Глава 1. 2700 секунд до каникул

Генрих Голштейн

Фантастическая повесть для школьников
“Настоящая дружба”.
Глава 1.

Ссылка на произведение: http://www.proza.ru/2007/09/25/246

Оглавление:

Глава 1 “Две тысячи семьсот секунд до каникул”. 2
Глава 2 “В походе”. 19
Глава 3 “Волшебная пещера”. 24
Глава 4 “Зал динозавров”. 31
Глава 5 “Последний день страны гигантов”. 41
Семитемпус 1 “Солнечное королевство”. 41
Семитемпус 2 “Битва в Долине Роз”. 92
Семитемпус 3 “Катастрофа”. 107
Глава 6 “Рассуждаем о дружбе… с Аристотелем”. 121
Глава 7 “Возвращение домой”. 147

Глава 1 “Две тысячи семьсот секунд до каникул”.

Дениска и Кузя – неразлучные друзья. Они всегда вместе. Судите сами: живут рядом, в школу бегут всегда вдвоем наперегонки, сидят за одной партой, после школы тоже вместе – футбол, игры во дворе или у кого-нибудь дома, а временами и совместное выполнение домашних заданий. И даже вечером ребята ухитряются “подвисать” на телефоне на неопределенное время. При этом говорят не меньше часа, как будто не виделись лет сто, за  что родители-громовержцы осыпают их раскатами родительского гнева. Вот и сегодня Дениска и Кузя идут вдвоем по коридору на последний урок в этом учебном году. То, что этот урок – последний, а за ним сразу стартуют самые длинные летние каникулы, безусловно радует и окрыляет их на самые невероятные подвиги. Ну а поскольку в этом уроке целых сорок пять минут или, как подсчитал Кузя, две тысячи семьсот секунд, да и провести их предстоит не с кем иным, а с самим корифеем географии по прозвищу Глобус, вызывает волнение и трепет у ребят как перед экзаменом. Дениска вдруг представил на миг, как он, распаленный жарой, со всего разбегу прыгает в ледяную речку и кричит от обжигающего холода: “А-а-а!”. Вот-вот, примерно такие же острые ощущения вполне можно было бы испытать и от Глобуса, если, конечно, не перечислить без запинки все острова в Тихом океане или карликовые государства в Европе, и что самое ужасное – не показать всю эту мелочь,  рассыпанную мелким бисером, на глобусе или на карте. К тому же, Глобус и контрольную мог провести даже на самом последнем уроке. А покажите хотя бы одного сумасшедшего, который бы целый вечер готовился к простому уроку географии за день до летних каникул!
В конце коридора показался широко известный всей школьной общественности интеллектуал и хулиган в одном лице по прозвищу Рыжик – мальчик с горящими от тяги к знаниям глазами и рыжей копной волос на голове.
- Дениска, Кузя, привет! – окликнул ребят Рыжик. – Как дела?
- Супер! – ответил Дениска. – Только вот на географию совсем идти не хочется.
- А мне тоже не хочется! – воскликнул Кузя, не предполагая,  что от его безобидного восклицания сдетонирует весь коридор.
- И нам тоже не хочется идти на последний урок, на эту географию! – завозмущались мальчишки и девчонки со всех сторон, и волна их голосов прокатилась по школьному коридору и с резким хлопком вылетела за дверь, ведущую на лестничную клетку.
- А давайте не пойдем! – предложил Рыжик, хитро сощурив свои озорные глаза. – Какая сегодня классная погода, не правда ли?
- Так, так, - вдруг из-за угла показался шарообразный силуэт внушительных размеров, ускоряемый, видимо, долетевшими до лестничной клетки ученическими волнениями, - и куда это мы, интересно, сегодня не пойдем?
Ребята замерли в предвкушении неминуемой развязки, словно в последней сцене остросюжетного детектива. И только Рыжик нашелся, что сказать:
- Да мы тут на горках американских покататься собирались… Правда, исключительно только после географии.
- М-да, м-да, почти лето, солнце на улице… - пробормотал что-то невнятное запыхавшийся Глобус, а затем вдруг очень даже четко спросил: - А вы к уроку-то готовы, молодые люди? Материки, острова, государства повторяли?
- Да! – хором прокричали ребята.
Ученики расселись в классе, залитом теплым солнечным светом, а Глобус прошелся туда-сюда вдоль доски, видимо, желая окончательно успокоить нервы и достигнуть той точки душевного равновесия, в которой он пребывал до прихода в учебное заведение. Затем в течение нескольких минут рылся в своем портфеле и раскладывал на столе какие-то бумаги и картинки.
- Итак, - сказал, наконец, Глобус, - я подумал и решил, что сегодня последний урок в этом учебном году, и я проведу его не стандартно, не так, как обычно. Во-первых, я никого не буду спрашивать, вызывать к доске, а буду только сам рассказывать вам.
По классу пронесся едва различимый шепот единодушного одобрения. Ведь две тысячи семьсот секунд до каникул не так уж и долги в обществе интересного рассказчика!
- А во-вторых, поскольку мы и так все прошли, я позволю себе отклониться и от учебного плана, и от контроля домашних заданий и рассказать вам что-нибудь очень-очень интересное. Случайно я захватил с собой различные картинки. Они могут быть наглядными иллюстрациями к моему рассказу. На них изображены динозавры, древние птицы, люди и много чего еще интересного. Так что рассматривайте рисунки во время моего рассказа и передавайте друг другу. Ну а в-третьих, и с вашей стороны я жду вопросы и активного участия в обсуждении. Вот так-то! Как вам?
- Ура! – закричали ребята.
- Итак, друзья мои, некогда на Земле, - начал свой неторопливый рассказ Глобус, - все было совсем по-другому. Хотите - верьте, а хотите -  нет, но и растения, и животные, и люди, и даже материки выглядели совсем не так, как в наши дни. На нашей планете Земля существовал только один материк. Ученые дали ему название Пангея, от греческих слов “пан” – всеобщий и “Гея” - Земля. Он включал в себя всю сушу нашей планеты. И омывался водами только одного океана, который назвали Панталасса, опять же от греческих слов “пан” и “таласса”, что значит море. Около 250-180 миллионов лет назад Пангея под действием сил вращения Земли или из-за падения огромного метеорита раскололась на два материка: северный – Лавразию и южный – Гондвану. А затем и они рассыпались на кусочки, вследствие чего и образовались уже современные массивы суши. Из Лавразии получились Северная Америка и Евразия, а из Гондваны - Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, а также Индостан и Мадагаскар. Да и единый океан Панталассу время тоже не пощадило. Он разделился на Тихий океан и океан Тетис. И если Тихий существует до сих пор, то Тетис исчез, а его остатками в наши дни являются Средиземное, Черное, Азовское, Каспийское и Аральское моря.
