Великий и могучий Кроули с нами

ЛИД-ТЕКСТ: Дай мне учителя! Не скучного жреца, Что чудеса творит, как тяжкую работу,
Но юношу презренного, Царя мужчин, чей дух освобожден

Тёмной безлунной ночью почти в полночь 12 октября 1875 года на улице Кларендон Сквер, дом 30,  курортного городка Лемингтон (который по-иному известен в Англии, как Королевсие Минеральные Воды) родился Эдвард Александр Кроули, который стал знаменитым писателем, поэтом, драматургом, оккультистом, альпинистом, гуру науки «йоги» и так далее по имени Алистер Кроули (Aleister Crowley).

Свыше сотни книг он опубликовал при жизни. Пятьдесят четыре книги были поэмами (на 150-200 страниц)  или поэтическими сборниками. Интерес к Кроули растет, но его литературное наследие на русском или других языках бывших братских советских республик мало известно. Магические и телемические работы Кроули издавались еще в 50-е и 60-е годы, но как и сборник его стихов, появившийся на русском языке в 1973 году, очень сильно (можно сказать – радикально) «видоизменены» переводом по указанию цензурной организации под названием Главлит. Существующее лишь одно эклектичное собрание стихов "Избранные стихотворения" – это всё, что пока может любитель Кроули читать.

Кроули и на родине своей не очень-то публикой широкой уважается и совсем даже «не любится», вплоть до наших с вами свободных нравами дней.

В юности Кроули был выдающимся шахматистом и, развей в этом направлении свой гений, - быть бы ему чемпионом мира. Но… стал он больше известен как свободный художник, астролог, «экспериментатор» применения различных наркотиков как образа жизни, что сопровождалось разными другими экспериментами с бисексуализмом и гомосексуализмом. Проповедник гедонизма – учения о том, что в мире никакие морали и социальные табу-ограничения не должны влиять на удовольствия человека. Они и лишь одни удовольствия – есть самое необходимое и сакральное благо. Таковы гедонисты и их последователь Алистер Кроули.

Множество стихотворений Кроули  - это замечательные образчики гедонизма, которые некоторые не совсем прогрессивные критики называют «порнографической лирикой».

Однако мы часто находим отражения лирики Кроули в стихах пИИтов, которые ни в страшном сне, ни в угарном и чадном нашем яркоДЕНИИ и даже «под светом лампы» творя, «ни ухом, ни рылом», по-простому, по-нашему, по-ПИИтовски говоря, не предполагали, что делают они под Кроули.

Вот, например, это сотворил Кроули:

Одна из тем ранней лирики Кроули - гомосексуальность. Во вступлении к первой его поэме "Акелдама" описывается встреча со старым профессором. Завершается вступление типичной для Кроули двусмысленностью:

В смертельной схватке долгих три часа
За душу грешную Бог с Сатаной сражался.
Бог победил. Теперь не знаю я
Кто из двоих был Бог? И все же воспаряю.

А это сотворил пИИт РЭТа:

Мотив пусть и не совсем полной гомосексуальности, но кроулевская вера в беспредельный грех - соединяющий добродетель и порок, тутА очень даже намечается. РЭТа, как и Кроули полагает, что все противоположности способны к единению – эдакая любовь к Гермафродиту и –двуполости ВАЩЕ:

Всё замело пушистым белым снегом!               
Всё, что когда-то в юности влекло!
Исчезли в никуда любовь и нега!
Я бью бокал! Но это лишь стекло!

Кроули бранили, в частности, за то, что он покушался на общепринятые символы, или, что еще хуже, стирал демаркационные линии между дозволенным и запретным, мирским и церковным, обществом и анархией. Он представлял угрозу культурной безопасности. Вот так он описал свой первый гомосексуальный контакт:

Дай мне учителя! Не скучного жреца,
Что чудеса творит, как тяжкую работу,
Но юношу презренного,
Царя мужчин, чей дух освобожден
От всей тщеты, чьи губы не знакомы
С мужскою лаской.
Ах! Пусть лишь единожды они теплом
нальются, моих коснувшись губ.
 
В раннем (до 1898 г.) сонете Кроули еще откровеннее описывает свои первые гомосексу-альные опыты:

Того, кто соблазнил меня, я не смогу забыть.
Я не любил его, но жаждал испытать
Сильнейший новый грех. 

