Не ходите туда, откуда хитрый знает выход!

 
 
      Как и полагается религиозному еврею, со своей будущей женой Хаей Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Одесской области, познакомился через   сваху (шадханет).  В течение недели Авроом и Хая встретились несколько раз, и решили, что вновь увидятся уже под  хупой  -  поженятся и проживут вместе до ста двадцати лет,  до возраста,  в котором человек  достигает своего земного совершенства.
      
                Муж своей жены
       Авроом Вольф сидел в кабинете, углубившись в чтение. Знаком попросил дать ему еще минуту. Пользуясь моментом, я огляделась, отметив, что повсюду книги, а на рабочем столе - просто баррикада из них. Тут же компьютер и небольшие рамочки с фотографиями Хаи и детей. Авроом закрыл книгу.
       - Я говорила с Хаей… - начала я.
      - Так может быть, для Вашего материала этого достаточно?
     - Вы – главный раввин, а Хая –  жена главного раввина, - попыталась  расставить акценты, чем развеселила господина Вольфа.
      - Все думают, что главный – это раввин. Но не все знают, что за каждым раввином стоит настоящая ребеца, которая поправляет и направляет его, служит ему опорой. И, слава Богу, что у меня есть такая жена. Хорошая жена – это не только шея,  поворачивающая голову мужа в нужную сторону. Она еще и шоры, заставляющие всегда смотреть в нужном  направлении. Жена воспитывает, кормит и одевает наших детей. Она и нас воспитывает, кормит и одевает. Так что, мы только на улице можем делать вид, что мы - главные. На самом деле,  главная –  жена. Она – основа дома, именно так называет женщину иудаизм. Поэтому не они – жены своих мужей, а мы – мужья наших жен.
      
      

         Из разговора с Хаей: «Когда мы впервые встретились с мужем, он мне понравился: у нас были одинаковые интересы, воспитание и цели – все подошло. К тому же и ему, и мне родители, и школьные учителя одинаково объяснили, что такое любовь: любить -  означает отдать».
            
                Не спеши признаваться в любви
        - Авроом, наверняка, сваха предлагала Вам кандидатуры других девушек, почем Вы выбрали именно Хаю?
      - Может быть, щадханет и говорила моим родителям о других вариантах, но меня это не интересовало. Этим вопросом занималась мама. Она знала, какая жена мне нужна - религиозная, понимающая жизнь так же, как ее понимаю  я и готовая последовать за мной туда, где я буду посланником. Я был очень занят, мне было тогда двадцать два года, я был раввином в Херсоне и занимался детским садом, школой, еврейской общиной - с утра до вечера или учился, или работал. Когда мне позвонила мама и сказала о Хае, я удивился: вместе с одним из ее братьев я учился в Нью-Йорке у Любавического ребе,  дружил с другими ее братьями и даже не подозревал, что у них есть сестра. Проанализировав все, подумал, что если она такая же, как они, то мне повезло.
Я искал жену, с которой бы у нас были общие интересы и общий язык; когда при встрече я рассказывал Хае анекдот, она понимала его и улыбалась, когда говорил о чем-то грустном – у нее на глазах появлялись слезы – для меня этого было достаточно.
     - А как же любовь?
     - Любовь с первого взгляда – это чушь! Моя покойная бабушка всегда говорила: «Надо целый мешок  соли вместе съесть, прежде чем понять, любишь ты или нет».  Помню, когда собирался на вторую встречу с Хаей,  разговаривал с  другом. Он передал слова своего отца: «Когда  ищешь жену, не говори о любви к ней, об этом ты скажешь через несколько лет. А сейчас говори о любви к себе: подходит ли она тебе, и сможешь ли ты с ней жить?  Если – да, то женись, а потом укрепи  любовь!»  А главный раввин Израиля рассказал, почему под хупой дарят кольцо:  кольцо символизирует  жесткий металл, который когда-то был ровным и один его конец не соприкасался с другим. Чтобы соединить оба конца – надо согнуть этот металл. Точно так же мужчина и женщина, создавая семью, должны округлить себя, то есть отдать от себя своей половине. Вот это и есть любовь. 

