Алмак - древный город, оставшийся в забвении

АЛМАК - ДРЕВНИЙ ГОРОД, ОСТАВШИЙСЯ В ЗАБВЕНИИ.

     В последнее время стало, как бы традицией писать об истории своего села, о своих земляках – участниках тех или иных знаменательных событий. Посвящаются статьи, пишутся книги и т.д. Также стало традицией среди ученых историков, филологов посвящать свой научный труд большей частью именно своему селу, району, обществу, выходцам из данных мест, при этом хватает надуманного в их трудах, мягко говоря, истолкование ролей в исторических событиях в пользу земляков их населенных пунктов похоже на «перетягивание одеяла» истории, потому отношение представителей официальной исторической науки к подобным «историям» отдельных ученых весьма скептическое. По их статьям, книгам одни населенные пункты, с выходцами из этих мест «Освященные» учеными-земляками ярко рисуются своей славной историей на фоне безвестной истории других сел, остающихся в тени, забвении.
Среди алмакцев не оказался ученый-историк от официальной Российской науки, потому история об этом селе, можно сказать, осталась за «кадром» русско-язычной литературы по истории. Эпизодические сведения об Алмаке упоминаются  в редких, недоступных для широкой аудитории читателей, книгах истории. По мнению некоторых ученых история Алмака более богато отображена арабо-язычных источниках и в летописных материалах на аджаме, которые раскиданы по разным местам, в частных руках, тем более не доступных для широкого круга  читателей…
Об одном ученом-арабисте из Алмака упоминает И.Гаджиев \Салатавалъул партизанал» /Салатавские партизаны/ - Махачкала, Дагучпедгиз, 1972 на авар. яз. и  «История гражданской войны в Казбековском районе с 1917 по 1920 г. ЦГА РД Ф.п-8. Оп.3. Д.117, л.34-38\. 06.08.1918 г. Нажмудин Гоцинский прибыл в селение Дылым. Из состава своих кадиев он выбрал судьей Амирали Гаджи \репрессированного в 1924 г.- авт.\ из с. Алмак, который стал распространять свою судебно-производственную деятельность целиком на Хасавюртовский округ.
Также сын Узун-хаджи Салтинского \г.»Х1акъикъат» от 30.12.03г.\ пишет об Амирали-хаджи Алисултанове, как о святом  человеке, которого перед своей смертью Узун-хаджи назначил Шейхул Ислама, от которого Амиралихаджи любезно отказался. Кстати, надо отметить также то, что про Узун-хаджи Салтинского написано, на наш взгляд, слишком мало, многие читатели не имеют представления о нем. В одних советских исторических справочниках Узун-хаджи представлен как имам Северного Кавказа, в других же – Шейхул ислама. Он сыграл  беспрецедентную политическую роль в послереволюционной России. Ведь за разгром деникинцев в Дагестане, в котором он сыграл важную роль, призвав горских красных партизан, в том числе и из Алмака, и чеченцев к войне с деникинцами. За это большевистская власть России дала Узун-хаджи властные полномочия как религиозно-политическому деятелю Дагестана и Чечни, у него печатались свои деньги \!\.
\На них вместе с подписью Узун-Хаджи имеется и подпись Амиралихаджи\.

Было ли такое когда-нибудь при какой –либо власти?! Клише, на котором печатались эти деньги до сих пор хранятся как реликвии в частных руках. В некоторых районах Чечни и Дагестана под влиянием Узун-хаджи до 1936 года сохранялись шариатские нормы… У выше упомянутого Амиралихаджи из Алмака была обширная библиотека, в которой хранились ценные арабо-язычные фалианты, источники на аджаме, среди которых были ценные летописные материалы не только об истории Алмака, но и других населенных пунктах.
     После его ареста вместе с сыном Садыком, эта библиотека  куда-то исчезла, не большая часть этих книг хранятся теперь в частных руках. Очевидцы тех времен вспоминали, как погрузили эту библиотеку на арбу с арестованным Амиралихаджи…
Так, история Алмака, возраст которого соизмерим, вероятно, с самым Дербентом, остается в преданиях и легендах.
      
         В разделе «Даты сегодняшнего дня» в г. "Дагестанская правда" от 12.02.09г. с.8, А.Дейнега пишет, что 12.02.1767г. произошло землетрясение силой 6 баллов в эпицентре, который находился недалеко от с.Алмак \ныне Казбековский район\.
 
      Согласно переписи населения РФ за 2002 год
\Шиявдин Яндаев «Алмахъ». г. «Чапар». №47. 29.11.04с. гь.4\.
Алмак раньше называли «Бакът1ерхьул щулалъи», Бакъбаккуде гъапаби», «Къуркьулареб». Алмак был стратегическим пунктом, так как был расположен на пути с запада на восток и с юга на север.
На сегодня в районе и за его пределами проживают 16000 алмакцев.
       Строительство Алмака началось после возвращения из ссылки \из Хубара\ в 1880 г., такова логика.
       На стене мечети год строительства  на камне – 1303 \1885\ год

