Грех властолюбия

Папоцезаризм и цезарепапизм. Первый термин у Н.А. Бердяева обозначает стремление  средневековых пап взять под контроль светскую власть. И папы своего добились: в 1077 году отлучённый от церкви и низложенный император «Священной Римской империи» Генрих IV вымаливал прощения у своего противника римского папы Григория VII. Ходил для этой цели пешком в Каноссу. С тех пор воды утекло много. Реформация, Французская революция, конфликты и войны привели к установлению разумного баланса отношений духовной и светской власти. Второй термин обозначает способ властвования императоров Византийского царства – владеть не только телами, но и душами граждан. Иметь церковь под пятой. В христианской России этот способ властвования возродился при Петре Первом. Потом были 1917 год (освобождение), большевистская власть (глубокое закабаление). В новой России церковь свободна, её влияние из года в год растёт.

Что же мы сегодня на фронте веры имеем? Президент (сегодня он премьер – С. К.) время от времени посещает церковь. Крестится. Часто встречается с Патриархом. На ежегодных Соборах организаторы зачитывают его приветствия. Верует он в Бога, не верует он в Бога – один Бог об этом знает. В компетенцию церкви не вмешивается, но свою вертикаль полномочий укрепляет. Очень надеюсь, что до цезарепапизма не дойдёт. А вот иерархи Православной церкви..! Об XI Соборе, состоявшемся в начале марта,  я знаю из газет и телевидения. И вынужден констатировать: в нашу церковь внедрился вирус папоцезаризима.  Пока без особых шансов на успех.

Кто присутствовал на Соборе, кроме иерархов? – Члены правительства. И «патриотически» настроенные общественные деятели, писатели, депутаты – Евгений Примаков, Сергей Глазьев, Любовь Слиска, Дмитрий Львов  (экономист) и т.д. Членов правительства пригласили как бы для «воспитания», для «проработки». Тон всему задавал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Всея Руси – С.К.). В «Московских новостях» помещены некоторые снимки. Взгляд "друга церкви" Геннадия Зюганова, сидящего рядом со священнослужителем высокого ранга, устремлён на сцену: кто-то там произносит «патриотическую» речь. Очередной оратор учит правительство, составленное из «недорослей», как надо вести экономику, политику, как надо воспитывать народ.  Критика и рекомендации. Рекомендации, куда потратить Стабилизационный фонд, как сформировать цены на энергоресурсы, как относиться к Европе. Митрополит Кирилл  выступил с концепцией модернизации России. Не революции, не эволюции, не реформации, не трансформации, а – модернизации.  Богат русский язык! Запад – это опасно. Пётр Первый, Ленин, Ельцин навредили России вестернизацией. А нам надо учитывать национальный код,  любить свои традиции, свою духовность, свою православную церковь. Не наступить бы нам ещё раз на «исторические грабли», предупреждает нас владыка.

О «граблях» сказано справедливо. Но ведь у нас есть президент, правительство, Федеральное собрание, Общественная палата! Есть у нас и очень образованные экономисты, настоящие патриоты своей страны, которые, правда, не рекламируют своего патриотизма. Все они только о том и думают, о том и говорят, как не допустить опасного расслоения! Этого мало? Надо сюда подключить и церковь? Я понимаю Жириновского: ему всегда надо быть там, где можно поднять свой рейтинг, свой «имидж», чтобы набрать семь процентов. А зачем всё это иерархам? В ближайшей перспективе демагогия принесёт успех, – а в перспективе дальней? Думаю, что не к лицу церкви зарабатывать популярность на политических «болячках». Тем более что в народе немало говорят об «иерархах-олигархах». О душе надо больше думать, господа! Президент прислал приветствие. Он приветствует демагогию, игру в благодетелей и злодеев? «Чем бы дитя ни тешилось …», – похоже, думает президент.

Умение «отнять и разделить» – тоже искусство. Политика большевиков провалилась. О чём это свидетельствует? О том, что и с этой стороны лежат «грабли». Чтобы накормить бедных, надо дать им не рыбу, а удочку. Пусть они осваивают ремесло «рыболова» и учат ему своих детей. О непригодности дотационного подхода к ликвидации бедности справедливо говорил на Соборе Андрей Шаронов, заместитель министра экономического развития и торговли РФ.

