Как работает память

Почему человек часто не помнит прошлого, особенно ранний детский возраст? И надо ли помнить то, что уже давно «безвозвратно» ушло? Зачем тревожить память, которая не несет в себе ничего хорошего? Многие стараются уничтожить «плохое» прошлое и никогда больше к нему не возвращаться. Нет памяти – нет травмы. Хорошо это или плохо? С одной стороны, подавление травмирующих событий за счет вытеснения их в подсознание, спасает от гибели – невозможно травмироваться снова и снова. В конце концов, подавляя память, мозг спасается от саморазрушения. С другой стороны, подавленная травма превращается в червоточину и, минуя сознание, разрушает изнутри. Возможно ли, разобраться в проблеме и каким-то образом ее решить? Рассмотрим механику. Почему плохо помнятся школьные годы? Что блокирует память, и как ее восстановить? Если я попытаюсь просто начать вспоминать, то ничего хорошего из этого не выйдет, потому что оживут тогдашние психотравмы, и они заблокируют память. Тогда как ее воскресить? Надо дать возможность подавленным ранкам раскрыться и зажить. Каким образом? С помощью сна «до упора», и не за один день. Я тогда жил «в ритме страха», который не позволял мне расслабиться, чтобы комфортно себя чувствовать в классе и спокойно воспринимать материал. Личные проблемы забивали все. Я жил внутри себя, в своем убогом замкнутом эмоциональном мирке, и боялся выбраться из него, потому что тут же начинал получать удары…. В моем дворе жил мальчишка, старше меня, который надо мной издевался. Ни защититься, ни даже спрятаться от него в своей комнате я не мог. Он доставал меня всюду. Дома  пусто и заняться нечем. Четыре стены давили на меня, и я старался убежать от них не улицу. Просто болтался, лишь бы не идти домой. В классе у всех все было лучше, чем у меня, и это сильно угнетало. Чтобы хоть как-то сравняться со всеми, я воровал в спортзале в раздевалке авторучки  у школьников из параллельных классов, и комбинировал из них одну ручку, чтобы ее не опознали. Комплекс «хуже всех» крепко сидел в голове и отравлял жизнь. Если точные предметы я плохо знал, то гуманитарные вообще не воспринимал, потому что сразу начинал сравнивать «как у них» (у литературных героев), и как у меня. Это травмировало и блокировало всякую способность воспринимать материал. Маме врал насчет успеваемости, периодически «терял» дневники, вырывал из них листы, поделывал оценки, списывал перед уроками домашние задания. Вообще не понимал, зачем мне эта учеба. Кое-как учился только из-за страха перед наказанием…. Конечно, к такой памяти не хочется возвращаться. Но и вычеркнув ее из своей жизни, я нанес себе не меньший урон. Как разрешить проблему? Первое, и самое главное, это затормозить «карусель жизни», и перестать бежать «только вперед». В этом случае время начинает поворачивать назад, травмы и травмочки разряжаются, заживают и осмысливаются. Отношение к прошлым событиям начинает меняться коренным образом в лучшую сторону. Память, из отдельных обрывков, становится все более целостной и не травмирующей. Укрепляет свои позиции сильное агрессивное «Я», которое начинает противостоять страху. Восприятие становится целостным, объективным, доброжелательным. Травмирующий ритм, который гнал «только вперед», принуждая все время убегать от травмы, упраздняется за ненадобностью. Нет травмирующего момента, и память становится абсолютной и не травмирующей. Помнятся во всех подробностях учителя, классы, ученики, взаимоотношения, и даже школьная программа, которая тогда не воспринималась. Нет меня уже того задавленного, закомплексованного, я вижу все уверенно, спокойно, с чувством собственного достоинства, не предвзято, и ни на кого зла не держу. Отношение ко мне на тот момент было такое, какое заслуживал. Самое главное, я вернул себе самого себя. И это состояние передалось по всей вертикали на разные временные периоды. Изменилась память, изменился я. Вернее, я стал таким, каким должен был быть. Ничего сложного, заумного, каждый может через осознание изменить свое отношение к прошлому, избавив себя, таким образом, от многих проблем.


Рецензии
Владимир, рекомендую Вам прочитать книгу Хенеполы Гунаратаны "Простыми словами о внимательности". Ваши и его идеи имеют много общего.
http://www.dhamma.ru/lib/gunaratana.htm#mozTocId223563

Ермаков Антон   14.01.2010 10:22     Заявить о нарушении