Упоминая Шамилевское движение, отметим, мало кто знает, что рядом с имамом из Алмака в войне участвовали много славных мюридов, а ученый Уммалат был наибом и судоисполнителем Шамиля \им был назначен Уммалат наибом вилайята Ичкерия\.
Проследим некоторые моменты истории Алмак – живописный уголок Салатавии. Изучением Салатавии \название Союза сельских общин Нахбака\, ее историей занималось много ученых, такие как Бакиханов А.К. «Гюлистан-и Ирам», Баку, 1926г.,  Бехтиев И.М.\»Чирка или Чиркей», 1963г.\, Ганн К.Ф. \»Опыт объяснения Кавказских географических названий – Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» \Тифлис, 1909 г., выпуск 40\\, Чиркеевский А. \»О происхождении аварцев» \Кавказ 1865г., №64,65\\ и многие Ш.М. Мансурова «Салатавия» \Издательство «Юпитер», г.Махачкала, 1995г.\\.
\Пикуль М.И. Отчет о работе 11 Бавтугайского отряда в зонах строительства Чирюртовской и Чиркейской ГЭС; Путинцева Н.Д. Отчет об археологических исследованиях в зоне строительства Чирюртовской ГЭС; Брэдэ К.А. Отчет об археологических разведках на берегах Сулака; Котович  В.М. Мискинбулакский могильник. – В кн. Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане. Махачкала. 1978 г. с. 96-98\. Археологические исследования в Дагестане в 1955г. Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР, т.1, Махачкала, 1956, С.212.\.

         О неподдельном интересе к Салатавии русской печатной мысли показывает, например, «Кавказский календарь» на 1859 год» \Тифлис,1858 г.\ Берже, где несколько страниц этого календаря посвящены разнообразным сведениям доктора одной из воинских экспедиционных частей Г.Костемировского о Салатавии. Вызывало интерес ученых и происхождение названия «Салатавия» \со словом «сала» связаны и другие названия в Нахбаке «Сала-тау» горы в Салатавии, «Саласу» - речка, протекающая через территорию Казбековского района, «Салавюрт» - название живописной плоскостной местности, растянувшейся вдоль юго-западного склона хребта Гебек-кала\.
В книге Ш.М. Мансурова наряду со множеством  интересного, вкратце приводятся различные версии ученых о происхождении названия «Салатавия» и других, связанных со словом «Сала», названий, о которых и пойдет далее речь, точнее об одной из них \не утомляя читателей, опускаем другие версии\ выше описанных ученых. Это версия И.Гаджиева – «…происхождение «Сала» производит от имени хана Сала, которому якобы принадлежали эти горы до Х1У в.»
В защиту данной версии, хотим привести несколько своих доводов, которых ранее не приводились никем из ученых-историков:
1\.О том, что на самом деле существовал богатейший человек, хан по имени Сала  подтверждается тем, что имена людей, связанных с именем «Сала» \Сала,   Саладихан, Салав\о\дин, Саламодин, Салатби, Салатгере, Саласгирей, Саламирза, Салатхан, Салгере, Салибий - чаще встречаются в селах Нахбака /Салатавии\, особенно у Алмакцев, чем в других местах \подобные имена не характерны, например, для сел других аварских районов, во всяком случае, могут встречаться, очень редко\.
2\.У алмакцев есть такие, характерные только для них, упреки. Если взрослеющие дети любят побольше спать или нежиться в постели, родители упрекают  их, мол, валяешься как Салахан. Так же взрослых людей, в сезон полевых работ,  проводящих время праздно и легко, так же за глаза называют «Салахаби» \множественное число от слова «Салахан»\, то есть имя Салахан у алмакцев стало нарицательным, характеризующим не активного, порой ленивого человека. Вести праздный образ жизни – не позволительная роскошь даже для состоятельных  людей прошлых времен, но хан Сала, вероятно, был настолько богат и влиятелен, что только для такого человека было позволительно вести праздный образ жизни.

       Доработать  /Интернет. «История и культура чеченского народа» …Ремесленные центры Северного Кавказа – Дербент, Аркас, Тарки, Алмак, Дедяков, Магас, Татартул, Нижний Джулат, Капчигай, Маджары, Матрика, Мапа, Копя…\

3\.Известно, что до нашествия хромого Тимура \Тамерлана\ на месте села Алмак
был хорошо укрепленный город с 8-9 тыс. домов \по другим данным, по А.К-А. Бакиханову – 7 тыс., по Мансурову Ш.М. – более 9 тыс.
         До нашествия завоевателя Тимура, это было осенью 1395 года предки алмакцев жили на урочище «Гъоркьа росо», что на самой северной оконечности нынешнего села.
Осенью 1395 года завоеватель Тимур прибыл  к городу Алмаку, где было около 7-8 тысяч дворов, с целью его захвата и осадил его несколько месяцев. Он обещал жителям города жизнь и просил открыть ему, т.е. его войску ворота «Коймесе», хотя те обещали им сохранить жизнь местных жителей города, на это жители города ответили отказом. Нам неизвестно как переводится название ворот «Коймесе», может спутали его название или название ворот было другое...
После длительной осады в конце 1395 года Тимур увел свои войска за Гумбет, при этом он сделал тактический ход, обманув жителей города, что оставляет город Алмак. На самом деле он готовился к взятию города хитростью.

В город в те времена была проведена питьевая вода по водопроводным трубам \один узкий конец вставляли в другой широкий\ из местечка «Х1абибил тала», что на расстоянии 2 км. от нынешнего села. Надо сказать, что месторасположение источника воды, ведущего в город, была великой тайной, знать его могли особо приближенные люди правителя города. Если постороннему становилось известным эта тайна, то его приговаривали к смерти. Так вот, упомянутые водопроводные трубы были из глины и они обжигались на месте. Кстати, такие же аналогичные трубы можно увидеть в музее крепости г.Дербента. Эти трубы и поныне сохранились в сел. Алмак и их находят в отдельных местах в земле на глубине более метра \см. фото\. В 1967 году, когда бульдозер вскопал место недалеко от старинного кладбище, было обнаружено их несколько штук. Их можно увидеть в музее сел. Калининаула и Алмака. Если проследить места, где были найдены эти трубы, легко можно понять, что водопроводные трубы были подведены из верхней части нового села к «Гъоркьа росо».