- Надо же! – послышались отовсюду удивленные голоса ребят. – Не может быть!
- Почему же не может? – возразил Глобус. – Очень даже может быть.  Посмотрите внимательно на глобус. Вот перед вами очертания западного побережья Африки и восточного побережья Южной Америки. Попробуем мысленно их сдвинуть в направлении друг к другу. Что получим? Они совместятся почти один к одному как кусочки пазла!
- У меня вопрос, - сказал мальчик, прозванный Ботаником, разумеется, за отличную учебу и примерное поведение. - Вы говорите, что Индостан откололся от Гондваны. То есть Индия должна располагаться где-то поблизости от Африки. А она где? В Азии. Прошу Вас объяснить этот факт.
- У меня есть весьма конкретный ответ на этот вопрос, молодой человек, - ответил Глобус и, поправив очки, продолжил: – Индия когда-то и находилась поблизости от Африки. Но затем начала перемещаться к северу через экватор, пока, наконец, не столкнулась с Азией. Дело в том, что существует такое понятие как “дрейф материков”.  Материки покоятся на гигантских плитах…
- И плавают как плоты по раскаленной лаве, - сумничал с места Рыжик.
- Почти, - продолжил Глобус. – Постоянно, но очень-очень медленно материки движутся под воздействием сил, возникающих в мантии глубоко под ними. За миллионы лет они обогнули весь земной шар, побывав в самых разных уголках планеты и в самых разных климатических зонах.
- И что, ученые это подтверждают? – не переставал атаковать Рыжик.
- Поначалу нет. Но теперь подтверждают! – воскликнул Глобус. –  Материки дрейфуют: то сталкиваются друг с другом, образуя сверхматерики, то вновь раскалываются. А участки суши то поднимаются над океанской пучиной, то снова погружаются в нее. Доказательств тому предостаточно. В разных частях света находят типы горных пород, не свойственные климату этих регионов. Находят также окаменевшие остатки одних и тех же древних растений и животных в разных уголках нашей Планеты. Вот, например, кости мамонтов найдены и в Сибири, и в Северной Америке. Вполне возможно, что когда мамонты водились, существовала такая земля Берингия, которая широкой полосой соединяла Азию с Америкой. И мамонты, да и другие животные, свободно бродили себе из Азии в Америку, а из Америки в Азию. А теперь Берингия ушла под воду. А еще я разделяю точку зрения, что существовал когда-то древний материк Пацифида. Пацифида первой откололась от Гондваны и сдрейфовала в акваторию нынешнего Тихого океана. Она погибла миллионы лет назад под влиянием природных катаклизмов.
- Ха! - воскликнул Рыжик. - Чего-то Ваши доказательства меня не убеждают. Я тут в инете прочитал, что нет никакой мантии и никакого ядра внутри нашей планеты, а плещется там огромный подземный океан. А Вас послушать, и Атлантида тоже существовала!
- М-м, интересное замечание! – вслед за Рыжиком воскликнул Глобус и даже подпрыгнул у доски: - Когда-то, может быть, и была на свете легендарная Атлантида, но теперь она, вероятно, покоится на дне Северного моря. А ее остатки – это Великобритания, Ирландия, Исландия, Скандинавия и Шетландские острова. Вот сейчас Вы, самый активный молодой человек, покажете нам на глобусе, к примеру, Шетландские острова, - сказал Глобус, указывая на Рыжика.
- Кто, я? – от неожиданности Рыжик подпрыгнул на стуле, как будто в его ягодицы впилась дюжина подложенных товарищами кнопок. – Шетландские острова? Это самое сложное… Но Вы же обещали никого сегодня не спрашивать!
- Что же, Вы правы, молодой человек. Я обещал никого сегодня не спрашивать и сдержу свое обещание. Итак, продолжу. Никто не знает:  была или нет легендарная Атлантида, была или нет легендарная Гиперборея на материке Арктида на Северном полюсе, ныне скованном льдами Северного Ледовитого океана? Но факт остается фактом – меняется все “в этом мире бушующем”: рождаются звезды и планеты, а потом гибнут, материки раскалываются и сходятся, образуя новые материки, меняются местами полюса Земли, меняется климат на Планете, а также изменяются растения, животные и люди, населяющие ее. Когда-то, возможно, и в Арктике, и в Антарктиде был очень теплый климат, сравнимый со средиземноморским, водились теплолюбивые животные, и жили люди. И Северный Ледовитый океан тоже был теплым. Ведь летят же ежегодно перелетные птицы на север, словно на теплую прародину.
- У Вас сегодня лирическое отступление? – внезапно спросила Историчка, к тому же еще и классная, уже минут пять как приоткрывшая дверь и с интересом вслушивающаяся в каждое слово Глобуса. – Я тоже читала о фантазиях древнегреческого философа Платона, в которых он сообщал потомкам о гибели Атлантиды, а именно о погружении в морскую пучину легендарного острова Посейдонис. Только это ни о чем не говорит. Возможно, это были его домыслы. Он ведь еще новых Богов придумывал, государство хотел переустроить… Ой, ой, только не спрашивайте меня, как тогда в учительской, какие сверхъестественные силы и для чего построили  такое грандиозное сооружение как Стоунхендж в Англии, если этого не делали ни бритты, ни англы, ни саксы, ни римляне, ни норманны, ни современные англичане, то есть все известные племена и народы, которые в разные времена проживали там? Я не знаю. Да мало ли, кто мог это сделать! Жрецы древнего индейского народа майя, например, вообще утверждали, что с момента сотворения рода человеческого минуло уже четыре цикла, то есть сменились четыре цивилизации, которые были стерты с лица Земли во время великих катаклизмов. Сейчас у нас, стало быть, пятая цивилизация, а четвертую уничтожил Всемирный потоп. Но история в отличие от легенд оперирует вещественными доказательствами. С чего началась история? Правильно, с раскопок и добычи артефактов. Откопали в Италии древние Помпеи – вот Вам и вещественное доказательство, что город был, и его пеплом Везувия засыпало. Стоят в Египте в долине Гиза Великие пирамиды. На них можно посмотреть, их можно руками потрогать. Поэтому никто и не отрицает, что древние египтяне их построили. А разве найдены хоть какие-нибудь доказательства существования Атлантиды?