      


         Из разговора с Хаей: «Я выросла в большой семье -  у моих родителей семнадцать детей. Моя мама одесситка, а папа – из Бессарабии. Они познакомились  и поженились, когда еще жили здесь. Они были религиозными, из-за этого им приходилось очень тяжело, отец даже сидел. Его освободили только после смерти Сталина.  В 1966 году, когда у родителей было  уже шестеро детей, они эмигрировали в Израиль.
 Папа всегда учил нас, что мы живем не только для себя, но и для своего народа.  Помню,  он приходил  с работы в пять часов вечера, быстро ел и шел к кому-то, чтобы помочь прибить мезузу, прокошеровать кухню…  Поэтому я  всегда знала, что придет время, и я уеду помогать восстанавливать общину. И мне было все равно - куда. Я десятая в нашей семье, девять моих старших братьев и сестер разбросаны по всему миру: два брата в Техасе, сестра в Нью-Йорке, брат в ЮАР, другой брат – в Китае. .. Поэтому,  когда мы с Авроомом познакомились и он спросил, поеду ли я с ним в Херсон, я ответила: «Да, конечно!». Но моему отцу эта идея не очень понравилась: «Ты можешь ехать, но только, если поменяешь фамилию Гринберг на фамилию Вольф!» - он все еще помнил о тех испытаниях, которые им пришлось здесь пережить.
       Это было начало девяностых. Вы помните, какой в то время была экономика Украины? Конечно, после Израиля, мне было очень тяжело. Возникала  и масса бытовых проблем, например, я не знала, как пользоваться газовой духовкой. К тому же,  я ни слова не понимала по-русски. Тем не менее, через два месяца, после приезда в Херсон, начала преподавать.  Это было восхитительно! Дети учили меня русскому, а я их ивриту!».
      

                Последний урок отца 
    -  Однажды прихожанин из нашей общины сказал мне: «Ребе, я тебя так люблю!». А когда он пришел к нам в гости и мы сели за субботний стол, попросил: «Передайте мне селедку, я ее так люблю!». Тогда я подумал: «Не дай Бог, чтобы он меня любил так же, как любит селедку!»  Он себя любит!  Если бы он любил селедку, он оставил бы ее плавать в море. Когда человек действительно любит, он готов для любимого сделать даже то, что, что идет в разрез с его интересами и удовольствием. Все остальное – игра. Для меня в этом пример – мой отец. В пятьдесят четыре года он заболел раком и через четыре месяца умер. Когда он лежал в больнице, в одну из пятниц к нему приехал друг. Отец уже еле дышал, весь в трубочках и проводах,  подключенный к аппарату, понимая, что умирает, с трудом обратился к нему: «Моя жена очень любит творожную запеканку. На протяжении многих лет каждую пятницу я покупал ей её. Очень тебя прошу,  сделай сегодня это вместо меня!» Перед смертью отец думал не о себе, а о запеканке для своей жены - он хотел сделать ей приятное, хотя, наверняка, прекрасно понимал, что мама не сможет проглотить и кусочка!  Вот это называется - ухаживать! Вот это называется – любить! Если, допустим,  я ненавижу цветы, если у меня от них аллергия, но моя жена любит их, я подарю ей цветы - я люблю ее и готов страдать, чтобы ей было приятно. Но если она  меня достаточно любит, она перестанет любить цветы, потом что  у меня от них аллергия и когда я принесу ей цветы, она выбросит их – вот это и есть идеальная семья. Все остальное – разговоры.

      
 
                Из разговора с Хаей: «Обычно раввин получает назначение на всю жизнь.  Но так получилось, что бывший главный раввин Одессы сказал, что больше не может работать здесь и хочет вернуться в Израиль.  В Одессе уже было положено начало общине, а поскольку мы немного знали русский язык, культуру, нам предложили переехать из Херсона в Одессу. Для моей мамы и дедушки это была приятная новость, ведь мой прадедушка был главным раввином в этой же синагоге на Осипова, а дедушка был в ней раввином. Я сейчас читаю книгу, которую он написал. В ней он рассказывает, как  когда-то ходил по Большой Арнаутской, по Малой – теперь я знаю, о чем речь.
Дедушка, он был еще жив,  увидев фото и видеоматериал о нашей общине, плакал. Мама сказала, что  впервые видела его слезы: дедушку забирали на допросы в КГБ, восемнадцать лет ему с семьей не разрешали выехать  в Израиль и хотели лишить их с бабушкой детей, он прошел войну – и никогда не плакал. Нет радости - нет страха. Но когда  увидел, что в Украине, действительно, свобода, расплакался, потому что свобода - это главное. Сегодня мы можем без страха праздновать свои праздники, учить детей в еврейских школах и в университете; сегодня человек может родиться как еврей, и умереть как еврей, и жить свободно, как он считает нужным! Кто мог подумать, что такое будет возможно?! Все это проросло из слез моих бабушки, дедушки, прабабушки,  прадедушки и сотни других пострадавших людей».
         