…Есть легенда, что весной 1396 года Арсах Тимур послал своего шпиона в виде нищего с целью выяснить: почему они не сдаются, каким образом можно взять город. Долго шпион ходил по городу, никак не удавалось ему выполнить задание Тимура, разузнать как взять Алмак. Наконец он зашел к одной старой вдове и просил у нее кушать якобы он голодный. Она сварила ему кашу вместе с орбичом в середине. Несмотря на то, что город длительное время был в осаде, горянка угостила «нищего» как гостя. Когда он стал кушать, он, не трогая центра тарелки, где был орбич, стал кушать по краям. Она спрашивает его, почему кашу кушает по краям как Арсак Тимур, который окружает и не может покорить наш город. Он нарочно интересовался как будто он не знает Арсака, почему тот не может  взять город. Она вышла во двор и показала тому откуда предположительно берет начало проводимой им питьевой воды и объяснила ему, что мол наше счастье, что Арсах Тимур не знает, где источник воды -буллах откуда берет начало водопроводные трубы.
       Шпион рано утром до утренних петухов ушел, когда вернулся к Тимуру рассказал об этом.
Тимур созвал совет старейшин и обещал дать в награду боевого коня тому, кто сможет посоветовать найти источник. Долго искали, раскопав всю территорию, не найдя, его советники начали думать, но никак не могли придумать как найти источник воды. Тогда объявили среди воинов и жителей соседних населенных пунктов о награде Арсах Тимура. Примерно через 2-3 недели к Тамерлану привели старика, который спросил у него, действительно ли, это так важно ему. Тамерлан ответил, что настолько важно, что он готов отдать за это 10 боевых коней и выполнить любое желание старца. Мудрец предложил Тамерлану накормить молодого жеребца отборным овсом, не давать ему вообще воды и через неделю привести к тому предположительному месту расположения источника. Источник будет там, где жеребец начнет рыть копытой землю. Тамерлан так и поступил и был обнаружен источник горной воды, откуда шла водопроводная труба в г.Алмак. Тимур перекрыл воду в город и провел ее в другую сторону. Затем направил к алмакцам парламентария, сказав, что воду из источника они выпьют тогда, когда его воины войдут через городские железные ворота, предложив им сдаться без боя, обещая им за это жизнь, но Тамерлану было отказано. Военный совет города заявил, что они выстояли против более грозного врага монголо татар и скорее умрут, чем сдадут город. Около месяца алмакцам хватило их запасы воды. Когда закончился этот запас, остались без воды, мучились от жажды скот и люди. В городе мнение о необходимости сдать город было высказано большинством. Они вынуждены были сдаваться. Разгневанный Тимур, который ждал этого часа более полугода, нарушив данное им слово, уничтожил жителей города.
Этому свидетельствуют многочисленные захоронения в местечке «Гъоркьа росо».

        Как указано Мансуровым Ш.М.  \»Салатавия». Махачкала.1995 г.. стр.15\  по данным археологии Салатавия была заселена не позже 111-11 тыс. до н.э. \Пикуль М.И. Отчет о работе 11 Бавтугайского отряда в зонах строительства Чирюртовской и Чиркейской ГЭС; Путинцева Н.Д. Отчет об археологических исследованиях в зоне строительства Чирюртовской ГЭС; Брэдэ К.А. Отчет об археологических разведках на берегах Сулака; Котович  В.М. Мискинбулакский могильник. – В кн. Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане. Махачкала. 1978 г. с. 96-98\. При тщательном археологическом исследовании всей территории Салатавии допускается возможность удревнения этих сроков. В некоторых пунктах Салатавии, пишет В.И. Канивец \Археологические исследования в Дагестане в 1955г. Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР, т.1, Махачкала, 1956, С.212.\, найдены кремневые орудия и отщепы, часть которых, вероятно, относится к каменному веку.

       М.Г. Гаджиев, О.М.Давудов, Г.Ш. каймаразов, А.И. Османов \ответственный редактор\, Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Том 1. М. Наука. 2004г., стр.132.    
Грунтовые могилы Дагестана имели различные формы: овальные и вытянутые, четырехугольные. Кроме того, на могильниках обнаружены каменные склепы с костяками \скелетами\ от 5 до 49 погребенных. В конце 1 тыс. до н.э. – начале 1 тыс. н.э. появляются каменные ящики \цисты\ и каменные гробницы – грунтовые могилы с обложенной каменной кладкой стенами. В них были найдены скелеты, скорченные на левом или правом боку, полускорченные, вытянутые на боку, спине с разными положениями ног и рук. Иногда скелеты положены ничком, или находятся в сидячем положении . Встречаются вторичные погребения и погребения отдельных черепов.