Каково совпадение в «стирании демаркаций». РЭТа, какой это по счету ОПЫТ однополого контакта, отнюдь не первый у вас?,… ВЕК СВОБОДЫ НЕ ВИДАТЬ:

Ах, мой ВиктОр! Мой смелый победитель!               
Ах, Александр! Великий Александр!
Ах мон сеньор! Мой Серж! Мой повелитель!
О, мой Андре!!! Чьи губы – кориандр!

Связи некоторых строф Кроули и РЭТы слишком сильны, чтобы быть случайными, и можно сделать вывод, что эти «два сапога – пара» объединены общими стремлениями - поисками физического удовольствия. Духовная ипостась порнографического Кроули и недопонятого еще многими заметно «подкачавшего», но догоняющего «проказника» с большой бородой РЭТа вполне аналогична:

Кроули:

О губы жаркие, что как бутон раскрылись,
Дыханием лицо мне опалив,
О груди страстные, что сладость налились,
Как мне покинуть вас, не укусив!

РЭТа:

Я отдалась бы каждому! Любому,               
Кого отвергла в юности не раз!
Но не вернуть ни прежнюю истому,
Ни воспалённый блеск смертельных глаз!!
 
Секс для молодого Кроули был средством победить двойственность, а смерть - альтернативным способом покинуть мир оппозиций. Момент оргазма становился духовно и физически насыщенным катарсисом (как молод был тогда еще этот порнограф Кроули):

Я обернусь к тебе, и ты
Дыханье без остатка выпьешь,
Отраву сладкую мне поднесешь,
Приговорив меня своею страстью.
 
А для РЭТа, как говорится, в настоящее время главная составляющая оргазма – это «сыт, пьян и нос в табаке», но сексуальный подтекст кроулевский так хорошо сохранен,… и «на дуэль не хочет Николя». Маманя дорогая, «ах как кружится голова, как голова кружится»:

Где головокруженье прежних кружев?               
Где этот звон седого хрусталя?
Теперь в пивных пьют из стеклянных кружек
И на дуэль не хочет Николя!

Кроули эклектично экспериментировал со всем необычным. Он готов был пожертвовать духовной идентификацией ради утоления похоти. Секс может быть ключом к искуплению грехов, и Кроули никогда не забывал, что это – лучший способ получить простое физиологическое удовольствие. Регулярно использовавший морфин, опиум, хлороформ, гашиш, кокаин и героин, Кроули, судя по всему, считал секс всего лишь одним из наркотиков:

Kill off mankind, Прибить бы человечество
And give the Earth a chance! И шансик дать Земле!
Nature might find Природа по пророчеству
In her inheritance Кому-то жить,… а мне?..
The seedlings of a race Семя расы сохранится -
Less infinitely base. Всем нам не переродиться.

Такие же «радостные нотки», бравурный жизнеутверждающий, всепоглощающий, «от пуза» исходящий «унутренний» голос во всю глотку из РЭТы исходит. «Маэстро, УРэЖЬТЕ, туш»… И маэстро УРЭЗАЕТ:

Ещё не всё! Не всё, барон, вы правы!               
Мне право, жаль! Но жалость  вам – не щит!
Нас со щитом, Вас на щите держава
Державно примет, но не защитит!

Вот как совпадают выстраданные под гедоническими убеждениями пИИтические строки. Насколько это всё интересно…. Еще более интереснЕЕЕе-е – знал ли гедонист РЭТа, творя, что повторяет он почти 100-летнее наследие литературное, да к тому же из непонятной для него английской литЭратурки?....
 
http://h.ua/story/249243/

Я бью бокал!!!
 
Ещё не всё! Не всё, барон, вы правы!
Мне право, жаль! Но жалость  вам – не щит!
Нас со щитом, Вас на щите держава
Державно примет, но не защитит!
 
Где головокруженье прежних кружев?
Где этот звон седого хрусталя?
Теперь в пивных пьют из стеклянных кружек
И на дуэль не хочет Николя!
 
Ах, мой ВиктОр! Мой смелый победитель!
Ах, Александр! Великий Александр!
Ах мон сеньор! Мой Серж! Мой повелитель!
О, мой Андре!!! Чьи губы – кориандр!
 
Я отдалась бы каждому! Любому,
Кого отвергла в юности не раз!
Но не вернуть ни прежнюю истому,
Ни воспалённый блеск смертельных глаз!!
 
Всё замело пушистым белым снегом!
Всё, что когда-то в юности влекло!
Исчезли в никуда любовь и нега!
Я бью бокал! Но это лишь стекло!

Эмиль Пик, Эсквайр, внук Теодора Буки


Рецензии