Сантьяго Сьерра

Сьерра – один из самых провокационных художников нашего времени. В поле его деятельности входит создание минималистских скульптур, концептуальной фотографии и весьма неоднозначных с этической точки зрения перформансов. В 90-х Сантьяго занимался изготовлением масштабных объектов из бетона и картона, а к началу 2000-х стал использовать людей в качестве материала для творчества.

В последнее десятилетие Сьерра делает проекты, в которых нанятые им люди выполняют бессмысленные и неприятные действия за минимальную плату. Участники его акций – это зачастую люди из социальных низов, «жертвы капитализма» из стран второго и третьего мира.

Художника интересуют социальные проблемы общества. В своих перформансах он исследует процесс эксплуатации, обращает внимание на зависимость работы от социального происхождения; изучает устройство капиталистической системы и ее влияние на отдельно взятого человека через её симуляцию.

Сьерра берет на себя роль эксплуататора, он нанимает людей и использует их тело и труд. Затем показывает зрителю результат своих действий в виде акций, порой довольно радикального характера.

В одной из таких акций художник нанял нелегальных рабочих для перемещения бетонных блоков весом в 2 тонны по пространству галереи без какой-либо практической цели.

В первой акции, в которой художник использовал тело, как материал, он предложил добровольцу сделать на спине татуировку в виде непрерывной линии длинной в 30 см. за скромное вознаграждение в 50$. Сьерра испытал шок, осознав готовность людей пожертвовать своим телом за минимальную плату, и в полной мере ощутив себя в роли эксплуататора. Художник провел в тяжелых раздумьях год, не решаясь повторять что-либо подобное, но пришел к выводу, что в таком положении вещей виноват не он, а социальные условия, которые позволяют ему это делать. После чего он снова решил повторить акцию. На этот раз он нанял 6 человек и, заплатив им еще меньше (20$ каждому), вытатуировал на их телах сплошную горизонтальную линию.

В том же 1999 году автор делает еще один перформанс – «465 Paid People». Пространство галереи полностью заполнено людьми, нанятыми для того чтобы просто стоять, как живая скульптура, в течении трех часов. Количество участников определялось из расчета 5 человек на квадратный метр.

А в 2001 году в рамках Венецианской биеннале Сьерра нанял 200 человек с темным цветом волос и высветлил их, предлагая зрителю-соучаснику поразмыслить над хрупкостью и двусмысленностью концепции индивидуальности человека.

Художник платит минимальную сумму денег каждому участнику, высчитывая таким образом стоимость человека, его тела, его труда, индивидуальности. В акции «Десятидюймовая полоса», Сьерра выбрил на затылке двух добровольцев-наркоманов полосу, расплатившись с ними даже не деньгами, а порцией героина!


Основной вопрос, который пристально исследует Сьерра: что такое труд в современно капиталистической системе? Как труд, который по идее должен давать свободу, замещается деятельностью, навязанной человеку репрессивными законами капитала? «Работа» (от слова – раб)  зачастую полностью отчуждена от личности и постепенно превращает человека в материал, готовый совершать любые действия.


Художник утверждает, что личность в современном обществе – это просто унифицированный объект, который принадлежит капиталу и полностью, при необходимости со стороны капитала, растворяется в его игре. С человеком в капиталистическом обществе, как и с любым другим ресурсом можно делать все – красить, подбирать по цвету, татуировать, размещать в пространстве в определенном порядке, произвольно направлять его действия.

Зритель так же становится объектом для экспериментов художника. Например, в его акции 2006-го года «245 cubic metres»: в Германии рядом с бывшей синагогой Сьерра припарковал 6 автомобилей и соединил их выхлопные трубы с внутренним выставочным пространством. На входе зритель получал противогаз и оставался один в «газовой камере» наедине со своими рефлексиями о Холокосте.

Неоднозначность тем и способов реализации проектов художника вызывает к нему массу вопросов и критики за унижение человеческого достоинства, провокационность и эксплуатацию беззащитных людей. Но художник сознательно и жестко демонстрирует нам эту черту, которую «у нас за спиной» постоянно перешагивает капитализм. Ведь капитализм часто не только мало платит, но и, в отличии от автора, не симулирует, подставляясь под недоброжелательные взгляды, а обманывает и отнимает то, что заплатил, не испытывая никаких угрызений совести и атак критики.


Рецензии