Скульптуры Вучетича с точки зрения магии

  Внимание тем, у кого в голове ещё не выветрилась злость по отношению ко всем, кто «тронул святое». Прочтите лучше один из ваших священных текстов, от этого у вас может случиться разрыв сердца. Остальным можно.
  Итак, начнём с того, что там такое у нас. А речь идёт о памятниках работы Евгения Вучетича. Один из них стоит в Волгограде, на Мамаевом кургане, это знаменитая «Родина-мать». Другой находится в Берлине, в Трептов-парке, это, разумеется, «Воин-освободитель». Разговор пойдёт в несколько необычном аспекте, наверное, и местами он будет очень жёстким. Готовы? Я предупредил.
  Да, кстати, давайте, сразу же прекратим аргументацию класса: «Вучетич не был колдуном». Равно как и не будем требовать «адрес Лысой Горы в студию». Искусство имеет связь с магией, и чем магия больше в нём проявлена, тем больше силы в этом искусстве. Если это не так – художнику (в широком понимании этого слова) стоит хорошо подумать о смене профессии. Магия – это не дедушка в звёздном халате и не Баба-Яга в ступе. Помните это всё время прочтения.
  С данной позиции («Искусство – это магический акт») всякое произведение искусства – это некий акт магической проекции, не зря государственные и религиозные структуры всегда стремились поставить это под свой контроль. Другое дело, что существует такой пласт, как «вульгарная» магия (и «народное искусство»). Но она здесь не обсуждается, так как речь идёт как раз о магии более высокого, даже формально элитарного уровня (по факту эта магия уже давно профанная).
  Итак, начнём с самого начала, чтобы было понятно, с какого перепугу это я написал тут. Повторю предупреждение: не готовы вынести разрушение мифа – не читайте.
  Начнём с «Родины-Матери». С точки зрения магии это – воплощение Инфернального Женского. Разъярённая женщина, изрыгающая некий вопль (что само по себе уже очень жёстко смотрится в «проекционном» отношении, это воплощение агрессии). В руке – обнажённый меч, клинок которого направлен практически вверх. Это – конфронтация, Меч Воина. То есть перед нами – очень мощная проекция агрессии, а если учесть, что эта проекция идёт с большой высоты (статуя не по колено ребёнку, а расположена она на открытой местности, да ещё и на возвышении), то можно себе представить её опасность. Крик – боевой клич, ярость, то есть опять же проекция агрессии. Меч в европейской (и только ли в европейской) магии – жезл очень жёсткой власти (Марс, сфера Гебурах в Каббале). И эта магия может иметь весьма серьёзную разрушительную силу – и далеко не всегда позитивную, в данном случае получается «отпущенная на свободу» мощь, которая сносит всё на своём пути. Боевая ярость. В бою она оправдана, конечно, но речь идёт не о боевой ситуации. Кстати, Антон Платов рассказывал, что викинги в море ставили на свои драккары головы драконов, но на подходе к берегу эти «носовые украшения» – с духами места на берегу они не «воевали», если вспомнить, их уважали. Так же и с людьми, в принципе. Почему во многих странах запрещено ношение оружия? Потому что нож или заряженный пистолет в руках неуравновешенного человека – весьма опасная вещь для окружающих. Почему так много противников мата? Потому что, если разобраться, мат – это жёсткая словесная агрессия, в сложившемся обществе это так воспринимается, то есть такая проекция недалеко ушла от применения оружия. И владение оружием для тех, кто не может осуществлять власть – непозволительная роскошь. Речь не о злоупотреблении, речь о применении вообще. А тут – энергопроекция на уровне атомной бомбы. Поэтому так хорошо сохранилась агрессивность в обществе, как бы парадоксально не смотрелось это утверждение.
  В годы войны, к слову, был классический для агитпропа плакат (один из многих, но здесь весьма показательный) – «Родина-мать зовёт»: суровая женщина в красной одежде, возрастом явно выходящая за порог матери несовершеннолетних детей. Та же проекция, в мирное время она должна находиться в спецхране просто. Но в 1941-45 годах применение этого плаката было оправданным, там высвобождение боевой ярости было жизненно необходимым, это был вопрос выживания. А объект нашего обсуждения «работает» с 1967 года, когда войны уже не было. Строительство началось с 1959 года. Зачем было создавать такую храмину, да ещё и в мирное время? Захватническую войну вести, что ли?