- Да уж, с доказательствами пока не очень, - подтвердил Глобус. – Древних городов с вывеской “Атлантида” на главных воротах на одном из пяти языков ООН еще не обнаружили. Тем более на гиперборейском…
- Даже непонятно, где она могла находиться? – продолжила Историчка, пристроившись рядом с Глобусом у доски. – Вы что-то говорили про Скандинавию, Англию и Шетландские острова. Странно это слышать. Раз уж она Атлантида, то наверняка должна покоиться на дне Атлантического океана, и искать ее следует где-то к западу от Геркулесовых столбов, то есть Гибралтарского пролива. Но есть еще неисправимые романтики, которые, видимо под влиянием фантазий Платона, разыскивают ее поблизости от Греции: то на дне Эгейского моря, то на Кипре, то на Крите или в сотне километров от него на острове Санторин. Да, да, на том самом Санторине, от землетрясения на котором содрогнулась вся доисторическая Европа. Но никто так ничего и не нашел. Ну и где же она, Ваша легендарная и неуловимая Атлантида? А Вы еще и про какую-то Арктиду философствуете. Вот растают Арктика с Антарктидой, представите вещественные доказательства на эту тему, тогда и поговорим. А сейчас о земном. Я хочу напомнить всем ученикам, что у вас последний урок, и что необходимо зайти ко мне после урока за дневниками, в которые я поставила вам заслуженные за год оценочки. Хорошо?
- Скоро растают. Лет через пятьдесят–сто. Не верите? – вдруг сказал Глобус и, подивившись неожиданно оброненной фразе, стал усиленно вращать глобус, а затем продолжил: - Вы же видите, как меняется климат. На пороге – глобальное потепление вследствие парникового эффекта. А может быть, и новый ледниковый период!
- Да уж. В этом Вы правы, - ответила Историчка, – климат меняется. Зимы становятся слишком теплыми, средняя температура повышается. Говорят, что тают ледники и в европейских Альпах, и на Северном полюсе, и в Антарктиде. А эти катаклизмы кругом, к которым мы уже начинаем привыкать – ураганы, смерчи, ливни в ранее самых спокойных уголках Планеты. Например, торнадо в Англии. Невероятно!
- А этой зимой на даче, - сказала девочка с последней парты, – на цветах появились бутоны. Еще немного, и  подснежники расцвели бы. Прямо как в сказке!
- Ну что, ребята, может быть сразу ко мне за дневниками или еще позанимаетесь географией? – лукаво спросила Историчка.
- Позанимаемся! – неожиданно послышалось отовсюду.
- Нас сегодня не спрашивают, - высказал общее мнение Дениска, - а только рассказывают. Да и к тому же очень интересно узнать, что было на нашей Планете раньше и что ждет нас в будущем.
- Отлично! – ответила Историчка и, уже выходя из класса, добавила: - После урока я буду вас ждать, ребята.
- Так вот, - продолжил Глобус, - у нас в запасе не так уж и много времени. И я постараюсь за столь короткое время изложить вам  современный взгляд на образование Мира, а затем и Жизни на Земле. Как вы слышали, по данному вопросу существует несколько точек зрения. Во-первых, что этот Мир создал Бог. Он же создал и Жизнь на Земле. Также вы могли слышать, что Жизнь занесена к нам из Космоса, например, инопланетянами с Сириуса или с Марса или астероидами, нашпигованными бактериями, с далеких планет. При этом так и хочется воскликнуть: “А может быть, мы родом с Венеры?” Существует еще несколько версий. Я предлагаю вашему вниманию самую научную точку зрения, а именно, что Мир возник вследствие Большого взрыва. Все эти версии кажутся вам весьма фантастическими. Но с чего-то же все началось? Остановлюсь подробнее на последней версии, рассматриваемой и развиваемой современными учеными. Итак, слушайте. Сначала в Космосе произошел Большой взрыв. Он и привел в конечном итоге к образованию Вселенной. Большой взрыв вызвал разлетание космического вещества. Под воздействием сил гравитации, то есть сил притяжения, космическое вещество в определенных участках Вселенной стало сближаться, образуя газопылевые туманности, которые со временем все более уплотнялись, и в них зарождались звезды. Вокруг звезд за очень долгое время из межзвездного вещества под воздействием той же гравитации возникали планеты и образовывались планетные системы. Например, Звезда нашей планетной системы – Солнце, поэтому она и окружающие ее планеты так и называются - Солнечной системой. Ну а звезды вместе с планетами, туманностями, прочей материей  и темной энергией образовывали  звездные системы или галактики. Слово “галактика” произошло опять же от древнегреческого понятия, означавшего “молочная дорога”. Кстати, ребята, а как называется наша Галактика?
- Млечный Путь! – ответил Ботаник.
- Правильно, Млечный Путь. Наша Галактика – одна из многих галактик во Вселенной, а в ней миллиарды солнц, подобных нашему. Вот так-то! В какой-то точке бесконечной линии времени в Солнечной системе и возникла наша Земля. Поначалу она была безжизненной пустыней, очень похожей на сегодняшний Марс. Но всему свое время… Время шло, а жизнь только и ждала случая, то есть возникновения благоприятной среды, чтобы зародиться, - Глобус так увлекся своим рассказом, что не заметил, как Рыжик, окрыленный предложенной теорией, уже занялся подготовкой Большого взрыва в отдельно взятом классе, - и вот, наконец-то, такой случай представился. Жизнь зародилась в бесконечных просторах Мирового океана. Первыми организмами на планете были микроскопические цианобактерии, которые могли, поглощая углекислый газ, производить так необходимый для всего живого кислород. Они оказались поразительно живучими и пережили две эпохи глобального оледенения в глубинах океана. И когда последний глобальный ледниковый период закончился, бактерии заявили о себе – они наполнили воздух кислородом, а значит, создали среду, благоприятную для зарождения Жизни на Земле. Все понятно, ребятки? Думаю, что все понятно. Вы все теперь такие умные, скачете по волнам такого огромного информационного пространства, и читаете много, и Интернет у вас есть.
