Дополнения к историческому контексту диплома

Как указывалось в моей статье "Предвестник гибели поэта. Новые факты и версии" (http://www.proza.ru/2018/09/29/181), "диплом ордена Рогоносцев" на имя Пушкина содержит многочисленные масонские следы и буквально наполнен масонской тематикой. Это во-первых символическая дата его получения, 4 ноября 1836 г. - 20-летний юбилей торжественного открытия
в Санкт-Петербурге Великой Провинциальной ложи XIX в., а также символическая печать анонима с масонским циркулем и монограммой "А Г", орденская фразеология "диплома", прозрачные намеки  анонима на тайный Светлейший Капитул Феникса и, наконец, его адресация графу М.Ю. Виельгорскому. Как известно, М.Ю. Виельгорский возглавлял в свое время эту Великую Провинциальную Ложу России и ее тайный Светлейший Капитул Феникса. Помимо этого выявлены и другие обстоятельства, свидетельствующие о масонском происхождении пасквильного "диплома".
 
Кроме М.Ю.Виельгорского среди других адресатов "диплома рогоносца" и Пушкин, и Вяземский также имели формальные и неформальные (родственные) связи с русским масонством. Еще до вступления в мае 1821 г. в кишиневскую ложу "Овидий" юный Пушкин после лицея, в сентябре 1818 г., пытался вступить в петербургскую ложу "Трех добродетелей", работавшую в союзе Великой Провинциальной ложи по шведской системе. Эта попытка по невыясненным пока причинам была неудачной.

Отец поэта и дядя были масонами XIX в. и в 1810-е гг. состояли членами сразу нескольких масонских лож Петербурга и Москвы, в большинстве своем работавших по шведской системе. В этих московских и петербургских ложах, вступивших позже в союз Великой Провинциальной ложи, Сергей Львович и Василий Львович Пушкины часто пересекались с графом М.Ю.Виельгорским.

Примечательно, что дядя поэта Василий Львович еще в 1810 г., до поступления племянника в лицей, был принят в известную ложу "Соединенных друзей" и явился автором текста гимна ложи и кантаты в ее честь. Ложа "Соединенных друзей" (Les Amis Reunis) французской системы была основана в 1802 г. и с 1811 г. работала в союзе Великой Директоральной ложи Владимира к порядку (затем Великой Провинциальной ложи). Однако в декабре 1816 г. она вышла из этого союза и с марта 1817 г. вступила в союз Директоральной ложи Астрея (под № 8). Первоначально она работала на французском, а с апреля 1817 г. на русском языке по шведской системе.
К тому же дядя поэта достиг в сравнении с отцом Пушкина более высокой степени посвящения и к 1818 г. был избран членом Светлейшего Капитула Феникса, в состав которого входили рыцари шведской системы не менее седьмой степени посвящения.
 
Князь П.А.Вяземский в молодости вступил в Варшаве в ложу "Северного щита", в чем теперь имеется его собственноручное признание. Отец его князь А.И.Вяземский был масоном XVIII в., имел степень избранного мастера в петербургской ложе "Молчаливости" (Скромности).  Жена П.А.Вяземского, Вера Федоровна урожденная Гагарина, была дочерью князя Ф.С.Гагарина, масона XVIII в., состоявшего сразу в нескольких ложах Москвы и Петербурга, а также сестрой масонов XIX в., князей Василия и Федора Гагариных. Брат ее Федор в конце 1816 г. был посвящен в петербургской ложе "Трех добродетелей", куда позже пытался вступить Пушкин. Сестра ее Н.Ф.Гагарина, в замужестве кн. Святополк-Четвертинская (за кем?!), была родственницей М.А.Нарышкиной.

Вдова Н.М.Карамзина (1766 - 1826), вступившего в 1784 г. в симбирскую ложу "Златого венца" и в 1789 г. закрывшего свои работы, Е.А.Карамзина была внебрачной дочерью вышеупомянутого А.И.Вяземского и сестрой П.А.Вяземского.

Две другие адресатки экземпляров пасквильного "диплома" на имя Пушкина под двойным конвертом, Е.М.Хитрово (дочь М.И.Кутузова) и А.И.Васильчикова (тетушка графа Соллогуба), также имели неформальные связи с русским масонством. Светлейший князь М.И.Кутузов был посвящен в масоны за границей не позднее 1779 г. и помимо иностранных лож состоял членом московских лож "Трех знамен" и "Сфинкса", работавших по шведской системе. Он имел очень высокую, девятую, степень посвящения шведской системы (Рыцаря пурпуровой ленты), орденское имя "Зеленеющий (вечнозеленеющий) лавр" и орденский девиз "Победами себя прославить". Тетушка графа Соллогуба, давняя московская знакомая семейства Пушкиных А.И.Архарова, была замужем за действительным тайным советником А.В.Васильчиковым 2-м, который состоял в 1810-х гг.
в дрезденской ложе "Трех мечей".