         В связи с этим необходимо вспомнить следующие исторические данные Аббаса Кули ага Бакиханова
Остальные арабы, большей частью раненые и изможденные, отступили к Дербенду, а оттуда удалились в Сирию.  Хакан,  оставив трехтысячный  гарнизон  в Дербенде,   возвратился  в  свою  столицу.   Когда  Валид  ибн  ал-Малик, омейядский халиф11, в 86 г. х.  (705 г.) вступал на престол, то дал брату своему Масламе  40 тысяч отборных воинов и поручил ему покорить Дербенд.  Маслама покорил города Джула  (на берегу Аракса в Нахичеванском уезде, где и поныне видны его развалины, называемые Джульфа), Лахиджан был взят и разрушен. Потом он пришел в Ширван и овладел этой провинцией [и землями] до Мускурского магала. Назначив повсюду правителей, он двинулся дальше и приступил к осаде Дербенда. Не надеясь, однако, овладеть им, он хотел уже возвращаться    назад,    но    однажды    ночью    некто    пришел к нему из крепости и сказал: «Если ты дашь мне столько денег, сколько мне нужно, то я проведу тебя в крепость тайным  подземным  ходом,   известным  только  мне  одному»12.
Маслама согласился и вызвал охотников. Абд ал-Азиз ал-Бахили   с   двумя   сыновьями   и   сотнею   удальцов   из своего     племени     согласился     довериться     перебежчику с тем,  чтобы вся добыча,  за исключением хумса (пятая часть  добычи,   следующая   в   общественную  казну),   принадлежала ему.   Вслед   за  ними   к   крепости  со  стороны горы отправились 6 тысяч  войск.  По указанию того же человека они открыли подземный ход на северной стороне и так тихо вошли в крепость, что гарнизон ничего об этом не узнал. В полночь началась битва. Хазары до утра отчаянно защищали свои жизни и семьи, но с рассветом мусульмане   овладели   крепостными   воротами,   через   которые   впустили  остальное   войско.  Вся  добыча  по  условию   была   отдана   Абд   ал-Азизу,   который   разделил   ее между   6   тысячами   своих   товарищей.   Перебежчик   был щедро   награжден   и   получил   пожизненное   содержание.
Опасаясь,  чтобы хазары со временем опять не завладели Дербендом,   Маслама  приказал  разрушить  его крепостные   стены   до   основания13.   Начальники   войск   разделяли его мнение, только Абд ал-Азиз не соглашался на это, говоря, что «хазары снова могут прийти, опять отстроят Дербендскую крепость и, владея ею, не дадут покоя ни Арминии, ни Азербайджану».
Маслама не послушался его совета, приказал разрушить с двух сторон стену и, назначив Абд ал-Азиза правителем Армении и Азербайджана, возвратился в Дамаск. Хазары снова пришли, заняли Дербенд и хотя не восстановили разрушенной крепости, однако же ежегодно тревожили Армению и Азербайджан.
По причине беспрестанных жалоб жителей этих провинций Маслама вторично был послан в Дербенд с 40-тысячным войском. Овладев им, он поправил крепостные стены и, оставив там 5-тысячный гарнизон, возвратился назад.
Спустя несколько лет Дербендский гарнизон был доведен неприятелями до того, что ни один человек не мог выйти безопасно из крепости. Хазары прорывались через ущелья и по-прежнему грабили Арминию и другие провинции. Хотя Абд ал-Азиз иногда и оказывал им сопротивление, остановить их совершенно он не мог и таким образом борьба между арабами и хазарами продолжалась беспрерывно. К этому времени  относится и сказание, что один из мусульманских предводителей, по имени Джемджем А'зам, в 100 (719) г. х., как говорят грузинские летописи, пришел в Грузию и замучил тамошнего валия Арчила. Надо полагать, что Джемджем А'зам одержал много побед в Ширване и Дагестане, потому что в честь его неизвестный поэт сочинил мистическую поэму на персидском языке. Его могила под именем Султан Джемджема и поныне находится на южной стороне Дербенда, куда приходят на поклонение, особенно женщины14.
В 103 (722) г. Абд ал-Азиз умер. Тогдашний халиф Йазид ибн Абд ал-Малик15 послал Абу Убайда Джарраха16 с 6-тысячным войском в подкрепление Дербендскому гарнизону. Джаррах, прибыв в Мускур, собрал войска из всех окрестных крепостей и остановился в лагере на берегу реки Рубас. Там он созвал табасаранских и кайтагских эмиров, не принявших еще ислама, и сказал им: «Я пришел из Аравии воевать с хазарами и хочу, чтобы вы мне помогали». Один из лезгинских предводителей по имени Артаныш17 тайно уведомил об этом сына хакана, который к этому времени прибыл с войском своим в Гамры (около Кая-Кента, в 50 верстах к северу от Дербенда). Джаррах, узнав об этом, объявил, что он три дня намерен жить в лагере; однако с наступлением ночи,  при свете факелов,  он  переправился через Рубас,   прошел  Дербенд  и  от  источника Аваин18  отправил  начальника  правого фланга с 2000 … в  Кайтаг,  а начальника левого фланга с  такими же силами в Табасаран, приказав им разорить те места и к рассвету соединиться с ним. Оба начальника в точности исполнили его приказание,   причем  первый,   возвратившись  в назначенное     время,     пригнал      12000     голов     рогатого     скота и 700 пленных, а другой — 40000 голов скота и лошадей и  2000 пленных,   кроме  прочей  добычи.  Вся  добыча  за исключением хумса, была разделена между войсками.
Сын хакана19, узнав об этом, двинулся против Джарраха, и оба войска сошлись на берегу реки Дарваг. Джаррах обратился к войску: «Мусульмане! Родина наша далеко; кроме битвы нам надеяться не на что, мужайтесь! Если останемся победителями, то получим большую добычу, если же падем, то блаженство будущей жизни лучше мирской!».
С   обеих   сторон   ударили   в   барабаны,    распустили знамена и начался  ужасный бой, в котором многие пали. Хазары были разбиты, и весь их лагерь достался победителям.   Мусульмане,   преследуя   их,   не   упускали   случая грабить и убивать. В тот день 7000 хазар и 2000 мусульман   полегло  на   месте  сражения.   Сын  хакана  с  трудом добрался до города Энджи и сказал жителям:  -«Неприятель, с которым я имел дело, весьма силен и, если вы не надеетесь   на   чью-либо   помощь,   то   спасайтесь   от  него бегством».   Потом   он   пришел   в   Балх   и   тамошнего   начальника,  равно как  и  улумаджарского,  кичимаджарского,  кызылярского и других,  подчинил власти военачальника  Аграна.   Приняв   все   военные  меры   для  обеспечения границ своего владения,  он возвратился  в столицу.
Джаррах,   овладев   крепостью   Хасин20,   стоявшей   на возвышенности   близ   Каякента,   откуда   видно  море,   отправился в Семендер (Тарки).
Жители этого города явились к нему с покорностью. Оттуда   он   пошел  к   крепости   Энджи,   которая  с  одной стороны  примыкает к  горе,  а с  другой  к  морю:   между горой  и  морем  была  возведена  крепкая  стена.   Жители, надеясь     на     непреступность    места    и    многочисленные запасы,    решили    защищаться.    Мусульмане    безуспешно осаждали   ее   в   продолжении   нескольких   дней   и   уже намеривались снять осаду, как два араба Абдулла и Ибрагим обратились к войску с призывом: «Мусульмане, мы хотим променять жизнь свою на рай!» Воины, столпившиеся вокруг них, отвечали, что они готовы сделать то же. Собрав из окрестных деревень 2000 арб (телег) они прикрыли их досками и войска, скрываясь за ними, пошли на приступ и вломились в город. Начальник города заперся в цитадели, но с наступлением ночи ушел с некоторым числом людей в крепость Кейван22, находящуюся между Энджи и Балхом.
На следующее утро мусульмане предложили жителям принять ислам и тех, которые отказались от этого, убили или взяли в плен, а город разрушили.
Раузат ас-сафа и Гузида свидетельствуют, что Джаррах после этого разорил владения хазар и возвратился в Азербайджан. Хакан же с помощью разных тюркских племен отправил против арабов 300-тысячное войско под предводительством своего сына Пешенга23, который пройдя Дербенд, остановился лагерем у слияния реки Куры с Араксом. Отсюда он разослал в разные стороны отряды для опустошения края.
В это время войско Джарраха не было в сборе, а сам он пошел в Уджан, что за Тавризом, для истребления тамошних огнепоклонников. Возвратившись оттуда, он встретил хазар лишь с малыми силами. Произошло сильное сражение и мусульмане были разбиты. Джаррах и Мардан-шах, один из азербайджанских эмиров24, пали на месте сражения, а семья Джарраха попала в плен25.
Победители опустошили Арминию и Азербайджан26. Из монет, чеканенных в это время в Арминии, видно, что, несмотря на эту победу, эта страна постоянно принадлежала арабам.
Халиф Хишам ибн ал-Малик27, получив донесение о нашествии хазар, в 114 (733) г. отправил против них Са'ида ибн Амра ал-Хараши с многочисленным войском. Саид после нескольких побед прибыл в город Биляган (в Карабаге), где узнал, что сын хакана осаждает одну из мусульманских крепостей и что гарнизон ее, доведенный до крайности, готов уже сдаться. Для извещения гарнизона о скорой помощи он отправил одного из жителей Байлакана, прозванного по цвету своей лошади Аблак (Пестрый) и знавшего хазарский язык28. Посланный на другой день прибыл туда, но был пойман хазарами, которые, узнав о его поручении, обещали ему свободу с тем, чтобы он подошел к крепости и сказал гарнизону, что арабское войско находится еще очень далеко.  Аблак,   подошедший   к   воротам,   закричал:   «Вы меня   знаете,   мусульмане!   Радуйтесь!   Са'ид   ал-Хараши с многочисленным войском уже в Байлакане и через два или  три  дня  прибудет  к  вам  на   защиту».   Мусульмане восхвалили   Аллаха,   а   хазары   изрубили   посланного   на куски и сами отступили к Ардебилю. В это время некто в белой одежде и на белом коне явился к Саиду и сказал, что 2000 хазар с 5000 пленными находятся в известном    месте.    Эмир,    удостоверившись    через    лазутчика в  справедливости  его слов,   отправился  сам  с   11-тысячным войском,  напал ночью на хазар, разбил их, освободил    пленных    и    возвратился,    обремененный    добычей. Тот же  человек  на  белом  коне  снова  явился к  Саиду, который  сказал  ему:   «Где  ты  был?   Я  приготовил для тебя   хорошие   подарки». Тот   отвечал:   «Подарки у тебя сохранятся лучше, я же пришел известить тебя о другой добыче. Некоторая  часть хазар с пленными и множеством вещей возвращается на свою родину».
Са'ид послал за ними отряд,  который напал на них, освободил   пленных   и   овладел их имуществом.   Са'ид раздал  много подарков   оставшимся  товарищам  Джарраха.   После  этого  хазарский  царевич  со  всем  своим войском   пошел   против   Са'ида,   который  со  своей  стороны приказал собирать ополчение в Байлакане, Барде и прочих   местах.   Белый   всадник   появился   снова.   Са'ид поблагодарил его  за двукратную победу и предложил  ему богатые  подарки.   «Я   их   возьму,   когда  они   мне, будут нужны, — отвечал белый всадник. — Между тем готовься к защите, ибо сын хакана уже приближается с 40-тысячным войском».
Са'ид построил своих воинов в ряды. Перед вечером завязалась сильная битва и тюрки поближе к сумеркам были разбиты и обратились в бегство с большими потерями.
Утром    опять    явился    белый    всадник    и    объявил Са'иду,   что   царевич,   собрав   рассеянные   свои   войска, снова идет на  него.   Са'ид  оставил  малую  часть  войска для охраны лагеря, а с остальными пошел против неприятеля. Во время битвы Са'ид спросил, где находится сам царевич. Ему отвечали:   «там,  где белеется череп Джарраха,  воткнутый на копье».  Са’ид с отборной дружиной устремился на врага  и  одним ударом сшиб его с  коня. Но   хазары   столпились   вокруг   царевича,   подвели   ему другую лошадь и битва завязалась с еще большим ожесточением.    Наконец    тюрки    побежали и  победителям досталась большая добыча за исключением хумса, который был отправлен халифу Хишаму. Всю добычу разделили между 40 тысячами воинов, и каждый получил по 1700 динаров29.
В 115 (734) г. Хишам назначил для управления Арминией, Азербайджаном и  Ширваном своего брата Абу Муслима и придал ему 24 тысячи сирийцев и арабов, чтобы он с их помощью привел в порядок дела Дагестана. Можно предположить, что этот Абу Муслим есть тот самый Маслама, о котором мы говорили выше30. Вероятно переписчики исказили его имя или Абу Муслим — есть его кунья, прозвание, даваемое арабами почетным лицам. Как бы то ни было Абу Муслим, прибыв в Дербенд, восстановил разрушенные стены и бастионы крепости. Он разрушил огромное здание Сагранич (в Нарин-кале), так называемое со времен Ануширвана, а на его месте построил арсенал и магазины для хранения нефти, провианта и воды. Он возобновил Кейд, то есть тюремный замок, продвинув его более чем на сто аршин в море. Года четыре или пять  тому назад основание этого здания случайно было открыто, огромные камни были связаны железными болтами и залиты свинцом. Кроме этих распоряжений, Абу Муслим приказал подать, собираемую со всего Дагестана деньгами и натурой, хранить в дербендских магазинах, дабы по мере надобности раздавать ее жителям города и гарнизону. Разделив город по племенному признаку жителей на семь кварталов, он построил в каждом мечети, которые имели следующие названия: 1) Хазарская, 2) Палестинская, 3) Дамасская, 4) Гаммасская, 5) Кесарийская, 6) Джазирская (от ал-Джазиры), 7) Мосульская. Сверх этого он соорудил большую главную (соборную) Джума-мечеть, существующую и поныне. Город с обоих сторон имел шесть ворот, а именно: 1) Баб Мухаджир, \ныне Джарчи-капу\, 2) Баб Джихад, \ныне Кирхлар-капу\, 3) Баб Хумс, \ныне йени-капу\, 4) Баб Сагир, ныне \Туркмен-капу\, 5) Баб Мактум, \ныне Баят-капу\, 6) Баб Алкама, \ныне Наринкала-капу\31.
Устроив таким образом дербендские дела, Абу Муслим пошел на Кумук. Эмиры и жители тамошнего края после нескольких битв запросили пощады и приняли ислам. Главная мечеть и другие здания, построенные им в городе Кумуке, существуют еще и поныне. Он оставил здесь правителем Шахбала ибн Абдаллаха ибн Касима ибн Абдаллаха ибн Аббаса (дядя пророка Мухаммада) и назначил при нем казия для обучения жителей обрядам новой веры32.
Отсюда он направил путь в Кайтаг, жители которого после   сильного   сопротивления   и   потерь   тоже   приняли ислам.   Назначив   правителем   Кайтага   одного   из   своих родственников   эмира   Хамзу33,   он   пошел   в   Табасаран, населенный     евреями     и     идолопоклонниками.     Жители защищались,   но   когда   их   предводитель   пал   и   многие были   убиты   или   взяты   в   плен,   то   остальные   приняли учение ислама. Тогда Абу Муслим назначил правителем Табасарана   Мухаммада   Масума,   человека   добродетельного  и  богобоязненного,   и  кроме  того  он  оставил здесь двух казиев для исполнения шариата  и приказал жителям во всем им повиноваться34. Затем он пошел в Тав (Таг)   и   Авар35,   обратил   тамошних   жителей   насильно в  ислам,   построил  для  них   мечети  и  назначил  казиев. Главное место Тава, ныне есть деревня Акуша, а Авара — город Хунзах36. Всех правителей и казиев Дагестана, от   границ   Грузии   до   Кипчакской   степи,   он   подчинил власти Шахбала и приказал, чтобы они на случай нашествия хазар защищались соединенными силами, а купцов хазарских не допускали к Дербенду, останавливая их на расстоянии одного фарсаха от города, и там бы торговал с ними. Если же кто из дербендских жителей отправлялся по торговым делам в хазарские области, то он приказывал взыскивать с того в виде пени десятую часть всего товара.   Посланников   хазар   он   распорядился   приводить в   город   и   выпускать   из   него   с   завязанными   глазами, чтобы  они   не   знали   положение  крепости.   Затем,   обложив  данью  дагестанцев,   он   повелел   табасаранцам,   кубачинцам и кайтагцам ежегодно доставлять ее дербендскому    начальнику,   который   обязан   был,    по   исключении следуемых ему и эмиру Хамзе частей, сохранять остальное в магазинах для раздачи гарнизону и бедным жителям   города.   В   случае,   если   начальник   взял   бы   более положенного   или   нарушил   бы   правосудие,    то   эмиры войск  могли  собраться  и  сместить  его.  Жители  же   прочих   провинций,   как   то:   Хамры,   Кюра,   Куба,   Гулечан, Курах, Ахты, Хнов,   Рутул,   Захур,   весь   Кумук,   Авар, Карах,   Гидат,   Тарки,  Агран   и   Андри37   обязаны   были вносить   подати  Шахбалу. Если он вел войну   против неверных   или   неприятель   шел    на    него,    то   правители Кайтака и Табасарана  обязаны были  помогать ему своими войсками38. Правителю Дербенда вменено в обязанность ни при каком случае не удаляться из города и каждую пятницу торжественно отправлять богослужение в главной мечети.
Катиб Челеби в Джахан-нума приводит такие слова Абу Хамида: «После этих распоряжений Абу Муслима сам халиф Хишам прибыл в Дербенд и по просьбе жителей оставил в одном месте, близ Дербенда, свою саблю, куда и теперь жители стекаются на поклонение». По словам очевидцев, в Верхнем Табасаране (Харакский магал), близ деревни Джурдаф, в одной пещере находится кинжал, куда окрестные жители ходят на поклонение и приносят жертвы. Земля вокруг этого места считается священной, здесь всякий безопасен от ограбления, насилия и кровной мести. С деревьев, растущих там, никто не смеет сорвать ни одной ветки. Можно полагать, что сабля Хишама и есть тот кинжал, который по давности времени и отдаленности места Абу Хамидом назван саблей39.
В 120 (739) г. Марван ибн Мухаммад Хишамом был назначен правителем Дербенда и свято исполнял все постановления Абу Муслима40. Жители Табасарана ежегодно по очереди убирали улицы и кварталы города.
Когда в 132 (751) г. халифат перешел от рода Омейядов к Аббасидам, то халиф Абу-л-Аббас Саффах41 приложил все старание, чтобы обезопасить границы Дербенда.

