Алмак. Из записки Джантемирова И

Джантемиров Исмаил Джантемирович.
 «Об истории села Алмак Казбековского района».

Список, генеологические корни, тухума Джантемировых: Келарди, Кекели, Кехурса, Газимухамад, Сурхай, Барти, Араби, Нурав, Ханбулат, Бекбулат, Ибрагим, Джантемир, Исмаил.
Я получил этот список от праправнука большого алимчи Алибека сын Бекболата его сын \отца Исмаила двоюродного брата\ Абдулмажида сына Алибега \стр. 13\.

Я /Джантемиров Исмаил\ родился 05.02.1901 года в с. Алмаке. До 1918 года работал с отцом Джантемир-хаджи в кузнице.. В 1917 г. пошел искать работу в г.Хасавюрт, а затем в Анжи \Махачкала, оттуда в Ростов. В Ростове работал за 30 коп. в день. По состоянию здоровья \болезни\ вернулся оттуда обратно.
03 марта 1918 г. умер старший брат Муса, после него остались 1 ребенок и жена. В этот же  день умер дедушка Ибрагим. Через неделю – 10 марта 1918 г. умер отец Джантемир-хаджи.
В 1921 г. вступил в Комитет самообороны Салатавии, который относился к г.Хасавюрт.. Комитет был создан для борьбы против бандитизма. В 1923 г. Салатавию переименовали в Казбековский район.  В комитете был до 1923 г.
На его иждивении остались 3 братьев и 2 сестер и мать. В 1922 г. построил дом, в 1923 г. женился, родилась дочь Кавсарат, в 1927 г. родился сын, умер через 3 месяца.
В 1925 г. в Хасавюрте открыли курсы по подготовке председателей и секретарей Сельсовета, куда был направлен и он на 3 месяца. В районе был открыт Крестком. В 1926 г. в с. Алмак я первым в районе создал кооператив крестком из 300 чел.
В 1928 г. по решению исполкома направили на 3-хмесячные начальные педагогические курсы. В районе были всего 2 учителя Гаджиев Изудин из с.Дылым и Абдукерим из Гуни, третьим учителем в районе был я.
В сентябре 1928 года вернулся в с.Алмак, где проработал учителем, завучем и директором школы до 1942 года. Во время каникул был на повышении квалификации в г.Буйнакске ежегодно до 1937 года..
 В 1929 – 1932 г. мертворожденные дети. В 1934 г. родился сын Зулкарам. 12.11.1950 г. родился Зулбашар.
В 1930 г. учителем в с.Дылыме, в 1931-32 г. в Гертма. Штаб по борьбе с бандитизмом был в доме у меня, в связи с этим за мной была особая охота.
Мой дедушка Ибрагьим сын Бекбулата, Джантемир-Х1ажи - отец,  мать - Напизат, Джантемиров Исмаг1ил, братья: Мух1амад, Исмаг1ил, Абубакар, Муса, Г1абдулх1амид, 2 сестры: Х1абизат \Эбечай\, Салих1ат
С 1928 г. по 1940 г. был учителем  1940-1942 г. директор Алмакской школы.
В 1932-1933 г. был завучем школы с. Гертма.
После получения акта о смерти 3 раза написал заявление о направлении на фронт, но отказали в связи с тем, что нога болела.. В 1924-1943 г.г. работал бухгалтером колхоза им. Ленина. В 1943 г. был принят в члены ВКП \б\. Немцы были в 1943 г. в г.Грозном. Было тревожное время, некоторые дезертировали с фронта. Ночью были видны красное зарево от выстрелов и бомбежек
В 1943 г. назначили председателем колхоза. Не нашел семена сажать. От голода люди умирали. Сажали кукурузу и картошку. Банды из чеченцев постоянно совершали разбойные нападения и хищения КРС, имущества и т.д., уничтожали инвентарь, вредили колхозу.
До сентября  1944 г. самые трудные дни. Приходилось постоянно ночью выходить с ружьем на дежурство, на охрану
В 1944 г. по заявлению освободили от должности председателя колхоза и направили бухгалтером и секретарем партком колхоза в с.Калининаул, где проработал до 1946 г.
В 1947 г. – 1949 годы пролежал в постели, нога болела. Это было в 1943 г., когда, работая председателем колхоза,  после дождей он переходил в брод темную воду Акташа, то камень ударился об пальцы правой ноги и причинил телесное повреждение. Однако его лечить не было врача и постепенно он настолько повредился, что 03 марта 1949 года в Центральной больнице в г.Махачкала ампутировали  правую ногу.
В мае 1949 г. назначили работать сперва завклубом, затем библиотеки до 1961 г.. в апреле  1961 г. ушел на пенсию. За положительную работу получил 2 медали и ударник коммунистического труда.

