Очерк творчества

Елена Шилова (Стихира);
Чен Ким (Стихира);
Рыбина Тамара, она же Людмила Спечкина-Бряк (Прозару);
Поэтки (Везде);
Федор Григ (Литзона);
Кошенбек Глаша (Стихира);
Мерче (Прозару);
Юлия Восьмиклассница (Прозару);

             Е
             Елена Шилова

             В стихах Елены Шиловой, меня, в первую очередь, поразила интонация. Ее трудно подделать, эту интонацию русской поэзии. Она дает ощущение подлинности происходящего сейчас, сию минуту – в стихотворении.
             А происходит чудо сцепления слов в откровение.
             Перехватывает дыхание и вызывает зависть.
             Наверное, ощущение невозможности таких стихов, заставляет замирать и перечитывать. Хочется, все-таки, понять как такое делается. Понять можно, а вот повторить нельзя.
             Читая настоящие стихотворение, мы волей или неволей, становимся соучастниками. Мы сопричастны процессу нарушения границ, гражданских норм. Стихотворение, как известно – бунт, но это бунт подлинности против имитации. Восстание против превращения жизни в обыденность, когда как она – Божья благодать.
             Вот стихи Шиловой и позволяют нам увидеть эту благодать. Там, где, казалось, она не ночевала. Неожиданное открытие тех сторон заурядных событий, которые превращают заурядность в наслаждение.
             Допустим, вы сидите и смотрите телевизор. В силах Елены Шиловой, сделать это, как актом высокой трагедии отнимающей жизнь, так и приступом счастья дарующем бессмертие.
             Потому что именно бессмертие, настоящее содержание ее стихов и всей подлинной литературы.
             Волшебство.

             Ч
             Чен Ким

             Мне лично олбанский язык нравится.
             Но дело не в нем.
             Если бы Чен писал, скажем, на китайском, это были бы первоклассные стихи. За ерничеством, что ли, скрывается трагедия. Это не новый прием, но тут дело в мере таланта.
             И Чену его отмерено за глаза.
             Именно размер таланта поражает в первую очередь.
             Талант в стихах – категория абсолютная. Его не всегда можно объяснить словами, но всегда чувствуешь.
             Читаешь Чена – ну ерунда какая-то, дочитаешь – понимаешь, что все не зря. Все. Наше советское детство, ежедневное похмелье (даже похмелье!), неудачи какие-то волшебные, удачи никому не нужные.
             А мастерство исполнения?
             Не могу промолчать, как человек, мучительно учившийся. Посмотрите, как он пишет, какие рифмы выхватывает из суеты. В метро он их находит, что ли? И как потом эти рифмы применяет.
             Владеть словом – это одно, складно писать – другое, но вот когда ты просто подслушиваешь чего-то. Воруешь текст прямо у Бога из-под носа. Вроде ничего сложного – туда-сюда, сидели пили, закусывали, добирались до дома, получали от жены ****юлей.
             А потом оглянешься, а это была судьба, а текст ее написан известно кем, и известно где.
             А Чен подглядел.
             И нам показал. 
 
             Р
             Рыбина Тамара

             Писать прозу труднее.
             Клянусь.
             Стихи, чего – взял пару рифм, вставил между ними каких-нибудь слов и готово.
             С рассказом такое не пройдет.
             С прозой вообще.
             В ней, в прозе, приманивать человека труднее, нет рифм, которые удерживают внимание, замагничивают его созвучиями. Читаешь – любовь, понятно, дальше будет – кровь, ждешь, предвкушаешь. Еще можно – ботинки-полуботинки – тоже человек прочтет, не бросит на середине.
             С прозой не так. Читаешь какое-нибудь – Проснулся Иван Иванович утром рядом с женой – и что, думаешь, чего хорошего? Дальше, что ли читать, эту муру? Пересиливаешь себя, давишься. Дочитал, и ощущение, что тебя, за твои же деньги обманули.
             Поэтому с прозой тяжело.
             Напишешь, бывало два предложения, перечтешь и остолбенеешь на хрен – куда все девалось? Весь ум и талант? Все размышления о счастье жизни и тяжести труда? Начинаешь переделывать, но ничего не выходит – не переделывается. Только хуже.
             Есть в прозаическом тексте законы, кем-то понятые экспериментальным путем, кому-то подаренные Богом, а до кого-то, так и не дошедшие. 
             Плюнешь и напишешь стихотворение.
             Очерк называется – Рыбина Тамара.
             Причем тут Рыбина?
             А при том.
             У нее все по-другому – читаешь и радуешься.
             Все у нее есть – и ум и талант, и тяжесть труда, и  счастье жизни.
             И ждешь ведь, когда еще чего-нибудь напишет.
             Эдакого.
 
