Про шпионов

        "А пуговки-то нету у правого кармана,
         И сшиты не по-русски широкие штаны.
         А в глубине кармана патроны от нагана
         И карта укрепления Советской стороны…»

                Пионерская песня 30-х годов…

               

                1.
Концертный зал филармонии гудел множеством возмущенных голосов. Шпионское собрание было в самом разгаре…
— Тише, господа! — толстяк-председатель потряс в воздухе колокольчиком. — Я вполне разделяю ваше, так сказать, негодование. Но, в конце концов, мы же сами выбрали свою работу…
— Ликвидировать этого пацана к чертовой матери! — рявкнул грубый бас. — Третьего нашего  за месяц ловит!..
— А за год восемнадцать шпионов мальчишка вычислил!.. — худосочный тип в первом ряду вскочил и принялся энергично размахивать руками. — Это возмутительно, господа! Просто невозможно работать, когда тебя вот-вот сцапают.
Толстяк-председатель вздохнул и принялся перелистывать толстую папку с надписью «Дело». Шум в зале постепенно стих.
— Петя Иванов... Возраст — двенадцать лет, — вслух прочитал председатель. — У мальчика типичная психология пионера нашедшего иностранную пуговку на дороге в старой, общеизвестной песенке ...
— Так я и знал! — ахнул грубый бас.
— Характер пионера Пети коварный, а его аналитические способности не подаются никакой оценке, — продолжил председатель. — Нашего брата-шпиона видит насквозь. Мальчик неистощим на выдумки и всяческие ловкие провокации…
— Говорите проще, — перебил председателя худой тип из первого ряда. — При встрече с этим пионером у нашего брата-шпиона нет ни одного шанса!..
— Ликвидировать, гада!.. — рявкнул бас.
— Заткнись, идиот! — сердито одернули сзади нетерпеливого грубияна. — Такой  пацан тебя сам первым ликвидирует и вякнуть не успеешь.
Председатель снова взялся за колокольчик.
— У меня есть предложение, господа. Прошу, как говорится, любить и жаловать, мистер Джон Смит!..
Занавес за председательским столом чуть заметно колыхнулся и на ярко освещенную сцену вышел пожилой мужчина с мужественным лицом.
Зал притих.
— Сам Джон Смит!.. — тихо прошелестело в глубине зала. — Сорок пять лет работы и  ни одного повала... Счастливчик-Смит!
Живая шпионская легенда снисходительно улыбнулась.
— Завтра!.. — председатель вместо колокольчика потряс в воздухе пальцем. — Завтра же мистер Смит лично займется пионером Петей. Я думаю, господа, наш профсоюз не будет ограничивать его в средствах?..
Зал одобрительно промолчал. Через пять минут собрание закончилось и шпионы потянулись к выходу.
— Этот Смит явный идиот, — тихо шепнул худой нервный тип здоровяку в надвинутой на глаза шляпе. — Сидел бы себе дома на пенсии. Впрочем, — тут же заметил он, — скука  довольно отвратительная вещь...
                2.
Звонок в квартиру Ивановых был длинным и требовательным. Шаркая тапочками, Анастасия Владимировна не спеша, направилась в прихожую. За дверью стоял высокий пожилой человек с лицом кино-ковбоя.
— Это квартира Ивановых? — улыбаясь, с чуть заметным акцентом, спросил он. — Я не ошибся?
— Нет, — Анастасия Владимировна с любопытством рассматривала лицо гостя. — А что вы хотите?
— Поговорить о вашем внуке.
— Господи, неужели Петька опять что-то в школе натворил?!
— Нет, что вы! — незнакомец снова улыбнулся. — Вы разрешите мне пройти?..
                3.
Петя стоял в кабинете следователя ФСБ Скорохватова и водил пальцем по стеклу. Там, на улице, шел дождь. Мальчишка старался повторить путь какой-нибудь капли по стеклу и недовольно морщился, когда та ускользала в строну.
— Я не хотел!.. Меня заставили! — громко жаловался толстый человек перед столом следователя.
Он размазывал по щекам слезы и усердно хлюпал носом.
— Давайте не будем, гражданин! — сурово перебил следователь. — По нашим сведениям вы не только шпион, но еще и председатель шпионского профсоюза.
— Дядь Леш, можно я домой пойду? — не оглядываясь, спросил Петя.