2. О старинном городе АЛМАК.
В прежние времена Алмак был большой город численностью около 9000 дворов. \стр. 46-53\.
У ученого из Алмака Амирали-хаджи Алисултанова, которого забрали НКВД  в 1937 году и не вернулся обратно, была книга об истории бывшего города Алмак, написанная на арабском языке. Помимо этого у Амирали-хаджи была книга, написанная про имама Чечни и Дагестана Шамиля.
Куда делись в последующем эти книги ни алмакцы, ни его родственники не знают и до сих пор не могут найти. По их рассказам из его дома забрали и, нагрузив на арбу, увезли большое количество книг на арабском, ажам языке.

Эта история сообщена его зятем Генжабаевым Жамалдином, который прочел ту книгу. Впервые в Дагестан арабы пришли в 643 году и дагестанцы приняли ислам. В Дербенте построили крепость в 662 г.  \811 г.\ заключен договор о принятии ислама. В Дербенте построена центральная мечеть, где делают рузман.
       Хотя ясно, что у города было другое название, но как ранее назывался город, автором не указано. Слово «Алмак» на персидском связанный со взятием города, сомнение в возможности взять город. Алмак дано название теми, кто стал там жить после 1396 года.
Осенью 1395 года завоеватель Тимур прибыл к городу Алмаку, где было 9 тысяч дворов, с целью его захвата и осадил его несколько месяцев. Как тогда назывался этот город, до нас наши предки не донесли.
Река Акташ находилась на том уровне, где «Гъайли». Теперешний «Гъаланц1у», «Имачил к1ожа» были соединены между собой. «Арал росо Ахалчи» Гъайли было ровное место это был город. В городе порядок был поддержан мудрыми умными мужественными людьми.
Завоевав Индир, Тамерлан направил в г. Алмак своих парламентариев с письменным приказом о том, чтобы к приходу его войска подготовить мясо, хлеб, а для лошадей - сено. Если же откажут, то жители города будут перебиты, и отрублены головы.
Алмакцы взяли под стражу парламентариев, ответа не дали и начали готовиться к отражению не прошенного гостя..
Тамерлан пришел, чтобы сжечь город и уничтожить жителей. Тамерлан имел бесчисленное войско, сам был очень жестоким и беспощадным человеком. Ему нельзя было ответить отказом.
Однако алмакцы решили оказать ему сопротивление, защитить свой дом, свой город.
Тогда крупные укрепленные крепости в горах брать невозможно было. Как обычно действуют при таких обстоятельствах, Тамерлан подумал, что в таком высоком месте в горах не может, чтобы в городе был источник воды, значит ее откуда-то подвели к городу. Он дал указания вокруг города рыть землю искать водопроводные трубы, но не нашли
После нескольких нападений его войска понес огромные потери. Длительная 6-месячная осада не дала результата. Тимур увел свои войска за Гумбет, обманув жителей города, что оставляет город Алмак. На самом деле он готовился к взятию города хитростью.
Есть легенда, что весной 1396 года Арсах Тимур нашел человека, который за большие деньги и золото согласился пойти в город в качестве шпиона в виде нищего с целью выяснить: где находится источник воды.
Долго шпион ходил по городу, никак не удавалось ему выполнить задание Тимура, разузнать где источник воды города. Шпион начал «проклинать» Тамерлана и его войско. Затем через некоторое время стал убеждать жителей города, чтобы они раздали милостыню бедным, так как если бы Тамерлан вошел в город, то он истребил бы город и отрезал бы головы всем жителям. Он смог убедить их в том, что Тамерлан увел войска и больше не вернется к городу.
Наконец он зашел к одной старой женщине. Ей он отдал одно золотое украшение, сказав, что это ему отдали в городе в качестве милостыни.
Он попросил у нее пить воды. И начал ей говорить, что повезло горожанам, что Тамерлан ушел, если бы он узнал, где находится источник воды, то Тамерлан взял бы город и уничтожил бы их имущество, а жителей зарезал бы. В этой беседе он смог узнать у этой женщины, где находится источник воды.
       Шпион рано утром ушел, когда вернулся к Тимуру рассказал об этом. Тамерлан перекрыл в город воду и через неделю войско Тамерлана напало на город. Тимур уничтожил жителей города, отрезав им головы, построив огромную кучу «си», город сжег. Ограбил все имущество горожан, накормил войско и лошадей
       Этому свидетельствуют многочисленные захоронения в местечке «Гъоркьа росо».
       Если в Алмаке чуть глубже вскопать огород, вырыть фундамент или же в лесах, при оползни ранее находили и теперь находят туловище без головы, скелеты со следами удара топора или кинжала, а также обгоревшая земля. Так, их много нашли в местности «Гъаоанц1» и по дороге в «Бакълъохъе». В «Имайи кажа» большая площадь построенные из камня как стены большого дома ямы, над которыми положены большие каменные плиты, которых не смогут даже несколько молодых людей поднять. При исследовании в них нашли в разных ямах 20, 30, 50 скелетов без  черепа.
        Когда Аскерханов Сада-хаджи вырыл для фундамента, в земле он нашел маленький литый
длиной 10 см. Тамерлан на коне. 
В местах массовых захоронений находят глиняные кувшины, иконы, кольца, браслеты, бек1, сережки….
В 1500 г.  в Дагестане полностью приняли ислам и стали мусульманами.

