Деревенская жизнь

    У деда* было небольшое хозяйство: корова, четыре овцы, поросёнок  и куры. Вся послевоенная деревня жила натуральным хозяйством. Не было в ту пору ни колхозов, ни совхозов. Магазина в деревне тоже не было. Хлеб пекли в русской печи, масло взбивали в ручной маслобойке, делали домашние сыры из творога. Муку тоже мололи на ручных жерновах.
   После  голодных блокадных  и полуголодных первых послевоенных лет в Ленинграде, мы никак не могли наесться. Жизнь в деревне нам казалась сытой. Отварная рассыпчатая домашняя картошка с кисляком ( простоквашей ), яичница на шкварках, картофельные драники, необыкновенно вкусные оладушки, кокора  (любимое дедушкино блюдо ) – в  натёртый картофель вбивались яйца и всё это запекалось в русской печи  с салом. До чего же всё это было вкусно. Ну, и конечно, молока было вдоволь. На подоконнике всегда стояли высокие столбуны
( глиняные горшки ) с молоком. В конце августа, перед нашим отъездом в город, дед забивал кабанчика и готовил настоящую домашнюю белорусскую колбасу.
   На печи всегда сушилась нарезанная на кусочки сахарная свёкла. Сахара в деревне не было, а подсушенная сахарная свёкла была настолько вкусна и сладка,
что дедушкины запасы на зиму доживали только до нашего отъезда. Но нас никогда не ругали. Вкус свежеиспечённого домашнего хлеба, намазанного только что взбитым  чуть подсоленным  сливочным маслом, я помню до сих пор. Слюнки текут при одном воспоминании. Когда взбивалось масло, а это довольно длительный и трудоёмкий процесс, в маслобойке оставалась кисловатого вкуса
“маслёна”( продукт переработки сливок), которую я очень любила и с большим удовольствием пила.
  Как-то в телевизионной программе «Что? Где? Когда?) Знатокам  вынесли некое приспособление из двух предметов ( деревянный валик  сантиметров 60 длиной, и к нему ребристую доску с ручкой шириной см. 15) и никто не отгадал, что это такое. Так вот, всё это заменяло утюг в послевоенной деревне.  На валик наматывалось постельное бельё, а сверху с усилием прижималась ребристая досочка и таким образом происходила глажка.
  В доме полы были  из некрашеных  досок. Мыла полы обычно моя сестра, а я бегала к ручью за аиром. На свежевымытый ещё непросохший пол, наверное, чтобы он не затоптался,укладывался аир. Выглядело всё это  очень красиво и пахло свежестью.
  Лето закончилось, надо возвращаться домой. За первый диктант в школе я всегда  получала двойку, так как за лето полностью переходила на белорусский язык и путала русские и белорусские слова.

*-здесь идет повествование о первых послевоенных годах в деревне Кривосельцы, Витебской обл., которая была полностью сожжена карателями в 1943 году.
Поэтому в первые годы и не было колхозов, люди жили натуральным хозяйством.
Примечание автора.
 


Рецензии
Очень понравилось, мемуары сейчас читаем, как сказки! Все экологически чистое, аппетитное, здоровое. Захожу сейчас в магазин и не знаю, что купить: там Е150, тут Е450, фрукты, которые не портятся, а от деревенской жизни и от деревенского труда нас отучили. Как говорил Никита Хрущев, когда заставлял вырезать стада коров в Нечерноземье:
-Все продукты советский человек должен покупать в магазинах! Вот и покупаем ... все Е-Е.

Нагорная Галина Арнольдовна   23.11.2011 20:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Арнольда. Ответила не сразу, потому что отсутствовала неделю.

Лидия Седова   28.11.2011 15:18   Заявить о нарушении