  Противоположный пример – тот же Вучетич. Скульптура «Воин-освободитель» в Берлине (кто был в Трептов-парке, тот видел, ну, а кто не был – видел, как минимум, на картинках). Спокойный мужчина (Целестиальное Мужское), держит на руках девочку (защита, покровительство), меч в руке опущен остриём вниз (конфронтации нет), он последним движением рассекает свастику (Коловрат, стоит заметить, известный символ разрушения и обновления, здесь – Новый Порядок). Никакой проекции агрессии нет, Воин-освободитель готов применить меч, но не для нападения, а для защиты. Это не ярость боя, а напоминание: «Всё под контролем». Меч Посвящённого, а не Меч Воина. Стоит заметить, что памятник построен раньше «Родины-матери», в 1949 году. Странная вещь, казалось бы. Но то, что кажется алогичным, в магии нередко подчиняется железной логике, доступной по большей части тем, кто проецировал акт.
  Исходя из этой логики, руководители Империи (формально её не было, но по факту пестовалось именно это) могли вести тактику, которая была многоуровневой. С одной стороны, это воспитание в обитателях своей страны воинственного духа, чтобы они были боевой силой Империи. Даже внутренняя пропаганда была многоступенчатой на самом деле, что тема отдельного разговора (отчасти это уже обсуждалось в «Арийской расе», кстати). Что уж говорить о внешней. Тогда это объясняет, почему возле здания ООН стоит скульптура «Перекуём мечи на орала» (тот же самый Вучетич, к слову), в Трептов-парке – «Воин-освободитель», а в Волгограде – «Родина-мать», строительство которой странным образом приходится на очень серьёзный виток «холодной войны», когда напряжённость достигла серьёзного уровня (Карибский Кризис начался как раз во время строительства этой скульптуры). Империя использовала второй уровень ведения войны там, где первый использовать было ещё опасно. В стане противника – агитация за разоружение. Среди союзников – установление контроля. Внутри страны – воспитание воинского духа, создание «боевой машины» (как на уровне повседневного восприятия, так и глубинно). И ещё раз напомню: искусство пронизано магией, и без неё оно просто теряет смысл.
  Это, разумеется, кажется странным. А вы как хотите? От вас скрывают то, что вы не должны знать – вы не знаете. А те, кто знает механизмы подобных систем, способны ими пользоваться или, если потребуется, их разрушать, саботировать (если кто не в курсе, то «саботаж» – это когда деревянный башмак бросали в станок, тормозя работу движущихся деталей и выводя механизм из строя, позже выражение стало «общим», означающим любые подобные действия не только в прямом значении). Система рискует получить себе опасную оппозицию, которая может уничтожить всё. Естественно, все подробности работы подобного плана зачастую не знали даже исполнители работы – чтобы ещё, чего доброго, не восстали. Кстати, именно этим методом работали «профанные» маги, которые составили клир римско-католической и греко-ортодоксальной церквей. Они создавали «орден посвящённых» именно для того, чтобы в него не проникли посторонние, и методы «ордена» не прекратили работать в силу имеющегося потенциала сопротивления. Стоит напомнить, что основой СССР является всё-таки Россия, в которой несколько веков всеми способами насаждалась греко-ортодоксия («православие»), а автор стратегии Империи-Сверхкорпорации – бывший семинарист. Кстати, кто-нибудь помнит, какую церковь он после 1941 года неплохо легализовал, а? И с этого стоило бы начать.
  Коммунизм из «белогвардейских сказок» к 1959 году уже был мифом. Атеизм в СССР был на тот момент фактически глубоко формален («Не бывает атеистов в окопах, под огнём», – резонно заметил много позже покойный Егор Летов). Свобода совести уже давно была декларативной. Для сплочения огромных масс в единый организм такая идея точно не годилась, да и напряжённость в мире, благодаря «ядерному шантажу», была огромной. Нужны были методы, которые позволили бы одним махом развернуть военную машину против агрессии (или для расширения территории – имперское сознание этому тоже способствовало). Создание Церкви, если хотите. Причём, не в плане храмового здания, а в плане «Тела Христова», как это писалось в Библии. Основой сознания должна была стать Вера. А её в полной мере могла закрепить только грамотно применённая магия (кстати, пример протестантских стран хорошо показал, что в таком обществе может легко начаться секуляризация – и именно протестантские страны первыми ей и подверглись).
  Кстати, суждения о порочности рационалистического и аналитического миропонимания высказывали не только правые – Рэй Брэдбери тоже об этом писал в «Марсианских хрониках» («И по-прежнему лучами серебрит простор луна»). Это к тому, чтобы не было обвинений в однобокости суждений.
  Но вернёмся к теме обсуждения. Итак, для сплочения в единое целое больших масс нужна Вера (да-да, именно так, не «религия», не «философия», не «идеология», а именно Вера). Ведь Вера – это движение за пределы законов природы. «Жизнь должна стать большим, чем она есть», – говорит Вера. И именно это, как ни странно, формирует в человеке необходимость этики отказа (сытость и стабильность уменьшают в жизни количество необходимой динамики). Но просто этика отказа ничего не даст, должно быть что-то, что заместит «ложные ценности» – Символ Веры. В полном, действительно всеохватном понимании этого словосочетания. Не декларация, а образ, Путеводная Звезда, Мечта. И вот масштаб Символа Веры должен быть намного больше «ложных ценностей». Очень намного. И тут нужны сверхмощные магические проекции. Один из самых старых способов, прошедших испытания временем – Святилище. И как раз таким святилищем и должен был стать Мамаев курган, по многим обстоятельствам подошедший для проведения той операции, о которой сейчас идёт речь.
