Белый танец длиною в жизнь

По несчастью или к счастью - истина проста:
Никогда не возвращайся в прежние места...

Канун Рождества. Сильно вьюжит. Вертится в голове, будоражит, как и погода на улице, стихотворение Геннадия Шпаликова…
Я приехала на встречу с подругами по учебе. За 20 лет после окончания университета мы виделись считанные разы и то не всегда все вместе. Бывая в Томске, я каждый раз волнуюсь. Знаю, что многие мои сокурсники испытывают то же чувство, -  почти так же, как когда-то, приехав бедными, неприкаянными абитуриентами.
Почему-то выбран январь для встречи. Наверное, праздничное декабрьское настроение навеяло Ксюше мысль собрать давних подруг после Нового года и по-настоящему продлить праздник. Ведь обычно дни в начале января - это какая-то цветастая «послеярмарочная» агония. Уже идет перетусовывание гостей, уже улыбки при встречах «на полуавтомате», от безделья подступают тоска и околофилософские разглагольствования типа «насколько пагубно для человека длительное воздержание от общественно полезной деятельности». Даже в автобусе, везущем меня из Новосибирска в Томск, собрались, казалось, усталые или исключительно думающие люди - была почти академическая тишина.
Улицы отнюдь не безлюдны, несмотря на вьюгу. Или метель? А, может, пургу? А суетливая бабулечка у автобусной остановки вздыхала и сетовала, - «какая метуха разыгралась». Хорошо бы порассуждать об этом в тепле с энциклопедическим словарем: определиться с названиями многоликого снежного погодного явления…
Бывает, мы используем слова, не зная точного их значения. И при этом понимаем друг друга. Иногда просто по контексту, иногда по обрывистым фразам, сдобренными жестами. Бывает, нам только кажется, что мы понимаем, ведь абсолютно можем не иметь представления, что вкладывал в них говорящий. Мы «вычитываем» что-то свое… Бывает, что слова почти не важны: вроде бы и слушаешь, но на самом деле вбираешь сердцем чью-то взволнованность или обеспокоенность,  чье-то состояние души.
Когда позвонила Ксения и по-заговорщицки тихо, но настойчиво сказала, что надо встретиться, я не расспрашивала и не удивлялась. Иногда понимаешь других мгновенно потому, что принимаешь сразу то немногое, что слышишь. Ее слова о встрече были такими приятными, душевными, и, может быть, многообещающими…


…даже если пепелище выглядит вполне...

Я приехала в Томск в полдень, а встретиться мы должны были через четыре часа. Но те лишние часы были мне необходимы для восстановления дыхания. Я слишком волнуюсь: улицы и дома знакомы  до нестерпимого увлажнения в глазах. Да и мурашки по коже не только от этой снежной кутерьмы, с точным названием которой у меня возникли проблемы.
Помнится, мой последний приезд был ровно два года назад, с дочерью. Всего на два дня. Было по-декабрьски морозно и очень снежно: всё и вся окутывал снег, почти как в убаюкивающих стихах моего брата: «снег катается с троллейбусом и снаружи, и внутри».
Хотелось показать дочке Университет, где учились и познакомились её родители; ботанический сад и университетскую рощу. Я планировала съездить на Южную, - район, где не унывает студенческая жизнь, и найти любимый сквер на Красноармейской. Поехать на набережную Томи, подняться по улице Воскресенской…
Ничего, кроме улицы и горы Воскресенской, да ещё города с высоты полёта птицы я ей не показала. В междугороднем автобусе, по дороге в Томск, я промёрзла и бродила по городу с высокой температурой, как сомнамбула. Сил на все запланированные прогулки не было, так что больно вспоминать.


…никогда не возвращайся...

