Раввин, свободно говорящий по-украински
Владимир Матвеев
Мойше Лейб Колесник сознается, что раздумывает о переезде в Израиль, где намного легче вести традиционную религиозную жизнь, чем дома, в родном Ивано-Франковске.
Но Колесник не может просто оставить Ивано-Франковск: здесь он авторитетный духовный лидер и хранитель всего еврейского, и даже краткосрочные отлучки из общины удаются ему с трудом.
50-летний Колесник – уникальная личность среди ортодоксальных еврейских лидеров, работающих на Украине, большинство из которых ХАБАДники. Прежде всего, он уникален тем, что он родился и вырос в городе, в котором сегодня является раввином, и тем, что свободно говорит по-украински.
В стране, где еврейская традиция была практически уничтожена Холокостом и антирелигиозными коммунистическими преследованиями, возрождением еврейской традиции сегодня заняты многочисленные иностранцы, в основном израильтяне и американцы. И хотя количество раввинов, говорящих на родном русском языке растет год от года, никто их них, кроме Колесника, не работает в общинах, в которых они выросли (раввин Александр Духовный является лидером реформистского движения в Украине).
Возможно, если бы не интерес Колесника к иудаизму, в его родном Ивано-Франковске сегодня могло вообще не быть раввина.
Более 80% еврейского населения города эмигрировало после падения коммунизма – по оценкам Колесника, в городе с 200-тысячным населением осталось не более 700 евреев, преимущественно пожилых. В 1995 году из-за отсутствия учеников ему пришлось закрыть основанную им небольшую ешиву. Большинство из оставшихся евреев – люди светские и редко приходят на его службы.
Тем не менее, Колесник стал главным источником информации по еврейской жизни. Он много ездит по региону в попытках сохранить его богатую еврейскую историю.
В Ивано-Франковске Колесника называют раввином, хотя официальной смихи он не получил.
«Когда мне нужно узнать что-то, что касается евреев, у нашего раввина всегда находится ответ, - говорит Ольга Маркус, местная еврейская активистка и директор благотворительной организации Маген-Авот. – У него лучший еврейский архив».
У Колесника есть, как он сам говорит, «смиха Федерации» – раввинские полномочия, возложенные на него ХАБАДской Федерацией еврейских общин – самой многочисленной еврейской организацией в бывшем Советском Союзе.
"Раввин Мойше Колесник возрождает еврейскую жизнь успешно, и благодаря его знаниям сотни евреев Галичины приблизились к своим корням. Он ведет огромную работу по возрождению еврейской жизни в традиционных еврейских местечках, где сегодня, к сожалению, количество евреев очень мало", - сказал нашему корреспонденту раввин Азриэль Хайкин, главный раввин Украины. "Благодаря энергии и свободному владению украинским языком, хорошему знанию ментальности украинского общества, ему удалось очень многое. Он не только помогает евреям своего региона, но его также часто приглашают выступать на телевидении. Благодаря его работе украинское общество больше знакомится с еврейскими традициями, узнает правду о нашем народе, его культуре и истории, а это, в свою очередь, ведет к снижению уровня ксенофобии".
У Колесника также есть благословение ныне покойного наставника по имени Йегуда Гольдшайд, пережившего Холокост ортодоксального еврея, помнившего еще те времена, когда эта область была частью довоенной Польши.
Реб Йидл, как называли Гольдшайда его преданные последователи, «научил меня всему, что связано с традиционной еврейской жизнью и иудаизмом», - рассказал Колесник.
Хотя он и рос в несоблюдающем доме, у Колесника, по его собственному признанию, всегда было сильно еврейское самосознание, и в семье он часто слышал идиш. И, тем не менее, он готовил себя к другой карьере.
Колесник учился в университете своего родного города и закончил его по специальности «русская филология». В начале 1980-х он работал учителем в средней школе Коломыи, небольшого провинциального городка в часе езды от Ивано-Франковска.
Возможно, именно особая атмосфера Коломыи способствовала укреплению значения иудаизма в его жизни. Во всяком случае, Колесник гордо отмечает, что основатель хасидизма раввин Исраэль Баал Шем Тов молился в Коломые.
Колесник говорит, что впервые познакомился с религиозными евреями в начале 1980-х, когда посещал Киев и в Москву.
Именно тогда он включился в подпольную религиозную деятельность: занимался изучением и преподаванием Торы, собирал подпольные молитвенные собрания и организовывал похороны в соответствии с еврейской традицией.
До второй мировой войны, когда Ивано-Франковск еще назывался Станиславом и был центром провинции в восточной Польше, полсотни тысяч евреев составляли примерно половину городского населения. Большинство из них были убиты в Холокосте.
И хотя мало что сохранилось в Ивано-Франковске от его довоенного еврейского прошлого, Колесник убежден, что на него возложена миссия сохранить все, что только возможно.
«Я объездил городки и поселки по всему нашему району, встречался с местными евреями, и люди часто показывали мне старые еврейские книги и документы», которые все еще хранятся у них дома, - говорит Колесник.
За годы этой работы ему удалось собрать богатую коллекцию старых книг, в основном на иврите, который мало кто из местных жителей знает. Колесник говорит, что его особенно восторгают рукописные заметки на полях многих из собранных им книг.
Сегодня собранная в этих поездках библиотека включает тысячу книг на иврите, а также общинные записи и фотографии из десятков населенных пунктов региона. Он хранит эти сокровища в исторической синагоге города, красивом большом двухэтажном здании, стоящем как молчаливое свидетельство бывшей значимости и процветания местной еврейской общины.
Построенная в 1898 году, как один из 60 молельных домов в городе того времени, эта синагога была конфискована коммунистическими властями в 1941 году. Возвращена она была общине, в основном благодаря усилиям Колесника, после получения Украиной независимости в начале 1990-х.
Во время своих поездок Колесник составил планы многих еврейских кладбищ, которые стали бесценным источником информации для зарубежных евреев, часто приезжающих сюда в поисках своих корней.
А для местных евреев их духовный лидер – авторитет, которому они доверяют.
«Он родился здесь, у нас с ним один общий язык, и в прямом и в переносном смысле», - говорит 72-летний Янкель Березин, член местной еврейской общины.
Как бы там ни было, местные жители, знающие раввина также уважают его.
"Мы знаем раввина Колесника и уважаем его. Он – порядочный человек", - сказал Петр Арсенич, лидер Областной Ивано-Франковской "Просвиты", нашему корреспонденту.
"Это также важно и потому, что помогает снизать уровень антисемитизма", - считает Ольга Маркус.
Помимо синагоги, в городе есть небольшая еврейская школа, которая работает под эгидой руководимого ХАБАДом Фонда Ор-Авнер. По словам Колесника, в школе 30 учеников, еще 20 детей учатся в воскресной школе, и 9 – посещают детский сад. В синагоге также есть миква, женский клуб и Израильский культурный центр.
Осознавая свою роль в общине, Колесник намерен оставаться здесь как можно дольше.
Он предпочитает много не рассуждать о будущем общины.
«Прогнозы – это смехотворное занятие, - говорит он. – На сегодня главная задача - сохранить то, что осталось от общины».
Свидетельство о публикации №210011800374