В 1825 г. Первым Имамом Дагестана и Чечни был избран Газимухамад. Он убит 18.10.1932 г. царскими солдатами.
В январе 1832 г. Хамзат был избран Вторым Имамом Дагестана и Чечни. Хамзата убил в 1834 г. в с.Хунзахе двоюродный брат Хаджи-мурада Усман.
В 1797 г. родился Шамиль \Али\. 25.09.1834 г. избрали Третьим Имамом Чечни и Дагестана Великого Шамиля. 25 августа 1859 г. Имам Шамиль был взят в плен. Шамиль умер и похоронен в Бакъиг1 Мадине в 1871 г.
13 апреля 1877 г. Алибег-хаджи был избран имамом, алмакцев подняли на восстание. Из-за этого Алмак сожгли в 1877 г. В 1877 г. он был убит.
В 1882 г. построили железнодорожную ветку в Дагестане и впервые прибыл поезд.

3. ПРИРОДА с. Алмак.
Сперва село Алмак образовалось в лесистой местности среди высоких могучих деревьев, где было очень много хищников и дичи, свежий лесной вкусный воздух, и отсутствовали холодные ветры. Очень красивое место было. В те времена люди жили за счет охоты..
Село Алмак расположено на окраине Казбековского районе на южной границе Чечни у подножия гор. С южной стороны с. Буртунай. К востоку расположен с.Дылым, с севера Калининаул и Ленинаул. За южными горами расположен Гумбетовский район. С северной стороны Нажаюртовский район. С запада на юг перед селом расположены горы. Со стороны юго -востока протекает р. Акташ \алмакцы называют - Ахъташ\ . С юга на восток и на запад в притык к горам село окружено лесом, где много разновидностей деревьев. Село находится на несколько сот ниже от окружающих холмов и гор. С северной стороны Алмака течет речка Ахъх1ин. Село омывают с обеих сторон обе речки, из-за чего уменьшаются размеры скал. На южной стороне на скалах растут ели, окружая село. Поэтому в Алмаке очень редко и в незначительном количестве бывает ветер. Зимой и летом бывает прохладная природа. В каждом огороде имеется источник очень холодной воды. Село в зелени из-за фруктовых деревьев. В огороде растут, кроме арбуза и дыни, пшеница, кукуруза, картошка, лен, огурцы, капуста, помидор, морковь, лук, чеснок.
Разные сорта груши, яблони, слива, ч1анч1ур, орехи, фундуки, черешни, албухари, шишки, жулам, виноград, абрикосы, айва.
На расстоянии 1 км. от села в местности «Щобда» имеется источник целебной воды «исси-су», где лечатся от болезней алмакцы.
22 марта весна наступает. С 20 марта до 20 апреля можно деревьев подготовить к весне. С 20 апреля сажают кукурузу. С 15 марта сажают картошку. 5 апреля на ветках деревьев начинает цвести и появляются листья. 22 июня лето наступает. 22 сентября осень наступает. В конце августа сажают чеснок. В Алмаке 22 декабря зима наступает. 15 января чилай становится, который 40 дней длится до 25 февраля.
4. О погоде:
В 1960-1961 г.г. 2-3 раза снег. 10.04.1961 г. зацвели деревья. 1962 г. не было снега. 1938 г. по его предложению на р.Акташ построили электростанцию 25.11.1963 г. снег. 27.11.1964 г. снег. 13.10.1965 г., 25.11.65 г.  снег 1966 г. не было снега. 19.12.1966 г. снег. 18.11.1967 г. снег. 1968 г. снег всего 3 раза. 25.10.1968 г. снег. 25.11.68 г. снег. 20.04.1969 г. снег. 20.09.69 г снег, но растаял. 20.09.69 г. снег. 13.02.70 г. дождь. 13.12.72 г. по 20.12.72 г. беспрерывно снег. высота 2-2,5 метра. \страницы 1-45\. 18.10.73 г. – снег выпал. 25.11.74 г. снег выпал.

