22 Художественные формы отображения мировосприятия

Художественные формы отображения мировосприятия.
Этот способ духовного освоения действительности опирает на феномен социальной реальности, зафиксированной философией как эстетическое. Объективной основой возникновения эстетического являются закономерности бытия – гармония, симметрия, целостность и т.д. Наглядная форма этих отношений порождает резонанс в душе человека, который сам и есть частица этого мира и , следовательно, тоже причастен к общей гармонии Вселенной. Иск-во, как специализированный вид деятельности появляется в античности.
Первобытное иск-во не иск-во, т.к. имеет религиозно-мистическое значение, а не эстетическое, это были попытки практического воздействия на мир. Обнаружилось, что деятельность по созданию символов, образов, ритуалов способна приносить чел-ку чувство удовлетворения безотносительно результату. В классовом общ-ве эта деятельность приобретает самостоятельный «профессиональный» хар-р.
Иск-во создает особый, идеальный мир, который как бы дублирует реальный мир (обладает такой же целостностью).

Функции иск-ва:
1. Иск-во – инструмент самопознания общества. Идеальный мир иск-ва своеобразный испытательный полигон многочисленных желаний, устремлений (Эксперементировать с живыми людьми морально недопустимо)
2. Иск-во вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, стимулирующих чел-ка стремиться к совершенству.
3. Иск-во как способ обучения или способ социализации чел-ка.
4. Память человечества. Сохраняются особенности укладов жизни.
В общем иск-во выполняет множество функций познавательную, вспитательную, аксиологическую, мемориальную, но главная функция ЭСТЕТИЧЕСКАЯ. Суть – доставлять чел-ку эстетическое удовлетворение и наслаждение! Природа эстетического удовольствия заключается в растревоженном состоянии духа.
Художественный вкус – дело воспитания и привычки. С другой стороны фальшивое пение различают все - наши органы чувств природой настроены на восприятие определенных отношений гармонии (суть эстетического переживания - это чувство совмещение своего ритма с ритмом Вселенной).

Особенности иск-ва:
Апеллирует к чув-вам;
Художественные образы, символы – главные средства воспроизведения эстетической реальности;
«Перевернутый» способ обобщения – общее в иск-ве не абстрактно, а конкретно;
Признание фантазии и одновременно требование «жизненной правды»;
Ведущая роль формы по отношению к содержанию.
Своеобразный хар-р имеет способ развития иск-ва, прогрессивная направленность далеко не очевидна. Сама постановка проблемы эстетического прогресса некорректна. Природа художественного гения всегда одинакова, но эстетическая зрелость общ-ва разная. В разные эпохи иск-во культивирует разные стороны человеческой жизни.
Напр., античное иск-во – скульптура – восхищение телом, красотой, грацией.
В совремнности главным достоинством человечество признало интеллект. Поэтому современное иск-во стало интеллектуальным, символическим, абстрактным. (Прогресс ли это?)
На протяжении веков нарастает сложность искусства, его жанровая и видовая дифференцированность, глубина эстетического постижения мира.

Возможность появления искусства (профессиональная сфера) связана с возникновением классовой дифференциации общества. Иск-во всегда тяготеет к господствующим слоям общ-ва, будучи зависимо в материальном плане. Проблема классовости в иск-ве сводится к недоступности для широких масс. В совр. Мире проблема решается развитием средств массовой информации., то есть потребление иск-ва делается общедоступным при желании. Однако из-за это возникает резкое противопоставление иск-ва элитарного и общедоступного.

Соотношение общечеловеческих начал в иск-ве и национальных особенностей. Современ. цивилизация несет с собой тягу к унификации. Но она же порождает контртенденцию: все хотят быть цивилизованными, но не хотят быть одинаковыми

Эпохи расцвета материального и духовного производства не совпадают («принцип сохранения человеческой энергии»). Здесь можно рассказать о «дегуманизации искусства», об этом написал Ортега-и-Гассет – о переломе в искусстве- модерне ХХ века.

Симбиоз политики и иск-ва – тоталитарное иск-во. Следствие единый стили – тоталитарный реализм, его принципы: «иск-во отражает жизнь», «иск-во принадлежит народу».
Народ и иск-во – неразрешенный вопрос. Однако, тоталитарная культура доказывает, что «полезные, воспитательные» фильмы, романы скучны, ведут к оскуднению, из-за ограничения свободы.
Искусство для искусства. И не для чего еще! Тогда оно способно быть еще и воспитателем.
Искусство для искусства – это продуктивная иллюзия.


Рецензии