Что, собственно говоря, связано с этим городом такого, способного переполнять сердце и мысли?
Случилось так, что в мечтах моей мамы долго лелеялось красивое и важное слово «университет», потому-то он и оказался частью моей реальной жизни…
И вот уже я счастливо впитываю эту жизнь. Птицы-синицы и белки, берущие корм прямо из рук в университетской роще. Первая серьезная любовь. Первый раз в жизни парень перенёс меня на руках через лужу. Последний раз бантики в волосах – дань воспоминаниям о школе – по просьбе ребят и на зависть некоторым слишком серьёзным подружкам. Первая сессия. Ночные бродилки по самому уютному, самому лучшему городу на Земле. Фильм «31 июня» в зале отдыха студенческого общежития. Первая весна в Томске и телеграмма домой родителям - «Поздравляю с Весной!» - на праздничном бланке с весёлым зайцем и цветами. Концерт «Машины Времени» в городском спорткомплексе. Расставание с первой любовью. Студенческий отряд и первые сорванные мозоли на руках. Первый поход в ресторан. И ещё много чего «в первый раз».
Видимо, оттого и дыхание трудно восстановить.


…в  прежние места…

Комната в студенческом общежитии была перенаселена. Она была предназначена максимум для троих, а нас было пять студенток первого курса: две Людмилы, Геля, Ксюша и я.
Заканчивалась первая сессия, было суматошно, тревожно и весело одновременно. Было принято решение как следует отпраздновать это событие, но пока все только фонтанировали идеями, не приходя ни к какому конкретному варианту. Вечеринка предполагалась в день последнего экзамена, понятно, что разрядка нам была просто необходима.
Решили, что попраздновать с одногруппниками мы еще успеем, а уединённый девичник – пресно. Не помню точно, кому в голову пришла мысль, ставшая лейтмотивом предстоящего вечера. Это была сумасшедшая идея даже по меркам сессионной эйфории: каждая из нас должна пригласить того парня, который ей о-о-очень нравится. Вообще-то только у одной из нас был здесь парень (у кого-то друг учился в другом городе, кто-то был еще в процессе поиска). Короче, все девчонки должны были привести Мистера Великую Симпатию, то есть решиться подойти пусть даже к малознакомому парню и пригласить его на вечеринку.
Белый танец длиной на целый вечер!
Никто из нас не помышлял о пошлом романе на несколько часов, - мы были юны и наивны. Была надежда и желание, что получится праздник, что всем будет наверняка весело.
Итак, что мы имели? Бредовую идею и азарт от сложности ее исполнения. Было страшно. Так было не принято. У большинства.
И что сказала бы мама?!
Мой Мистер Величайшая Симпатия учился на третьем курсе: у него были голубые глаза, тёмные волосы и правильные мягкие черты лица. Внешне - идеал. Какая-то особая тяга возникает, когда смотришь на привлекательных людей: трудно отвести взгляд и урезонить мысли.
Его звали Валера. Помню, подойти к нему было совсем не просто. Невероятно смущаясь, я путано сказала, что должна… нет, хочу… нет, могу ли я пригласить его… мы сдали первую сессию, и будет вечеринка…
Он, возможно, оценил мое смущение, возможно - смелость. Потому что, не ломаясь, очень просто согласился. Пришел с большой коробкой конфет. Помнится, в те годы это был роскошный вклад в студенческий праздник (несмотря на то, что в конфетах уже начала подсыхать начинка с лёгким коньячным вкусом).
Весело было всем. Танцевали много. Расставались целомудренно. И именно поэтому воспоминания светлы и приятны.
Между прочим, наша Геля чуть позже вышла замуж за своего Мистера Великую Симпатию и родила ему сына Алешку.


… не найти того, что ищем...