        Согласно же данных книги «Археологическая карта Дагестана» \А.А. Абакаров, О.М. Давудов. «Археологическая карта Дагестана». М. »Наука». 1973г., с.131. №211.\, возраст Алмакского городища определен так. Около сел.Алмак на оконечности скалистого хребта, ограниченного почти со всех сторон отвесными склонами р.Акташ и боковых каньонов, находится городище размерами 300х100 м. Следы оборонительных сооружений сохранились в виде валообразной полосы. На территории городища встречаются остатки различных строений и керамики Х-Х1У вв. \Магомедов М.Г. 1984 в.С 48,49\.               
Интересны также и другие археологические находки, приведенные в этой же книге. Алмакский 1-й могильник. В 1 км. к западу от сел. Алмак на левом берегу р.Акташ находится могильник с каменными склепами Алмакский 2-й могильник. В 1 км. к западу от сел. Алмак на правом берегу р.Акташ находится могильник с каменными ящиками \№212, 213. Архив Министерства культуры ДАССР, д. №6-10 за 1954г.\.
          Абасил Магомед. «ЗАПИСКИ  ИСТОРИКА  О  с. АЛМАК».  с.Алмак.
Географическое расположение Алмака.
Село Алмак занимает выгодное географическое положение. На южной стороне расположены горы продолжение главного кавказского хребта.
Каждая гора имеет свое название. Первая гора «Ясазул росо» \Девичье село\. Гора расположена на расстоянии 8 км. к югу от села горы друг от друга отделены межгорными долинами. Есть легенда о том, почему она названа так. В историческом прошлом часто бывали междоусобные войны с соседними племенами. Враги, завоевав покоренное ими село, брали в плен девушек зрелого возраста и уводили их с собой. Местные жители во избежание этого случая девушек определяли на этой горе и их содержали там под усиленной охраной.
На южной стороне «Ясазул росо»  есть место под названием «Мирзал хъала» \Крепость Мирзы\. Есть легенда о том, что когда Алмак был покорен Темурлангом в 1396 году, Мирзал хъала была разрушена монголо-татарами.
Вторая гора называется «Нухлул щоб» \Дорожная равнина\. Она получила такое название от того, что по этой горе имела и по сей день сохраняется дорога, которая соединяла село с селами Гумбетовского  и других горных районов.
После горы «Нухлул щоб» следующей является гора «Г1еб щоб» \широкая равнина\. На самом деле среди других гор она широкая.
Следующая гора «Бег1ераб мег1ер» \острая гора\. Издалека кажется она острая, а на самом деле вершина горы довольно широкая.
Следующая гора «Альбурил мег1ер», в честь хозяина этой горы. Кстати, в селении Калининаул имеется большой хутор Альбури отар.
Гора «Ц1ант1а мег1ер».
Все эти горы расположены на левой стороне реки Акташ.
На правой стороне реки Акташ имеется гора «Гъогъо мег1ер», на этой горе много мелкого камня.
Гора «Бегал мег1ер» по имени бывшего хозяина горы Бег.
Все эти горы являются местными пастбищами для крупного мелкого рогатого скота.
На западе села течет река Акташ \белый камень\, название хазарское. Берет Акташ начало из северной стороны продолжения склона Андийского хребта. Акташ относится к крупнейшим рекам Дагестана, так как протяженность его 156 км. Северные склоны Андийского хребта и горы, прилегающие в ней, принадлежат Гумбетовскому району и служат прекрасными летними пастбищами.
На правой стороне Акташ вдоль села расположены скалы, образованные в процессе выветривания. Речка Акташ омывает Эшех, прилегающий на левой стороне течения. В старину на месте нынешнего Эшех был населенный пункт под названием Шихаул. Быстрое течение реки Акташ было использовано алмацами, построили 4 мукомольные мельницы. Первым на этой реке в Алмаке была построена в 1937 г. электростанция и пилорама.
        Раньше по историческим данным жители сел выбирали для поселения надежные для зищиты от врагов удобные для отпора места. Именно таким местом они выбрали «Гъоркьа росо». По географическому положению на западе и востоке были крутые скалы, где имел суженное с запада на восток место – здесь было сильное укрепление и стояли ворота  «Каймесе».