5. Название ОТАРов и местностей:
Всего было 46 отар, где проживали алмакцы.
Хани дукъ, Гочоч хотай, Гъайли, Цебе отар, Хъванк1, Квериман, Санадукъ, Шорто \или Чорто\, Гъалабехенчо \или Гьамабахайичу/, Юртин дукъ, Горгочо, Шавдан \заячий лесок\, Нахъа отар \Исмаилов Зулькарами: в нем Сармат\, Гъваниг, Имайил к1ажа, Оталиг, Барзу, Хъори ирзо \или Хьоринзо\ \Генул тала\, Хъарачил къоно, Тала т1ара,  Вайсил гох1, Рог1ри нух, Борзин къоно\хъормил щоб\  \или Борзин дукъ\, Гьабил г1уру, Мажитил тала, Щобда, Баг1анигин тала, Бакъда, Хъах1 кьурда, Палул к1ажа, Б. тала, Г1арабил тала, Бажин к1ажа, Къудул ракьан, Отарбил гох1, Гъаланц1о, Ханбагил жаниб, Бекул ишанал, Мусал раг1ал, Вакъто, Сулайманил тала, Гъвардан, Гъузат, Чури чуриз, Герги хотай, К1алх1атил щоб \стр. 74\. Чарти къоно, Ц1иркъ
      Все они подчинялись Алмакскому сельСовету народных депутатов.
Ц1ант1а мег1ер, Ясазул росо, Нург1алил к1к1ал, Гъарабатирил к1к1ал, Мутулазул жаниблъи, Бачазул тала, Салих1ил бак1, 

\Газиев пишет, что «Вардам», «Бартисамичу», «Шишин дукь»...  \Установить, есть ли такие:  Гурин дукъ, Тавзум, Гъвардан. Чабхил къварилъи, Гулдачил ицц, Манихотай, Ц1армат, Ханидукъ, Гъварданракьан, Барзу, Хъванк1, Цебеотар,  Овец пасут Жагьил мег1ер, Г1ебщоб,  Юртакъар, Домор мег1ер, Бурагъан щоб, Сибсабалъуве маг1арде.
В 1904 г. умер ученый К1удияв Курамухамад и похоронен гох1да в Тала \стр. 3\.

