Жизнь на окраине Прод. 22

Столовая превращалась в школу сразу же после окончания завтрака. Кажется, я привезла учебники с собой, но пользовалась ли ими – не помню. Нас поделили на группы. Главная воспитательница,
имелась и такая, вела уроки в моём классе. Меня всегда удивляло, как один и тот же человек может кому-то быть приятным, нравиться, а у других вызывать неприязнь, стойкую антипатию. Размышления эти касались и меня самой, и других людей, и той, что в первую очередь должна была «сеять разумное и доброе» и как учительница, и как человек с ответственной должностью главной воспитательницы большого детского коллектива. Ничего положительного, на мой взгляд, в этой высокой худой женщине не замечалось.  Оглядываясь назад, вижу, что взращивала она не знания, а вражду, зависть, национальную непримиримость. Чему я, домашний ребёнок, могла у неё научиться?!
     Правой рукой «воспитательницы» была старшеклассница Люда, третировавшая многих. Наставница закрывала глаза на выходки любимицы, потакала её шалостям. Как и любой ребёнок, я тянулась к тем, у кого не вызывала гнева, с кем чувствовала себя человеком. Много времени проводила   с первоклашками, помогая, чем могла старенькой их учительнице. Возилась и с пятилетними детками из подготовительной группы. Утром я их одевала, днём сама должна была учиться у ненавистной классной дамы, а вечером, наскоро приготовив свои задания, за что получала низкие оценки и нарекания, бежала к малышам.  И для меня, и для них наше общение было важным.Как-то учительница младших классов  кому-то сказала: «Умница! Сразу видно, эта - с Украины!»
     Удивило услышанное. Я не делила страну на республики, для меня существовал Советский Союз в целом. Но запомнилось из-за другого: я считала себя посредственностью, получала тройки, а то и двойки за невыученные стихи, невыполненные задания. А тут меня хвалили. Где же правда? И кем себя считать? Непонятно  Иной раз в том, что уроки вовремя не выучены, не было моей вины. Различные медицинские процедуры отнимали много времени и сил. А однажды на прогулке я, одетая в тяжёлое зимнее пальто, увидела в прозрачной воде рыбку, потянулась за ней, поскользнулась на мокром песке и оказалась в воде. Поразительное в этой истории то, что, пройдя через весь город в мокром одеянии, ощущая воду в отяжелевших ботинках, промёрзшая, никто не поторопился отвести меня домой, я не заболела! Это была победа, маленькая, никем неощутимая, ни для кого, кроме меня, не имевшая значения, победа над невзгодами, над халатностью одних, бездушием других ... победа!

 










18.01.10


http://www.proza.ru/2010/01/22/1051


Рецензии
Ох, Господи! Р.Р.

Роман Рассветов   27.09.2023 13:31     Заявить о нарушении
Ничего не преувеличиваю. Возможно, даже уменьшает память..

Веруня   27.09.2023 13:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.