        В центре «Гъоркьа росо» стоит здание мечети, которая по преданию старожилов, основателями мечети были арабские строители. Она была основана 732 году. Эта легенда об основании села и исторического заселения местности.
        Мы, алмакцы, не согласны с тем, что в районной газете напечатали статью, якобы Алмаку в 2004 году будет 150 лет, потому что селению Алмак более 1000 лет. Это издевательство над историей наших предков, этого нельзя допустить!  Автор статьи должен извиниться перед алмакцами за такую ошибку.
        В 1957-1958 годы я преподавал историю в Алмакской средней школе. К нам в Алмак приехал научный сотрудник \не помню его имя и фамилию\. Сам он был, по его словам, бывший работник КГБ полковник в отставке. Я с ним обходил всю территорию села, в том числе и старое кладбище. На одной из надгробных камней он прочел надпись и мне сказал, что мол этот умерший похоронен в этой могиле 800 лет назад.
        По многочисленным захоронениям на территории с.Алмак установлено, что Алмак был заселен тысяча лет раньше. В 1939 г. колхоз имени «25 Октября» был признан в числе лучших колхозов в Дагестане. 25.10.39г. в Кремле колхозу имени «25 Октября» было вручено Свидетельство за №175572 за высокие показатели по овцеводству, утвержден участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и занесен в Почетную книгу Главного комитета ВСХВ.  В 1939-1940 гг. в с. Алмак из колхоза имени «25 октября» были образованы 4 колхоза: «25 Октября», «В.И. Ленина», «И.В. Сталина» и «Молотова», которые руководили жителями 46 хуторов из 812 хозяйств с населением около 5000  чел., имелась школа, где учились более 600 детей. В селе работала гидроэлектростанция. Функционировал черепичный завод, который выпускал в год около 10000 штук черепиц. С 1940 по 1945 гг. на фронт ушло 487 чел. из с.Алмак.