6. Алмакцы, которые пошли на Хадж в 1905 г.
В 1905 г. первыми поехали в хадж следующие 20 алмакцев:
Ганжабай-хаджи,
Исуб-хаджи,
Иманали-хаджи,
Базарган-хаджи,
Батирби-хаджи,
Беркихан-хаджи,
Ханмухама-хаджи,
Мухамахан-хаджи,
Ханмамат-хаджи,
Гачалай-хаджи,
Абдулхалим-хаджи г1-Х1алим-хаджи\,
Хадис-хаджи,
Ислан-хаджи,
Исрапил-хаджи,
Усдах \брат Исрапил-хаджи\,
Батши-хаджи,
Висархан-хаджи,
Сираждин-хаджи,
Ахай-хаджи,
Али-хаджи.
7. Алмакцы, которые пошли на Хадж в 1909 г.
В 1909 году в Хажул Акбар год \то есть 1 хадж за 70 считается\ в хадж под руководством Амирали-хаджи поехали из Алмака 24 человека:
Амирали-хаджи,
Борзилав-хаджи,
Умалат-хаджи,
Жамирза-хаджи,
Хабит-хаджи,
Шамиль-хаджи,
Сада-хаджи,
Гьит1инав Сада-хаджи \сын Сада-хаджи\,
Туши-хаджи,
Хасбулат-хаджи,
Н-тагир-хаджи,
Жантемир-хаджи,
Газимухама-хаджи,
Гади-хаджи,
Беки-хаджи,
Ибрагим-хаджи,
Баймирза-хаджи,
Абуриг-хаджи,
Уста-хаджи,
Бектемир-хаджи,
Бияслан-хаджи,
Бандавур-хаджи,
Дагу-хаджи,
Жа-хаджи \брат Дагу-хаджи\,
8. Пруды и реки Алмака.
В 1907 -1915 годы были постоянные сильные дожди. Было много больших и малых прудов, где был хор лягушек. В местности «Мутулазул жаниблъи» был пруд, где алмакцы купались, плавали. Это озеро в 1920 г. исчезло. Сзади дома Хункара перед домом Шамсувара было большое озеро, в нем были лечебные пиявки \горежи\, с помощью которых вылечилось очень много алмакцев. Другое озеро  - Ч1ег1ер х1ор было в местности  сбоку дома Алижановой Таибат. В это озеро можно было на лошади войти и лошадь вплавь шла там. Это озеро тоже исчезло. Много озер было по дороге в Калининаул. Акташ переходить взрослым мужчинам было очень трудно, а теперь от речки осталась жалкая речушка. Много было источников воды, где была очень вкусная холодная вода. Их не стало.
Когда выпадал снег, ранее его убирали сообща, а весной долго таяли. Раньше огурцы, помидоры, тыква и др. были очень вкусные и хорошо расли. Лесные яблони, груши и т.д. ежегодно давали хороший урожай.
В 1908 г. вабаъ в Дагестане. Умерло очень много алмакцев.
Одежда из сугъралъа.. Папаха из бараньей шкуры. Т1имугъ.
Пища из кукурузы и фасоля, лука и чеснока
На службу в Армию не призывали. В школах учились дети богатых.
В 1909 г. в сел. Алмак было 15 частных магазинов у следующих граждан: Жамирза-хаджи, Шихмурада, Сада, Асланбега, Алимухамеда, Аскерхана, Дада, Сада-хаджи, Гашима, Хадис-хаджи, Идириса, Базаргана, Хамзата, Умара и у Исмаила \стр. 70\..
Кузнец Магомед 1894 года рождения. Друг Хункарханов Абук из-за неосторожности в марте 1909 г. кончиком кинжала ранил в бедро, задел нерв, в результате чего из-за сильного кровотечения тот умер.
Его оплакивало все село….
В мае 1909 года в местности, где дом Асхабова Сайгидава в сторону захода солнца в конце «К1алх1атил щоб» была ровная площадь около 2 га, которая называлась «Палул к1ажа». Эта местность несколько раз прямо днем при них развалилась, сперва появлялась пыль, затем и происходила оползень. Однажды огромная часть как гора отвалилась от нее и ушла на речку Ахъх1ин, перекрыв воду. В результате образовалось огромное озеро. В этом же году \1909\ в пятницу в обеденное время все вокруг потемнело продолжительностью около одного часа. Постепенно вокруг стало светать. Затем люди заметили, что вокруг везде земля покрылась черной пылью толщиной 1 см.
/1 гелавка/, 400 граммов мяса за 4 копеек, 1 яйцо за 1 копейку, 400 грамм сахар за 10 копеек, 1 кг. масло за 25 копеек, молоко бесплатно давали все соседи тому, у кого не было коровы. Не было врача, много детей умерло.
У бедных посуда из дерева, у богатых из разных материалов. 
Поля вспахивали деревянными плугами и в конце деревянных кусок железа на 8 волах… коллективно 3-4 хозяйства. Сперва бросали зерно, Затем вспахивали и после деревянными … обрабатывали.

У алмакцев не было достаточно земель, поэтому брали у ауховцев в аренду 50 на 50.
Г1алиласул тала, Асмирзал тала обрабатывали женщины. Дрова таскали на спине бедные женщины, у которых не было дома, осла, лошади и вола.

9. Ислам и религия.
1908 – 1914 годы. Бектемир-хаджи учил детей. Вместо столов на пнях писали и читали Коран. Деньги кто мог давал 10 рублей за весь период от начала до конца выучить Коран. Чтобы согреть комнату, где учили детей, родители каждого ребенка приносили дрова в медресе.
Нарушителей дисциплины в медресе били палкой по рукам от 3 до 10 палок.
Беркихан-хаджи писал сабаб.
За то, что я убегал с занятий его побили. После ни разу не пропустил и стал одним из лучших учащихся, учитель в свое отсутствие доверял мне проводить занятия с детьми.
В 1914 г. началась мировая война, которая продолжилась около 5 лет. Народ обеднел, много умирало людей. Не было белой материи завернуть труп, хоронили завернув в бурку..
В 1917 г. алмакцы переехали на свои земли и построили там дома, обработали земли навозом.
В 1918 г. сперва турки, затем англичане напали на Дагестан. Имамом был избран Нажмудин Гоцинский.
В Ведено против Нажмудина Гоцинского собрал своих мюридов Узун-Хаджи. У него было налажено печатание своих денег.
В 1920 г. большевики взяли власть в свои руки. С этого времени в лесах стали скрываться банды. В Алмаке было 5 бандитов: Кебедов Дада, его сестры дети: Исмаилов Алимхан, Исмаилов Махаматхан, Исмаилов Дерметхан. В с. Буртунай 3 бандита: Мухама, Алхуват, Алхас. Из Дылыма 2 брата: Дало, Абдурашит. Из Зубутли: Гаджиева Дада сестры сын Камиль. С ними совместно грабили и группа чеченских бандитов. Они убивали активистов, похищали государственное имущество, грабили магазины, крупно-рогатый скот, нападали ночью и грабили колхозное имущество и имущество отдельных колхозников, нападали на активистов на дороге, в лесах.
Штаб по борьбе с бандформированиями был расположен в доме у Исмаила. Тогда не было ни машин, ни своей лошади, ни какой-либо другой техники. Поэтому  ежемесячно один-два раза мне \Исмаилу\ обязательно приходилось ходить на всякие совещания в с.Дылым через Буртунай, а возвращался по другой дороге через земли Аух. Каждый раз, когда туда шел или возвращался, не было надежды, что вернусь обратно. Спина была в тревожном опасении, что сейчас прогремит подлый выстрел бандита и пуля сразить его…

