Осеннее настроение

Одним из последних литературных событий прошлого года стал выход сборника стихов Олега Мошникова «Солнечные письма». Название, яркая обложка, фоном которой стала картина Егора Кукушкина, настраивают на восприятие добрых, светлых стихотворений. Появившиеся в прессе материалы о презентации сборника также подчеркивали эти грани творчества Мошникова, но, читая сборник, невольно ловишь себя на совершенно иных чувствах. «Солнечные письма» - красивый образ, за которым поэт видит осенние листья. Осень, пусть яркая, все же грустная пора. И в сборнике хватает и грусти, и скорби.

Мрак и запустенье
Царствуют в лесах…
Грусти загляденье
В колдовских глазах.

А без этих чувств вряд ли в наше время возможно любое творчество, тем более поэтическое. Поэт, раскрывая свои мысли, ощущения, не может не видеть тех изменений, которые происходят в обществе. Наше поколение было воспитано в другом государстве, с детства впитало себя иные идеалы, и та пропасть, которая разделяет идеалы нашего детства с ценностями, навязчиво пропагандируемыми в нынешнее время, не может не находить отражения в стихотворениях. Необходимо учитывать также и то, что зрелый человек невольно испытывает тоску по времени, когда «деревья были большими». Эта тоска, пусть светлая, по юности, может придавать черточки грусти поэтическим строкам. Потому безусловно веришь и в строки стихотворения, посвященного однокашникам по танко-артиллерийскому училищу:

И в День училища мы гимн СССР
Душевно, незастенчиво орали!

Начав сборник со стихотворений, посвященных детству и детским ощущениям познания мира, Олег Мошников находит откровенные строки, показывающее единение ребенка с мирим, домом, семьей, единением, пронесенным через всю жизнь, помогающим в этой жизни.
Вот короткое стихотворение, посвященное родному дому. Начинается оно описанием проливного дождя, трепещущих деревьев, молний, сыплющихся в сад, поэт передает ощущение страха, опасности. Но защита находится им в доме:

Дом будет тихо к себе прижимать
Маму, меня и весь мир за окном.

Перед нами встает образ родного дома как защитника от любых невзгод. А родственные корни помогают упорядочить в сознании отражение мира. В другом стихотворении автор пишет:

Дедова рябина
Держит мир за плечи.

Многие пронзительные строки посвящены семье, маме, отцу, бабушке, родному краю. Но время идет и не щадит наших воспоминаний. Потому в родных местах сейчас ожидает поэта грусть:

Я и сам бы, как впервые,
Без дороги, прямиком
В те края мои родные
Покатился колобком!
Да тоскующая верба
Там давно стоит одна –
Гнется по ветру, но ветка
Не касается окна.

Но еще более грустная картина передается в описании, казалось бы, бытовой картинки, на первый взгляд, вовсе не поэтической. Поэт говорит, как приехав на свалку, выгружает ставшие ненужными вещи:

В куче – матушкин плащик
И отцова рубаха,
Целый ворох армейской
Отслужившей одежды.
Равно в груде житейской
Убывает надежды.

Это описание взросления, вступления в зрелую пору, когда осознаешь, что юношеские надежды во многом остались в прошлом, не может не тронуть.
Но это время, когда меняется отношение к своим корням. Когда появляется даже не просто интерес к судьбам рода и страны, а осознается необходимость осмысления истории, помогающего понять свое место в мире.
Наша страна не раз испытывала горькие времена, чья горечь пропитала человеческие судьбы. И об этом говорит Олег Мошников, обращаясь к истории своей семьи:

Версты – не обувь удобную мерили.
Мерзли в опорках с отцовской ноги.
Семьи крестами осели в Карелии,
А все равно оставались – «враги».

Находят отражение в стихотворениях Олега и события карельской истории, земли, куда издавна власть отправляла людей на страдания:

На миру война след оставила…
И, назло смертям всем безвременным,
Не подняться в рост в бой за Сталина
Мужикам, не в грудь – в спину стрелянным.

События истории перекликаются и с нынешними трагедиями. В одном из стихотворений мы читаем о трагедии «Курска», поэт остро воспринимает беды, а ложь официальных сообщений ранит его душу. Но не только такие трагедии заставляют поэта откликаться стихами. Он видит и болезни общества, и немало строк посвящено нашей злобе, нашему пьянству, нашей забывчивости и неверию в добро, утрате идеалов.
Вот чувства, которые испытывает поэт в бывшем храме, превращенном в музей:

И тишь соборною была
Под спудом мрамора и хлама.
Волнуют душу купола…
Но нет в душе былого храма.

Но в этой тоске по прошедшему поэт, замыкая круг, находит и выход, находит светлые впечатления. Вот сплетничающие и философствующие старушки из стихотворения-шутки:

Три старушки на крыльце
Рассуждали о яйце:
Что вторично,
Что первично
И надежно ли в свинце?

Вот старики, пускающиеся в пляс:

В вепсской северной деревне
В круг выходят старики:
Оглашают круг степенный
Топотухой каблуки.

Вот нежные картинки природы, рождающие неожиданные и точные образы:

Поцеловать бы
Прозрачную пяточку –
Гладь озерка!..
Прямо в ладони
Гранитную чарочку
Тянут века.

И не случайно последний раздел сборника называется «Желание жизни». В этих стихотворениях осень предстает не порой увядания, а лишь необходимым этапом осмысления жизни. Книга «Сонечные письма» представляет нам зрелого, тонко чувствующего поэта, каким стал Олег Мошников.


Рецензии