As Cores
Корабль, следовавший из Лиссабона, прибыл в сияющий Рио-де-Жанейру. Матросы бросили якорь, перетянули брашпили и под дружное «эээх!» пришвартовали корабль к причалу.
Тут же опустили деревянные мостки и капитан дал отмашку на разгрузку судна. И по влажным доскам заскрипели колёса тележек, застучали подошвы ботинок и лёгких туфель, загромыхали сапоги. Тут и там слышалась разная речь, женские, мужские и детские голоса смешались в гул, мелькали тюрбаны выходцев с востока остроконечные соломенные шапочки китайцев, европейцы приподнимали шляпы с широкими полями в знак приветствия, их дамы щеголяли пышными кринолинами, с завистью присматриваясь к ярким тканям саронгов бразильянок.
Молодой человек в модном костюме в полоску, сшитом на заказ в фешенебельном салоне мистера Гурме, остановился на мгновение, приподнялся на носки идеально-чистых туфель, приложил ладонь ко лбу, щурясь.
- Раул!!! – раздалось снизу. – Сюда, Раул!!!
- Элдер! – воскликнул молодой человек. – Дружище!
Он быстро спустился по мосткам, растолкал неторопливую троицу турков, подскочил к ждавшему его у пирса мужчине и оказался в его крепких объятьях.
- Раул, тебя что, держали взаперти? Ты белее, чем пузо древесной лягушки! – Элдер рассмеялся, стиснул друга, от чего тот охнул.
- Очень поэтичное сравнение, друг мой… - хмыкнул Раул. – Зато ты, я посмотрю… - он хлопнул его по спине. – Признаться, я бледен не столько, сколько из-за отсутствия солнца, это всё качка…
- Бедняга… - Элдер потянул его в противоположную от пристани сторону. Пара рабов, которые были при нём, тащили вещи Раула. – У меня здесь экипаж, мы в минуту домчимся до гостиницы…
- А как же доберёмся до Марианны? – Раул еле поспевал за ним.
- Это позже, позже, позже! – махнул рукой тот. – Главное сейчас – приличный обед, ванная и крепкий сон…
Раул вдохнул сладковатый, напоенный октябрьским теплом воздух и заметил, что его новый дом не так уж плох.
- Я и не думал, что он такой огромный… - Раул раскрыв в восхищении рот, смотрел с балкона на шпили флюгеров и крыши домов города. – Посмотри туда…
- Город быстро растёт… - Элдер пожал плечами. – Ну, пойдём, нас ждёт ужин.
Непривычная еда, странный привкус приправ, почти приторная сладость фруктов – всё необычно. Раул с интересом ковырялся в своей тарелке и постоянно спрашивал, что это и как растёт, пока Элдер не попросил его прекратить. За ужином последовали выкуренные на террасе сигары и чашечка щедро подслащенного чёрного кофе.
- А англичане пьют чай с молоком… - заметил Раул.
- Скучаешь уже? – Элдер развалился в удобном кресле, с наслаждением вытянул вперёд ноги. – И нравилось тебе в этой сырой стране, вечно залитой дождём?
- Вовсе не залитой… - возразил тот. – Ну да, солнца маловато, меньше чем в Португалии… Но я любил шумный Лондон…
- Грязный… - скривился Элдер. – Эта вечная вонь, мельтешение…
- Э, друг, да ты в сельского жителя превратился… - рассмеялся блондин. Тот только фыркнул.
- Нет, но мне здесь нравится. Правда, управлять фазендой оказалось не так легко. Но я привык и справляюсь… И ты привыкнешь…
Раул нахмурился, вставая и подходя к двери в свою комнату.
- Ты же знаешь, что я бы…
- Знаю… Но я рад, что ты приехал в Бразилию… - Элдер сжал его плечо, улыбнулся. – Отдыхай, друг. А завтра я покажу тебе, каким бывает Рио.
Его разбудило пение птиц за окном и жаркое, совсем не английское солнце.
Раул перевернулся на другой бок, натягивая до ушей тонкую льняную простыню и недовольно заворчал, услышав смех Элдера, тянувшего за другой конец полотнища.
