Самый народный роман

В 2007 году  одному из самых любимых на всем постсоветском пространстве фильму «Служебный роман» исполнилось 30 лет, а исполнительница главной роли Алиса Фрейндлих стала лауреатом Государственной премии России за 2007 год в области литературы и искусства. 

Эта картина была снята по пьесе «Сослуживцы», написанной Эльдаром Рязановым в соавторстве с Эмилем Брагинским за двадцать два дня. Спектакли, рассказывающие милую и незамысловатую историю взаимоотношений начальницы-«мымры» и забитого жизнью служащего, которые превратились в прекрасных принца и принцессу, не покидая пределов Москвы и не удаляясь от родного статистического управления, успешно шли в 134 театрах Советского Союза. И Эльдар Рязанов решил перенести действие на киноэкран.
Первоначальное название фильма было совсем другим – «Сказка о руководящей Золушке». Однако худсовет студии попросил заменить его на менее пафосное – так появился «Служебный роман». Над фильмом работали четырнадцать месяцев и в лимитную стоимость – 500 тысяч рублей – он вписался копеечка в копеечку.

Поэзия советских будней
Многие ходы и эпизоды этой киноленты были найдены совершенно случайно, поскольку никто не думал о создании шедевра, а просто в одном из зданий Министерства речного флота на углу Кузнецкого Моста и Петровки снимался «теплый, осенний и добрый фильм».
Основной причиной успеха картины, пожалуй, стало то, что исполнители эпизодических ролей запоминались не меньше, чем главные герои, благодаря замечательному актерскому составу. Например, очень узнаваемый персонаж – общественный деятель Шурочка в исполнении Людмилы Ивановой, с одинаковым энтузиазмом собирающая по рублю на юбилеи и похороны, умеющая впихнуть лошадь в шкаф, даже если она туда не лезет, и посылаемая сотрудниками... «в бухгалтерию». А роль Веры, секретаря Калугиной, которая знает и о любовных письмах Рыжовой, и о новых поступлениях в ГУМе, стала настоящим звездным часом актрисы Лии Ахеджаковой. Образ заместителя директора Самохвалова – лощеного, наглого карьериста, постоянно бывающего за границей и угощающего сослуживцев разнообразными заморскими деликатесами, раскрыл еще одну грань таланта Олега Басилашвили.
Характерные человеческие типы стали фоном, который подчеркивал характер двух главных персонажей: скромного чиновника Анатолия Новосельцева, мечтающего стать начальником отдела «ле-егонькой промышленности», сыгранного Андреем Мягковым, и директора Людмилы Калугиной – женщины неопределенного возраста, в очках с грубой оправой, «скрюченной и скукоженной, как старый рваный башмак», которую потрясающе представила Алиса Фрейндлих.

Главная «мымра» СССР
Итак, осенний дождь, свет в окнах многоэтажек, пачка безответных любовных писем, перестук каблучков… и служебный роман, разворачивающийся на глазах у всех тружеников управления статистики.
В архивах «Мосфильма» не сохранилось ни одного альбома с фотопробами к «Служебному роману» по причине того, что их просто не было! Это единственный случай в советском кино, когда режиссеру без кинопроб и утверждений через худсовет разрешили снимать тех актеров, каких он выбрал.
Рязанов долго лелеял мечту снимать Алису Фрейндлих в своих картинах, и каждый раз на пути их сотрудничества вставали преграды. Он звонил ей перед съемками фильма «Зигзаг удачи», но в это время она была беременна дочерью Варей.
«А Эльдар Александрович все звонил – на всякий случай узнавал, не стряслось ли того, что для меня стало бы трагедией, а для него – возможностью меня снимать», – рассказывала позже Алиса Бруновна.
Спустя время режиссер предпринял новую попытку поработать вместе –  на съемках комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!» И вновь не сложилось...
По собственному признанию Алисы Фрейндлих, 1976 год, когда она согласилась на роль Людмилы Калугиной в мелодраме «Служебный роман», стал переломным для ее карьеры. А ведь если бы она сказала «нет», фильм просто не появился бы! Дело в том, что Рязанов написал киносценарий своего очередного шедевра специально для нее. И в случае отказа просто выбросил бы увесистую папку с идеально прописанными ролями в мусорную корзину….
Алиса Бруновна заинтересовалась этой работой только потому, что ей была интересна метаморфоза, которая происходила с героиней, превращающейся из строгой некрасивой начальницы в очаровательную женщину. Когда начались съемки, Фрейндлих неделями спала только в поезде, кочуя из Питера в Москву и обратно. Поэтому даже в самый небольшой перерыв режиссер разрешал ей поспать, а гримеры помимо своих основных обязанностей делали актрисе специальные маски.
Создавая образ в первой части фильма, она излазила всю гардеробную «Мосфильма», «выбирая самые гунявые платья, туфли и плащи, мешковатые, непонятного цвета и размера юбки», соответствующие образу женщины-директора, измучившейся в футляре своей недосказанности. Походку героини Алиса Бруновна взяла из жизни: «Благо начальственных теток вокруг было навалом, особо изобретать не пришлось». Но все-таки для завершения образа не хватало какой-то детали. Помог случай: оператор Владимир Нахабцев принес старые очки своего отца. Когда артистка их надела, то стало ясно – «мымра» готова.
Потом «мымра» получила множество писем, в которых женщины со всего Союза писали: «После просмотра мы сразу отправились в парикмахерскую и сделали себе прически, потом сшили новые платья и вообще привели себя в порядок».
«Я люблю фильм «Служебный роман», – говорит актриса. – Это моя первая роль, в которой есть то, что я ценю больше всего: судьба, которая имеет свой завиток, и заключенная в ней метаморфоза, и жанр смешанной комедии с грустными каплями».