— Рано еще! — отмахнулся следователь и снова уставился на толстяка пронзительными глазами. — Так что вы, гражданин, не морочьте мне голову!
Толстяк затравлено посмотрел на мальчишку.
— Хорошо, я все скажу, — он вытер нос и сверкнул глазами. — Только пусть этот пионер уйдет. А потом, через три часа, я расскажу вам все!
— А почему через три часа? — удивился следователь.
«Потому что Джону Смиту должно хватить и этого времени, — подумал толстяк-председатель.  — Кстати, это мой последний шанс...»
                4.
— ...Вы меня просто не поняли, Анастасия Владимировна, — вкрадчиво говорил гость. — Мы хотим предложить вашему внуку работу. Уверяю вас, у мальчика будет все: роскошная вилла, солидный счет в банке и диплом самого престижного колледжа. Единственное что мы хотели бы от него получить это небольшие консультации в... — гость на секунду запнулся, — ну, в общем, в одной специфической школе.
— Но ведь он только мальчик! — удивилась Анастасия Владимировна.
— Мальчики бывают разными, — глубокомысленно заметил Джон Смит и про себя добавил: «В том числе и пионерами, черт бы их побрал!..»
— А как же его мама и папа?.. Кстати, Петя их старший сын, а еще есть Оленька, Настенька и  Сережа.
— Всем виллы, счет в банке и дипломы!.. — быстро сказал гость.
— Сереже только один годик! — засмеялась Анастасия Владимировна.
— Какой диплом вы хотите для Сережи?..  Принстона или Гарварда? — гость наклонился к хозяйке и перешел на шепот. — Можете считать, что они у них в кармане. Кстати, мы еще не говорили о вас самой...
Анастасия Владимировна потупилась.
— Послушайте, — тихо спросила она. — А вы меня не узнали?..
Джон насторожился.
Анастасия Владимировна чуть заметно покраснела.
— Тридцать четыре года назад... В Сочи… Девушка с книгой на пляже...
Только благодаря огромному усилию воли Джон не упал со стула.
— Настенька!!.. — громко простонал он. — Боже мой, это ты, что ли?!..
Анастасия Владимировна всхлипнула.
Джон поцеловал женскую руку и прижался к ней щекой.
— Прости меня, прости меня дурака, Настенька!.. — быстро и жарко заговорил старый шпион. — Как все глупо тогда получилось!.. Работа у меня такая... Ваши на след напали... То есть я хотел сказать, меня в загранкомандировку послали. Еле-еле смылся... То есть уехал. А там... Ну, ты сама знаешь, жизнь, черт ее побери!.. Впрочем, что я все о себе да, о себе, ты-то как?!..
— Сын у меня Володя... Внуки вот… А замуж я так и не вышла.
— Сыну сколько лет?
— Тридцать три…
У Джона вдруг кольнуло под сердцем. Он сунул в рот сигарету и подумал о том, что не помешало бы взглянуть на фото Володи...
                5.
Петя пришел домой в шесть вечера. Бабушка сидела на кухне с каким-то пожилым незнакомцем благообразного вида.
Столкнувшись взглядом со спокойными глазами мальчишки, Джон Смит вдруг понял, что это провал. Мальчик рассматривал его так, словно перелистывал пухлое досье. У старого шпиона от ужаса задрожало колено.
— Иди уроки делай! — строго сказала внуку Анастасия Владимировна.
— Да ладно тебе, бабушка... — Петя мягко улыбнулся, не сводя внимательного взгляда с побледневшего лица гостя.
У Джона Смита задрожало второе колено.
— Иди, кому говорю?!.. — повысила голос Анастасия Владимировна.
Прежде чем уйти Петя бросил на гостя последний взгляд. Джон Смит готов был поклясться чем угодно, что его досье было прочитано до самой последней странички.
Дверь тихо закрылась.
— Весь в отца! — пожаловалась гостю Анастасия Владимировна. — Кстати, Володя уже майор ФСБ…
Джон вытер с лица пот и еще раз взглянул на фотографию сына. Рядом с Володей стоял его внук Петя.
«Интересно, какой идиот сказал, что шпионами и контрразведчиками не рождаются?!..» — подумал он.
— А ты так и не женился? — спросила Анастасия Владимировна.
— Работа... — Джон вздохнул. — Ты знаешь, я ведь всегда был так одинок!..
                6.
— Вчера взяли толстяка Феррари, — сказал худой и долговязый Билл. — Наш председатель оказался полным идиотом!..
