Влад Цепеш

Середина XV в. была в Валахии  периодом смут. Среди длинной чреды господарей, сменявших друг друга на престоле, самую яркую память оставил о себе   Влад Цепеш («Колосажатель»), известный в более поздние времена по своему прозванию Дракула. Он сделался господарем в 1456 г. в возрасте двадцати пяти лет и путем жестоких мер вскоре установил в своем государстве образцовый порядок. За  каждое преступление – будь то воровство или грабеж – Влад карал виновных мучительной смертью. Обычным способом умерщвления при нем стало сажать провинившихся на кол. И ничто: ни богатство, ни знатность, ни священнический сан – не могли смягчить судьбы виновного. Наказания в то время следовали с такой неотвратимой суровостью, что люди трепетали от ужаса и не решались совершать даже незначительные проступки. На этот счет существует множество дошедших до наших дней анекдотов. Рассказывают, что возле одного колодца, располагавшегося в безлюдном месте, Влад поставил большую золотую чару, чтобы всякий, кто захочет пить, пил из нее и ставил на место. И так продолжалось в течение нескольких лет – никто не посмел ее украсть! Утверждают также, что в то время в Валахии можно было спокойно оставлять дома незапертыми, а купцы могли  ночевать на постоялых дворах, оставляя свой товар и деньги  на улице: никто не смел трогать чужое.

Цепеш проявил также горячую заботу о нравственности своих подданных.  Если какая-нибудь женщина изменяла мужу, Влад приказывал вырезать ей срамное место и сдирать с него кожу. Потом виновную привязывали нагой на базарной площади посреди города, а кожу вешали рядом в назидание другим. Также поступали с девицами, не сохранившими девственности, и с вдовами. Иным из них отрезали груди, другим сдирали кожу со срамных мест, или, раскалив железный прут, вонзали его в срамное место, так что он выходил через рот. И в таком виде, нагой труп стоял, привязанный к столбу, пока не истлевала плоть и не распадались кости.

Цепеш очень не любил нищих и бездельников. Встретив однажды крестьянина в рваной рубахе, господарь пожелал осмотреть его дом. Убедившись, что муж исправно работает, имеет хороший достаток, но ходит оборвышем из-за нерадения своей жены, Влад велел отрубить бездельнице обе руки. В другой раз он собрал в специально построенном хороме множество праздных стариков, нищих, больных и убогих. Для них принесли вдоволь еды и вина. Гости пировали и веселились. Наконец Цепеш спросил у них: «Хотите сделаю вас счастливыми, так что вы больше ни в чем не будете нуждаться?» Те, ожидая новых благодеяний, закричали хором: «Хотим, государь!» Тогда Влад повелел запереть хором, зажечь его и спалить всех гостей живьем. Он считал, что исполнил таким он свое обещание.

Грозный владыка обладал особенным, только ему присущим чувством юмора. Он находил особенное удовольствие в том, что бы обедать среди трупов, посаженных на кол людей, многие из которых находились уже в состоянии разложения. Приближенные и слуги неизменно  присутствовали на этих трапезах. Однажды слуга, подававший господарю яства и не умевший сносить трупного запаха, заткнул нос и отвернулся. «Что это ты делаешь?» – спросил у него Цепеш. «Не могу, государь, вынести зловонья!» - признался он. Влад велел тотчас подготовить высокий острый кол и посадил на него слугу. «Вот видишь, - заметил он несчастному, – теперь ты выше всех, и смрад до тебя не достает». 

В 1461 г. в Валахию явились послы от турецкого султана Мехмеда II. Допущенные к господарю, они, не смотря на уговоры, отказались снять свои тюрбаны. Цепеш спросил их: «Почему вы так поступили?» Они отвечали: «Таков обычай в нашей земле». – «Тогда следуйте ему неуклонно!» – отвечал Влад и велел прибить тюрбаны к их головам железными гвоздиками. Мехмед был страшно разгневан тем, как обошлись с его людьми и выступил против Влада. Но против ожидания, война с валахами оказалась чрезвычайно тяжелой. Местные жители были отличными воинами, да и сам Цепеш внимательно следил за тем, чтобы в его войске не было трусов. Если он встречал после боя человека, раненного в спину, то немедленно отправлял его на кол.

Так ничего и не добившись, Мехмед отступил. Но в 1462 г. во время войны с венграми Цепеш был схвачен изменниками и выдан врагам. Венгерский король Матиаш Хуньяди велел заключить пленника в замок Вышеград, где тот провел в строгом заключении четырнадцать лет. Говорят, он и здесь не оставлял своих жестоких привычек: ловил мышей или птиц и мучил их – одних сажал на кол, другим отрезал голову, а птиц отпускал на волю, выщипав им все перья.  В 1476 г. Цепеш согласился принять католичество, был отпущен на свободу и вновь ненадолго воцарился в Валахии. В феврале 1477 г. он погиб в сражении с турками, убитый, как гласит предание, своими же воинами.

P.S. Тем, кто желает познакомиться с более детальным жизнеописанием Влада III Дракулы рекомендую эссе Екатерины Шмелевой   http://www.proza.ru/2010/08/15/128

Высокое Средневековье http://proza.ru/2012/12/22/1932


Рецензии
Недавно на глаза попалась одна статья посвящённая Цепешу. Любопытно что именно он придумал (или воссоздал) приинтересный способ казни. Сажать на кол – известная «высшая мера» но великий господарь усовершенствовал её. Обычный кол очень сильно утончался на конце с таким расчетом, что бы проникая сквозь гортань, он не перекрывал доступ воздуху. Таким способом казнимый умирал не от недостатка воздуха, а от заражения крови. Изредка подобный процесс занимал до трёх дней, и все это время жертва оставалась в сознании. Помниться в той же статье упоминалось (эх, нет её под рукой так что прошу прощения за неточности и отсутствие названия местности) во время вторжения войск Махмеда II в одной из горных долин куда пришли турецкие янычары они увидели поле с 2000 посажеными на кол местными жителями. Дети, женщины, старики, кое-кто из них был ещё жив. Турки в ужасе отступили хотя численно они более чем в три раза превышали все войска Цепеша.

Алексей Куликов 2   23.12.2010 17:40     Заявить о нарушении
Весьма обстоятельные рассуждения о различных способов сажания на кол (в том числе и описанный Вами) можно найти в любопытном романе Стаблефорда «Империя вампиров» (в нем описывается вариант альтернативной истории, в котором вампиры оказываются владыками мира, а обычные люди пытаются разгадать тайну их бессмертия; один из главных героев романа Дракула (доживший до XVII века) как раз и освещает данную тему).

Константин Рыжов   23.12.2010 17:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.