Жертва благовонная во очищение грехов

7 февраля — Собор новомучеников и исповедников Российских

Именно такими словами — «жертва благовонная во очищение грехов Великой Матушки-России» — назвал Святейший Патриарх Тихон (Белавин) мученическую кончину митрополита Киевского Владимира, ставшего одним из первых православных архиереев, принявших мученическую кончину (расстрелян 25 января 1918 г.). Но эти слова можно отнести ко всем новомученикам, в земле Российской просиявшим. Сегодня наш рассказ о священномученике Карпе Эльбе, пресвитере Петербургском (1869—1937), сохранившем верность вере Христовой «даже до крове».

Иеромонах Никодим (Кононов), впоследствии епископ Белгородский, и сам принявший мученическую кончину в 1921 году, писал: «Край, где стоит Санкт-Петербург, — древнерусская земля. За это среди других данных красноречиво говорит и то обстоятельство, что в Санкт-Петербургской епархии, как и в других епархиях Русской Церкви, есть свой сонм святых мужей и подвижников благочестия, здесь подвизавшихся, здесь погребённых и здесь же чтимых». Среди них ярким светом горит имя сщмч.Карпа Эльба.

Зимним днём 5 февраля 1869 года на семью эстонского крестьянина, уроженца деревни Оло Феллинского уезда Лифляндской губернии, излилась Божия благодать: родился священномученик Карп. Семья жила бедно, возможно, поэтому по достижении сыном отроческого возраста родитель определил его в Прибалтийскую учительскую семинарию, где обучение проходило за казённый счёт. Старательного ученика заметил правящий архиерей Рижской епархии, и по окончании семинарии Карп назначается псаломщиком в Георгиевскую церковь и преподавателем Закона Божиего в церковно-приходском училище. Так прошло шесть с половиной спокойных лет. Но Господь не забыл о рабе Своём Карпе…

В 1896 году настоятельница Пюхтицкой обители игумения Варвара (Блохина) начала строить в монастыре церковно-приходскую школу, попутно подыскивая преподавателей. Тут-то ей и порекомендовали законоучителем Карпа Эльба, поскольку он кроме прочих достоинств владел местным языком. Это было очень важно, ибо преподавать Закон Божий предстояло «в стране иноверцев и полуверцев, имевших несчастие отпасть от лона Православной Церкви», сиречь эстонцев. А поскольку псаломщик монастырю не полагался, епархиальное начальство пошло на необычный для того времени шаг — на хиротонию лица, не получившего духовного образования! Так 14 января 1896 года Карп Эльб был рукоположен в сан диакона и три года проучительствовал в Пюхтицкой обители.

В 1899 году о.Карп был переведён в Санкт-Петербург и определён диаконом к эстонскому приходу, под начало будущего священномученика Павла Кульбуша. За год до приезда сюда о.Карпа было открыто эстонское братство во имя сщмч.Исидора Юрьевского, осуществлявшее религиозно-просветительскую и благотворительную деятельность среди петербуржцев-эстонцев. Так размеренная монастырская жизнь, которую вёл до того о.Карп, сменилась многотрудной работой в столице России. В клировых ведомостях эстонской церкви даже сохранилась запись о диаконе Карпе: «Безвозмездно преподаёт Закон Божий со времени определения к приходу». Учительский талант о.Карпа был замечен епархиальным начальством, и через год его назначили законоучителем четырёхклассного Коломенского женского начального училища.

В 1902 году диакон Карп «за труды по народному образованию высочайше награждён серебряной медалью с надписью «За усердие», а в 1911-м — орденом Св.Анны III степени. С 1903 г. о.Карп принимал участие в постройке Исидоровской церкви. Вспоминая дореволюционный период, важно упомянуть о лекторской работе о.Карпа, которую он проводил в рамках эстонского Исидоровского братства: произносил проповеди по объяснению богослужений, проводил вечерние беседы с чтением очерков по библейской истории и истории Русской Церкви, по воскресным дням показывал световые картины на разнообразные темы: жития святых, изъяснение догматов веры, история Русского государства, трезвость, воспитание детей…

Но вот смертоносным смерчем налетел 1917 год, изуродовавший жизненный уклад православной России. И именно после революции наступило время пастырских трудов о.Карпа: 8 января 1918 года по просьбе прихода Исидоровской церкви он был рукоположен во иереи Петроградским митрополитом сщмч.Вениамином. Воистину удивительно, что он стал пастырем в то время, когда служение Церкви не давало ни почестей, ни благоустроенной жизни. Но о.Карп подчинился воле прихода и оказался прав: спустя малое время большевистским декретом Церковь была отделена от школы. О.Карп оставил церковную педагогику и взялся за выполнение трудной задачи — укреплять народ в вере Христовой, ободрять и утешать в годы жесточайших гонений на Церковь.

К 1922 году изменился состав прихожан Исидоровской церкви: многие эстонцы уехали на родину, убегая от произвола советской власти, и прихожанами стали в основном русские. Несмотря на отделение школы от Церкви, в Церкви продолжалось просвещение детей светом Христовой истины: о.Карп организовал кружок, напоминающий нынешние воскресные школы. Для более чем трёхсот детей преподавался Закон Божий, устраивались рождественские ёлки и прочие церковные праздники, паломничества по святым местам. Где-то в 1927 году власть погасила и этот малый очажок духовного просвещения детских душ: кружок был закрыт. Но в церковном доме нашли приют Высшие Богословские курсы. О.Карп исполнял обязанности эконома курсов, за что был удостоен сана протоиерея. До февраля 1935 года о.Карп продолжал своё служение в Исидоровской церкви. В феврале храм был закрыт.

О.Карп недолгое время служил в Князь-Владимирском соборе. В конце 1936 года он стал настоятелем церкви Казанской иконы Богородицы на Красненьком кладбище — последнем месте его служения: в ночь на 28 августа 1937 года о.Карп был арестован. 1937—1938 годы стали самым страшным временем в истории Русской Православной Церкви: 95% духовенства оказалось в застенках НКВД и было расстреляно без всякого состава преступления.

История убиения сщмч.Карпа Эльба особенно трагична. Он не просто отказался признать свою вину в контрреволюционной деятельности и подписывать сфабрикованные протоколы, — он вообще отказался от какого-либо сотрудничества со следственными органами. Две недели держали о.Карпа в камере, стараясь сломить его пытками. Наконец вызвали на допрос — первый и последний… 24 сентября 1937 года священномученик Карп Эльб был расстрелян.

Слава Богу, когда настало время невиданных по широте и жестокости за всю христианскую историю гонений на Церковь и жертв, превосходящих по количеству все предыдущие вместе взятые, Церковь противопоставила им несокрушимый дух исповедничества и мученичества.

Протоиерей Иоанн Восторгов, сам сподобившийся мученического венца, писал: «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния. А для искупления прегрешений народа и для пробуждения его к покаянию всегда требуется жертва. А в жертву избирается всегда всё самое лучшее». В безконечном списке искупительных жертв сияет и имя сщмч.Карпа Эльба.
Подготовила
Ирина НИКОЛАЕВА, газета "Православный Санкт-Петербург", №1, 2010


Рецензии