Два Нестора

ДВА НЕСТОРА
В канун очередной годовщины Октябрьской революции, события, к которому многие сейчас не знают, как относиться, с приветствиями или с проклятиями, хочу рассказать о судьбах двух людей, всю жизнь свою посвятивших идеалам этой революции. Одного советская историография предписывала считать бандитом, эпилептиком, маньяком-убийцей. Другому ставилось в заслугу «осознание ошибок» и закономерный переход в лоно большевизма, как «истинного выразителя интересов людей труда». Это предводитель крестьянской войны на Украине Нестор Иванович Махно и сибирский партизан-анархист Нестор Александрович Каландаришвили. Одного в народе называли «батькой», другого – «дедушкой».
Два анархиста. Два партизана. Два кавалера ордена Красного Знамени. Два Нестора. На парижском кладбище Пер-Лашез, на скромном памятнике написано: «Советский коммунар Нестор Махно». «Дедушка» Каландаришвили похоронен в Иркутске на «Горе Коммунаров». Но какими же разными были эти коммунары.
                «Батько»
               В политическую деятельность ученик столяра, сын бедного крестьянина из села Гуляй-Поле Екатеринославской губернии Нестор Махно пришёл в 16 лет, начав заниматься в драматическом кружке, который был лишь «ширмой» для организации анархистов «Союз бедных хлеборобов» После удачных налётов на местных богачей и раздачи «экспроприированного» добра беднякам, в 1906 году, члены этой организации убивают полицейского пристава, напавшего на их след. Арестованный по делу об убийстве, Махно, спасая своих товарищей, берёт всю вину на себя. Как несовершеннолетнему смертная казнь была заменена ему двадцатью годами каторги. После десяти лет пребывания в Бутырской тюрьме, он был освобожден вместе с другими политическими заключенными по амнистии Временного правительства. В Гуляй-Поле Нестора, как имеющего опыт революционной борьбы, избирают первым председателем Совета рабочих и крестьянских депутатов.
Гуляйпольский Совет 25 сентября 1917 г. Принимает декрет о национализации всей земли в уезде и разделе её между крестьянами. Одна из задач Октября была выполнена, не в пример прочих большевистских Советов, лишь поманивших народ землёй.
После заключения Брестского мира Украина оказалась под немецкой оккупацией. Нестор Махно, пробравшись в Москву, встретился с Лениным и Дзержинским и получил от них рекомендации начинать гражданскую войну. Вернувшись домой под видом сельского учителя, он собирает отряд из 40 человек и совершает за четыре месяца более сотни дерзких нападений на германские власти. Под чёрное знамя Махно приходят местные крестьяне, матросы с потопленных кораблей Черноморского флота, немало бывших офицеров. Идейный костяк группы представляли прибывшие  в партизанское соединение харьковские анархисты группы «Набат»
В декабре 1918 года махновцы захватывают крупнейший город юга – Екатеринославль. С этого момента имя «батьки» приобретает всероссийскую известность.
Сражаясь с немцами и петлюровцам, не пускал «батько» на освобождённую им территорию и красных, особенно продотряды и чекистов, чем доводил до белого каления большевистских вождей. Однако обстоятельства вынуждали Москву ещё больше укреплять союз с украинскими повстанцами. Надо было как-то держать фронт, а Украинская Красная Армия, поспешно сформированная и малообученная, была разбита в первом же бою. «Батько» и другие командиры  партизанских отрядов левоэсеровского и анархистского толка подписывают с представителями РВС республики П. Дыбенко и В. Антоновым-Овсеенко соглашение, по которому Н. И. Махно является командиром 3-й бригады Заднепровской дивизии, хотя его регулярные части имели уже штыков и сабель не на одну дивизию, и сами бойцы называли своё соединение «Армия имени батьки Махно».
В ходе боевых действий на Южном фронте против Врангеля махновские части окончательно сформировались и окрепли. В конце 1919 г. армия состояла из двух частей: основного ядра (штаб, тысяча-две кавалерии, около 800 пулемётных тачанок, кстати, этот вид вооружения был изобретён махновцами, а не буденовцами, артиллерия, вспомогательные части – всего около 5 тысяч человек) и временных (в основном пехотных) объединений, собранных по мобилизации из крестьян общей численностью свыше 15 тысяч человек.