             П
             Поэтки

             Все поэтки сайтов со свободной публикацией вылезли из ахматовской перчатки, как прозаики из гоголевской шинели.
             Но без ее таланта.
             То есть, перчатку с левой руки на правую они надели. И на этом все. Посчитали достаточным.
             А чего?
             Мало, что ли?
             Баба, в смысле – красавица, да еще стихи пишет.
             Тут одной бы красавицы хватило, а она – стихи. Хер ли докапываться до техники? Смотри на фото. Вот ее можно ругать? С нее можно требовать размера и точности?
             Правильно – нельзя.
             Напиши ей рецензию, намекни, что ты свободный такой интеллектуал, мужественный. Похвали в конце-концов, сделай даме приятное. У нее мир – тонкий, душевный, а ты со своими просодиями прешь.
             На себя погляди – был бы умный, не лазил бы целый день по сайтам графоманским.
             Зарабатывал бы деньги.
             Опять же для красавиц.
             А ты, урод, вычитал в Интернете дурацкие правила стихосложения и умничаешь на пустом месте.
             Ей поддержка нужна, все остальное у нее уже есть.
             Или вообще ничего нет.
             Что, собственно, одно и тоже.

             Ф
             Федор Григ

             При чтении стихов Федора Грига прежде всего замечаешь ясность. Ясность и спокойствие изложения.
             Человек знает, о чем пишет.
             А ясность эта происходит из любви.
             Из любви к земле, на которой живешь, к близким, которых защищаешь, к русской речи, на которой изъясняешься.
             Укрепленный этой любовью, Григ, создает образы, завораживающие своей доступностью и вызывающие желание подражать. То есть, жить такой же нормальной жизнью. Может потому, что автор врач-психиатр и знает, о чем говорит.
             Меня всегда волновала проблема переезда человека из города в деревню, из панельного дома в избу, из асфальта в лес. Федор переехал и это заметно в его стихах, в них все это есть – река, лес, изба. Начинаешь чесать репу и думать – рвануть, что ли следом?
             Таким образом, на меня действует только настоящая поэзия – не станешь же рваться за ерундой. А за настоящей поэзией гоняться хочется, а тут и гоняться не надо – открыл книгу Грига и прочитал.

             К
             Кошенбек Глаша

             О владении словом, об обладании.
             И о доброте, нет, не так, о восприятии мира как подарка.
             Что получается? Читаешь стихотворение Глаши Кошенбек и (редкое качество) время не ускоряется, а тормозит. Вообще, стихотворение, это способ сжать и увеличить скорость счастья, а у нее не так. Она делает такой незаметный сбой дыхания и появляется несколько минут, чтобы разглядеть.
             Например, банку варенья, можно, в холодильнике.
             Потом начинаешь думать – ну и что банка варенья?
             Никогда бы прежде не задумался о ней.
             А тут пришлось.
             И открылись интересные вещи. Эта самая банка, несет радость. И не только она, любое действие или предмет – созданы для наслаждения.
             Повальный гедонизм.
             Ненормальные соседи поют в три часа ночи? Прекрасно. Младший брат золовки, по пьянке нассал в шкаф? Нормально.
             Любование жизнью, со всеми отягощающими последствиями. В виде любви и прощения.
             Любимым можно прощать все.
             Вот об этом стихи Глаши Кошенбек.
             Не могу удержаться, чтобы не скаламбурить на манер солнца русской поэзии – И кошенбекерно и славно.
             Редко бывает что, прочтя десяток слов написанных в столбик, испытываешь чувство награжденного перед строем. Даже не так, награжденного в тиши кабинета разведчика или шпиона, кому как нравится. Казалось бы – бери читай, восторгайся публично, всем доступно.
             Но – только для тебя, только тебе она это написала.
             Выбрала и посвятила.
             Куда?
             Куда-куда.
             В красоту мира.
             Мать его.

