгерские мальчики так и вились вокруг этой комнаты, и что-что, а ухаживать они умели не на шутку. Мне они очень понравились тем, какая дружная была их группа, какая у них была любительская рок-группа, какие вечера, какие походы они устраивали совместно – однажды мы все вместе переплыли Истринское водохранилище… Хмм. Моя младшая дочь Настя каждый год переплывает озеро Балатон – как бы в память о тех днях. Правда, не знаю, что шире. Это они подарили мне на день рождения мою первую пластинку классической музыки, это они заставили полюбить на всю жизнь Эдит Пиаф, а Катя Балла совершенно «купила» меня сиянием своих глаз, когда я сделала ей подарок на день рождения, который ей очень понравился – художественный альбом. Таких лучистых глаз я до тех пор никогда не видела, в семье и среди моих друзей никто не умел настолько выразить благодарность за – признаться – достаточно скромное внимание к своей особе. Сестра обычно, получив подарок, вскрикивала – «Ну Аля! Ну зачем!» - портя мне всё настроение делать подарки. Позже, живя в Венгрии, я имела возможность наслаждаться такими излучениями глаз, когда мне удавалось сделать нравящийся подарок моим дочкам. Венгры оказались настоящими ценителями и ОЧЕНЬ умели выказывать, если они что-то ценят. Например, моя свекровь постоянно хвалила моё знание венгерского языка, и до чего же это мне было приятно, хотя вообще-то она меня, по правде говоря, терпеть не могла!

Итак, Венгрия через 17 лет после пресловутой «контрреволюции». Кстати, после смены систем 56-й год стали крикливо называть «настоящей революцией», и мне было очень непонятно, почему те же люди, которые осуждали октябрьскую революцию и вообще все революции на свете, кичились «революцией» 56-го года.

Но это было позже, я же прибыла в Венгрию в «белые и пушистые» 70-е годы, когда и на Западе было модно жить и одеваться скромно и демократично, когда в Венгрии было бесплатное молоко для малышей, бесплатные лекарства, и что меня особенно поразило – в различных «бюрократических» местах к людям относились мягко, почтительно и с невиданным желанием помочь именно человеку, используя все предоставляемые государством возможности. Это значит – тебе не надо было доискиваться, какие есть льготные возможности – служащие сразу перечисляли тебе всё, предлагая оптимальный для тебя вариант. Конечно, это мои субъективные наблюдения, но они так и запечатлились во мне – здесь государство любит своих граждан.
К сожалению, эта венгерская черта в настоящее время практически сошла на нет – я так и не знаю, что её в те годы порождало. Может, личность Яноша Кадара? Сегодня его принято осуждать, а в те годы о нём говорили с любовью, называли Яни бачи, - «дядя Яни» -, хотя и не без насмешливости по поводу его специфической риторики.

Очень интересно вспоминать о временах «дефицита» промышленных товаров. О дефиците принято говорить, как о чём-то ужасном, но это зря. Помню, как государство справлялось с этими проблемами – есть дефицит – через месяц налаживают производство или же импортируют дефицитный товар. Дефицит – явление именно что здоровое – ибо когда всё есть, экономика вынуждена «засыпать» и неизвестно, как её снова поставить на ноги. А вот если существуют вещи, за которыми даже выстраиваются очереди – это значит, их имеет смысл производить, ими торговать, их все скупят, фирма не прогорит, и.т.д. А покупателю приятно, что он сумел «достать» то или же это. В Венгрии очередей не было, это явление было скорее московское, но дефицитные товары всё же были. Дома я не была приучена к обожанию западных товаров – мы любили и ГДР-скую, и польскую, и венгерскую продукцию… Здесь же считалось, что путешествуя в ГДР или Польшу, не на что потратить деньги – хотя это была пустая болтовня, т.к. кто ездил в ГДР, с удовольствием покупал там недорогие и очень качественные вещи. Еда в Венгрии была дороже, чем в соседних странах, поэтому ветчину, например, имело смысл привозить из Чехословакии и т.п.
Интересный момент – венгры очень кичились своим «статусом» «самого весёлого барака» в социалистическом лагере.
Само слово «лагерь», кстати, наводит на размышления – почему пользовались именно таким выражением? Как будто действительно речь шла о концентрационных лагерях, и в этом что-то было – не зря же стреляли в тех, кто пытался из такого «лагеря» бежать!

Но я этими вопросами пока что не занималась, бежать отсюда не собиралась, с меня было достаточно и того нового и необычного, что я нашла в этой стране.
Хотя даже поездка домой в Союз к родителям была сопряжена с кучей разрешений и подачей прошений в здешний «ОВИР» - КЕОКХ– вот тут-то выстаивать в очередях приходилось, да ещё как! – плюс твои документы укладывались в «долгий ящик» на месячные сроки, а ведь требовалось только поставить печать – одно движение руки! Мда-с. Барак есть барак, что «здесь», что «там».
Но это относилось к пересечениям государственных границ, государства же в то время очень и очень ревностно охраняли каждое свою «паству».

Однако это относилось, повторяю, к пересечениям границ. Оставаясь же в стране, можно было спокойно жить, не беспокоиться о будущем, все имели работу, то есть средства к проживанию. Каждый год автоматически повышалась зарплата, автоматически начислялись премиальные. Отпуска в Венгрии были, правда, невероятно короткие – две недели в год. И ещё я поражалась, что беременные женщины часто работали до самых родов и не брали декретных отпусков – настолько считались важными деньги, а не здоровье. Но вскоре это изменилось, и второго ребёнка я уже имела возможность воспитывать три года дома, получая, правда, совсем мизерные деньги, но не теряя стажа. Одним словом, жизнь была скромная, но безбедная, денег было немного, но на главное их всегда хватало, и все имели возможность отдыхать в скромных, но всё равно приятных домах отдыха и т.п.
Ещё несколько слов о целебных водах в этой стране. Венгрия ими изобилует, и мне тогда казалось поразительным, что даже небольшие деревушки имеют собственные плавательные бассейны. Потому-то и переплывали мы Истринское водохранилище с венграми, что тут вся молодёжь умеет плавать. Правда, венгры избалованы тёплыми водами бассейнов и в холодной воде плавать не любят, это настолько верно, что я многие годы не могла освежиться из-за слишком тёплой воды даже в «холодных» бассейнах. Теперь я к этому уже привыкла, но это другой разговор. Однако же качество этих термальных вод всё равно поразительно. После нескольких часов в такой воде повышается настроение, проходят болезни суставов, усталость, чувствуешь себя лёгкой как птичка, полной сил и здоровья... Но это открытие я сделала намного позднее, ибо всё моё свободное время было посвящено семье, дому, готовке, шитью и вязанью... Мало было девочек, носивших такие оригинальные вещи, как те, что я шила и вязала своим, и этим фактом моей биографии я в достаточной мере горжусь. Позже к вышеперечисленным занятиям прибавился ещё и сад, в котором работала тоже в основном я – боже ты мой, как у меня хватало на всё это сил? Да и не хватало, сил было недостаточно, но зато было громадное желание делать все эти дела ради семьи, детей и самой себя. Папочка же наш, как уже упоминалось, не любил утруждать себя «излишней» работой.

*
24 апреля 2008 г.

© Copyright: Альбина Мартьянова, 2008
Свидетельство о публикации №1804250403


Рецензии
Уважаемая Альбина!
С большим интересом прочитал рассказы о Венгрии. Мелкие незнакомые детали наполняют новыми красками сложившийся образ страны, где я когда-то проходил военную службу.

Олег Ханов   12.11.2011 00:45     Заявить о нарушении