Рождество... Я кружу по улицам, почти забыв о договорённости приехать на нынешнюю встречу в сопровождении своего мужчины. Из Новосибирска с собой никого не привезла: я в недавнем разводе, и мало кто об этом знает. Ехала я с мыслью, что и сама по себе ценна.
Но пока «гуляла по воспоминаниям», эта мысль перестала казаться уникальной. Я пыталась оживить фамилии знакомых когда-то студентов из местных: можно было бы узнать их телефон через справочное бюро и пригласить  - ну, как бы на встречу выпускников. Ещё со слабой надеждой всматривалась в лица прохожих (ведь иногда, в редкие мои приезды, происходили случайные радостные встречи), но знакомые лица в тот день никак не попадались.
Оставалось два часа. Я прошла по улице Усова, вспоминая когда-то жившую здесь мамину знакомую Зинаиду Егоровну – добрейшую женщину, кормившую меня, студентку, самыми вкусными в ТОЙ жизни сосисками и пюре, подогретыми на сливочном масле. Ещё у нее всегда было собственноручно испечённое, и потому тёплое и душистое печенье к чаю. Эта чужая кухня и искренняя забота практически чужого человека, – всё это всегда отзывается во мне согревающей глубокой благодарностью.
Сейчас на этой улице появились незнакомые дома, с такими же незнакомыми многочисленными жильцами.
Меня всегда удивляет то несметное количество неизвестных мне очень разных семейных историй, когда я вижу поздним вечером зажигающиеся огоньки, например, в соседних домах. И такое же удивление и смятение, когда рассматриваю их, проезжая через чужие города на поезде или автобусе…
И, конечно же,  магазины в Томске появились новые, в большинстве своём похожие на новосибирские. И люди, в них работающие, как-то не запоминаются: на слишком стандартное «здравствуйте, мы вам рады» реагируешь из вежливости, а обоюдную приветливость преспокойно отбрасываешь на выходе вместе с чеком.
Потому-то вдруг и вспомнился овощной магазинчик на улице Усова из ТЕХ лет с радушной и картавящей женщиной-продавцом. В нём мы с будущим мужем как-то купили в день стипендии килограмм сладких мандаринов. Тем же вечером он почистил и скормил мне их один за другим, «витаминчик за витаминчиком»...
Однако, на месте того магазина оказался новый «маркет» и на вид даже совсем не «супер». Я решила зайти купить вино и что-нибудь ещё.


…по несчастью или к счастью…

Бутылка с «розовым французским» выскочила из рук, когда я вертела её, пытаясь рассмотреть место розлива. Ко мне с досадой направилась продавец. Она сказала, что я обязана заплатить за эту разбитую бутылку вина. Я знала, что вовсе не обязана, но занервничала. Подобные ситуации всегда выводят из равновесия, потому что кроме своей правды, появляется откуда-то чужая и увесистая правда номер два.
Продавец вызвала охранника, который должен был проследить за фактом оплаты. А я «пошла напролом» - попросила вызвать милицию, чтобы зафиксировать произошедшее, а также отсутствие достаточной информации о самом вине на ценнике…
Закончилось всё почти неожиданным образом: меня отпустили. Оказалась я на улице,- разумеется, без вина. Лицо горело, и летящий снег не жаловал кожу, но это, не раздражая, приводило меня постепенно в чувство. Захотелось быстрее убежать и вымарать из памяти недовольство продавца, взгляды других покупателей, ощущение обиды.
Кто-то тронул меня за руку. Это был охранник из магазина.
- Ну, что ещё? - спросила  я недружелюбно. 
- Возьмите, - сказал Чудесный Охранник, протягивая мне французское вино. И добавил, улыбаясь, почти как Дед Мороз, - весёлого Рождества!

Так не принято – приглашать охранника из незнакомого магазина в чужом городе на рождественскую вечеринку с давними подружками.
Так не принято у большинства.
И что бы сказала мама?!
Но девчонки мое решение оценили.
Охранник, видимо, тоже оценил, потому что тогда, у магазина, не ломаясь и улыбаясь, согласился…


…истина проста…

У Него - серо-зелёные глаза и волосы с наступающей сединой. Еще у моего Мистера Охранника - взрослые дети и  любимая крошка-внучка.
Мы с ним созваниваемся и переписываемся. Сегодня мне и этого много, – ведь жизнь подарила мне ещё одну замечательную встречу.
А обернётся ли этот белый танец счастьем длиною в будущую жизнь – увидим.


Рецензии
Лариса, твой "белый танец..." заворожил предрождественской "метухой", закружил по улочкам Томска, увел в свои собственные воспоминания. Написано классно! С теплом, Ольга

Бевза Ольга   02.02.2014 17:35     Заявить о нарушении
Оля, спасибо,
редко здесь бываю, только сегодня увидела твой отзыв...
До встречи.

Лара Корская   02.07.2014 09:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.