Автомобили в городе - куда их ставить?

      Нынешняя снежная зима как прожектором высветила назревшую проблему современных городов – огромное количество автомобилей. Действительно, машины стоят везде – на проезжей части, во дворах, на тротуарах, на газонах – везде, где есть свободные места. Соответственно, уборка улиц от снега очень затруднена.
     Но дело даже не в уборке снега. Попробуем рассмотреть эту проблему с иной точки зрения. Общественный транспорт – автобус, например, вмещает несколько десятков человек. В то же время, автомобиль, в котором часто едет один человек, занимает немногим меньше места, чем автобус. Ну, скажем, три автомобиля эквивалентны одному автобусу. Соответственно, если люди предпочитают ездить на личном авто, количество транспорта возрастает в десятки раз. А ведь сейчас в каждой семье иногда несколько автомобилей – у мужа, у жены, у подросших детей. И каждый ездит на работу на своей машине. Отсюда невероятная перегруженность улиц, огромные пробки в городе. Наши улицы не рассчитаны на подобный поток машин, особенно в центре города. Иногда скорость езды становится сравнимой со скоростью пешехода. Один автомобилист жаловался мне, как он ехал со Среднего проспекта на Петроградскую сторону почти час. Мой робкий вопрос, а не быстрее ли было бы проехать на метро, был встречен снисходительной улыбкой:
   - Ну, не поеду же я на метро, если у меня есть своя машина!
    Вот, оказывается, в чем дело. Удобства. Престиж. Часто даже в ущерб своим же интересам.
    Между тем, автомобиль – вещь особенная. Если человек покупает, например, мобильный телефон, который кладет во внутренний карман пиджака, то в других карманах у него могут свободно поместиться еще два-три мобильника (есть сейчас и такие!). Носить их и платить за них – это его личное дело, которое никого не касается. А вот если он покупает автомобиль, то тем самым он занимает какое-то количество квадратных метров земли. Дорогой городской земли. И неважно, едет автомобиль или стоит – все равно, он требует места.
    Попробуйте-ка поставить на улице хотя бы будку для ремонта обуви, занимающую два-три квадратных метра. Вам придется обойти множество инстанций, написать гору бумаг, получить десятки подписей, на что вы затратите месяцы, если не годы. И не факт, что вам разрешат. Объяснение простое – места в городе мало! А вот если владелец ставит свой автомобиль, куда попало, это считается в порядке вещей. А как же иначе?!
    А теперь задачка в два арифметических действия для наших руководителей. Нетрудно оценить, какая площадь необходима для одного автомобиля (разумеется, осреднённая величина). Конечно, надо учесть, что машины не могут стоять впритык друг к другу, нужно место, чтобы открыть дверь, нужны проезды, чтобы выехать со стоянки. Известно количество свободной площади в городе – без учета площади под зданиями, площади рек, каналов, парков, стадионов и других абсолютно необходимых сооружений. Берем калькулятор и вычисляем, сколько машин может вместить город при условии ПОЛНОЙ загруженности автомобилями улиц, проспектов, стоянок и дворов. Затем, с учетом известного ежегодного прироста количества машин, вычисляем, когда наступит полный коллапс.
    Боюсь, что это время уже не за горами. Самое большее, через 10-20 лет в крупных городах ездить на автомобилях будет НЕГДЕ. Ходить, кстати, тоже. Уже сейчас в центре города все тротуары «елочкой» заставлены автомобилями, и прилегающая проезжая часть – тоже. Остается узкий проезд в центре улицы, где двум встречным машинам разъехаться невозможно. Все, господа, приехали!
   Какой же выход из положения? Да совершенно очевидный – следует проводить политику ограничения количества машин в городе. Я подчеркиваю – ограничения именно количества машин, а не ограничения мест проезда (например, проезда в центр города). Ведь если машина приобретена, она все равно где-то находится, а значит, занимает место. Сделать это можно, например, так. Не регистрировать машины в ГИБДД, если четко не указано, где именно будет парковаться данный автомобиль. Разрешения на парковку должны выдавать муниципальные органы власти. Парковка на улицах, на газонах, на тротуарах должна быть поставлена вне закона. Парковка во дворах должна быть жестко ограничена немногими специально оборудованными площадками. Парковка «у подъезда» должна быть исключена. Допустима лишь ОСТАНОВКА у подъезда на время, необходимое для посадки и высадки пассажиров. За нарушения – штраф, причем не сто рублей, а достаточно ощутимый. Вот тогда на предложение: «Мы приедем к тебе на машине!» будет следовать ответ – пожалуйста, приезжайте, но ближайшая парковка в полукилометре от нашего дома. А оттуда – пешком в туфельках по снегу. Не забудьте захватить сапоги.
    Предвижу шквал критики на свое предложение. Это же нарушение принципов демократии!... Ограничение свободы частной собственности!...  Каждый может иметь то, что он хочет!... Да народ не допустит! Пойдет на баррикады!
    Господа, любое сообщество – семья, рабочий коллектив, государство – предполагает некоторое ограничение свободы действий во имя пользы всего общества. И в конечном итоге, для пользы тех же людей, свободу которых оно ограничивает. Почему общество не допускает свободы убийства, грабежа, унижения других людей? Почему, в конце концов, родители ограничивают капризы своих детей? В конечном итоге, это делается для их же пользы! Вот так и государство должно ограничивать потребителей в их неуемных интересах.
    Помнится, лет тридцать назад у нас вовсю критиковали США за их пристрастие к личным автомобилям в ущерб общественному транспорту. Малое количество личных машин у нас преподносилось, как «завоевание социализма», как проявление мудрой политики партии и правительства.. Но тогда у людей не было достаточно средств, да и очередь на покупку машины растягивалась на годы. Сейчас, кажется, и то и другое в достатке. Так что это была не мудрая политика, а просто невозможность приобрести машину. Для политики нужна твердая политическая воля, построенная на трезвом расчете и предвидении. А вот это у нас пока в дефиците.
    Но рано или поздно это придется делать. Нельзя позволить автомобилям задушить нас.
    "Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения!" - в 30-е годы эти слова Ильф и Петров вложили в уста Остапа Бендера. Великий комбинатор ошибся. Автомобиль еще долго был предметом роскоши. Он перестал быть им только к 80-м годам прошлого века. Боюсь, что скоро он перестанет быть и средством передвижения.
               
Н.Григоров, январь 2010 г.


Рецензии
АВТОСТОЯНКАМ - БЫТЬ!
Николай! Вашу статью одобряю по назначению, спасибо! и критикую по предлагаемому варианту решения проблемы. Он не пройдет – затрагивает (ущемляет) экономические интересы государства, многих хозяйственных структур и граждан. Подробности – на моей странице. С уважением и с надеждой на сотрудничество по совершенствованию идеи и развитию проекта по проблеме. Николай Бородастов. 02. 09. 2013

Николай Бородастов   02.09.2013 15:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.