 «Товарищи, спасибо за все!»
Эльдар Александрович разрешил актерам импровизировать на площадке, заявив, что все ненужное потом вырежет. В итоге «ненужного» набралось… картины на четыре! В фильм не вошла часть сцены, в которой появляется живой Бубликов, зрители не увидели, как Шурочка бегает по институту и кричит, что «не виновата и сама бы померла», а Бубликов идет на нее с кулаками. Дело в том, что перед съемками этого эпизода Рязанов подговорил актрису, чтобы она при виде Бубликова закричала: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!» А исполнитель этой роли Петр Щербаков на крик среагировал неожиданно: «Товарищи, спасибо за все!» Кстати, эпизод, в котором Бубликов рассматривает ножки проходящих мимо красоток, – актерская находка Петра Щербакова.
Эффектный и уже достаточно известный Олег Басилашвили видел себя исключительно в роли Новосельцева и всячески пытался доказать это Эльдару Александровичу. Роль же Юрия Самохвалова актеру не нравилась, но Рязанов оставался непреклонен. Поскольку Басилашвили, плотно занятому в спектаклях БДТ в Питере, приходилось практически жить в поезде, на съемки он попадал сильно помятым. Гримеры часами наводили лоск на невыспавшегося актера и одновременно превращали изысканного щеголя Мягкова в «размазню», накладывая ему под глаза «синяки» и разрушая безупречную прическу.
Дуэт Фрейндлих и Мягкова оказался просто бесподобен. Напомним: Анатолий Ефремович Новосельцев, рядовой служащий, человек робкий и застенчивый, хотел бы получить вакантное место заведующего отделом. Старый приятель Самохвалов советует ему приударить за Людмилой Калугиной – сухарем в юбке и директором заведения. Однако потом герои всерьез увлекаются друг другом, ломая социальные, служебные и психологические барьеры, не замечая сплетен и косых взглядов.
Новосельцев с первых же кадров вызывает симпатию. А ведь его поступок, мягко говоря, не вполне благовиден! Только благодаря таланту актера неудачник, решившийся ради карьерного роста приударить за начальницей, не выглядит на экране беспощадным…

«Да на тебе пахать надо!»
Согласно пьесе «Сослуживцы», секретарша Вера – молодая длинноногая красавица. Но Рязанов изменил ее характер и внешность «под Ахеджакову», и в итоге от секретарши из пьесы в экранизации осталось только то, что она модница. Изначально Верочка задумывалась как замужняя дама, и на роль ее супруга звали Михаила Светина. Потом Ахеджаковой «сватали» Александра Фатюшина. Его герой должен был выбирать между женой и мотоциклом, из-за чего супруги постоянно ссорились. Успели даже снять несколько сцен с Фатюшиным и Ахеджаковой, но актер неожиданно получил травму глаза и лег на операцию. Поэтому в картине осталось лишь несколько крохотных эпизодов с его участием, а Вере пришлось ругаться с мужем исключительно по телефону.
Несмотря на то, что Лия Ахеджакова была уже довольно известной актрисой, мосфильмовское начальство никак не могло запомнить ее фамилию. В архивах киноконцерна она нещадно коверкается. Вот текст заключения сценарно-редакционной коллегии: «Тонкая, изобретательная режиссура, интересное изобразительное решение, яркая игра прекрасного актерского ансамбля (Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Лия Ахмедсафина и др.) позволяют надеяться, что съемочной группе удастся создать яркий и значительный фильм о наших современниках, фильм, полный юмора, а временами и грусти». Во всех последующих бумагах Лия Меджидовна проходит как Ахиджакова.
На роль общественницы Шурочки рассматривались кандидатуры Риммы Марковой и Нины Агаповой, но Людмила Иванова оказалась убедительнее. В театре «Современник» она председательствовала в месткоме и с первого дубля органично вошла в образ, закричав на всю площадку: «Так, товарищи, сдавайте по пятьдесят копеек!» Интеллигентный Мягков заткнул уши, добавив: «Господи, какой же неприятный у тебя, оказывается, голос».
После этой роли Людмила Иванова, используя образ Шурочки, выбивала коллегам квартиры, места в детских садах, льготы и надбавки. Только один человек не принял это амплуа – ее старший сын. Он попросил маму: «Ты в школу не ходи, тебя там никто за приличного человека не примет!» Кстати, Людмила Иванова сама придумала фразу: «Да на тебе пахать надо!», которую произносит в адрес ее героини секретарша Верочка.

