В чайхане

Пятничный вечер... Сквер в центре города... - много отдыхающих...
В летней чайхане не протолкнуться...
- Свободно?... – к сидящему за столиком, полному, седеющему мужчине обратился высокий, немолодой человек...
- Что, простите?... – тот не расслышал вопроса из-за гула, создаваемого галдящими, смеющимися людьми...

- Я спросил, у вас свободно?...
- Да-да, садитесь...

Высокий сел, подозвал официанта и попросил принести чаю...

- Угощайтесь..., - предложил полный...
Он пил вино, наполняя гранённый стакан из запотевшей тёмно-зелёной бутылки, закусывая белым овечьим сыром...
- Нет, спасибо..., - высокий едва заметно улыбнулся..., - слишком жарко... - я чай...
- А я люблю расслабляться холодненьким... В такую жару... - самое то... Вот посижу и поеду на дачу... - к дочерям и жене...

- А мне спешить не к кому..., - высокий налил себе чай и, положив ломтик лимона раздавил его ложкой...
- Что так?...
- Да, так вышло..., - без тени сожаления ответил он...
- Не были женаты?... - полный отхлебнул красного и, отломив кусочек сыра, смакуя, отправил в рот...

- Был..., - отвечая на вопросы, высокий с интересом разглядывал людей за соседними столиками...
- И что случилось?... Овдовел?... А дети?... – продолжал настаивать полный...
- Нет-нет... - слава аллаху... - и дочка красавица и жена бывшая... - все живы, здоровы...
- Развёлся?... - Не повезло тебе, брат..., - полный вздохнул..., - ну ладно, за твоё здоровье..., - незаметно для себя самого он перешёл на ты...
- Спасибо... - и вам не хворать..., - высокий отсалютовал стаканом с чаем...

Опустошив армуды... - наполнил снова...
Бросив лимон, добавил несколько кусочков сахара...
- Люблю сладкий..., – при помешивании раздался тренькающий звук...
- И я люблю..., - растягивая удовольствие, полный прихлёбывал вино маленькими глотками...

Полный поднял глаза, и взгляды немолодых мужчин встретились... - у собеседника были седые, коротко постриженные волосы, и голубые, как и у него самого, глаза…..

Появилась мысль, а поскольку вино развязало язык, он решил её озвучить...
- Вы сидели?...
- Нет, бог миловал... Скажем так... – мне повезло...

Полный прослушал последние слова собеседника... - ему хватило первого... – "нет"...

- А я вот, брат ты мой, воевал, и четыре года в немецком плену... - он вздохнул..., - насмотрелся..., - смахнув со лба, выступившие капли пота, продолжил... - А ты воевал, или как?...
- Или как... Я работал, но я вас понимаю...
- Да... - брось!... Что ты тогда понимаешь?... - полный махнул рукой, залпом допил стакан и плеснул в него остатки содержимого бутылки...

- Я ведь старшим политруком был... Когда война началась наша часть в Калинине... - Твери... - стояла... Посадил жену с грудной дочкой в поезд и отправил в Баку...
Она мне потом рассказывала, как добирались... - как пелёнки, чтоб быстрее сохли, вокруг бёдер оборачивала...

Высокий, поставив армуды на стол, слушал не шевелясь...

- В 42-м, в Крыму армия попала в окружение... Я оказался в плену...
Как выжил?!... Порой самому не верится... Ведь коммунистов и, тем более, политработников в расход пускали... Но ребята не выдали... Меня все мёртвым считали, а жена меня дождалась... - с того света дождалась!!!...

Он отвернулся и смахнул навернувшуюся слезу... - достал платок, вытер лоб и шумно высморкавшись, скомкал и сунул обратно в карман...

Вздохнув, продолжил...

- Я вернулся, а дочка уже большая, смешная... – болтает вовсю, вторая родилась... – обе красавицы...
 
Работа хорошая, скоро старшую замуж выдаю... Так вот, брат ты мой, аллах мне вернул за нечеловеческие страдания...
- Шукюр... - благодарственное обращение к богу..., - новый знакомый поднял руки к небу...
- Квартиру в центре получил..., - продолжал полный, слегка заплетающимся языком...