Работать или не работать – вот в чём вопрос! А не в том, чтобы у одних отнять, а другим отдать. Задача власти – дать людям свободу, которая является главным экономическим стимулом. И создать благоприятствующие условия. И, разумеется, обеспечить тех, кто ещё не может трудиться или уже не может трудиться. Экономическая ситуация в стране стабилизировалась, политическая налаживается. Духовная жизнь, не без издержек, протекает интенсивно. Зачем церковь бросает в общественную жизнь искру, зачем будоражит народ?
«Патриоты», включая церковь, постоянно носятся с какими-то особыми русскими традициями, которые надо защищать от Запада. Что это такое? Язык и культура? Язык и культура у нас русские. Однако нет в них никаких особых традиций. Да, мы много пьём, склонны к воровству и матерщине. Это – традиция, но почему мы должны стремиться её сохранить? Да, мы мало способны к самоорганизации, к самостоятельному труду, всё ждём, что скажет начальник, вождь. Это – традиция, но очень плохая; изживать её нужно. Мы небрежно относимся к нашему здоровью. Традиция, дурная. К Богу у нас отношение дремучее – чем тут дорожить? Отношение к иконе (икона – символ  веры) у русского человека в своё время подметил В. Белинский: годится – молиться, не годится – горшки накрывать.

Как-то Г. Зюганов, примкнувший к церкви, но ещё не принявший духовного сана, назвал наши главные ценности – сильное государство, справедливость, коллективизм, духовность. Их коммунистический вариант мы испытали. А что от них хочет оставить митрополит Смоленский и Калининградский? Тут всё зашифровано, тут, действительно, надо разгадывать код. Сильное государство от Черчилля ему, наверняка, не подойдёт. А от товарища Сталина? Это теплее. Однако на сильном государстве обожглись Наполеон, Гитлер, Сталин, Полпот, Пиночет и прочие.  Силу можно дать в руки только умным людям, мудрым правителям. И только при том условии, если в обществе созданы надёжные средства сдерживания, обуздания, контроля.

Справедливость – главная тема Собора. Но как далеко церковь готова пойти – не ясно. Хочет ли она дойти до позиции «великого экономиста» Шарикова – это вопрос. Коллективизм. Вот где легко смешать веру с политикой! Кого мы поставим над коллективом – пастыря, секретаря, работника службы безопасности? Нормальные граждане России коллективизмом, исходящим от власти деспота, насытились. Духовность. К духовности ведёт дорога ухабистая. Через страдания и глубокие размышления о смысле жизни. Духовность в человека не вставишь, как стержень в авторучку. Бог дискредитирован коммунистами надолго, коммунист Зюганов, примкнувший к церкви, эту дискредитацию своим присутствием продолжает и ныне. Собственно, и сама церковь своими Соборами излишне «нагружает» веру политикой, экономикой и прочими чисто земными проблемами. Нравственные ценности, освящённые светской культурой, обыденная мораль тоже утратили свой вес в известной степени. Школе и семье предстоит огромная работа. Задача церкви – им деликатно (не подменяя светского образования и воспитания) – помочь. Помочь осмыслить Великий Переход, который совершила и совершает ещё Россия. Не разжигая страстей, основанных на жадности, на зависти, на неспособности многих граждан к инициативе, самостоятельному труду.

А зачем пугать народ Западом? Запад – это море плодотворных идей – философских, экономических, политических. Советские вожди отгородили нас от них. На всё они ставили клеймо «буржуазности», «реакционности». Они спрятали от нас даже великих русских мыслителей – Бердяева, Соловьёва, Ильина и др. Пытались сделать нас недоразвитыми и, по сути, сделали таковыми. В духовной сфере коммунисты оставили после себя тяжёлое наследство: в религии – сергианство, в философии – марксизм, в искусстве – соцреализм. И сегодня их духовные дети хотели бы продолжить политику мракобесия, но уже в союзе с церковью. На Западе – передовая наука. «Наши», сидевшие в «бункере»,  развивали  только ту её отрасль, которая позволила им произвести атомную бомбу. Или церковь всё это оспаривает? Производство там функционирует эффективнее нашего. Уровень жизни там выше нашего. Культуры быта с нашими безобразиями и сравнивать нельзя. Россия богата землей, недрами, лесами, чистым воздухом. Но мы ведь не умеем ценить всё это! Давайте поучимся у немцев, голландцев, французов, японцев (японцы ныне – европейцы), как нужно беречь природу! Не собираются ли православные иерархи законсервировать нашу отсталость?