То, что он был и политически, и экономически сильным и влиятельным, не вызывает сомнения и откуда, из каких мест  должен быть этот хан Сала, если не из того города, на месте которого сейчас находится село Алмак. Напав на этот город в Х1У веке, войска Тимура долго не могли взять его.
Когда Тимуру доложили, что город невозможно брать, говорят, он воскликнул в ярости «алмахъ» \по-тюркски означавшее «взять» или «непременно взять», «неприступный»\. По данным летописи и материала от  Омарасхаба Газиева \Алиасхабова\.
Вряд ли такой сильно укрепленный и, вероятно, имевший большое влияние город, потерпел бы над собой хана или хозяина из других близлежащих мест.
4\.По данным нескольких авторов книг \которые ссылались на А.К-А.Бакиханова\ за  упорное сопротивление город, после захвата войсками Тимура, был разрушен до основания, не оставив камня на камне, а его жителей, которых удалось захватить, не оставили ни одного в живых. Слово «алмак» впоследствии стало названием села, образованного на месте разрушенного города. А какое название имел этот город до нашествия Тимуровских  \или монголо-татарских\ войск, никто об этом не знает, удивительно и то, что ни один из ученых-историков, историческая наука не поставила такой задачи, как будто город этот \возможно сравнимый с возрастом самого Дербента\ - призрак, миф.
Возможно, название Союза вольных общин, «образованного первыми переселенческими семьями на рубеже ХУ-ХУ1 в.в.» \Мансуров Ш.М.\, получило название от влияний, впечатлений на его людей от некогда влиятельного и сильного города, форма, опыт взаимодействия, хозяйствования которого были переняты впоследствии образованным «Союзом общин» под названием Салатавия.