— И Джон Смит так и не вернулся с задания, — добавил здоровяк Ганс. — Сейчас бывший легендарный разведчик наверняка спит на казенной койке в ФСБ.
— Пора сматываться... — уныло резюмировал Билл.
Шпионы стояли возле стойки в пустом кафе и тихо перешептывались о своих делах. На улице шел дождь. Шпионы замолчали и уставились на огромную лужу на асфальте чем-то напоминающую контурами Эйфелеву башню...
Из дождя вынырнул мальчишка в прозрачной накидке. Он остановился под козырьком здания и отряхнул мокрые волосы.
— Он!!.. — простонал Билл. — Пионер!..
Мальчишка, казалось,  не смотрел в их сторону. Он вытащил из портфеля толстую книжку и принялся ее перелистывать.
— Уходи, я тебя прикрою! — тихо шепнул другу здоровяк Ганс. — Нашим передай, что... В общем, за Родину я... За объедененную матушку-Европу… — голос матерого шпиона трагически дрогнул. — Прощай!..
Билл кивнул и проскользнул к запасному выходу.
Стараясь не терять чувство собственного достоинства, Ганс вышел на улицу.
— Дядя, вы разведдонесение уронили! — окликнул его звонкий мальчишеский голос.
Шпион замер и чисто автоматически нагнулся к асфальту... Там не было ничего, кроме лужи.
«Господи, зачем я нагнулся?!..» — тут же удивился Ганс.
 Когда он выпрямился, перед ним  уже стояли двое в штатском.
— Потеряли что-нибудь, гражданин? — мягко спросил один.
— У меня нет никакого разведонесения! — горячо запротестовал здоровяк Ганс. — И вообще, я его дома забыл!..
Ганса вежливо взяли под руки и повели.
— Ну, пацан, блин!.. — Ганс оглянулся на Петю и попытался вырваться. — Зря ты мне раньше не попался, пионер! Ишь, развелось вас тут, одни пионеры кругом!.. Шагу сделать нельзя!..
                7.
Дома Петя заглянул в детскую комнату. Джон Смит сидел на полу и играл с маленькими Сережей и Настей в «железную дорогу». Блестящие вагончики и паровозик в беспорядке валялись на полу.
— Я не понимаю, что это за русская игра «партизаны»!.. — горячо говорил малышам Джон. — Паровозик должен спокойно ездить по рельсам, а не лететь под откос.
— Дрям-м-м!.. — весело засмеялся малыш Сережа и стукнул кулачком по рельсам.
— Здравствуйте! — вежливо сказал Петя.
Джон Смит быстро ответил и, уже в который раз выругал себя за чертово колено.
— Извините, а бабушка где? — спросил Петя.
— Дома! — с подчеркнутой готовностью доложил Джон. — Готовит обед…
Петя улыбнулся и кивнул. Джон тоже попытался улыбнуться, но вдруг почувствовал, как от страха у него шевелятся волосы на голове.
Петя закрыл дверь.
В коридоре стояла бабушка. Бабушка и внук встретились глазами.
Анастасия Владимировна показала внуку кулак.
— Понял, да?!.. — сурово спросила она. — Только попробуй у меня! Папе и маме я все сама скажу, когда они из командировки вернутся…
Петя потупился.
— Иди, делай уроки! — не терпящим возражения голосом сказала бабушка. — И вообще, запомни, что дед Джон теперь будет жить с нами!..
Петя вздохнул и молча поплелся в свою комнату.
«Тоже любовь, понимаешь!.. — подумал мальчишка — Одна любовь и никаких приключений. Вот получу завтра  еще одну двойку по алгебре, тогда вы у меня все запоете!..»
Папа и мама должны были вернуться из командировки только завтра…
Петя улыбнулся.
«А неплохо бы сегодня подсунуть дневник с двойкой деду Джону, — решил он. — Не думаю, что он будет меня ругать…»


Рецензии
Понравилось! Но возникло ощущение, что писалось ещё в те времена, когда люди знали - кто такие пионеры!
Я не права?
С улыбкой,

Жанна Марова   23.01.2010 19:38     Заявить о нарушении
Да, рассказ написан довольно давно...
Жанна, я виноват перед вами! Потерял и не могу найти ваши последние письма с рассказами. Наверное, они на старом компьютере, а с ним небольшие проблемы...
Пожалуйста, извините меня еще раз и продублируйте.
Сегодня я весь день дома и вечером есть время.

Алексей Котов 2   24.01.2010 05:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.