59. Экономическая политика России

Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации.
Функции антикризисной политики государства отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса: 1 предкризисное управление; 2 управление в условиях кризиса; 3 управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости); 4 минимизация потерь и упущенных возможностей; 5 своевременное принятие решений.
стратегии антикризисной политики государства:1 предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; 2 ожидание зрелости кризиса для его преодоления; 3 противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; 4 стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; 5 рассчитанный риск; 6 последовательный вывод из кризиса; 7 предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.
Для достижения цели в программе предусматриваются следующие основные задачи.
В краткосрочном периоде:… В среднесрочном периоде (В России!!!): 1. проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения; 2. проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения; 3. поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса; 4. государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики. В долгосрочном периоде:…Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:
1.     усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения; 2.     Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств.
3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства).  4. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.  Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов.  5.     Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.
6.     Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую и страховую системы, фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений. 7. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста. 8. Тесное сотрудничество с другими странами мира в преодолении кризиса и его последствий. Россия будет проводить активную политику по продвижению своих антикризисных инициатив по формированию новой архитектуры мировой экономики и финансов.

характеристика современного экономического кризиса
"Классическое" экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает не желаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. Основные виды — кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства. 1)Кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.) 2)Кризис перепроизводства характеризуется наличием большого количества товаров, которые превышают спрос потребителей. Обычно возникает из-за невыявления совокупного спроса и невозможности в условиях свободного рынка планирования совокупного производства. Так цикличная схема Шпитхоффа содержит стадии: спад - первый подъем - второй подъем - пик - нехватка капитала - кризис. 1) циклический кризис. Экономический 2) кризис, обусловленный назревшей сменой техники и технологий, порожденной научно-технологическим развитием (нтр). 3) кризис, обусловленный специфическим развитием мировой экономики в рамках утвердившейся в последние десятилетия модели глобализации и последствиями так наз. информационной революции.  4) ценностный кризис - при котором материальные факторы при всей их значимости отступают на второй план по сравнению с нематериальными.
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос. 2)Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику.
Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
3)Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
Основные причины неплатежей таковы:
 1) трудности сбыта конечной продукции отечественных товаропроизводителей; 2) общая нехватка платежных средств в народном хозяйстве;  3) отрыв финансового рынка от реального сектора экономики - производства и сбыта продукции, инвестиций в народное хозяйство;
 4) межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование цен;
 5) утрата предприятиями оборотных средств, как вследствие их обесценения, так и в результате изъятия через налогообложение в условиях инфляции;6) неплатежи государства предприятиям и стран СНГ - России; 7) нарушение платежной дисциплины и институциональное несовершенство организации приватизированных и государственных предприятий, исключающее действенный контроль над администрацией.
8) Дисбаланс банковской системы в России
Циклически-волновые процессы в мировой экономике и мировой политике, вызвавшие глобальный кризис 2008-2009 гг., оказывают заметное влияние на российскую внутреннюю и внешнюю политику. Наступившая понижательная волна кондратьевского цикла (фаза великих потрясений в мировой экономике и политике) демонстрирует отсталый, несовременный характер российской экономики, ее сырьевую направленность и полную зависимость от мировых цен на нефть. При этом все попытки решить назревшие задачи экономической модернизации с помощью косного и коррумпированного бюрократического аппарата заведомо обречены на неудачу и ставят вопрос о модернизации российской политической системы, в частности, о необходимости перехода к реальной, а не фиктивной политической конкуренции. Проблема, однако, заключается в том, что в российском обществе все еще не созрели необходимые условия для полноценной политической модернизации, причем правящая элита тормозит процессы созревания этих условий


Рецензии