Женщина на унитазе

Сегодня одним из самых  употребляемых и востребованных  слов является слово «ностальгия», формальное значение которого «тоска» по чему-либо. В советские времена разрешался  и поощрялся только один вид ностальгии – тоска по родине. Желательно, чтобы родина была с березками, «ненаглядной певуньей»  и полноводной рекой. Особенно хорошо ностальгировать получалось у советских киношных шпионов-разведчиков.

Зачеркнуть бы всю жизнь да с начала начать,
Полететь к ненаглядной певунье своей.
Да вот только узнает ли родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?

В последнее время ностальгию стали считать  клиническими нарушениями в психике человека (где-то согласен, где-то нет, но об этом позже или, вообще, в другой раз). Еще ренессанс ностальгии связывают с неудовлетворенностью человека с жизнью. Это не мои выводы, а ученых. Лично я между «клиникой» и «неудовлетворенностью» не вижу большой разницы. Естественно, в понятие «клиники-неудовлетворенности» не входят такие нормальное человеческие чувства, как память о близких и не очень близких людях, воспоминания о школьных, студенческих  годах.
Современный ностальгический тренд – «зеленая тоска» по советским временам. Как неоднозначно и спорно заметил  Тимур Кибиров, «ностальгия — единственное, что сегодня объединяет людей старше тридцати лет». Почему спорно и неоднозначно?  Да, потому, что вспоминают не первую любовь или вторую женитьбу, а тоскуют по порядкам того времени.  И здесь,  мы не едины.
У ностальгирующих есть привычка искажать и приукрашивать реальность прошлого , происходит, так называемая «аберрация памяти», которой  страдают те, кому далеко за тридцать. Но, если ностальгию старшего поколения по порядкам в СССР  хоть как-то можно объяснить,  то подобные чувства в молодежной среде  у меня вызывают чувство недоумения. Вот пишет совсем молодой человек: «Чем больше пройдет времени, тем привлекательнее будет Советский Союз для тех, кто о нем ничего не знает».  Недоумение вызывает даже не бессмысленность (как можно сравнивать то, чего не знаешь), а безапелляционность этой фразы. Все, мир поделен на два цвета – черный и белый. Наверное, это и есть главный симптом «клиники-неудовлетворенности».  В истории страны могут разные этапы – печально-трагические и радостно-возвышающие. Это в равной мере относится к истории Советского Союза, всякое было. Только, вспоминая, не надо лукавить. А в ностальгирующих по СССР очень много лукавства. И колбаса была вкуснее, и уксус почти сладкий.
Нередко подобно рода ностальгия носит откровенно агрессивный характер. Например, ностальгирующие по советским порядкам (да и не только они) презрительно-снобистски называют приезжих рабочих «гастарбайтерами.  Только я бы этим снобам советую покопаться  в собственной  родословной. В глубь веков уходить не надо – можно остановиться на папах с мамами, бабушках с дедушками. И окажется, что многие из  них были лимитчиками, которых коренные москвичи или одинцовцы также презрительно-снобистски  именовали «лимитой».
Московские и подмосковные заводы, стройки на 70-80% были укомплектованы приезжей рабочей силой. Не от хорошей жизни Москва и Московская область набирала лимитчиков( местные жители брезговали подобной работой, не напоминает вам сегодняшнюю ситуацию),  а «лимита» также не от хорошей жизни покидала родные края, соглашалась на любую работу.  Эта советская «лимита» была также бесправна, как и сегодняшние «гастарбайтеры. За московскую и областную прописку (около пяти  лет они имели право только временную прописку) лимита готова была выполнять любую работу и терпеть любые унижения. Лимита – люди, которые полностью зависели от государства, поэтому они любили и ненавидели одновременно это государство.  Дуализм в отношении власти передался по наследству их потомкам, по сути своей та же лимита.
 В целом жизнь лимитчиков была беспросветна и бесперспективна.  Недаром же общежития для лимитчиков прозвали «гетто».  Конечно, были и такие, которые в итоге более-менее успешно обустроились – вышла замуж за москвича, сделал карьеру – фильм «Москва слезам не верит», как раз, об этом. И из сегодняшних «гастарбайтеров» обязательно кто-то выбьется люди. Я не готов сказать, хорошо или плохо, что были лимитчики, а потом появились «гастарбайтеры».  Но для меня аксиоматично, что любой человек имеет право на поиски лучшей жизни. Поэтому никогда не отнимать это право у другого.
В прошлую субботу был на юбилее знакомой, которая родом с Украины, но уже лет 15 живет и работает в Москве. Я это к чему. Из тридцати приглашенных гостей,  26 были украинцами и, конечно, родственниками юбилярши – мама, муж, дети, внуки, братья, сестры, племянники. По большей части они уже по  много лет живут в Москве. Когда-то начинали с лопатой, а сейчас вполне преуспевающие бизнесмены, которые всегда готовы помочь  друг другу. Они в отличие от лимитчиков надеются только  на себя, на свою семью, а не на государство, будь оно российским или украинским. Именно такие люди поднимут страну, если это еще возможно. А какой они национальности, это уже вторично.
Продолжу украинскую тему – выборы президента. И вновь ностальгия. Часть наших граждан, наблюдая за выборами на Украине, ностальгируют по 90-м годам прошлого века, когда  в России была, по их мнению, свобода. И в этой ностальгии просматриваются симптомы «клиники-неудовлетворенности, как и в ностальгии по СССР, вся та же «аберрация памяти».  Выборы бывают не только свободными, но и такими…
«На избирательном участке в Днепропетровской области женщина застряла в унитазе. Пришлось вызывать МЧС. 31-летняя женщина уронила в унитаз телефон и застряла, пытаясь его достать. Спасатели разбили унитаз и женщину освободили. Она госпитализирована. Непонятным осталось только, каким местом она застряла в унитазе».
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.
Георгий ЯНС


Рецензии