- Ага, все понятно! – опять выкрикнул с места Рыжик. – Потом эти бактерии как-то слепились вместе и превратились в растения и в рыбок, затем появились земноводные, которые любили жить и в воде, и на суше. Они вместе с кистеперыми рыбами выползли на берег и стали сначала там всякими рептилиями-пресмыкающимися, а потом уже и стра-а-шными динозаврами. От рептилий произошли птички и звери, потом появилась обезьяна, она взяла в лапы палку и стала человеком. А от труда и от учений у древнего человека развились мозги. Правильно говорю?
- Ну, все было гораздо сложнее, - уточнил Глобус. – Поначалу все живые существа были простейшими одноклеточными, как вам известно. А вот все сложные живые организмы состоят из множества клеток, имеющих ядро. Как же соединить простейшие клетки в сложную конструкцию? Природа придумала, как это сделать. Она создала  коллаген – особую материю, сцепляющую как клей эти клетки. Благодаря коллагену появились крупные и сложные организмы, например,  такие как рыбы, рептилии, птицы, звери и люди. На это ушло миллионы лет эволюции, то есть развития.
- А как возник человек? – робко спросила Кристина - девочка с россыпью веселых веснушек. – Неужели от обезьяны?
- А вы понаблюдайте за шимпанзе, за орангутангом или за гориллой в зоопарке, - ответил Глобус. – Понаблюдайте, стоя у вольера, как они себя ведут, как играют, как общаются. И вы увидите, сколько между нами общего.
- Слышала, конопатая, от кого ты произошла! – громко засмеялся Рыжик.
- Да отстань ты, дурак, - ответила Кристина и опять обратилась к Глобусу: - Но мы же разумные существа. У нас есть мозг, в нем извилины. А у обезьян и мозг маленький, и извилин мало. Чем ей думать, обезьяне-то?
- Не знаю как все остальные, - возмутилась очень красивая девочка со второй парты, - а я точно не имею ничего общего со страшной волосатой гориллой. Вот Рыжик точно произошел от обезьяны. Он на переменах бесится как самый настоящий орангутанг.
- Чего? – возмутился Рыжик и даже привстал из-за стола от гнева, а все вокруг засмеялись.
- Знаете, ребята, - слегка призадумавшись, начал отвечать Глобус, – на самом деле пока никто достоверно не знает, как все было, и от кого произошел человек. Самое начало эволюции по-прежнему от нас скрыто. Например, с тем же успехом можно утверждать, что создание нашей Вселенной есть контрольная работа какого-нибудь ученика из такой же вот обычной школы. Только, правда,  школа эта должна была находиться далеко-далеко от нас, а местные жители должны были бы обладать более развитым интеллектом, чем земляне. Тем не менее, ученые наших дней полагают, что человек есть результат непрерывного во времени развития живых организмов. Да, да, они считают, что за миллионы лет малюсенькая бактерия прошла путь от одной простой клетки до сложных организмов, а человек стал “венцом творения Природы”. Вот интересный пример: человеческий зародыш в своем развитии повторяет самые важные стадии, через которые прошли предки человека за миллионы лет эволюции. Человек зарождается от слияния двух клеток, на ранних стадиях развития его зародыш мало чем отличается от рыб, а именно, у него имеются жабры, хвост, двухкамерное сердце. Затем двухкамерное сердце преобразуется в трехкамерное, и вырисовываются по пять пальчиков на руках и на ногах - все как у земноводных. Но мозг еще гладок и без извилин, словно у низших млекопитающих. А через несколько недель человеческий зародыш становится еще больше похож на млекопитающее: у него появляются несколько пар молочных желез, все тело и лицо покрываются тонким волосяным пушком. Также зародыш человека проходит и обезьянью стадию развития, и только потом он становится похожим на человека. Но в процессе эволюции усложнялось не только строение живых существ, а также и их поведение, общение друг с другом. Поэтому со временем у людей появилась членораздельная речь, обслуживающая их потребность в общении. И мозг человека, естественно, не стоял на месте, а развивался тоже. Мозг человека имеет сложное строение. Он устроен намного сложнее, чем мозг всех живых существ на Земле, а возможно и во Вселенной, и даже сложнее любой из существующих ныне в мире вычислительных машин. Передача и анализ информации осуществляется за счет работы миллиардов нервных клеток – нейронов. Что есть наши мысли, чувства? Как считают ученые, они возникают в результате усовершенствованного Природой обмена веществ, а именно химических реакций, протекающих в мозге человека.
- А сколько лет человечеству? – спросил Ботаник.
- Ученые полагают, что примерно сорок тысяч лет, - ответил Глобус, - если считать с момента появления на Земле кроманьонца – первого человека современного вида. А наш вид, как известно, называется “хомо сапиенс”, или “человек разумный”. Ну, а историческому периоду развития человека ученые вообще отводят примерно десять-двенадцать тысяч лет.
- Только и всего. А что же было до этого? – задал вопрос Дениска.
- До этого был доисторический период, - неуверенно произнес Глобус. – Вот, кстати, еще до появления человека на Земле проживали гоминиды, питекантропы, неандертальцы там всякие. Ведь в эволюции между обезьяной и человеком было очень много промежуточных звеньев. К ним относятся, например, такие обезьяночеловеки как питекантропы. А неандертальцы, по последним сведениям, были тупиковой ветвью в развитии человека. Но еще раз подчеркиваю, это всего лишь научные предположения, так называемые гипотезы. Доказательств все-таки недостаточно. А чтобы знать наверняка, нужно отправиться в экспедицию в далекое прошлое на машине времени. Но, а что было дальше с человеком, вы отчасти знаете, поскольку уже проходите эти времена или будете проходить на уроках. Об этом вам поведают история Древнего мира, Средних веков, Возрождения и новых географических открытий, а также новая и новейшая история.
В классе между учениками минут на пять разгорелась очень жаркая дискуссия, в которой раскол и дрейф материков смешались с ледниковыми периодами и с пещерными людьми, сражающимися на дубинах с обезьяночеловеками. И вдруг в момент наивысшего накала страстей прогремел хлопок. Это Рыжик устроил Большой взрыв, успев между вопросами к Глобусу, надуть под столом воздушный шар весьма приличного размера, а в момент наиболее бурных дебатов проткнуть его иголкой. Все сразу замолчали и устремили свои взгляды на Глобуса.
- Ой, а откуда этот Большой взрыв? – спросил кто-то тихим голосом.
