Джентльмен без удачи

В 2007  году одному из самых ярких комических актеров исполнилось бы 88 лет.

Еще пять лет назад в районе Старого Арбата, прогуливается старик с добрым и до боли знакомым лицом, одетый в простенькое кепи и рубаху навыпуск. А вокруг кружили стаи голубей… Птицы  привыкли, что каждый день, и в жару, и в холод этот человек приходит сюда, чтобы накормить их. Звали человека Георгий Михайлович Вицин.

Запасной игрок

Георгий Вицин родился в Петрограде. Его мать, Мария Матвеевна, сменила множество профессий, несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжело больным человеком. Гоша Вицин был очень застенчивым мальчиком. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, он вечно прятался за чужие спины. Но, поняв, что от всех не спрячешься, после школы решил побороть закомплексованность и пошел…в артисты!
Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили «за легкомысленное отношение к учебному процессу». Однако уже осенью Вицин успешно прошел конкурс сразу в трех студиях – Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2 – и был принят сразу во все. Свой выбор он остановил на студии МХАТ-2. В 1936 году Георгий Вицин поступил в труппу под управлением актера Николая Хмелева.
Георгий любил своего учителя. Даже вылепил из глины бюст Хмелева, который по сей день хранится в музее МХАТа. Однако это не помешало начинающему артисту увести у педогога жену, Дину Тополеву. Но отношения не заладились. После разрыва и женитьбы на Тамаре Федоровне, племяннице знаменитого ученого Мичурина, Вицин продолжал помогать Дине лекарствами и продуктами.
Студию вскоре переименовали в театр имени Ермоловой, и Вицин занял в труппе заметное положение. Зрители на него ходили. Покупая билеты, в кассах нередко спрашивали, кто сегодня играет – и, если не Вицин, разворачивались и уходили. В кино он дебютировал в 1951 ролью Гоголя в картине Григория Козинцева «Белинский», а прославился в роли Васи Веснушкина в фильме «Запасной игрок». О Вицине в то время с взахлеб писали театральные критики; англичане  называли его роль сэра Эндрю в фильме «Двенадцатая ночь» (1955) одной из лучших в истории постановок этой пьесы, Георгия Михайловича сравнивали с Михаилом Чеховым, родным братом великого писателя. Режиссер Козинцев планировал отдать ему роль Гамлета в своем одноименном фильме.

Эпоха Труса

В 1960 году режиссер Иван Пырьев прочитал в «Правде» стихотворный фельетон «Пес Барбос» и тут же предложил Леониду Гайдаю снять по нему короткометражку. Прозвища героям придумал Гайдай. В состав звездной актерской троицы он пригласил Георгия Вицина, Михаила Жарова и Сергея Филиппова. Первым от своей роли отказался Жаров: «Что это такое? Буду я вам бегать по полям, прыгать с деревьев, как же! Найдите кого помоложе». Филиппов после прочтения сценария тоже заартачился: «Не могу сниматься. Надо срочно выезжать в Новгород, тетка под трамвай попала». Хотя в Новгороде никогда не ходили трамваи. Согласился только Вицин. Позже на роль «Балбеса» пробовались Борис Новиков, а на роль «Бывалого» — Иван Любезнов. Но, когда на пробы к Гайдаю привели Юрия Никулина, у режиссера все сомнения отпали. Евгения Моргунова, виртуозно исполнившего роль «Бывалого», к Гайдаю привел Пырьев. На широкий экран фильм вышел в 1961 году. Актеры и режиссер получили премию по 1000 рублей. Григорий Козинцев, увидев короткометражку, был в шоке. И взял на роль Гамлета Иннокентия Смоктуновского, а Георгий Вицин стал… Трусом!
Так он вошел в число первых комиков советского кинематографа. «Джентльмены удачи», «Кавказская пленница», «Операция Ы», «Дайте жалобную книгу», «12 стульев», «Женитьба Бальзаминова», «За спичками», «Путешествие пана Кляксы» – вот далеко не полный список шедевров, которые невозможно представить себе без его участия.
Вицин создал амплуа криминального клоуна и продемонстрировал, что у комедийного персонажа тоже может быть свое «преступление и наказание». Он приучал зрителей прощать «неправильных людей» и намекал, что человеку свойственно несовершенство, у него есть потребность «нарушать порядки». Бытовой эгоизм Вицин не осуждал, а гуманизировал. Его героем был странный тип в помятой шляпе, с нелепым галстуком, опустившийся, но с остатками хороших манер – в общем, спившийся интеллигент.
«Вневозрастной феномен» Георгия Михайловича заслуживает отдельного разговора. В 36 лет он изобразил древнего деда Мусия в картине «Максим Перепелица». В 37 – восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». А в 48 сыграл двадцатилетнего Мишу Бальзаминова. Съемки этого фильма планировались в 1955 году, и единственным кандидатом на роль недоросля был Гоша Вицин, давний друг режиссера Константина Воинова. Но что-то тогда не сложилось, и сценарий был положен в долгий ящик. Через 10 лет появилась возможность вернуться к проекту, и Воинов снова предложил главную роль Вицину. Тот наотрез отказался, но Воинов настоял: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30!» И это было правдой – Вицин всегда был в прекрасной форме.