В 1918 - 1920 – 1923 годы были времена, когда еще не было крепкой Советской власти.
В сел. Алмак было 700-800 хозяйств, которым руководил очень сильный джамаат. Но был тухум, которого называли «Арсукъилал». Это был самый большой и сильный тухум, у которого двоюродных братьев, готовых держать оружие в руках, было 60 человек. Это при том, что в тухуме были троюродные, четвероюродные братья, зятя и т.д. другие родственники. Люди этого тухума держались друг за друга, надеялись на поддержку своего тухума и поэтому держали свое господство в с.Алмак и среди джамаата.. Они занимались кражей имущества.
 В 1921-1922 годы из их тухума Абахов Исмаил был председателем рыбкопа. В это время деньги обесценились, купля-продажа была натуральным  обменом.
Уроженец с. Гуни Алиев Малик был председатель исполкома района, начальник милиции был Исакаев Умар из Чиркея. Они всегда останавливались у Абахова И., который всегда резал для гостей барана. У него в отаре было около 500 овец, которые были от украденных у жительницы Гельбах Месей.
В те времена хозяева крупно-рогатого скота на ночь дежурили в сарае с оружием. Однажды в сарай Абдулкеримова Лабазана залез вор, которого тот ранил в ногу и тот в последующем умер. У Абахова была связь с бандой из Чиркея, Чечни и с горным Дагестаном.

В 1920 г. в Дагестане и на Северном Кавказе был голод. За 1 пут кукурузы давали барана. За 1 къали – 2 барана взял. Но в Алмаке был очень хороший урожай. Днем и ночью из других районов в село Алмак приезжали – уезжали арбы за кукурузой. Алмакцы разбогатели. В Гваниге полгектара дала мне 350 пут кукурузы.      

В 1922 г. общая перепись населения.  В Алмаке 400 хозяйств. В 1922 г. заработал хорошие деньги, содержал семью без чьей-либо помощи. Построил двухэтажный дом
В 1923-1924 годы в сел. Алмак было «Мактаб», где уроженец с.Гуни Заидхаджи учил палх1асил \рух1анияб г1елму\ арабскому языку и Корану, Иман, Ислам, намазы совершать и т.д.
1 сентября 1925 г. в с.Алмак открыли государственную официальную школу, где учили Советской политике, культуре, о сохранении здоровья, математику, историю, физкультуру. Писали на турк. письменности. Я \Автор\ учился у него 6 месяцев. В 1925-1936 годы я был учителем. Было очень трудное время. Чему учили не понимали, что рассказывали не доверяли. Всей разъяснительной работой, как в школе так и в годекане, дома – везде занимались учителя. Они были проводниками политики Советской власти. В 1925-1928 годы в с.Алмак учителем был Гаджиев Изудин
В 1925 году законная Советская власть стала укрепляться, так как началось преследование воров, грабителей и бандитов.
Тухум  Абахова И. начал агитировать против Советской власти. Их родственники привели Нажмудина Гоцинского в с.Алмак. Определили тому место для проживания в лесном доме у 70-80-летнего старика Тагир-хаджиява в «Гъвардане» недалеко от границы с Чечней. Кебедов Дада и Абахов Исмаил, который был председателем рыбкопа, начали таскать туда питание для Нажмудина Гоцинского. 