             М
             Мерче

             Вроде бы, армяне здесь ни при чем. Но, с другой стороны, очень даже при чем.
             И евреи при чем, правда, они всегда при чем.
             Потому что, родиться в империи и чувствовать себя отдельным – не просто, но сладко.
             Так как-то.         
             Потом империя навернулась со всего размаха, но осталась поэзия. И эта поэзия переселилась в тексты Мерче.
             Для чего?
             А просто так. Поэзия, вообще, не для чего.
             Ну, может быть, для того, чтобы найти связь. Между тем, что исчезло и тем, что досталось взамен. Досталось не так уж и мало. Можно съездить в Иерусалим или на остров Крит. Можно никуда не ездить. На фига? Человеку с таким талантом как у Мерче, можно не выходить из дома, но весь мир будет у ног.
             Не то, что бы и целого мира мало, но вспоминая какую-нибудь мелочь из детства или блик на окне, цвет халата, грассирующего соседа опойку с гением Рубинштейна, ты все время ждешь, а куда дальше? Куда заведет умение видеть.
             Скорей всего, все-таки, в Иерусалим.
             Это раньше все дороги вели в Рим, а сейчас южнее или восточней.
             Именно что тяжелую сладость Востока, я вижу за каждой ее буквой.
             Нуга, рахат-лукум, что-то еще было не так давно в моей стране, не помню.
             Сладость и, счас скажу, сжимает горло, перехватывает дыхание, то есть, ты пьешь кофе с водкой на песке под солнцем пустыни.
             Кайф?
             Конечно кайф.
             Откуда водка?
             Как откуда? Из империи, естественно.
             А кофе принесли соседи арабы.
             А песок, он здесь всегда был.

             Ю
             Юлия Восьмиклассница

             Допустим, ее зовут Восьмиклассница, а раньше звали Селиверстова, а еще раньше Усачева. Но при этом, всегда – Юлия. И это не случайно, прийти от Усачевой к Восьмикласснице.
             Желание вернуться и быть собой.
             Это объясняет многое в ее рассказах.
             Во первых:
Явная направленность к любви, открытость и незащищенность. 
             Во вторых:
Явная направленность к любви, открытость и не защищенность.
             И в третьих будет то же самое.
             Любовь – рулит.
             Как выбор между просто жить и жить любя. Хоть ту старушку в электричке, хоть того мальчика, уронившего на пол мороженное и раздавившего его тапком. Специально ведь гад наступил. Осознанно.
             И будучи Восьмиклассницей, любить гада-мальчика легче, меньше накоплено негативного опыта потерь и предательств. И писать об этом. Нормальным таким, доступным и симпатичным языком.
             Об этом и еще о многом другом, что составляет обыкновенную человеческую (я подчеркиваю) жизнь. Или нечеловеческую, а, ровно наоборот, собачью. Потому что ей, больше всего интересны дети, старики и собаки, лучшие, на ее взгляд, представители населения планеты Земля. Такой маленькой и счастливой.
             По которой ходят поезда.
             И, иногда, приходят по расписанию.
             А значит, мы никуда не опоздаем и будем счастливы.
             Потому что кроме счастья, все остальное не существенно и не интересно.   
             И я ей верю.
             Зы.
             За расписание поездов, похоже, отвечает именно она. 


Рецензии
О-па! А как это я проворонил данный сборник?
Ладно. Пойдем по очереди. Итак - Елена Шилова...

Владимир Афанасьев 2   22.02.2016 17:14     Заявить о нарушении
Не понял, кто тупой - я или компьютер?
Автор есть, а произведений нет...

Кто следующий?

Владимир Афанасьев 2   22.02.2016 16:47   Заявить о нарушении
Да... Когда же Вы допишете свой объемный литературоведческий труд?
Чен Ким - замечательный поэт.
То, что вывешено на прозе, я смотреть не стал. Эротические этюды и компьютерный сленг я читаю в принципе (может, я и пропущу что-либо значимое, но за то избавлю свою ранимую психику от лавины коньюктурной чернухи).
Но стихи!
Не хочу их все прочесть сходу. Буду читать порциями.