 «Оленька жила за городом…»
Как известно, Новосельцев жил в тихом переулке возле метро «Проспект Мира». В наши дни по адресу переулок Чернышевского, д. 4, корп. 1, находится Ассоциация делового сотрудничества Агропромсервиса. Подъезд почти не изменился, но вокруг срубили почти все деревья.
Рядом с «домом Новосельцева» и сейчас есть детский сад, только располагается он не справа, а слева от дома. А вот крыша, на которой выясняют отношения Новосельцев и Калугина, принадлежит совсем другому дому, который так и называется «Крыша» и расположен в Гнездниковском переулке. В начале XX века здесь устраивались развлекательные мероприятия, зимой заливали каток, а потом его облюбовали киношники.
Как известно, Ольга Петровна Рыжова ездила на работу «из области». Однако станция Лосиноостровская Ярославского направления к тому времени уже относилась к Москве! Чтобы лучше показать, как Оленька бежит на службу, создатели фильма отправили ее на вторую платформу, от которой на самом деле уходили электрички от Москвы на Мытищи и далее. При этом невозможно не заметить, что она пробегает мимо электрички на Москву (в фильме отчетливо видно, в какую сторону уходит поезд) и садится на ту, которая едет в обратном направлении.

 Памятник ушедшей эпохе
В 1977 году фильм стал лидером проката, историю о современной Золушке посмотрели более 58 миллионов человек, актерам и режиссеру посыпались письма со всех концов страны. Особенно часто спрашивали, кто автор стихотворения, которое прочла героиня Светланы Немоляевой «О, мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора». Его написала Белла Ахмадулина, однако оно не было включено ни в один ее сборник. Поэтому Немоляева несколько лет переписывала эти строки от руки и рассылала поклонникам…
Рязанов долгое время скрывал, кто автор текста к песне «У природы нет плохой погоды», говоря, что это вольный перевод стиха Уильяма Блейка. Позже Эльдар Эмильевич признался, что написал его сам во время прогулки по Подмосковью.
«Служебный роман» был принят положительно и чиновниками: в архивах «Мосфильма» нет ни одного (!) отрицательного отклика, ни одного (!) замечания, картину тут же выдвинули на Государственную премию СССР. Почетную награду получили все, кроме… исполнительницы главной роли! По правилам того времени новую премию нельзя было давать раньше, чем через два года после предыдущей, а у Алисы Бруновны уже была награда за театральную роль.
Невозможно не влюбиться в город и его жителей, какими они оказались у Рязанова! Да и Москва там совсем не такая, как в наши дни. А еще в ней много одиноких людей, которые не ведут светский образ жизни, а просто ищут свою любовь.
К сожалению, среди современных фильмов и сериалов почти невозможно найти такой, который передавал бы эту атмосферу ожидания счастья, создавал настроение, остающееся витать в воздухе и после того, как картина подходит к концу. То настроение, благодаря которому юные романтичные девушки по сей день пишут в анкетах: «Любимый фильм – «Служебный роман».

Крылатые фразы из фильма «Служебный роман»
* Идите вы… в бухгалтерию!
* Как вы ходите? Вся отклячится, в узел вот здесь завяжется, вся скукожится, как старый рваный башмак, и вот чешет на работу, как будто сваи вколачивает!
* Если сегодня кто-нибудь умрет, я останусь без обеда.
* Мы вас любим. В глубине души. Где-то очень глубоко…
* Ее выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно.
* Не бейте сюда, это мое больное место!
* Вы же виляете бедрами, как непристойная женщина!
* Боже, как не хочется работать!


Рецензии