  Надо сказать, что ничего принципиально нового в том, что делали эти люди, не было: это была попытка построить Идеальный Мир, что в магии достигается использованием Закона Соответствия: «Что наверху, то и внизу; что внизу, то и наверху. Так достигается чудо Единства». Но ведь идеализация – это всегда урезание одних качеств в пользу других. А использование заданных технических параметров – это уже (в известном роде, сами понимаете) тоже идеализация, создание идеальной среды и механизмов. Это же касается и божеств, когда они выводятся искусственно.
  В данном случае мы имеем дело с заменой известного не только в европейской магии диполя «Бог – Богиня». «Родина» – это искусственная «Богиня», а «Вождь» («Царь», «Император») – искусственный Бог в ипостаси Сына (надо сказать, на самом деле это очень распространённое соотношение). И создание в Пространстве таких сущностей – это попытка создать «Совершенный Мир» (помнится, в масштабах двух человек в комнате такую операцию произвёл по заказу Папы Римского Урбана VIII Томмазо Кампанелла). С точки зрения данной логики объясним культ Ленина (равно как и Сталина), помноженный на образ «Родины-матери». И как такой вот Бог-Сын (стоит сразу заметить, здесь – не в христианском понимании), «Вождь» умирает, тогда как «Родина» (Мать) бессмертна. Это прекрасно сочетается с христианской основой менталитета описанных здесь людей, так как образ Богини был перенесён на Деву Марию (Богородицу применительно к русскому менталитету). Формально это не так – Богородица, скорее, милосердна, чем кровожадна («Легенда о хождении по мукам»). Но здесь нет ориентации на христианство в чистом виде, так как создаётся новый мир, а с ним – и новый пантеон. А если вспомнить, откуда растут ноги у этой культуры, то здесь можно проследить родословную до индийского прообраза «Родины» – Шакти, супруги Шивы, а также до почитаемой не только индуистами, но и буддистами Тары. А у этих богинь есть очень грозные воплощения – та же Шакти имеет не только «добрые» ипостаси собственно Шакти или Парвати, но и весьма суровые (Кали и Дурги). А им жертвовали кровь. И эти богини – отнюдь не «сусальные феечки», стоит повториться. Это как раз то самое «Инфернальное Женское» без примесей. Как и скандинавская Хель. И сюда же относится «Родина» – кстати, её не особо изображают смазливой барышней, классический образ – это достаточно немолодая женщина, мать взрослых детей. И нигде она не смотрится «очаровашкой». Образ, который создал Вучетич – именно такой: его «Родина-мать», как минимум, соответствует Дурге индийцев по своим параметрам. Как и «Родина-мать» с уже обсуждавшегося выше плаката Ираклия Тоидзе.
  Возвращаясь к тем, кто уже приготовился делать выводы насчёт персоны автора этих строк и давать ему советы, в которых он не нуждается (параллельно сопоставляя с теми, с кем автор не может иметь что-либо общее, так как не наслышан о них). Кто-то говорил об отсутствии логики? А она есть. И не вашим не самым покорным придумано это всё. Не один век люди в буддийских странах ходят по храмам «по ходу солнца» (по часовой стрелке то есть). За каким-то чёртом верующие люди стараются всеми силами ограждать себя от ношения «сатанинских» изображений, если мы говорим о христианстве. Многие не смотрят телевизор именно по этому принципу – ограждая себя от воздействия «зла», то есть нежелательного элемента. Государственная и церковная цензура – тоже отсюда. Всё это, как пел Юрий Куприянов, разные формы контроля. И то, что нам проецируется, и какой дух в нас вселяют средствами искусства (среди прочего) – это то, что хотят видеть в качестве Идеального Мира его создатели и правители. В данном случае – Идеальный Воинский Мир, так сказать.
  И в том вся проблема, что любая идеализация – это урезание одних качеств в пользу другим, то есть неполноценность, отсутствие универсальности (что как раз характеризует Совершенное). Хуже того, подобная магическая проекция – это попросту навязывание несовершенной модели другим, вовлечение их в эксперимент, который был обречён на неудачу с самого начала, поскольку ведёт только к созданию в пространстве новых и новых несовершенных форм, что ещё хуже – сопряжено это всё, учитывая масштабы, с очень обширными разрушениями. Если учесть, какое оружие используется на уровне материальном – это очень безрадостная картина получается.