Вы давно переросли уровень коротких рассказов. У Вас отличный вкус (что редкость среди литературоведов).
Давайте - давайте крупные формы!
А то когда дорастете до уровня литературного критика, сочинять их уже будет некогда.
А Вы доростете!

Р.s. И он еще спрашивает - зачем жить? ...

Владимир Афанасьев 2   22.02.2016 17:13   Заявить о нарушении
3-я строка - пропущена частица не -
"Эротические этюды и компьютерный сленг я НЕ читаю в принципе"

Владимир Афанасьев 2   22.02.2016 17:16   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир.
Я повесил "труд", там нет ничего литературоведческого - это дневник читателя, не более того - первые две части на моей странице.
Спасибо.

Олег Макоша   22.02.2016 17:29   Заявить о нарушении
"Вспыхнув, тут же гаснут строчки
Без начала и конца.
Будто искры при заточке
Твердосплавного резца"

Потрясающе!
Жаль надо спать - завтра хорошая погода, надо ехать на дачу - сажать картошку, белить деревья. А так бы, всю ночь читал.

А "Дети подземелья" - вообще чудо!
Не встречал еще поэтического звучания современности.

Первое впечатление от рекомендованного Вами автора - в его стихах есть любовь, но нет перспективы.
Его поэзия - зеркало, но - не "волшебное" (в хорошем смысле этого слова, в литературном, аллегорическом).

Нет поэтического провидения. Мира, будущего, вечности...
Вот, по Вашим миниатюрам можно прозревать нечто глобальное.

Но, посмотрим, что будет в других его стихах. Я лишь начал знакомство с его твдрчеством.
Интересно оценить всю книгу

Владимир Афанасьев 2   23.02.2016 01:26   Заявить о нарушении
Нашел первые части Вашего дневника читателя. На следующих выходных постараюсь прочесть. Спасибо.

Владимир Афанасьев 2   23.02.2016 01:29   Заявить о нарушении
С Праздником вас, Володя.

Олег Макоша   23.02.2016 22:54   Заявить о нарушении
Спасибо, Вас так же с прошедшим!

Мало времени, много дел. И чего я не наткнулся на этот очерк, когда был на больничном?

Чтобы осмыслить - надо вдуматься в произведения авторов.
Но с Рыбиной Тамарой - удача, можно оценивать Ваши мысли без знакомства с ее творчеством (хотя, такая оценка и таит опасность незнания Вашей мотивации).
Тем не менее...

Нельзя согласиться с взглядом на сложность или легкость поэтического и прозаического творчества.
Так и просится на язык шутка о Вашем мнении - "штангист пишет о поэзии"))). Но Вы - наш советский штангист, а у наших - душа тонкая.
За Вашим мнением стоит серьезность размышлений.

Видите ли - русский язык поэтичен по природе. В нем нет прозы.
Дело в том, что если я что-то и говорю без рифмы, где-то на другой стороне Земли кто-нибудь доскажет мою фразу и вместе мы изречем стих.

Общий фон говорящих по русски - сложная, но гармоничная музыка.

Представьте себе общий фон итальянского языка. Даже итальянская ругань домохозяек не меняет общей мелодичности фона итальянской речи.

Русский язык сложнее. Только и всего.

"Любовь - морковь" - это графоманство, а не поэзия.
В лучшем случае шутка, как в известном мультике.
Такое рифмачество и запоминается только в виде иронии, а как серьезная поэзия - беззвучно.

А вот Гоголь не зря назвал свое нерифмованное произведение поэмой.

Да, что Гоголь?
Ваш Витек Огородников - написана только завязка, отражено только настроение жизненной ситуации...
Что это, как не сосерцательная поэзия?
Японское хокку выражает меньше.

Ели интересно, на эту тему я сочинил стихотворение.
Некоторых рифм приходилось ждать десятилетия.
А Вы говорите - любовь-нелюбовь.
Проще было написать без рифмы.

Конечно, это не критика - не мне, читающему мало, критиковать критиковать знатока литературы.
А просто мысли о прочитанном. Может они не покажутся Вам слишком легковесными.