«Двенадцать апостолов» Георгия

В отличие от большинства собратьев по цеху, искренне полагавших, что «место актера в буфете», то бишь – за барной стойкой, Вицин к своему здоровью относился очень трепетно. Он занимался йогой: обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры рвали на себе волосы, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры по фильмам относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова после поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!»
Тем не менее в 60-70-е годы Георгий Вицин был одним из самых популярных киноактеров страны, постоянным участником шоу «Товарищ кино», его приглашали на радио, в студию грамзаписи, на творческие встречи.
«Вы представляете, у меня училась Алла Пугачева! – заявил он однажды. И действительно, был такой случай: на одном из концертов Вицин спел и ушел за кулисы, где столкнулся с молоденькой певицей Пугачевой. Она ему сказала: «Вы знаете, я учусь у вас, как вести себя на сцене, входить в образ...» После этого, увидев ее по телевизору, он всегда громко представлял: «Моя ученица»!»
Все закончилось внезапно. То ли сказался возраст, то ли отсутствие хороших сценариев, но за 1980-е годы Вицин сыграл лишь в трех картинах, которые оказались неудачными. Последние годы жизни он не снимался вовсе, лишь иредка выходил на сцену Театра киноактера в юмористических концертах и читал своего любимого Зощенко.
«Его популярность никогда не помогала в жизни, – рассказывает жена, Тамара Федоровна. – Дачи и машины у нас не было. Даже в зените своей славы, работая в Театре Ермоловой, Георгий получал ежемесячно всего 62 рубля, но ни разу не попросил больше, потому что жил по принципу «Не высовывайся!». Кооператив мы строили 18 лет, так нашу очередь занял один известный артист... Так и остались в маленькой квартирке. Халтуру муж не признавал, в рекламе не снимался».
В семье держали двух попугаев и пса. А все окрестные представители животного мира – птицы, кошки, собаки точно знали время, когда Георгий Михайлович выходил «на кормление», и собирались перед его подъездом.
Когда стало известно о том, что комический актер тяжело болен, в прессе замелькали номера счетов, адреса и телефоны для желающих оказать финансовую помощь… Народ дружно кинулся собирать деньги на лечение любимого артиста. Родственники устали всем повторять, что ни в чем не нуждаются. Через месяц после смерти началась истерия вокруг его имени. Одни кричали, что «великий комик умер в нищете», другие заявляли, что это ложь.
Во время выноса гроба с телом Георгия Вицина из Дома кино из клеток выпустили в небо 12 голубей – по числу апостолов. Они долго кружили над катафалком. Вдруг одна из птиц камнем упала вниз.


Кстати:
Как-то раз искали актера на роль студента, на пробы пришел 40-летний Вицин. Режиссер, ничего до этого о нем не слышавший, прослушал, вежливо с ним попрощался, а когда тот ушел, произнес: «Зачем совсем уж школьников-то приводят?!»


На съемках фильма «Пес Барбос и необычный кросс» готовился эпизод взрыва дерева. Вицин был уже загримирован и, обряженный в обгорелые лохмотья, прохаживаясь в сторонке, пел романс знаменитого тенора Козловского «Плыви, мой челн, по воле волн». Мимо шли несколько мужичков, местных жителей.
– Погорелец, что ль? Откуда он? – указывая на Вицина, сочувственно спросили жители у Моргунова.
Тот ответил: – Это же знаменитый певец Козловский! Спьяну вчера спалил соседскую дачу, а сегодня – свою. Ну и рехнулся... Ждем вот, когда за ним из психушки приедут.
Мужики изумились, а потом один из них достал из кармана бутылку водки и…вылил содержимое землю со словами: «Вот до чего пьянство доводит!


Рецензии
Прекрасно! (Текст!)
И печально! (Судьба!)
Про Козловского здорово!
Спасибо!

Флорид Буляков   21.01.2010 16:31     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отзыв!

Ольга Шеметова   10.11.2010 15:28   Заявить о нарушении