- Безобразие, безобразие! Взрывать воздушные шары во время урока! – воскликнул побагровевший от волнения Глобус. – Не принимаю мер только в связи с последним уроком. Все, молодые люди, урок окончен!
- Неандерталец – тупиковая ветвь человечества! – закричала на Рыжика красивая девочка со второй парты. – Расскажите нам еще про динозавров, пожалуйста. Ну, еще пять минуточек. Откуда они взялись, почему вымерли? Мне так интересны динозавры еще по фильму “Парк юрского периода”. А тут и рисуночки такие хорошие. Какие же они милые крошки! Ну, пожалуйста, расскажите!
- Какие же они крошки? Они самые настоящие монстры, а некоторые еще и хищники с большими зубами! – не мог не возмутиться Рыжик, демонстрируя классу рисунок с огромным хищным динозавром. – Кто хочет встречи с этой крошкой на очень узенькой дорожке?
- Давайте продолжим на уроке в следующем учебном году, - ответил обиженный Глобус, а потом все-таки сжалился и добавил: - Хорошо, всего пару слов про динозавров.
Глобус степенно прошелся по классу, поморщился пару раз на ходу, выражая, видимо, свое презрение к недостойным выходкам некоторых учеников на уроке, и, наконец, заговорил:
- Итак, в течение весьма продолжительного времени, более ста миллионов лет, на Земле жили и были преобладающим видом динозавры. Слово “динозавр” образовано от комбинации опять же греческих слов и обозначает буквально следующее - “ужасная большая ящерица”. Хочу заметить, однако, что помимо ящеров-великанов, существовали также и разнообразные, как Вы сказали, крошки, например, динозавры величиной с лошадь и даже с зайца или мышь. Считается, что динозавры произошли от более древних рептилий – архозавров, к подклассу которых они относятся. Справка для любителей вещественных доказательств: ученые-палеонтологи, изучающие древних обитателей Земли, находили на всех материках остатки реально живших миллионы лет назад динозавров – кости, черепа, следы лап, скорлупу яиц.
- Ой, а динозаврики точно вылуплялись из яиц? – решила уточнить для себя Кристина.
- Конечно, - ответил Глобус. – Ведь палеонтологи, хотя и не все, относят динозавров к пресмыкающимся рептилиям. Температура тела у пресмыкающихся зависит от изменений температуры окружающей среды. Хотя, возможно, как полагают ученые, были и теплокровные динозавры. Одни динозавры закапывали свои яйца в песок, как например, крокодилы, а другие строили гнезда и, возможно, высиживали яйца, как птицы. А это уже говорит о теплокровности рептилии. За миллионы лет Природа создала огромное многообразие динозавров. К самым ярким представителям гигантских растительноядных динозавров можно отнести диплодоков, их массивных родственников бронтозавров, страшных рогатых динозавров - трицератопсов, ну и, пожалуй, стегозавров. А где в моей галерее стегозавр? Так-так, отыщите, пожалуйста, это чудовище, спина и хвост которого покрыты мощными костными шипами… Да, именно это и есть стегозавр. Рассмотрите его подробнее. Страшно? Ну и зря. Стегозавры только на вид такие грозные, а на самом деле они были неуклюжими травоядными, мирно паслись на лужках и как коровки щипали травку, при этом часто становились добычей хищных динозавров. А вон я вижу рисунок с красавцем диплодоком – самым длинным динозавром. Этот болотный и озерный житель выбирался на сушу, чтобы подкрепиться сочной травой и листьями папоротников. Мозг у него, правда, при его-то размерах был совсем не велик – где-то с куриное яйцо. Но это никак не мешало диплодоку проявлять чудеса сообразительности и отстегиваться от назойливых хищников на суше своим длинным хвостом, словно кнутом. Так, а у кого из вас на столе бронтозавр? Не вздрагивайте, пожалуйста, я же говорю про рисунок! У Вас, Денис? Покажите, пожалуйста, бронтозавра всему классу. Ну и как вам этот гигант, ребята? Его масса достигала сорока тонн. Как вы видите, основную часть тела составляет туловище, покоящееся на мощных колоннообразных ногах. Небольшая голова располагается на длинной-предлинной шее, а позади туловища находится столь же длинный хвост. Бронтозавры жили стадами как слоны, что помогало им коллективно обороняться от хищников. Все из перечисленных динозавров передвигались по суше на четырех ногах. Но были и  те, которые могли передвигаться на двух задних конечностях. Например, игуанодоны. Правда, они были на это способны, будучи еще детками, пока их масса не переваливала за критическую отметку. А далее они все же предпочитали перемещаться на четырех конечностях. Но игуанодоны могли даже во взрослом состоянии встать на две ноги, опираясь при этом на какое-нибудь дерево или обхватывая его передними ногами. Как я уже говорил, многие травоядные динозавры были впечатляющих размеров. Но не диплодоки и не бронтозавры были самыми крупными животными, жившими когда-либо на Земле. Рекорд в упитанности принадлежал так называемым утконосым динозаврам или траходонтам. Траходонты ходили на задних ногах, но только в воде, к примеру, в глубоких каналах-протоках, в затопленных лесах, поскольку не могли удержать свое многотонное тело на суше.
- Ух ты! – прокатилось по классу.
- Меня попрошу к траходонтам не причислять, - на всякий случай заметил Глобус, - поскольку я все же гораздо меньше их! Интересно, что недавно, где-то я об этом читал, был обнаружен новый сверхогромный травоядный  ящер – аргентинозавр, весивший под сто тонн!
- А про хищников расскажите! – выкрикнул неугомонный Рыжик и состроил ужасную гримасу, припасенную специально для девочек.
- Хищники тоже расплодились в самом немыслимом количестве, - продолжил рассказывать Глобус, – ведь сложилась такая благоприятная обстановка для их качественного, полноценного питания. Например, карнозавры, образующие семейство гигантских хищных динозавров, могли полакомиться и траходонтами, и более доступными сухопутными травоядными. Карнозавры были огромными и, как и многие травоядные динозавры, достигали чудовищных размеров. Перечислю только некоторых, самых выдающихся плотоядных. Например, цератозавр – рогатый ящер, высотой шесть метров. Он имел мощные задние ноги, позволявшие ему делать длинные прыжки. И естественно, у него были большие и очень острые зубы. Далее среди гигантов хочу отметить аллозавра. Он достигал в длину двенадцати метров и весил более двух тонн. У него была огромная пасть, окаймленная острыми загнутыми внутрь зубами. Такая пасть служила отличным приспособлением для того, чтобы разрывать добычу на большие куски. Динозавры, кстати, не пережевывали пищу, а глотали ее огромными кусками. Да чего размениваться на мелочи - аллозавр мог бы за один прием проглотить человека! И, конечно же, я не могу умолчать про царя всех хищных динозавров – тираннозавра. Можете лицезреть этого грозного монстра на моей картинке. Длина его доходила до пятнадцати метров, а вес – до семи тонн! От его страшной морды, как видите, аж “мурашки бегут по коже”.