         
                Маленький секрет
      - Вы рассказали прекрасную притчу об обручальном  кольце. Но согнуть себя, значить измениться. Изменила ли Вас супружеская жизнь?
        - Если хочешь иметь нормальную семью, ты будешь постоянно меняться, уступая и делая шаг навстречу во время каждого разговора и спора. Есть много вещей, которые я считаю не принципиальными, поэтому не стану о них говорить со своей женой, например, о том, как обставить дом. И дело не только в том, что я в этом ничего не понимаю: мне будет приятно, что мебель, которую купила она, ей нравится. Даже если мы большие эгоисты, нужно любить жену, которая доставляет тебе удовольствие!
Но есть более серьезные вопросы, например, касающиеся воспитания детей, а их у нас, слава Богу, семеро! Мы говорим, спорим, пытаемся понять, кто ошибается, пытаемся найти  золотую середину. Но никогда не ругаемся! Мне еще в детстве мама сказала: «Есть только один способ удержать любовь и дом: не важно, насколько разными были ваши мнения и как далеко вы зашли в споре, главное, не ложиться спать спиной друг к другу. Только лицом к лицу! Иначе утром, даже не помня, из-за чего вышел спор,  вы будете готовы к новой войне!». Это как снежный ком. Поэтому перед сном надо обязательно помириться, сесть вместе и решить, кто ошибается.
Мы поженились шестнадцать лет назад. Были всякие, в том числе и тяжелые моменты. Но я всегда точно знал, что есть две педали – газ и тормоз, поэтому старался вовремя себя тормозил. Знаете, в чем разница между умным и хитрым? Хитрый человек знает, как выйти из проблем, а умный не ходит туда, откуда знает выход хитрый. Я не хочу быть хитрым. Хочу быть умным.  Я стараюсь не разговаривать на повышенных тонах. На ребенка – еще можно повысить голос. На жену – никогда. Если она меня о чем-то попросила, я поднимусь до неба, но выполню ее просьбу.
Жена занята на работе так же, как и я. Она дает уроки, и я даю уроки. Она управляет, и я управляю. Мы занимаемся вне дома мужской работой. А дома она занимается еще и женской. Но я всегда  стараюсь помочь ей, насколько мне хватает сил: если она устала, я подам ей кофе, встану ночью к ребенку…  Я раскрою Вам маленький секрет, который написан в Талмуде: если мужчина хочет быть богатым, он должен сделать все, чтобы его жена была довольна и счастлива. За это Бог посылает богатство.
      
         


                Из разговора с Хаей: «У нас сильная и живая община. Конечно, все это требует много сил и времени, особенно от моего мужа, поэтому он очень занят. Как любая нормальная женщина, я иногда на него из-за этого обижаюсь и прошу, чтобы он объяснял людям, что  у него тоже есть дети и жена. На что он отвечает: «У нас еще будет время для того, чтобы отдохнуть!» - он очень энергичный,  хочет везде успеть. При этом, он хороший муж и хороший отец. Он умеет уделять внимание, не важно, сколько времени для этого у него есть, но это настоящее, качественное время: он немного поиграет с детьми, немного поговорит с ними, даст им понять, что думал о них целый день.
Я очень счастливая, думаю,  мне очень повезло!  Каждое утро я просыпаюсь и говорю: «Слава Богу, что у меня такая семья,  должность,  община, хорошие люди и атмосфера вокруг. Дай Бог,  чтобы мы все были здоровы!»


Рецензии
С интересом прочла о счастливых людях!!! Очень понравилось!
Спасибо!!!

Надежда Мордасова   20.01.2010 14:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.