Старший брат вероятного адресата "диплома" поручика Н.А.Скалона, действительный статский советник А.А.Скалон 1-й,
в конце 1810-х гг. вступил в уже упоминавшуюся петербургскую ложу "Соединенных друзей".

Почтенный Д.Л.Нарышкин, названный анонимом "великим магистром Светлейшего ордена Рогоносцев", был посвящен в масоны в 1783 г. и в XIX в. состоял в петербургских ложах "Елизаветы к добродетели", "Северных друзей", "Соединенных друзей" и "Сфинкса", работавших или начинавших работать в союзе Великой Провинциальной ложи по шведской системе.   При этом в трех из указанных лож состояли отец и дядя Пушкина.

Супруга Д.Л.Нарышкина, Мария Антоновна, в самом начале XIX в. тоже состояла в одной из петербургских лож, так называемой секте, или обществе Грабянки. Польский граф Тадеуш (Фаддей) Лешиц-Грабянка основал в 1786 г. во Франции мистическое общество "Новый Израиль", или "Народ Божий", в котором соединились все виды мистического фантазерства: вызывание духов, алхимия, каббалистика, магия, общение с небом, пророчества и проч. Секта проповедовала скорое второе пришествие Христа и необходимость создания человека нового типа. После банкротства новой религии в наполеоновской Франции граф прибыл в Россию, где в 1805 г. создал значительный кружок своих последователей, так называемое "Общество людей нового Израиля". Однако в 1807 г. идеи общества были признаны еретическими и сама секта запрещена. Граф Лешиц-Грабянка в феврале 1807 г. был арестован в связи с расследованием дела о его обществе и заключен в крепость, где и скончался. М.А.Нарышкина доводилась родственницей В.Ф.Вяземской через ее сестру Надежду.

Масоном был и император Александра I, прозрачно упомянутый в тексте "диплома" в связи со своей фавориткой Марией Антоновной, супругой Д.Л.Нарышкина. Согласно одним данным, он был членом иностранной масонской ложи (в Эрфурте или Париже) и отечественной военно-походной мастерской "Александра к военной верности" в 1812-1814 гг. , по другим данным - инициирован в 1803 г. в Великом Востоке Польши.

Таким образом, среди адресатов и явных и неявных фигурантов "диплома" определенно просматривается знатный круг русского масонства, в частности представителей "шведской системы".

Приведенные выше факты выдают в пушкинском анониме несомненного знатока русского масонства. К тому же намеренная посылка двойного конверта с символической печатью М.Ю.Виельгорскому, бывшему до того Великим мастером Великой Провинциальной ложи и Великим префектом Светлейшего Капитула Феникса, выдает в анониме непростого масона в прошлом. Похоже, что "диплом" готовился им не столько по частному, семейному поводу (роковое свидание на квартире И.Г.Полетики и якобы "адюльтер" Натальи Николаевны, жены Пушкина), сколько к юбилейной, заранее выбранной дате, 4 ноября 1836 года.

Весьма символично молчание масонов графа М.Ю.Виельгорского, князя П.А.Вяземского, А.И.Тургенева и самого Пушкина насчет многочисленных масонских следов пасквильного "диплома", которые они просто не могли не заметить.

Известный пушкинист, историк и либеральный масон с дореволюционным прошлым, П.Е.Щеголев счел для себя за благо вообще не заикаться о масонской тематике "диплома", которую он также не мог не заметить. Видимо, он хорошо представлял себе, что это громадный пласт и особая тема "диплома". К тому же П.Е.Щеголев наверняка опасался за свое масонское прошлое, поэтому благоразумно предпочел вовсе не замечать эту тему в третьем издании своей книги «Дуэль и смерть Пушкина. Исследования и материалы» (1928).  Ведь в 20-е годы прошлого века в Ленинграде прошло несколько судебных процессов по делам ОГПУ о масонах и розенкрейцерах.
 
Масонская эмблематика печати анонима, знаменательное совпадение дат (4 ноября 1816 г. и 4 ноября 1836 г.), прозрачные намеки в тексте "диплома" на Светлейший Капитул Феникса и адресация экземпляра пасквиля графу М.Ю.Виельгорскому, возглавлявшему Великую Провинциальную ложу и ее тайный Светлейший Капитул Феникса шведской системы, весьма серьезные аргументы в пользу признания по меньшей мере научно обоснованной гипотезы о масонских следах и истоках анонимного пасквильного "диплома Ордена рогоносцев".


Литература:


Печать Светлейшего Капитула Феникса. Имп. Моск. и Рум. Музей  (введите это название в поисковик и на появившихся сайтах найдете изображение указанной печати и Креста Командоров Капитула Феникса).

Сахаров В. Русское масонство в портретах. - М.: ООО "АиФ Принт", 2004.

Серков А.И. Русское масонство. 1731 – 2000 гг. Энциклопедический словарь.  – М.: РОССПЭН, 2001.

Соколовская Т.О. Капитул Феникса: Высшее тайное масонское правление в России (1778-1822 гг.). - М.: Изд-во ГПИБ России, 2000.

Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследования и материалы. М., 1987. 


Рецензии