Литература:
1.М.Абдурахманов. Хъанчилазул чабхъенал. г.»Х1акъикъат» \»Истина»\ № 26.02.05 г.. стр.14.
1174 году умер султан государства Шама Нурэтдин. Бывший его правой рукой войск Салахат дин \Саладин\ Аюб заявил, что пока он не выгонит неверных с мусульманских земель, он не положит обратно саблю в ножны. Он начал освобождать мусульманские земли и города. Как снежная лавина с гор так и Салахат дин с мусульманскими войсками начала нападать на неверных. Салахат дин одержал победу над выдающимися в те времена стратегами Балдуин-1У – лев, Гвидо де Гузиньян, английскими завоевателями Ричард Львиное сердце, Раймуно-граф, Беллеан-Иблинский и другими.
В 1261 году монгольский флот подплыл к границе Египта, но в первом же бою войска Бей-Барса разбил монгольские войска, больше они туда не подошли.
Когда Султан Бей-Барс умер, султаном Египта стал Келавун, но он через некоторое время умер. На его место стал султаном его сын Халил
Папа Римский Иоан Павел -11 просил прощения перед мусульманами всего мира за те крестовые походы на мусульман, за те страдания и беды, которых причинили мусульманам.

Салихов Салих.
Гаджимагомедов Гаджимагомед.

06.12.04г.


Рецензии
интересная статья

Андрей Зелев   18.04.2011 18:15     Заявить о нарушении