- М-а-ааа! – послышались динозавроподобные звуки откуда-то из чрева Рыжика, поскольку сам он не открывал рта.
Девочки сделали вид, что задрожали от страха и даже запищали тихонечко, но Глобус не отреагировал на очередную провокацию и продолжил свой рассказ:
- Так вот, тираннозавр – один из последних динозавров, обитавших на Земле. Долгое время тираннозавр считался самым крупным из хищных динозавров. Но позднее в пустыне Гоби были найдены останки еще более крупного и сильного ящера – тарбозавра. Мощные кинжаловидные зубы позволяли ему атаковать очень крупных динозавров. К сожалению, рисунка с тарбозавром у меня нет, как и картинки с недавно обнаруженным в Аргентине еще более крупным хищником – мапузавром. Не знаю, как уж выглядел этот новый ископаемый исполин, а тарбозавр был очень похож на тираннозавра.
- А мапузавр, думаю, мог охотиться на этих упитанных аргентинозавров. Ведь и те, и другие были самыми огромными среди динозавров и жили вместе в Аргентине, - предположил Кузя.
- Возможно, - не стал отрицать  Глобус. – Сам я не видел. Итак, покорив сушу, да и водоемы тоже, динозавры, наверное, решили продолжить свое победоносное шествие и взмыли в небо. Первыми крылатыми существами были, правда, не динозавры и не птицы, а насекомые. Представьте себе только гигантскую стрекозу тех времен с размахом крыльев около метра! Со временем и динозавры стали осваивать воздушное пространство. Не знаю, кто из них первым взлетел, и в небо ли или просто со скалы, но появилось очень много крылатых тварей. Всем хорошо известны, как правило, более поздние формы летающих ящеров, называемых птеродактилями. День птеродактили проводили в полете, добывая пропитание, а ночью цеплялись за сучья деревьев когтями и повисали, как и летучие мыши,  вниз головой. Крылатые ящеры тоже были самых разных размеров – от крошечного воробья и до гигантов с размахом крыльев до семи с половиной метров. Таким огромным летающим ящером был как раз ближайший родственник птеродактиля – птеранодон. Кстати, у птеранодона при мощном огромном клюве уже не было зубов, в отличие от его зубастых предшественников.
- А откуда же появились птицы? От динозавров все-таки, да? – спросила одна из девочек, с интересом рассматривающая картинку с археоптериксом.
- По последним утверждениям ученых, - ответил Глобус, - птицы произошли и не от динозавров, и не от археоптерикса, считавшегося долгое время переходным видом от динозавров к птицам. Несмотря на оперение и крылья, археоптерикс по строению черепа, позвоночника и других частей скелета был схож все-таки с хищными динозаврами, а не с птицами. Отвечу так: увы, но прямой предок птиц в настоящее время не установлен. Скорее всего, появление птиц следует вести от более древних рептилий, чем динозавры, а именно, от архозавров. А скелет самого близкого предка современных птиц был найден американским ученым-палеонтологом в штате Техас  и назван протоависом. Протоавис древнее археоптерикса на миллионы лет. У кого рисунок с воссозданным по скелету протоависом? У Вас? Покажите, пожалуйста, классу.
- Фу, какая общипанная курица! – фыркнула красивая девочка со второй парты.
- На тебя похожа! – не мог не заметить Рыжик.
- Все, ребята, прекратите! – взмолился Глобус. - Разве сейчас до распрей и колких выпадов в адрес друга? Вы только представьте себе хоть на мгновение, как миллионы лет назад и земля, и вода, и небо кишели крупными и мелкими динозаврами, а по рекам, озерам, болотам и затопленным лесам проплывали огромные зубастые крокодилы. А над землей, словно истребители, проносились птеродактили, и гигантские стрекозы, словно вертолетики, кружили над чашами доисторических цветов! Как это было прекрасно! Пусть картину затерянного во времени мира нарисует ваше воображение, ведь этот мир, увы,  навсегда ушел в прошлое. Как говорят ученые, динозавры полностью исчезли с лица Земли “в течение одной космической минуты”. Произошло резкое изменение климата, предположительно, из-за падения крупного астероида. Вы наверняка знаете, что если большой астероид падает в океан, то поднимается цунами, и в атмосферу выбрасываются тонны водяного пара. Если же астероид бомбардирует землю, то в воздух поднимаются тонны пыли, которые затрудняют доступ солнечных лучей к поверхности планеты. И в том, и в другом случае резко меняется климат. Вероятно, подобная катастрофа и произошла на Земле много миллионов лет назад, и динозавры исчезли навсегда. На сегодняшний день из ближайших родственников динозавров уцелели немногие, ну, например, крокодилы. А также удалось выжить еще одной древней-предревней рептилии, появившейся задолго до динозавров. Речь идет о черепахе.
- О черепахе? – удивилась Кристина.
- Да, именно о черепахе. Черепахи появились на свет примерно 200 миллионов лет назад. Они дожили до нашего времени, почти не изменяясь. Кстати, черепахи, как и птицы, являются косвенными свидетелями дрейфа материков. Они проплывают тысячи километров от мест обитания только для того, чтобы отложить яйца на дальних островах – уцелевших осколках от своей древней прародины. Сейчас, к сожалению, численность черепах в мире резко сократилась. Промысел черепах в целях получения вкусного мяса, панцирей для изготовления всяких украшений и предметов галантереи, а также содержания их в неволе в качестве домашних и экзотических животных побил все рекорды и угрожает им полным истреблением. Не понимаю, как только можно человеку становиться причиной уничтожения безобидных существ, которые древнее его в 10 000 раз?
