Дэвид Эйбрам - Живое Настоящее

(Отрывок из книги Дэвида Эйбрама "Заклятье чувственного". Восприятие и язык за пределами антропоцентризма. Vintage Books, 1996)

...
После возвращения из путешествий по Индонезии и Непалу, я оказался неожиданно захвачен врасплох многими аспектами своей культуры. То, что я принимал ранее как должное, что с детства было для меня очевидным, содержало непоколебимую истину, потеряло всякий смысл. Например, вера в независимо существующие «прошлое» и «настоящее». Где обитают эти невидимые сферы, имеющие такое сильное влияние на жизнь моей семьи и друзей?  Все, кого я знал, стремились, с одной стороны, во что бы то ни стало держаться за прошлое - с навязчивостью фотографируя или снимая на видео события, с другой стороны, постоянно расстраивались по поводу будущего. В результате этих непрерывных забот о прошлом и будущем, они оказывались нечувствительными к настоящему.  Они полностью забыли о существовании явлений, с которыми я соприкоснулся, общаясь с местными колдунами, а именно: жизнью животных, почти неуловимыми жестами насекомых и растений, разговором птиц, вкусом ветра, потоком запахов и звуков... Казалось, моя семья и старые друзья совершенно забыли о чувственных характеристиках окружающего мира. Настоящее для них представлялось всего лишь точкой, бесконечно малым мгновеньем, отделяющим «прошлое» от «настоящего».  И действительно, чем дольше я беседовал со своей семьей и друзьями, тем сильнее ощущал, как мое сознание отгораживается стеклянной стеной от жизни на Земле...

Тогда я изобрел полезное упражнение для того, чтобы удержать себя от падения в цивилизованное беспамятство. Вы можете попробовать его выполнить, оказавшись на природе. Я выбираю открытое пространство - лучше всего, небольшой холм или широкое поле. Расслабляюсь, делаю несколько глубоких вздохов, обвожу взглядом пространство. Затем закрываю глаза и вызываю в памяти свое прошлое - весь ворох событий, приводящий меня к настоящему моменту. Одновременно вызываю также и все мое будущее - все проекты и вероятные события, лежащие впереди и ждущие реализации. Я представляю прошлое и будущее в виде двух огромных временных шаров, или двух колб песочных часов, соединенных с помощью короткой "трубочки" -  настоящего момента, в котором нахожусь. Затем очень медленно, я позволяю времени, содержащемуся в этих двух огромных шарах, просачиваться в данную минуту, расположенную между ними. Медленно, сначала незаметно, настоящий момент начинает расти. Подпитываемый утечкой из прошлого и будущего, настоящий момент раздувается, при этом два шара съеживаются. Вскоре настоящий момент становится огромным; прошлое и будущее сжались до размеров небольших узлов на обоих концах пространства. В этой точке я позволяю прошлому и будущему полностью раствориться. И открываю глаза...

Я чувствую себя посреди вечности, в огромном, неисчерпаемом настоящем. Вокруг меня находится целый мир - деревья на краю поля, жужжание кузнечиков в траве, кучевые облака, пробегающие словно волны от одного небесного горизонта к другому.  Вдалеке я замечаю извилистую грунтовую дорогу и стоящий на обочине свой ржавый автомобиль - они тоже, кажется, принимают участие в этой внезапно открывшейся картине вечного настоящего. Воздух напоен легким дыханием леса, вереска, почвы под ногами - сколько посланий, исходит от огромного множества окружающих меня элементов! Корявая ветка одиноко стоящего в поле засохшего дуба совсем не выглядит мертвой. Она окружена восторженным семейством низких кустарников и большим отдыхающим валуном. Кажется, что вся эта компания ведет неторопливую беседу со старым деревом о законах света и тени.

Подойдя немного ближе, я вижу, как по растрескавшемуся стволу движутся два потока муравьев - один к верхушке дерева, другой - назад в землю.  Я замечаю, что тени на валуне - это вовсе не тени, а пятна лишайника, разросшегося на всей поверхности камня с разными оттенками и фактурой — от матово-черных и морщинисто-серых до пепельно-бардовых -Кажется, что через них валун выражает свое внутреннее настроение. Я ущипнул себя за ногу, но яркость этого мира не пропала. Я топнул ногой что есть силы, обернулся кругом, встал на голову. Но открывшееся мне настоящее не исчезло. Стайка черных ворон носилась друг за дружкой на краю леса, выписывая невероятные пируэты; одна из них приземлилась на засохшую ветку дуба. «Карр!.... Карр!Карр!» Еще мгновенье и она опускается на землю прямо передо мной - «Карр!» - и смотрит пурпурным глазом.   Веки мигают быстро-быстро, словно жалюзи. Ворона подпрыгивает ко мне и открывает большой клюв. «Каарр!». Я пытаюсь ответить: «Карр!». Тогда птица, неуклюже переступая, приближается. Я вижу ее маленькие перышки, дырочки на носу, и чувствую, как вместе с ней взлетаю, ловлю порыв ветра и устремляюсь к опушке леса...

В этом мире без «прошлого» и «будущего» все по-другому, мое тело волнуется в этом пространстве словно животное. Я хорошо понимаю, что оказавшись дома, среди книг,  я перейду в другое время. Но и это мой дом. Мое тело чувствует себя дома в этой обители настоящего, равно как и мой ум. И эта вечность - не иллюзия, не галлюцинация, - в ней есть нечто слишком упорное, неизменное и непоколебимое, чтобы оказаться простым миражем...


Рецензии