Ремесло скульптора
Он любит жить в мастерской,тут интереснее:яма с глиной,станки,полки с гипсами,антресоли с тахтой,(обычное место обитания кота),крохотный туалет с душем, таинственные углы,где давно не ступала нога человека(и веника с тряпкой).А главное,кот верит,что где-то в глубине действительно водятся мыши,хотя ещё ни одной не поймал.
Заварим чай,вынем из холодильника колбасу(кот оживился), сыр,болгарский перец.Очень вкусно:сыр с болгарским перцем – попробуйте.Кот признаёт колбасу и сыр,но не признаёт перца.Он так и вырос на колбасе.И любит сырую картошку в небольших количествах.
Года два назад,тоже зимой,на пороге мастерской сидела тощая,но беременная,кошка.Я её накормил,однако она не прижилась в доме,хотя на кормёжку приходила регулярно.В один прекрасный,уже весенний,день она притащила крошечного котика, очевидно собственного производства.
Видимо,так она пристраивала всех своих котят в «хорошие руки».Неужели кошки настолько разумны?Но вот вам факт.Котёнок оказался котом(у малышей это не сразу видно),очень независимым и самостоятельным.Вместе перекусили,кот пошёл наверх,заняться своими делами,а я переоделся в комбинезон и хотел было заняться своими.
Звонок в дверь,ругаясь про себя,иду открывать.За дверью худенькая незнакомая девушка:«Я к вам по делу». «Проходите, садитесь».«Помните,Вы у нас читали курс графики год назад?»Кажется читал,да точно,лекции три прочёл:просили подменить заболевшего,очень уже тогда пожилого,мноуважаемого мною,ныне покойного,художника-графика.«Вам зачёт нужен?Так я не имею права их принимать».
«Нет,мне нужно денег подзаработать,я из Хабаровска,хочу маму проведать». Пауза. Потом выдавливает: «Может Вам натурщица нужна?» Первое слово говорит громко,потом всё тише и тише.
Спрашиваю:«На кого учитесь?Я Вас совсем не помню на лекциях». «Хочу быть как Вы,скульптором».Сдерживаю улыбку, тощенькая,в чём душа,ручки вообще ниточки.А ведь скульптор,это физическая работа.И весьма интенсивная: бывает в день килограмм двести глины перемнёшь, перекидаешь.
Натурщица…Не скульптурное у неё сложение,ни спереди, ни сзади почти ничего нет.Таких гомики-кутюрье любят,на палку что хочешь можно намотать,а женщин в расцвете,«с формами»они боятся,не знают,что с ними дальше делать. Ведь скульптура,это,по определению,форма,объём…
А она уже кота гладит на коленях,откуда он взялся? Придётся прислушаться к мнению кота,да и девчонку жалко. «Пойдёшь уборщицей?»С радостью: «Да».Обьяснил обязанности:рано с утра,до моего прихода,всё убрать и помыть,за котом тоже,и песочку ему свежего...Скульптуру не трогать ни под каким видом.Всё ясно?Кивнула головой.«Можно я Вам помогать буду?».«Посмотрим».
И занесло тебя сюда с Дальнего Востока.Наверное упрямая,если через всю Россию ехать не побоялась. «Вот, завтра и выходи».Дал ключ,рискнул,не похожа на плохого человека.Ну,вот,все разошлись,можно,наконец,делом заняться.
Начнем с каркаса:молоток,железо,сварка и циркуль: проверить пропорции.Когда заняты руки,подумаем о том,что же хотим получить в сухом остатке.Начнём,для разгона, издалека.
Идеальной скульптурной формой является яйцо.Это обьёмный овал.Помните«…я с детства полюбил овал,за то,что он такой законченный…».Это так,но любая законченность является,следовательно,остановкой развития.Значит, движение есть искажение идеальной формы?
Именно по этому,сам собой,остановился в развитии кубизм,проповедовавший идеальные,простые формы.Так же ограничен,в своей сухой рациональности,конструктивизм. Как только прямая линия или плоскость,идеальные для машины,соприкасаются с любым живым,они,рано или поздно,терпят фиаско, поскольку живое прямых линий не имеет и не терпит.
Но если взять,как пример,модерн(или art noueau,или jugendstil,или как угодно),получается по-другому.Рождённый преуспевающей роскошью конца 19го века и остановленный в развитии(до известной степени) Первой мировой войной,он всё-таки взял своё,пророс через революционные 20е, кризисные 30е, военные 40е.Прошёл и сквозь послевоенный аскетизм 50х в разрушенных России и Европе.
Преодолел кажущиеся упрощение чувств 60-70х,но по-настоящему начал возраждаться только к последнему десятилетию 20го века. Кажется,только сейчас,через 100лет, начинается настоящее время модерна.
Он вырастает из эклектики, которая,правда,сейчас частенько возникает просто из слабоватых знаний истории искусства,да и самого искусства(одним импортным словом– «дизайнеры»).Но это не важно,важно,что появился интерес к тому,что называют модерном,или по-другому,появилась питательная среда.
К чему это я?К тому,что сначала в тебе возникает некоторая идея,мысль,пришедшая неведомо откуда. И начинает тебя форменным образом мучить.Она вызревает в мозгу,как беременность,и её необходимо воплотить,так просто она не уйдёт.Это твой замысел,это творчество,но есть и заказные работы,для денег,там всё может быть ясным с самого начала.
