образы

22. Внесценические, заимствованные, собирательные и групповые образы-персонажи. Антропоморфные образы.
Персонаж – вид худ образа, субъект действия ,переживания, высказывания в произведении лит герой,  действующие лицо. Понятие персонажа – важней шей при анализе эпических и драматических произведений. В эпосе героем может быть и повествователь, если он участвует в сюжете (Гринев в «капитанской дочке») В лирике же , персонажи изображаются пунктирно, в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта. Характеры – общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей; высшая степень характерности – тип. Персонаж предстает с одной стороны , как характер, с другой-  как худ образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства. Число характеров и персонажей обычно не совпадает. Есть двойники, варианты одного типа (Бобчинский и Добчинский) Персонажи оцениваются с точки зрения этической. Для раскрытия характера – сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм , интерьер. Внесценические герои (Протопопов в «Три сестры») Пространство и время расширяется также благодаря заимствованию персонажей, заведомо известных читателю. Этот прием обнажает условность искусства, способствует семиотической насыщенности изображения и его лаконизму (Пушкин приводит в дом Лариных героев Фонвизина, Скотинины). Собирательные  герои (их прообраз хор в античности).
Персонажную сферу литературы составляют не только обособленные индивидуальности, но и собирательные герои (их прообраз- хор в античной драме). Интерес к проблемам народности, соц. психологии стимулировал в литре 19-20в. развитие данного ракурса изображения (толпа в «Соборе Парижской Богоматери» Гюго и др). Особой экономией средств изображения отличаются Внесценические герои ( «Три сестры» Чехова – Протопопов, «Хамелеон» - генерал и его брат – любители собак разных пород). Своеобразие категории персонажа – в её завершающей, интегральной функции по отношению ко всем средствам изображения.
Важнейшим способом создания образов персонажей в лирике явл их номинации, часто  характеризующие не столько персонажей, сколько отношение к ним лирического субъекта. Процесс наименования  и его результат (имя). Первичные – непосредственно называющие персонажа, и вторичные (могут относиться и слова, используемые в прямом значении; тропеичные словосочетания), указывающие на его качества, признаки. Совокупность номинаций – путь к созданию образа. Фиксируют постоянные или ситуативные признаки персонажей в лирике: номинация – местоимение


Рецензии