Уртын дуу или хоомий?

На  этот вопрос,  казалось бы очень странный для русского, у меня пока нет ответа: речь, вообще-то,  про песни, которые я услышал сразу после прибытия в наш гарнизон в Амгалане, в 1982 году. За высоким забором находилось монгольское пограничное училище, откуда и лились эти, ни на что не похожие, звуки.   Сколько себя помню,  столько и вспоминается это древнее монгольское пение. Двумя словами объяснить свои впечатления по этому поводу у меня вряд ли получится: это было, как и многое вообще в Монголии, нечто столь новое и необычное, что никак не могло быть охарактеризовано  исходя из имеющихся до этого у меня музыкальных знаний или понятий. Ну не было ничего похожего и близко в моей жизни, чтобы я мог сравнить с этими звуками, пением женского  голоса,   как бы…  из глубин тысячелетней монгольской Истории…
             Идёшь  на работу  – эти песни тебя догоняют, сопровождают волнами (видимо, ветер часто относил звук куда-то),  до самой части.  Назад идёшь – песни тебя «встречают», усиливаясь   с приближением к дому.
            Иногда была тишина: в «радиорубке» училища, видимо, были перерывы. Иногда этой музыки даже не замечал.  Видимо, привык.   Не могу сказать однозначно, нравилась мне или нет эта музыка древнего народа.   Могу только сказать,   что поинтересоваться этим тоже  ума  не хватило: а ведь это можно было сделать запросто – столько друзей и знакомых было…  Нет.  Не «дотумкал», жаль.   Теперь, когда здорово «поумнел»,    только в Интернете и можно что-то разузнать про то,   надо сказать, замечательное,   пение,   пробиравшее да самого нутра   и вызывавшего какие-то,  до сих пор не объяснимые, чувства.    Может быть даже чувство какого-то полёта, или ощущение – вот именно – какого-то,  просто необъятного,  простора…    Да, это было, скорее всего, именно такое чувство. Может быть, я и ошибаюсь – и снова жалею, что ни с кем из монгол не обсудил эту интересную мне теперь тему…
                И вот теперь на разных сайтах, читаю и думаю – что же это я слышал, как это называется? Получается, что это пение Хоомий, или Уртын дуу…? Или смешение их;  но тогда почему пишут, что это, преимущественно, песни для мужского голоса – я ведь точно помню, что пела женщина?  Вот сколько вопросов,    что даже маленькие звуковые клипы на некоторых сайтах,    не дают пока возможности найти что-то похожее,  что я слышал когда-то в Амгалане,    в восьмидесятые годы…
            Тайна. Пока. Для меня.

 P.S. Ничто тайное, как известно, не бывает таковым вечно: и мне, наконец-то, удалось найти сведения о тех замечательных песнях на современном радио "Голос Монголии". Это просто "протяжная народная песня" монгол - образец древнейшего человеческого пения во всей истории Земли. Я так думаю, уверен. Тем радостнее на душе! Слушая пение народной певицы Норовбанзад улетаешь в далёкое, такое прекрасное прошлое, в бескрайнюю монгольскую степь...


Рецензии
Сергей, наверное, постоянное звучание музыки вошло в плоть и кровь.
Слияние звука с окружающей природой помогло органичному восприятию
музыки.
Нелюбопытство -это наш бич. Зато теперь можно восполнить
пробелы в Интернете.

http://www.youtube.com/watch?v=Pm6ubTnC3Qw

http://www.youtube.com/watch?v=a1QlHylekDI&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=1Vr-QiYDHJk&feature=related

http://pressa.irk.ru/number1/2010/31/023001.html
Может Вы уже всё читали и слушали!? Но на всякий случай.

Я, полагаю, что звучали разные мелодии,
разных жанров, мужские и женские голоса, просто в Вашей памяти что-то отложилось, слившись в единое целое, соответствующее настроению.
В горловом пении иногда мужские голоса и женские похожи, так мне кажется.
Всего доброго!
Спасибо, что провели экскурс в монгольский оригинальный вокал.
На сайте есть автор Владимир Ионов 2. Он жил в Монголии 3 года. Был корреспондентом ТАСС. Вероятно, он интересовался тонкостями монгольского вокала, прояснит Ваш вопрос.

Зоя Чепрасова   24.10.2010 05:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Зоя, за интересную и познавательную одновременно рецензию! Я обязательно воспользуюсь Вашей помощью! Спасибо большое!

Сергей Лелеко   24.10.2010 18:52   Заявить о нарушении
К слову, на интересном сайте mongol.su , созданном бывшими военнослужащими СА, проходившими службу в МНР, есть функция "Радио Монголии". И там я, наконец-то, услышал песни такого формата! Это оказались протяжные народные песни Монголии. Так это называется. И певица Урийнтуяа исполняет, в том числе... Защемило даже!

Сергей Лелеко   27.10.2010 08:40   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Я этот сайт находила, но не изучила подробно.
Послушаю.

Зоя Чепрасова   27.10.2010 10:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.