Глобус вновь разволновался, запыхтел, заходил по классу, а затем вдруг замер у доски и произнес воззвание:
- Человеку нужно немедленно прекратить по-пиратски, по-бандитски использовать богатства Природы, а именно, недра, земли, воду, растительный и животный мир. И дело здесь не только в гуманности. Если человек не остановится в уничтожении породившей его Природы, то он погибнет вместе с ней. Это элементарный тест на его разумность и выживание…
- Интересно, а что же ожидает нашу Планету и людей в будущем, раз все так изменяется, а человек стал наносить Природе такой вред своим присутствием? – заволновалась Кристина.
- Ха! – воскликнул Глобус. – Кто бы знал наверняка, что с нами будет. Всякое может произойти: от глобального оледенения до падения огромного метеорита. Самое нелепое, если все живое уничтожит сам человек из-за его непомерной алчности и варварского отношения к Природе. Человечество к тому же очень быстро продвигается по пути создания самых разных видов оружия, причем очень страшного оружия. Если бы столь же быстрыми были и шаги человека по улучшению Жизни на Земле, тогда можно было бы не волноваться за будущее.
- Так ведь Солнце и так погаснет, как и все звезды, – сказал Ботаник. - Что же тогда делать нам, людям?
- Да, - подтвердил Глобус. – В недрах Солнца протекают термоядерные реакции. Через миллиарды лет наше Солнце исчерпает запас топлива, которым служит водород, и погаснет. А без Солнца, как известно, не будет и Жизни на Земле. Но не следует быть пессимистами. Во-первых, это произойдет очень-очень не скоро, а во-вторых, надеюсь, что к этому времени человечество сумеет колонизировать и другие планеты. Например, в нашей Вселенной есть еще очень много так называемых экзопланет. Экзопланеты находятся вне Солнечной системы и обращаются вокруг других звезд. Поэтому необходимо лишь подыскать для человечества новый дом - подходящую планету с приемлемыми условиями для Жизни и придумать, как на нее можно переселиться. Только и всего!
- Только и всего! – всплеснув руками, воскликнул Рыжик. – А если и наша Галактика погибнет?
- Полетим в другую Галактику, – быстро сориентировался с ответом Глобус. – Хочу заметить, что при столкновении на просторах Вселенной галактики, как правило, не пожирают друг друга, а сливаются в новые галактики. К сожалению, такие мелкие галактические объекты, разумеется, во вселенском масштабе, как звезды, планеты, могут, конечно, пострадать при подобных слияниях и поглощениях. Это нужно иметь в виду.
- А Вселенная может погибнуть? – послышался взволнованный голосочек откуда-то с “галерки” классной комнаты.
- И опять очень сложный вопрос, - ответил Глобус и, почесав затылок, продолжил: - Ох, как не просто, ребята, заглянуть в будущее! У ученых еще нет единого мнения о судьбе Вселенной. Одни физики считают, что наша Вселенная неуклонно расширяется, подобно воздушному шару, надуваемому на уроке некоторыми учащимися, но это расширение будет продолжаться вечно. А вот другие физики утверждают, что вслед за расширением наступит Большое сжатие, и Вселенная превратится в жалкий сгусток материи, опять же подобно обрывкам от лопнувшего шарика. Естественно, что со смертью Вселенной погибнет и все ее содержимое, наполняющее этот хрупкий драгоценный сосуд. Но есть надежда, ребята! Американский ученый Андрей Линде выдвинул новую гипотезу. Он говорил, что “Вселенная – не пузырь, а мыльная пена, непрерывно производящая новые пузыри”. А это значит, что если лопнул один пузырек, то можно перебраться в другой, и так до бесконечности. Следовательно, “в целом Вселенная бессмертна”. Только чтобы совершить перелет из одной Галактики в другую или из одного пузыречка – малой Вселенной в другой такой же пузыречек, нужно изобрести гораздо более совершенные летательные аппараты. Поэтому человечеству предстоит еще многое сделать. А именно необходимо непрерывно совершенствовать свой интеллект…
- А-а, намекаете, что географию надо учить? - перебив Глобуса, заметил Рыжик.
- … да, и географию в том числе, молодой человек. Необходимо развивать науку, технологии, то есть научно-технический прогресс, сберегая при этом среду своего обитания на планете Земля. А главное - человечеству нужно совершить резкий скачок в сознании и, в конце-то концов, осуществить переход от “человека разумного” к “человеку совершенному”. Кто же это будет делать, если не вы, молодые люди?
Сделав паузу, Глобус внимательно посмотрел на Рыжика и, тяжело вздохнув, закончил свою речь:
- Переход к человеку совершенному… М-да, неужели такое возможно с некоторыми, так сказать, субъектами? Да, это было бы чудом, но я верю в чудеса! Итак, Вы, молодой человек – автор Большого взрыва, повторяйте летом и как можно чаще материки, острова, государства. С Вас и начнем переход к человеку совершенному, да и опрос в новом учебном году, пожалуй, тоже!
- Поздравляем, Рыжик, довзрывался! – дружно засмеялись все.
Прозвенел звонок, и Глобус, пожелав приятного и полезного времяпрепровождения в каникулы, попрощался с ребятами.
- Ура, последний урок закончился! – прокричал неугомонный Рыжик. – Быстрее переселяемся из школы на другую планету!
Ученики повставали с мест и под улюлюканье Рыжика стали выходить из класса.
- Молодые люди, только не забудьте забрать ваши дневники с заслуженными за год оценками у классного руководителя, - напомнил на прощание Глобус. – И еще раз отличных вам каникул!
- Спасибо за напоминание! – поблагодарили ребята. – И еще большое спасибо за интересный рассказ.
- Дениска, стоять! – крикнул Рыжик выходящему из класса Дениске.
Дениска остановился в коридоре, а Кузя стал ходить вокруг него, жонглируя шариками для настольного тенниса.
- Чего еще, Рыжик? – спросил Дениска.
- Да так, хотел узнать, какие планы у вас на сегодня?
- Сейчас за дневниками, а потом домой. Может быть, вечером пойдем играть в футбол с Кузей. А ты географию учить?
- Не-а. Я тоже в футбол играть хочу, - ответил Рыжик.
- Ну давай, присоединяйся к нам часов в пять, - предложил Кузя. – У нас теперь столько свободного времени, ведь целое лето впереди! В каникулы-то что будешь делать, Рыжик?
- Еще не знаю. Есть какие-то там планы у предков насчет меня, но они еще неточные. Сначала видно придется “дурака повалять”. А вы?