Сам Махно и его полевые командиры (атаманы) считались подчинёнными революционному военному совету армии, возглавляемому анархистами В. Волиным и П.Аршиновым, соратником «батьки» со времён каторги. На самом деле, всем единолично руководил Нестор, на совете он только утверждал решения, которые считал необходимыми. РВС же самостоятельно проводил  лишь культурно-воспитательную работу среди населения (регулярно выходили две газеты – «Известия» и «Набат»), митинги, крестьянские съезды, распределение по деревням трофеев. Политическое кредо движения совет сформулировал так: «коммунистическая партия и всё московское правительство есть контрреволюционеры, захватившие власть обманом и ведущие революцию по ложному пути и гибели». И крестьянам Украины была ближе Советская власть, устанавливаемая анархистами в виде местных «вольных беспартийных советов», нежели жесткая центральная власть военного коммунизма, производящая лишь реквизиции и поборы, расстреливавшая при этом за так называемый «саботаж хлебозаготовок». Но и с белыми, стремящимися вернуть экспроприированное имущество и землю помещикам, крестьянству тоже было не по пути. Выражая интересы всей армии, Махно в одной из телеграмм в РВС республики писал «…заявляю вам, что я и мой фронт останутся неизменно верными рабоче-крестьянской революции, но не институтам насилия в лице ваших коммисариатов и чрезвычаек, творящих произвол над местным населением».
До конца исполняя свой долг по защите народа от набирающей силу диктатуры, «батько» и в 1920 году не допустил сбора продналога на Украине. Терпение большевиков лопнуло. «С анархо-кулацким развратом пора кончать», - заявил Л. Троцкий. Сказано – сделано. При взятии Перекопа войска Махно, бравшие «в лоб» Турецкий вал, самый укреплённый участок врангелевской обороны, были почти полностью выбиты. Около пяти тысячи оставшихся в живых бойцов, в основном раненые, были расстреляны по приказу Троцкого. Спаслись немногие.
Сам «батько» в это время лежал тяжело раненый в Старобельске (а всего за 4 года войны был ранен 18 раз). Узнав о таком неслыханном вероломстве союзников, он собрал оставшихся в живых товарищей и начал мстить жестоко и кроваво. Комиссары, исполкомовцы, чекисты, продотрядовцы, коммунисты не знали от него пощады. Образ лишь такого Махно долгие годы и показывала нам официальные литература, пресса, театр и кинематография. Но, как всегда, деятели соцреализма фарисейски смешивали правду с ложью. Чего стоят обвинения в антисемитизме и организации погромов. Как анархист, он был за равенство всех народов, а в его окружении было немало евреев. Например, начальник контрразведки Л. Задов (Зиньковский). Не было также никаких «махновских налётов» на пассажирские поезда. «Под Махно» грабили отряды «зелёных» (то есть бывшие красноармейцы, воюющие со всеми и вся для наполнения собственного кармана). «Батько» же собственноручно расстреливал мародёров. И ещё. Ни один из пленных рядовых красноармейцев и белогвардейцев расстрелян или зарублен не был, все отпущены по домам. Красными же и белыми пленные вообще не брались, либо использовались в качестве «языка» и после жестоких пыток умертвлялись, невзирая на чины и звания.
После окончательного разгрома белых, фактически вся Красная Армия была брошена на Махно. Командовал в этой операции М.Фрунзе, старый боевой «товарищ» «батьки». После неравных боёв, Махно в августе 1921 г. с остатками армии сумел выскочить из окружения и уйти в Румынию.
Умер Нестор Иванович Махно 25 июня 1934 г. в Париже от старых ран и простуды, полученной во время антифашистской манифестации Народного фронта под дождём.
                «Дедушка»
          В Федерацию анархистов грузинский дворянин, тридцатилетний бунтарь, Нестор Каландаришвили вступает в 1907 году уже состоявшимся революционером. Позади агитационная работа в партии социалистов-революционеров среди солдат тифлисского гарнизона, партия социал-федералистов, бои на баррикадах батумского восстания в ноябре 1905 года (Нестор командовал рабочей дружиной), а после поражения восстания – партизанская борьба против помещиков, черносотенцев и карательных отрядов во главе одной из так называемых «красных сотен», собранных из местных крестьян. На Кавказе он был также знаменит, как легендарный Камо. После поражения революции партизанская война сошла на нет. Но в городах анархисты и эсеры-максималисты продолжали вооруженную борьбу, избрав тактику индивидуального террора против наиболее усердных слуг самодержавия, экспроприаций, налётов на жандармерии,  и Каландаришвили играл в этом не последнюю роль. За все эти подвиги неоднократно арестовывался полицией. Когда на Кавказе оставаться стало невозможно, уехал на Украину. После двух побегов из киевской и керченской тюрем возникла угроза смертной казни. И в 1908 г. Нестор уезжает в Иркутск, с целью уйти за границу. Там он узнает, что его дело выкуплено соратниками из жандармерии и уезжать незачем. Но возвратиться домой было нельзя, хотя в Грузии остались жена и две дочери. Всё надо было начинать сначала.