- Вставай, вставай, нечего дуться…
- Элдер, ты изверг… Я две недели провёл, держась за поручень в стене своей каюты… - прохрипел Раул, протирая веки. – Боже, это первый раз за месяц, когда я спал так крепко… Даже во сне я вижу океан и качку…
- Не позавидовать тебе… - Элдер склонился к нему, обдавая запахом мыла и кофе. – Но, так или иначе, у нас полно дел, а у тебя даже гардероба подходящего нет, чтобы путешествовать по джунглям Бразилии…
- Мы поедем через джунгли? – тот тут же оживился. – Правда?
- Ну, настоящей сельвы я тебе не обещаю, друг мой, но на деревья и реки ты насмотришься… - в уголках глаз Элдера залегли морщинки, он весело подмигнул товарищу. – Кофе и завтрак, хм?
- И горячая вода, и бритва… - Раул потёр свой подбородок. – Я умираю от желания побриться… Когда мы выедем?
- Так не терпится посмотреть на землю, которую оставил тебе в наследство отец? – Элдер рассмеялся. – Через пару недель ты взвоешь от тоски по городскому шуму…
- Всё может быть… - новоявленный обладатель фазенды сунул ступни в лёгкие сабо из пробки. – Но как учёный я пользуюсь любой возможностью узнать что-то новенькое…
- Учёный… - Элдер закатил глаза. – Там нечего изучать, кроме цветов и полосок на спинах жуков…
- Ты, мой дорогой, - Раул приобнял его за плечи, чуть боднул лбом. – Никогда не испытывал особой любви к естественным наукам… В отличие от меня…
- Да, в отличие… - тот пожал плечами. – Там скучно. Хорошо, что есть город… - он снова подмигнул. – Город, названный именем женщины, такой же таинственный и чарующий, вечерами раскрывающий свои объятья тем…
Раул не дослушал, скрылся в ванной, пряча краснеющие щёки.
- Три дня, Элдер? – Раул даже присел на краешек стула, разинув рот от удивления.
- Три дня… - тот пожал плечами. – А что такого? Это ещё немного, с учётом того, какие здесь дороги… Раул… - Элдер рассмеялся, смотря на обескураженного друга. – Это не Англия! Ни тебе железных дорог, ни дирижаблей… Мы поедем верхом, останавливаться будем в ошпидарии…
- Где? – тот отодвинул кофейную чашку.
- В придорожной гостинице. С собой возьмём только необходимое. Один из моих рабов останется с твоими вещами и выедет с почтовым дилижансом позже. – Элдер прошёлся по комнате, потянулся, зевая. – С нами едут ещё двое господ – они свернут на Бэлу-Оризонты, им на шахты…
- У моего отца тоже есть шахта… - заметил Раул и тут же осёкся.
- У тебя. – возразил усмехаясь его друг. – Теперь это всё твоё… кстати, неплохие там места, наверняка прибыльные…
- Ты же знаешь, что я не очень в этом разбираюсь… - Раул сокрушенно покачал головой. – Я никудышный экономист, отец в гробу перевернётся…
- Твой отец гордился бы тобой… - Элдер похлопал его по плечу. – Не переживай раньше времени, дружище… Найдёшь себе управляющего, всё уладится…
- Так когда отправляемся? – немного оживился тот. Элдер только расхохотался.
- Завтра на рассвете, торопыга.
После полудня в седле, Раулу показалось, что он умирает. Медленно и верно его тело затекало, ныла поясница, тесьма широкополой по местной моде шляпы натирала шею, но Элдер категорически запретил её снимать – солнце пекло, несмотря на то, что бразильское лето ещё не вступило в свои полные права.
- Я свалюсь с коня… - простонал Раул, вытирая лоб и шею платком.
- Ты только и делаешь, что скулишь… - фыркнул Элдер, открыл флягу и протянул другу. – Пей, ты много потеешь, иначе я довезу до Марианны только твой труп… Скоро Фавелла, там отдохнём немного…
Таверна в Фавелле оказалась довольно чистой, хозяева – расторопными и добродушными, а еда – вкусной.
- Хочу умыться… - Раул шатаясь поднялся по лестнице наверх, зашёл в ванную комнату и стянул с себя пропитавшуюся потом рубашку. Элдер развалился на диване, медленно попивая лимонад и обмахиваясь своей шляпой. Его раб остался внизу присмотреть за лошадями.
- Сколько мы здесь пробудем? – Раул глотнул холодной воды, опускаясь в плетёное кресло.