ОПЕРАЦИЯ  НКВД  «БОРИС».
Получив такие данные о наличии в с.Алмак Нажмудина Гоцинского, НКВД ДАССР направил в село Алмак своего агента 16-летнего парня якобы «русского» под вымышленным именем «Борис». Борис был одет в рванную одежду, выглядел очень жалким мальчишкой. Волосы были у него длинные светлые, нос чуть курносый, среднего телосложения, ремень придерживал его старые рванные брюки, грязная матерчатая шапка, - вылитый русский пацан.
Борис был направил с письмом министерства. В письме было указано, дорогой председатель Алмакского сельского Совета Абахов Исмаил! К Вам в помощь направляется русский парень по имени \фамилию не помню\ Борис. Он является специалистом по составлению письменных документов. Он сирота, некому за ним присматривать. Пока мы определимся, куда его направить, просим Вас содержать за счет государственных денег 2-3 месяца. Чтобы и сам научился русскому языку разрешаем из государственных денег тратить, сколько надо денег на переводчика. Абахов был очень доволен, что ему на помощь направили Бориса.
Но оказалось, что это письмо к его гибели. Так, оказалось, что люди тухума Абахова по ночам собирались в канцелярии сельского Совета и обсуждали план работы по поднятию дагестанцев на стороне Нажмудина Гоцинского против Советской власти. Весь их план работы все записывал Борис. На него никто не обращал внимания, думая, что тот не знает их языка.
Когда кто-нибудь к нему обращался на аварском языке, тот отвечал только одним словом – не знаю, и от него сразу отставали. Целыми днями тот сидел в углу канцелярии, что на него никто особого внимания и не уделял. На самом деле, тот, как хитрая лиса, оказывается, все запоминал и докладывал по своим каналам в выше стоящие инстанции..  Так, дважды к нему приезжал их же сотрудник, представившись «старшим братом» Бориса.
Затем в Алмак прибыл партизанский отряд за Нажмудином Гоцинским. Однако люди Абахова И. своевременно узнали об их приходе и Нажмудина Гоцинского они отвезли в Чечню. Поскольку Нажмудин Гоцинский был в лесном доме недалеко от границы с Чечней, тот своевременно успел убежать. Затем Тагир-хаджияв был убить.
После этого Борис собрал вещи и ушел из Алмака. Но люди Абахова И. каким-то образом вычислили «Бориса». Ему они устроили засаду на территории Юртавуха в местности «Чонтол тала» и убили.
О Кебедове Дада.
В 1925 г. арестовали и посадили в СИЗО в г.Махачкала Абахова И., его детей: Алимхана, Махамадхана, Дерметхана, Загирхана, Жаватхана; Кебедова Дада.
Кебедов Дада сумел в день ареста ночью убежать из дома начальника милиции Шихмерзы, находившегося в с.Дылыме. Затем в течение 5-6 лет НКВД не могли его арестовать.
Сперва 5 детей Абахова И., арестованных вместе с отцом, были отпущены и вернулись с.Алмак, чтобы сдался Кебедов Дада, но тот отказался, а эти его племянники продолжили с ним вместе.
В 1927-1928 годы в районе было всего 4 учителя: Дылым – Гаджиев Изудин, Алмак -я \Исмаил\, Гуни – Абдулкерим, Хубар – Эмагеро.