При этом,такая собственная мысль,обычно,не лезет ни в какие стили.А может их придумали те,кто всю жизнь вокруг нашего дела кормится, сами ничего не производя?А я Вам тут о стилях…Сам на эту удочку попался!Более того,эта мысль, или замысел,чаще всего не лезет именно в те стили,каковые жестко объявлены, как,скажем, тот же кубизм или супрематизм,а пуще соцреализм и др.и пр.
Вот модерн и другие«вольные»стили,позволяют воплотить всё, что,как говорится,в голову взбредёт.А это и есть развитие:позже жизнь сама уберёт,что не жизненно, и совсем неважно,как оно там называлось.А если никак не называлось,критики придумают,надо и им на хлеб с маслом…
Под рассуждения дело двигается:шурупы,дрель - закрепим каркас на станке-подиуме. Крутанём, что получилось, осмотрим во всех сторон,проверим вертикальность:вроде стоит правильно. Вот,так и начинается работа:в каркасе надо,ещё до начала прокладки угадать все пропорции,и учесть материал. Ну, сейчас,это будет,конечно,глина.
Начнём прокладку с основания-плинта:первые куски кладём с хорошим уплотнением, пробиваем, проколачиваем. Для этого у меня есть специальная дубинка-балодка:никаких пустот в глине, иначе потом может«стечь»,исказится форма. Так за часа четыре-пять,в основном проложим весь массив по объёму.
Ещё раз простучим всё, надо,чтобы к утру чуть-чуть подсох верхний слой,тогда по нему легче класть глину дальше, «туше»(прикладка)глины будет плотней.Завтра на верхний слой глину разведём чуть-чуть пожиже.
Сейчас отойдём в сторонку,присядем-побездельничаем, отдохнём-подумаем.Левая сторона вроде вверх пойдёт,явно ей этого хочется…Во всяком случае уже просится вверх… Уравновесить надо будет,это потом увидим точнее. Компоновка-композиция,да…Наука есть,а точных рекомендаций нет,это только в искусстве и педагогике.
Недаром говаривал Александр Павлович Кибальников, когда-то выпускавший нас в свет: «Скульптура,она надолго, вот вы и смотрите:ваши изделия через тысячу лет найдут,как тогда в глаза-то потомкам глядеть будете?»Так что волей – неволей,приходится соответствовать.
Ну,что ж,вернёмся к материалу. Скульптура наиболее «материальный»вид изобразительного исусства.Так сказать, «…весомо,грубо, зримо…». Сейчас существуют замечательные пластилины,но глина тоньше,мягче,течёт под руками,можно регулировать,добавляя воду.Зато с пластилинами проще:не надо опрыскивать укутывать в пластик,не высохнут,не обмякнут,не сползут.
Если долго не обновляешь лепку,сырая глина может заплесневеть,даже грибы могут вырасти(не шучу).Но пластилин не сделаешь грубее или нежнее – он,к сожалению всегда одинаков,хотя и удобнее.Да и большие размеры из него не лепят.
Есть,правда,апокрифический слух,что, огромный конный монумент Александру Третьему,(что стоял на площади у Николаевского вокзала)Паоло Трубецкой лепил из какого-то специального итальянского пластилина. Точно не знаю,врать не хочется.
С глиной приходится постоянно плескаться в воде,как утка(или,учитывая моё сложение,как гусь).Стоишь, мнёшь, откидывая в угол,попадающиеся в ней,мелкие обломки гипса,от прошлых фигур и форм.Иногда за день целый угол накидаешь,так глина и очищается.Вообще,чем глина дольше в работе,тем она лучше,однороднее,что ли.
Мне с этим повезло,в этом помещении скульптурная мастерская уже лет,наверное 120-150,а может и больше.И глина тоже старинная с тех времён,пулковская,красивого зеленоватого цвета.Хотя за последние годы я избаловался, почти всё из пластилина работаю.
Да и заказов добрых нет,в основном мелкая пластика. Заказы пошли,мягко говоря странные.То владелец магазина «милитари»,торгующий моделям военной техники и неведомым путём добытых принадлежностей и военной формы времён Отечественной Войны,приходит с заказом бюста фюрера и искренне удивляется предложению спустить его с лестницы.
То какой-то неудовлетворённо-озабоченный страдатель пытается заказать «все позиции Камасутры».Этому объясняю,что живые – лучше.То армянин - коньячный барон, просит изготовить каминные часы с фавном и нимфой.Этому сделал,но не совсем,как договаривались. Получилось:фавн – с его лицом и,главное, его носом,нимфа - негритянская по внешности с роскошными формами и кувшином вина на плече.
Ему так понравилось:всё ведь понял,умница оказался,не обиделся,заказал ещё две отливки. Расстались друзьями«не разлей вода»приглашал в Армению,подарил две бутылки какого-то особого коньяку,так и лежат,ещё не пробовал.
Да ну их всех,вернёмся к станку. Получилось только начало,ещё работать и работать.Кот сверху пришел.Видимо – помогать.Ну,теперь работа в гору пойдет,с таким помощником.
19.01.2010.Крещение господне(Богоявление)
Свидетельство о публикации №210011901583
Спасибо, Владимир.
Галина Щукина 21.10.2010 19:54 Заявить о нарушении
Владимир Горев 26.10.2010 00:36 Заявить о нарушении