В Черемхове среди работающих на шахтах ссыльных грузинских и осетинских анархистов, он быстро находит сторонников. Работает фотографом и актёром. Женится во второй раз.
До 1917 г. Каландаришвили арестовывали ещё трижды, но каждый раз у охранки не хватало улик ни на него, ни на его товарищей.
После Февральской революции, когда либеральная интеллигенция и буржуазия вели болтовню о бесчисленных редакциях бесчисленных законов, а у народа не было ни земли, ни хлеба, ни мира, единственными союзниками анархистов стали большевики и левые эсеры. Но влияние большевиков в Иркутске было ничтожно. И когда в декабре 17-го вспыхнул мятеж юнкеров, шестьдесят боевиков-анархистов Каландаришвили отстояли Советскую власть. В апреле 1918 г. 1-й Иркутский кавалерийский дивизион анархистов-интернационалистов под командованием лихого грузина прибыл на Забайкальский фронт сражаться против атамана Семёнова. Вскоре дивизион, за счёт бежавших от зверства белых и интервентов крестьян, вырос в целую армию.
Три с лишним года партизанские соединения Каландаришвили, которого японцы называли «генерал Дедушка» за его шикарную бороду, то разгромленные, но снова пополняемые добровольцами и побеждающие, совершают рейды по Иркутской губернии и Забайкалью, через Саяны и Монголию, на Селенгу и Лену, сражаясь с войсками Семёнова, Колчака, Каппеля, Унгерна. Нестор стал самым знаменитым партизанским командиром в Сибири. С ним заигрывали такие видные большевистские деятели, как Постышев и Лазо… Он был обласкан Лениным, который во время их личной встречи заявил: «Я верю в Вас, уважаемый сибирский Дедушка!» На что Каландаришвили ответил, что считает себя коммунистом-большевиком. И в подтверждение своих слов, в январе 1921 г.пишет письмо в Иркутский губком РКП (б): «Сегодня я заявляю, что я больше не анархист-коммунист, а коммунист-большевик, член РКП» Так пало черное знамя Свободы, под которым «Дедушка» стяжал любовь народную, и взвился над его головой кроваво-красный хоругвь диктатуры, как знак забвения и проклятия народного.
Став ренегатом анархизма, подобно «последнему гайдуку» Бессарабии Григорию Котовскому, участвовавшему в подавлении Тамбовского восстания и Павлу Дыбенко, залившему кровью Кронштадт. Каландаришвили в июне 1921 г. подавил восстание в анархистском Сахалинском полку, состоявшему в основном из корейцев. Полк был  разоружен, командиры расстреляны.
За этот и другие подобные «подвиги» «Дедушка» был награждён орденом Красного Знамени, и по рекомендации Ленина был назначен командиром карательного движения в Якутию для подавления народно-освободительного движения. Это восстание против большевистской тирании осенью 1921 г. возглавила народная интеллигенция из федералистов, эсеров и кадетов. Этими партиями было создано Всеобщее якутское областное народное управление (ВЯОНУ), власть которого была признана Колымским, Верхоянским, Якутским и Вилюйскими округами. Лишь в Якутске сидел в осаде воинский гарнизон, оставшийся верным красным. «Дедушка», к тому времени командующий Якутским военным округом, во главе большого отряда вышел из Иркутска для соединения с осаждённым гарнизоном и разгрома восстания.
6 марта 1922 г. недалеко от Якутска Каландаришвили со своим штабом попадает в засаду. Таёжные охотники стреляли без промаха. Уйти не удалось никому.
                На Украине по сей день в народе живы песни и предания о легендарном «Батьке». В Сибири о «Дедушке» песен не поют.

                Александр  Лапшов.
P.S.  Когда, девятнадцать лет назад, я писал этот маленький очерк, то ещё не знал, что останки Нестора Ивановича Махно ввиду нехватки места на кладбище были в 50-е годы кремированы,  а урна с прахом помещена в колумбарии Пер- Лашез в ячейку № 6685. Однако, на кладбищенской стене перед входом соседствуют две надписи: “Vive la Commune! “  и “Vive la Makhno!’. 


               


Рецензии