В прежние времена постоянно бывало очень много КРС, МРС, коз, хьунул, телята. Бачазул тала было среднее пастбище для телят, раненых, больных МРС и т.д. Там был весь цветущий луг. Раньше алмакцы поочередно ходили пасти КРС, МРС. Для этого передавали палку очередному, тот ходил столько дней сколько у него КРС. Когда закончит тот сам передавал палку очередному. Дисциплина была очень строгая. В конце года составляли список с указанием до кого дошла очередь и весной сразу начинали с того \стр. 64-65\.
В 1928-1929 годы алмакцы, построив дома на землях своих предков, были разбросаны по отарам на всей территории Алмака. В это время были люди гебедопал, которые поддерживали лесных братьев, бандитов.
За то, что он выступил на митинге, осуждая бандитов, ночью бандиты  окружили его дом. Но поскольку он вовремя увидел их, то стал защищаться 5-тизарядной винтовкой. Когда не смогли его убить, то сожгли портреты Ленина, В.Сталина и школу. Забрали с собой все что смогли.
10. КОЛХОЗЫ.
В Алмаке было 4 колхоза: «25 октября», имени Ленина, Молотова и Сталина.
В 1930 г. начали создавать колхозы в Дагестане в т.ч. в с.Алмак. В это время у хозяев земли отобрали, оставив им 0,5 га и по решению общего собрания передали колхозу. Помимо этого в колхозы передали волы, арбы, кутаби, хьурал, сепараторы, и часть крупно-рогатого скота. Тем не менее, алмакцы не хотели вступать в колхозы.
Вайй-Вай!! Какое это было архи трудное время!. Из-за этого против колхоза были восстания.
Я \Исмаил\ первым вступил в ряды колхоза и за собой повел туда всех родственников.
Поскольку в это время я был заведующим школой, создал кружок агитаторов и очень часто приходилось в период предвыборной компании ходить пешком в Шорто, Кориман, Нахъа отар и др.
В 1931 году ввели письменность латин, который был до 1937-1938 года.. Везде были созданы ликбезфронты, девизью которых было: -«Долой безграмотность», с этими лозунгами шли мобилизовывать из отаров алмакцев, поскольку большинство народа было безграмотные. Им помогать приехали 4 студентки из села Чох Гунибского района: Субханат, Башарат, Асият, Патимат. Они жили у меня \Исмаила\. Я \Исмаил\ жил в это время с семьей в с.Гертма.
Весной 1931 г. в местности «Ч1ег1ер рохь» убили Кебедова Дада. Его сестры сыновья: Исмаилов Алимхан и Магомедхан. Затем арестовали и пропали без вести 10-15 алмакцев. Бандиты убили алмакцев: Тагирхаджи, Салиби, Салих, Гадихаджи, Шагилав, Абакар, начальник Дарбиш, Гаттихаджи, Абдулмуслим, Абубакар, Асадула, Алижан, Паша, Хабиб, Шихмирза, Занки, Тавсултан…. Из-за них осужденных было очень много алмакцев \стр.82-87\.
В 1932 г. часть бандитов зимой арестовали, часть уничтожили и все остальные бандиты были также уничтожены..
В 1936 году по моему предложению и инициативе \автора книги\ в с.Алмаке построили гидроэлектростанцию, которая проработала до 1961 года. Ее бросили из-за того, что население Алмака уменьшилось.
У  меня \автора\ из колхоза «25 октября» 1 КРС украли., а из других 3  колхозов похитили все стадо КРС.

11. Алмак в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
В 1941-1944 г.г. в Алмаке всего было 900 хозяйств, где проживали около 5000 человек.
В 1941 году из Алмака ушли на фронт более 1000 человек добровольцами. Среди них Джантемиров Абдулхамид \25 лет\. Потом после ранения, пролечившись суток в госпитале, в ноябре 1942 года похоронен в Смоленске \стр. 15, 43\. Из ушедших в 1941 г. на фронт более 1000 алмакцев, вернулись всего около 200 человек \стр. 23\.
В 1942-1943 годы, так как алмакцы ушли на фронт,  председателем колхоза был я. Много людей умерло от голода, некому было хоронить умерших родственников, некому работать, голодали.
В 1942 – 1944 г.г. 3 года не было урожая из-за дождей и непогоды. В селении не осталось мужчин способных работать, все ушли на фронт. В эти годы в Аухе хороший урожай был, так как их на фронт не брали, а кого призвали и тех вернули обратно. В отарах и лесах не было черемша \х1анку\, халияр, крапивы, даже ее корней не было. От дубовых семян у алмакцев опухли животы.

В апреле 1944 г. выселили всех чеченцев, государство забрало их все имущество. 
Алмакцев, живших в отарах Шорто и Квериман, Х1авдишки, то есть из колхоза им. Молотова  выселили  в Юртаух.
Из Гъвардани и Наха отар выселили  - в Акташаух.
В Алмаке осталось 70 хозяйств, выселив 830 хозяйств
В 1945 г. в сел. Алмак некому было работать. 1 пут кукурузы – 100 руб. Ели остатки кукурузы.  За 1 банку муки работали целый день у соседних сел.

12. Алмак после победы в Великой Отечественной войне.
В 1967 г. создали совхоз Алмакский.
В 1968 году подвели электричество из Чирюртовской ГЭС.
В 1972 г. в Алмаке 300 хозяйств с населением 1000 человек.
В мае 1972 г. \высокосный\ насекомые длиной 2 см. уничтожили не только фрукты, но и зелень на деревьях. Лес был темного цвета вместо зеленого. 25 мая 1972 г. не было  в округе дерева с зеленью. Однако деревья заново зацвели, но в то же время не было урожая.

Книга №1. размеры: 20х28 см. всего 1- 88 страниц подряд исписаны рукописным текстом на аварском языке. Начата: 25.12.1960 г.. Окончена: 18.02.1975 г.. В книге листы в линейку.
Подготовил и перевел с аварского Г.Р. Гаджимагомедов.
01.06.2005г.

Передал для исследования и дачи заключения:
И.Карами, И.Рустаму, Н.Мусе – 25.06.06г.


Рецензии