- Поздравляю... - значит, заслужил..., - высокий допил чай..., - взять ещё чайку?... В самый раз будет...
- Возьми... А может ещё бутылочку, за знакомство?... – полный горел желанием добавить...
- Нет, думаю, хватит уже... - чаю выпьем, и я тебя провожу...

Подняв вверх два пальца, привлёк внимание чайханщика...
Мальчик поставил на стол чайник со свежим чаем, ещё одно блюдечко с лимоном и армуды...
Высокий налил обоим и спросил...

- Ты счастлив?...
- Абсолютно... Страшно даже подумать, что всего этого мог бы не увидеть, не узнать, если бы из Европы после плена не вернулся... Мы во время налёта союзников бежали, а потом я своим ходом обратно из Северной Италии домой шёл...

Он вдруг осёкся... - в какой-то момент полному стало немного стыдно за то, что он хвастался своим счастьем перед одиноким человеком...

- А как тебе живётся?... Плохо одному то?...
- По разному... В общем, плюс-минус... - терпимо... Субайлыг–султанлыг... - Холостая жизнь–жизнь султана..., – рассмеялся высокий..., – короче говоря, я стараюсь не думать об этом..., - он взял с блюдечка ломтик лимона и, не морщась, съел...

- И ты не пытаешься снова создать семью?...
- Не вижу смысла, и вообще... - эта тема неинтересная... Расскажи лучше, за кого твоя старшая дочка замуж выходит?...
- Парень из хорошей семьи... - между прочим молодой физик и по совместительству музыкант, хотя мне он не нравится... - избалованный слишком, но разве дети сейчас родителей слушать будут?... – полный сделал глоток... 

Какое-то время оба молчали, думая каждый о своём...
- В добрый час, хошбахт олсун... - пусть будет счастлива..., - голос у высокого дрогнул...

Чайник опустел...
Полный полез в карман, но высокий уже оставил деньги под блюдцем...
- Гонаг ол... - будь гостем... Я угощаю...

Помог полному встать, поднял его зямбил... - корзина из плетёной соломы... - с продуктами... - мужчины вышли из чайханы и медленно пошли в сторону вокзала...

Подойдя к электричке, полный сказал...
- Поедем со мной, я познакомлю тебя с женой, с дочерьми...

Высокий отрицательно покачал головой...
- Спасибо, как-нибудь в другой раз....

Они пожали друг другу руки, и полный прошёл в вагон...
Сев у окна, вдруг вспомнил, что так и не спросил имя своего нового знакомого...
- Как тебя зовут?.. 
- Что?... Не слышу..., - тот приложил руку к уху...

Состав дёрнулся... - электровоз потащил три вагона прочь от платформы...
- Зовут как?... – крикнул полный... Он увидел, как высокий улыбнулся и дружески поднял, сжатую в кулак ладонь...
Расстояние между ними быстро увеличивалось... 

С минуту мужчина стоял, провожая взглядом удаляющуюся электричку...

Вззз-вззз... – что-то негромко зажужжало...
- Да слышу я..., - в голосе звучала досада..., - и без тебя знаю, что пора..., - сунув руку в карман, он выключил вибрирующий звук...

- Почему, когда замечательный, добрый человек счастлив, он расслабляется, теряет бдительность, допуская в свою жизнь тех, кто смешает это счастье с дерьмом..., - с горькой усмешкой на губах, думал высокий..., - как жаль, что я не вправе этому помешать...

Быстрым шагом он направился к выходу с перрона и, не дойдя до лестницы, исчез в мареве вечерней жары...


Рецензии
Прочитала с интересом, Заур!
Не буду вдаваться в подоплёку этой грустной встречи...
Все и так понятно...
Вспоминаю часто крепкий и сладкий азербайджанский чай... Настоящее чудо в маленьких стеклянных стаканчиках...
Дома пью чай и кофе без сахара, но не в Баку...
С улыбкой!

Татьяна Цыркунова   23.10.2023 15:28     Заявить о нарушении
В Азербайджане очень многое вкусное, потому что настоящее...
И чувства тех людей из ушедшего поколения, а также их детей и внуков, русскоязычных банкинцев, искренние... Нас всё меньше и меньше... - тем кто остался всё труднее и труднее...
Ничего... Буду терпеть... - куда денешься...
Берегите себя...

Элам Харниш   23.10.2023 17:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.