Очень уж они боятся вестернизации. Что их так пугает? –  Права и свободы человека – вот что им не даёт спокойно спать. И партия этого боялась. Церковь у нас сегодня живёт свободно, наука и искусство развиваются свободно. Как на Западе. Политическая жизнь, экономическая, средства информации у нас относительно свободны. Почти как на Западе. Всё это плохо? Вы, господа, соскучились по советской удавке? Да, правового и нравственного самоконтроля нам недостаёт. Многие разбогатели незаконно. Это был нелёгкий момент в истории России, когда старые законы были отменены, а новые ещё не приняты. Президент об этом знает, правительство принимает меры к тому, чтобы ввести процесс обогащения в цивилизованные рамки. Тысячелетняя тирания виновата в том, она отбила у народа, у каждого отдельного гражданина желание жить по закону и по совести. В сфере права мы жили по принципу: закон – что дышло, куда повернул – туда и вышло. Нужны многие десятилетия,  а если хотите, – столетия, чтобы уважение к новым правилам жизни  вошло в кровь народа. В сфере нравственности нас ничто не сдерживало. Если Бога нет, то всё позволено, а вождь, лежащий под стеклом, ничего не видит, ничего не слышит. Ответственности нам недостаёт. Что делать? Вернуться к тирании? Но как научить гражданина ответственности, когда он ни за что не отвечает? Как научить человека плавать, не позволяя ему залезть в воду?

Вспомним, как было. Председатель развалил колхоз «Красный кнут» – его перевели в другой, в «Красный пряник». Кто ответил за развал? Никто. Номенклатурного работника не посадишь – его надо беречь. Завод завалил склады бракованной продукцией. На чей счёт списали убытки? На счёт государства. Если всех бракоделов сажать, то в условиях господства общественной собственности пришлось бы посадить полстраны. Сталин расстреливал. На это его наследники пойти не решились. Я думаю, нам надо идти вперёд, невзирая на издержки, на трудности. Я вижу свет в конце туннеля. А видит ли его наша церковь? Церковь беспокоят дух потребительства, ослабление семейных уз, проституция, гомосексуализм. Законное беспокойство. Но при чём здесь Запад? Эти пороки вышли из нашей природы (здесь «работает» дьявол) и из неких тенденций общественного развития, которые способствуют их рождению. Дух стяжательства и потребительства зарождается не там, где граждане сыты, а там, где они недокормлены. Не будем пенять на кривое зеркало. Главные извращения человеческих отношений – ложь и жестокость правителей, и мы пережили их сполна.

Психология «среднего» человека такова: мне лгут – и я не буду честен, завтра меня могут посадить или убить – сегодня я «возьму от жизни всё». Или: если можно убивать – почему нельзя «блудить»? Всяким извращённостям зеки научились в советских лагерях, детям это досталось по наследству. Не только квартирный вопрос людей испортил. Тёмные стороны жизни Советы искусно прятали, все взятые ими «высоты», включая нравственные, оказались «зияющими». Любовные похождения Берии разоблачил Хрущёв, когда любитель «клубнички» был уже мёртв. Но ведь в каждом районе страны сидели свои Берии!  Разумеется, и Запад в  XX веке пережил чудовищные катаклизмы, и на Западе живут не ангелы, а простые смертные.
В пустыне Христос пережил три великих искушения, которые потом повторило западное христианство, но в обратном порядке (В. Соловьёв, «Чтения о Богочеловечестве»).

Политические претензии пап, вылившиеся в иезуитство и инквизицию, светская власть добивается покровительства церкви, «народы поклоняются не Христу, а церковной власти» – первое искушение западного христианства. Протестантизм Мартина Лютера, просвещение, Французская революция, немецкая философия - разум правит миром. Гордыня разума – второе искушение западного христианства. Увлечение материализмом, эмпиризмом, экономическим социализмом,  «о хлебе едином жив будет человек», попытка положить в основание жизни одно материальное начало – третье искушение, которое пережило западное христианство. Легко заметить, что мы имеем дело с классификацией условной: эпохи переплетаются, взаимопроникают друг друга. Что происходит у нас, после периода  жестокого подавления церкви коммунизмом? Происходит бурное её возрождение. С корабля на бал попала церковь, из огня да в полымя, из темницы, в которой пытали, – сразу на свежий воздух  и в яркий свет. Перед ней вдруг встали великие задачи: товарища Ленина как идеолога заменить, патриотизм и войну в Чечне освятить и за бедных вступиться. У иерархов закружилась голова, и они впали в грех властолюбия, некое подобие первого искушения западного христианства. Думаю, им надо остановиться.
Корягин Сергей Осипович.  8 апреля 2007 года


Рецензии