Владимир Афанасьев 2   28.02.2016 09:25   Заявить о нарушении
Поэтки
Посмотрите стихи Евгении Зуевой или, например, автора под именем Дочки-матери (мне особенно нравится её сборник "Про... для самых маленьких")

Владимир Афанасьев 2   29.02.2016 18:15   Заявить о нарушении
Рыбина Тамара поисковиком находится, но страница, увы, не открывается.
Жаль, что не могу почитать понравившегося Вам автора.

Владимир Афанасьев 2   29.02.2016 18:22   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Володя, многие авторы из моего обзора ушли с сайтов: проза ру и стихи ру.

Олег Макоша   29.02.2016 18:29   Заявить о нарушении
Грига нет, но есть пара Григорьевых, Григараш и т.п. Может, он сменил имя.
Напишите назваеие какого-нибудь произведения. Я встречал этого автора в рецензиях Вам, но теперь искать - не переискать...

Владимир Афанасьев 2   02.03.2016 18:09   Заявить о нарушении
Он Григорьев да.

Олег Макоша   02.03.2016 22:50   Заявить о нарушении
Ясно. Один из них пишет про деревню. Беглое знакомство - впечатляет. На выходных почитаю внимательней. Спасибо.

Владимир Афанасьев 2   03.03.2016 06:25   Заявить о нарушении
На всякий случай, вдруг - он, чтобы не забыть мысль, пишу свое мнение об авторе:

Стихи, конечно, потрясающие. Страшные (в смысле - глубоко проникающие в суть вещей).
Одно, могу Вам посоветовать - если это тот автор, то не следует Вам ехать в деревню "за ним".
Там нет хорошего спортзала, а без обретения смысла, деревенская жизнь уныла.

Хоть еще Гоголь отмечал, что у хлебопашцев нравы чище, однако связывал такое положение дел с большей "законностью" их бытия.
Религиозной (мистической) законностью.
Заповедано "в поте лица твоего будешь есть хлеб", а хлебопашцы буквально (дословно) потеют над хлебом. И радуются результатам труда.
Городские, как бы не потели, хлеб кушать стремятся даром. Стремдение городских - комфорт, приобретение излишеств. Труд по добыванием еды в магазине не радует.
Вот, компьютер усовершенствовать для более сложных игр, машину оттюнинговать... Это - да.
А над теми, кто радуется приобретению жизненно необходимых вещей здесь смеются.
Жить в городе законно - сложней.

Так, вот: В стихах этого "Грига" слышится всё то же - есенинское:

Чтоб за все, за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Под иконами надо не умирать, а жить. Жить под образами.

Этого в стихах данного автора нет. Или - почти нет. В любом случае - мало для следования ему человека фитнесзависимого.

К слову, если "под образами", то и в городе можно жить, хотя труднее.


Владимир Афанасьев 2   06.03.2016 04:32   Заявить о нарушении
Автор этот да.

Олег Макоша   07.03.2016 08:36   Заявить о нарушении
Да.... уж........
В смысле: вот это - да.
Боюсь болеть, но после знакомства с поэзией Кошенбек Глаши - пошел бы на неделю на больничный. Или в кочегорку, чтобы было свободное время для вдумчивого чтения...

Однако, без Вашего представления этого автора - вероятно бы не обратил на нее внимания, даже, если бы наткнулся.

Ваш магазин много выиграл от того, что среди его продавцов есть такой специалист.
Точно - Вы станете критиком.
Спешите написать сказку. А то, как я уже говорил, потом будет некогда.
Вы где-то конкретно это обещали.
Не забывайте принципов нашей молодости:
Пацан сказал - пацан сделал.

Владимир Афанасьев 2   07.03.2016 08:45   Заявить о нарушении
Про Марче поисковик ответил:
"По вашему запросу найдено слишком много авторов. Их список невозможно отобразить на странице. Пожалуйста, уточните запрос..."
Если вспомните, какое-нибудь название его произведения, сообщите пожалуйста.

Кофе с водкой... Не пробовал. Чай пробовал, а кофе - не додумался. Но - очень по-советски. С коньяком - чуждая культура. У нас не прижилась. Коньяк дорогой, чтобы на поллитровую кружку 200-300грамм. Водка - другое дело. Но не пробовал. А теперь - здоровье не то.

Владимир Афанасьев 2   13.03.2016 22:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.