- И мы еще точно не знаем, - сказал Дениска. – Тоже там планы всякие у наших родителей, но не с начала лета. Эх, хорошо бы пойти в поход в горы всем классом!
- Да, хорошо бы! – поддержал его Кузя.
- Ой, пошла, пошла, рептилия травоядная, только посмотрите на нее! – бросил Рыжик вослед проходящей мимо них однокласснице с надкусанным яблоком. – Делает вид, что прямо нас не замечает. Это же надо меня орангутангом назвать!
- Неандерталец! – ответила красивая девочка, не поощрив Рыжика даже взглядом.
- Ты чего, Рыжик, к ней не равнодушен, что ли? – спросил Кузя. – Прямо не оставляешь ее ни на минуту без внимания.
- Еще чего! – ответил Рыжик и с недовольным видом выступил навстречу Кузе. -  Еще раз такое скажешь, получишь в глаз. Понял?
Кузя перестал жонглировать и нерешительно посмотрел на Рыжика снизу вверх.
- Ну, ну, полегче! – заступился за Кузю Дениска, не уступающий по росту и по силе Рыжику. – Он мой друг, так что будешь иметь дело и со мной тоже. Понял?
- Ладно, ладно, спокойно, человеки разумные, - остепенился Рыжик. – Все понял. Идемте лучше за дневниками. Чего нам ругаться, ведь пол-лета все равно придется провести вместе. Вы не возражаете?
- Да нет. Почему? – ответил остывающий от эмоций Дениска. – Мы совсем не против. С тобой интересно. Только помни, что мы с Кузей - друзья, и, обижая моего друга, ты обижаешь и меня.
- О кей, все понял. Хотелось бы с вами подружиться, - Рыжик по-дружески похлопал ребят по плечам, а затем все трое направились за дневниками.

Выйдя из школы, Дениска и Кузя, весьма довольные своими оценками и долгожданным окончанием учебного года, поспешили домой.
- Кузя, приходим домой, бросаем рюкзаки, быстренько обедаем и идем гулять. Ты как? – спросил Дениска.
- Я за! – ответил Кузя, поспешая за великанистыми шагами своего друга. – Только давай забежим в зоомагазин на минуточку.
- Это еще зачем?
- Посмотрим на черепашку.
- На черепашку? Это на ту карапузину, что ли? А чего на нее смотреть-то? – удивился Дениска. – Она там еле движется в аквариуме. То ли спит на ходу, то ли думает о далекой прародине. Лучше уж на слоновую посмотрим в зоопарке. Или на морскую. Она хоть плавает.
- Ну и что. А мне она нравится. К тому же после рассказа Глобуса я захотел купить себе черепашку. Буду ее беречь и заботиться о ней. Вот если бы каждый позаботился хоть об одной черепашке, то им бы и исчезновение не грозило.
- Ага, давай возьмем шефство над крокодилами. Будем им скармливать тех траходонтов, которые нам двойки будут ставить.
- Ты про Глобуса? А мне он нравится. Очень интересно всегда рассказывает. И сегодня я много узнал о Большом взрыве, о распаде континентов и другое. Только вот строгий он очень.
- Строгий, но справедливый! – воскликнул Дениска, а затем вдруг предложил: - Кузя, а давай я подарю тебе эту Тортиллу на день рождения? Только чем ты ее кормить будешь?
- Здорово! – обрадовался Кузя. – А чем кормить, нам в магазине расскажут. Хотел сказать тебе спасибо, Дениска.
- Спасибо? За что?
- Как за что? Когда на меня этот тираннозавр пошел, у меня даже все теннисные шары от страха попадали.
- А-а, за спасение от тираннозавра, говоришь. Ха! Я же не мог тебя оставить на растерзание хищному ящеру. Ты же мой настоящий друг. А ты как бы поступил?
- Я бы тоже за тебя вступился, Дениска. Вот только с Рыжиком мне не сладить. Но я бы все равно заступился. Хотя и получил бы от него по физиономии. Но ведь против нас двоих он ничто! Поэтому и отступил.
- Давай, Кузя, делай зарядку каждый день. Хотя ты еще и слабак, конечно, но ведь не трус. Могу всяким приемчикам тебя научить. Было бы желание. Время есть. Лето ведь целое впереди!
- Ура, каникулы! – закричал Кузя и подбросил вверх рюкзак.
- Ура, каникулы! – поддержал его Дениска и подкинул свой рюкзак еще выше.
- Ура, каникулы, каникулы! – затрубил на всю округу непонятно откуда взявшийся Рыжик и запустил свой рюкзак выше всех. – Сейчас астероиды посыплются с неба!
- Ой, ой, ой! – запричитала пожилая дама, едва успевая отскакивать от падающих сверху рюкзаков, а по окончании бомбардировки с негодованием закричала, потрясая зонтиком от солнца в сторону мальчишек: - Я вам сейчас дам астероиды! Я вам такие астероиды покажу! Такой прекрасный солнечный день, а вы хулиганите, бросаете ваши портфели на самое небо. Особенно вот этот, рыжий заводила. А что, если они приземлятся кому-нибудь на голову? Безобразие!
- Мальчики, ведите себя прилично! – поддержала ее другая пожилая дама. – А то мне придется защищать мою подругу и нанести вам укол зонтиком. Ведь мы дружим с ней с самого детства!
- Извините, мы больше не будем! – как всегда первым сориентировался в ситуации Рыжик.
- Ребята, а бежимте в зоомагазин? Там есть на что посмотреть! – предложил компании Кузя.
- Давайте быстрее, сматываемся! – тихо ответил Дениска, и ребята, еще раз извинившись перед пожилыми дамами, побежали в сторону зоомагазина.


Рецензии
Добрый день, Генрих!
Спасибо за ваш интерес к детям и к детской познавательной литературе.
Со стороны современных писателей это- редкость.
Поэтому так приятно узнавать новые имена! Пишу это искренне и как мама, и как учитель.
Образы детишек живые, яркие, запоминающиеся!
Да и Глобус запоминается сразу. У моего учителя географии было такое же прозвище.)
Но есть одно замечание. Уж слишком длинна лекция учителя: материала на три урока хватит!
Надо бы её хотя бы немного сократить, упростив некоторые слишком научные разъяснения.
С уважением и признательностью,

Элла Лякишева   07.03.2023 09:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.