  Ещё один момент, немного отходящий от темы, но ещё как подходящий к разговору о таком обществе и его защитниках. «Лучше быть вдовой героя, чем женой труса». Это сугубо фашистский принцип, так как при личной ответственности (и, как следствие, ответственности за жизнь близких тебе людей) твоя задача во время военных действий – выжить и вернуться домой целым и невредимым, отстояв свой надел земли и семью, не оставив жену вдовой, а детей – сиротами. Кстати, у «языческих» народов было именно так. Ты воевал (когда приходилось) не за абстрактную «Родину», а за свою землю, на которой ты живёшь, за свою свободу и своих родных и друзей – конкретных и абсолютно реальных. А позиция «лучше быть вдовой героя, чем женой труса» означает то, что тебя «пристегнули» к государственной машине. Ведь судьба родственников «предателя» в таких условиях незавидна: их могут просто ни за что шпынять в быту, а государство может их поразить в правах – как это было с «врагами народа» при Сталине. Чисто христианская позиция, кстати: «Кто любит отца или мать больше, чем Меня (Иисуса Христа), недостоин меня, и кто любит своего сына или дочь больше, чем меня, недостоин меня». В «язычестве» позиция куда более рациональна и правильна, так как основана на взаимной поддержке, а не на самопожертвовании. Самопожертвование, как норма, здесь просто абсурдно – ты всё-таки ответственен не только за свои решения, но и за других людей, тех, кого ты добровольно опекаешь. И во многом ты будешь ценнее живой, так как за тебя, в общем-то, никто не воспитает. А вот в системе, построенной по Принципу Фасции, то есть при фашистском режиме, позиция предпочтения семьи Системе выгодна, так как семья всё равно в идеале является частью общего механизма, ячейкой Социума. И если семья стоит для кого-либо выше Системы – для Системы она становится подрывным элементом. Это кажется парадоксальным, но это именно так.
  Для того, чтобы это преодолеть, происходит разрушение традиционной семьи в пользу «истинной», то есть Социума, объединённого «Отцом» в виде «Вождя» и «Матерью» в виде «Родины». Но просто на уровне деклараций это сделать невозможно и на уровне деревни. Нужны значительно более мощные средства воздействия. Арсенал их огромен, и в числе его – искусство. А оно, стоит ещё раз напомнить, вышло из магии, а в лучших своих проявлениях просто пронизано ей. Выводы напрашиваются сами собой. А уж если на службу искусству и магии будут поставлены современные технологии и космические масштабы, то становится ясным, какова эффективность таких мер, и сколь может быть велика «зона поражения».
  Но вернёмся туда, откуда начали. Контраргументом против моих лично высказываний в одной из соцсетей Рунета стало то, что там «воины павшие лежат». И многие начали бы в случае разговора о демонтаже монумента пользоваться подобной нулевой аргументацией. А нулевая она потому, что павшим воинам всё равно, что там над ними поставили, и если бы вместо «кровожадного» памятника стояло бы нечто более безвредное с магической точки зрения – претензий бы не было.
  В связи с этим вспоминается вошедший в советские детские книги о Ленине эпизод с эскизом герба РСФСР – ещё до СССР разработанного, первого. Так вот, на том гербе помимо всем известных хлебных колосьев и красной материи были не только серп с молотом и восходящее солнце, но и направленный ОСТРИЁМ ВНИЗ меч. Что сказал Ленин, просмотрев этот эскиз? Он сказал: «Завоевательная политика нам чужда, наша война – оборонительная. Меч – не наша эмблема. Из герба социалистического государства мы должны удалить меч». Нежелательная деталь была зачёркнута карандашом. Герб был отправлен на доработку, и приняли его уже без меча. Повторюсь, меч был направлен остриём вниз, а не вверх. Защита, а не нападение на языке боевой и магической символики. Вспомните драккары викингов со съёмными драконьими головами – усмирить духов в море, но снять головы драконов, чтобы не враждовать с духом места там, где корабль приставал к берегу. То есть даже воинственные викинги – завоеватели и пираты, к слову, – были всё-таки не дурнее паровоза в этом отношении и понимали, что можно делать в магии, а что нельзя.
  Несколько слов в заключение. Так сказать, для тех, кто полез обратно в танк и готовится воевать. Хотя бы своей иконописью поинтересуйтесь – там ведь ничего и никогда не делается «от балды». Слишком серьёзная для этого материя. Магия – ещё серьёзнее, и шутки шутить с этим делом опасно.


Рецензии
Совершенно с Вами согласна. Символы и Знаки имеют огромную силу. Интересно. С уважением,

Жаухария Безверхняя   04.08.2012 21:02     Заявить о нарушении
Иначе бы все эти разговоры о "сакральном" были ничем.

Джеймс Александр Даркфорс   01.12.2012 19:27   Заявить о нарушении