- Пару часов, не больше, нам нужно скорее добраться до Мендеша, там переночуем… - Элдер закрыл глаза. Раул простонал. – Ну, чего? Устал?
- Не то слово…
- Мейрелеш, ты нытик. Девчонка. Кисейная барышня…
- Маркеш, ты изверг и мучитель… Мог бы предупредить…
- О чём? Я же не виноват, что ты превратился в овсяную размазню в своём Лондоне… - Элдер рассмеялся, поднимаясь. – Ничего, пара тройка недель и ты привыкнешь…
- Недель? – Раул рассмеялся. – Через пару недель у меня на заду будет мозоль!
- Зато ездить будет удобно! – поддразнил его друг.
Снаружи раздался женский крик.
- Погоди, что это? – Раул выглянул в окно. – Нет, это отвратительно!
- Что там? – лениво протянул Элдер, отодвинул в сторону шторы. – Нашёл чему возмущаться…
Высокий мужчина, одетый как большинство местных, подняв руку, с зажатой в ней плетью, кричал на темнокожую девушку, сжавшуюся на земле и закрывающую голову тонкими руками.
- Безобразие! – глаза Раула метали молнии. Позабыв о боли и усталости, он тут же выскочил из комнаты и побежал вниз по лестнице.
- Куда ты? – Элдер припустил за ним. – Сумасшедший! Он имеет право! Он…
Раул выбежал во двор, миновал тройку зевак, смотревших безмолвно, как мужчина избивает девушку, что-то выкрикивая, подскочил к нему и схватил за руку.
- Что вы себе позволяете?
Мужчина опешил, потом выдернул руку, сплюнул на землю.
- Ты кто такой ещё, будешь мне указывать?
- Это же женщина! Как вы смеете поднимать на неё руку? – Раул присел перед девушкой. – Она же ребёнок совсем! Посмотрите, что вы сделали! Она вся в крови!
- Да её бы забить до смерти! Эта криворукая капибара чуть моего коня не угробила! Он стоит как три таких, как она! – мужчина поправил сомбреро. – А вы ещё кто такой? Пристав из Рио что ли?
- Нет, мы путешественники… - Элдер сжал локоть Раула с такой силой, что тут чуть не вскрикнул. – И мы просим у вас прощения за то, что вмешались… Пойдём, друг, это не наше дело…
- Но… - попытался возразить Мейрелеш.
- Я сказал, пойдём… - Элдер нахмурился. – Доброго дня, сеньор…
- И вам доброго дня… - тот пробормотал что-то насчёт сумасшедших приезжих европейцев и сунул кнут в сапог, поднял девушку за шиворот и под причитания несчастной, потащил её в сторону пристроек.
- Ты с ума сошёл? – Элдер сложил руки на груди. Раул выглядел расстроенным и злым. – Ты понимаешь, что делаешь? она – его собственность! Он имеет право делать с ней всё, что вздумается! Это здешние законы! Ты только приехал и собираешься все их разом нарушить?
- Элдер… - тот покачал головой. – Это бесчеловечно. Она женщина. Она ребёнок. А он… Кнутом… Это же… Отвратительно, низко, это…
- Это законно. – отрезал Маркеш. – Законно, ясно тебе?
- Ты своих… рабов… также порешь?
Элдеру стало не по себе от взгляда светло-карих глаз.
- У меня для этого есть управляющий. Если они не слушаются, то он… Поучает их…
- Поучает? Кнутом? – Мейрелеш вскочил.
- Раул, Раул! Они же животные, обезьяны! Они не понимают человеческого языка! Они… - Элдер всплеснул руками. – Ты их просто не знаешь. Ты не видел их, только слышал о том, что, мол, жестокие бразильцы угнетают рабов…
- Слышать об этом не хочу! – Раул зажал уши ладонями. – Это отвратительно! Это… Они же люди, Элдер! Люди! Такие же, как и мы с тобой!
- Ну ты хватил! – расхохотался тот. – Как мы с тобой? О, Раууул…. – протянул он, приобнял друга, заставляя успокоиться. – Вот приедешь к себе на фазенду и решишь, такие же они, или нет. А пока будь сдержанней, умоляю тебя. Иначе без приключений мы не доберёмся.
Свидетельство о публикации №210011401587