Возвращение к рыбалке

Уже скоро год, как я после окончания института, работаю на судоремонтном заводе в поселке Большой Камень. Я – мастер участка. Мы ремонтируем различные системы и устройства подводных лодок.
Всю неделю я на работе, а как заканчивается рабочий день в субботу, начинаю искать любой способ, чтобы добраться до Владивостока, где проживает моя семья.  Летом на катере, когда  море не штормит, зимой на автобусе, если втиснешься, или на проходящем поезде из Дуная до Смоляниново. Правда, до остановки поезда с названием «25 км» нужно еще пройти четыре километра. Бывало, что и не успевали! Все во власти машиниста! Люди, сошедшие с поезда и идущие нам на встречу, шутили над нами, говоря: «А счастье было так близко!» И мы возвращались в Б. Камень, пытаясь уехать автобусом. А бывало, что уже на ходу поезда вскакивали на ступеньки вагонов! Доехать бы до Смоляниново, а там, как обычно, - на электричке во Владивосток.
В стремлении попасть во Владивосток я был не одинок. Нас, волею судьбы оказавшихся в Большом Камне, только из группы было восемь душ.         
Жена и маленький сынишка Андрюшка, наверное, забыли, как выглядит их папка.
Поздним субботним вечером я появлялся дома, уставший и голодный. Быстро пролетало время в семье, и вечером в воскресенье я снова возвращался в Камень.
Но иногда по «производственной необходимости» меня задерживали на работе, и тогда я не мог уехать в субботу. Ехать в город в воскресенье смысла не было! И сообщить, что не приеду, тоже возможности не было. Квартирного телефона в квартире, где проживала семья, не было. Кто-то спросит: «А сотовый?» Какой «сотовый»? Не было тогда «сотовых»! 1964 год!
Оставшись в Большом Камне, я искал себе занятия. Осенью можно было сходить в тайгу на охоту, но сейчас, зимой мне на охоту не хотелось. Можно, конечно, лечь и выспаться! Но и спать я не хотел. Других дел не было. Вернее они были, но в условиях общежития не могли быть реализованы. Значит, и не было этих дел.
В цеху я слышал разговоры про бухту в Андреево, где хорошо ловится корюшка.
Люди рыбу ловят!
А я когда последний раз ловил?!
Наверное, когда только переехали в Ярославский. Это было в 1954 году, а сейчас 1964, значит 10 лет тому назад! Да! Как давно это было! Я тогда устроился работать в ОКС к геодезисту, и мы с ним ездили рыбачить на Лефу и рыба пойманная уплыла. Это помню.
Годы учебы в школе и институте, увлечения фотографией, карманными радиоприемниками и другие жизненные ситуации надолго отлучили от меня  рыбалки.
И вот в один из таких воскресных дней, когда я не смог уехать к семье, подталкиваемый бездельем и любопытством я пошел на лед в Андреево посмотреть на ловлю корюшки.
Была середина февраля, солнечный день, небольшой морозец, ветра нет.
Специальной рыбацкой одежды у меня не было. Одевшись в свою привычную «мастерскую» одежду: брюки по верх трико, рубашка, свитер и ватник. На ногах шерстяные носки, обвернутые газетой зафиксированной простым носком и кирзовые сапоги. Слышал, что бумага, обвернутая поверх носков, держит тепло! Вот и решил проверить!
Время к полудню и я отправился в поход. Дорога заняла почти час. Даже жарко стало, пока шел. Вышел на лед. Скользко! Стал осторожничать, чтобы не упасть.
Рыбаков на льду много. Кто-то стоит, а кто-то сидит, и все шевелят руками, а некоторые машут. Издалека мне не понятно, что происходит. До этого я никогда не интересовался зимней рыбалкой и был полным «неумейкой» в этом деле. Подошел ближе, и мне стали чуть-чуть  понятны  движения рыбаков. Но что там подо льдом?! Какие снасти? Мне не известно!
Стал рассматривать рыбаков и увидал ребят с моего участка. В такой одежде их трудно узнать! Подошел, поздоровался. Начались вопросы – «Мастер,  ты тоже ловишь?!» Отвечаю - «Да нет! Вышел посмотреть, как вы ловите! У меня и удочек еще нет! Я только приглядываюсь!» Бригадир Иван Торохов говорит: «Эдуард, что на них смотреть! Вот придем в понедельник в цех, подарю тебе удочку, а пока становись рядом, я покажу, как это делается!»
Иван вынул из ящика две удочки и стал их настраивать. А мне велел взять ледобур и просверлить две лунки, указав пяткой место недалеко от себя. Обрадованный такой возможностью порыбачить я  стал исполнять указания бригадира. Лед был не слишком толстый, и я быстро справился с поручением. Иван, прочистив лунку шумовкой, опустил снасти в лунку и показал мне, как нужно двигать концами удочек,  как действовать, если почувствуешь, что что-то прицепилось. «Лиха беда – начало!» - сказал я, взяв удочки у бригадира.
Помахав удочками, я почувствовал утяжеление на правой руке, и начал выматывать леску, как показывал бригадир. Видимо я перестарался, и корюшка чуть не влетела мне в лицо! Иван засмеялся и сказал те же слова, про «начало». Я так обрадовался пойманной рыбке, что перестал ловить, достал папиросу и закурил. «Ты лови, пока ловится!» - сказал Иван. «Она подошла, покрутиться и уйдет! Вот тогда и покуришь!»
Да! Знания и опыт - великое дело! Послушал я Ивана и стал снова махать, но папиросу не выбросил. «Беломор» фабрики Урицкого! - жалко! Но тут снова «царапнуло» и я, выплюнув папиросу, начал выматывать леску. Рыбки на блесне не было! Вот так! «Оно  колы - е, а колы - нема!» - вспомнил я фразу из смешного украинского анекдота «про золото» и опустил блесну в лунку.
Исполняя подсказки бригадира Ивана, и постепенно привыкая к новому для меня процессу рыбной ловли, стал иногда вытаскивать корюшку. И вскоре уже возле моих лунок лежало пять «малороток». Так называлась корюшка, которую ловил я.
Вижу, что Иван начал собирать рыбу, разбросанную перед его лунками. Посмотрел на часы, они показывали половину третьего.
Спрашиваю Ивана: «Все?! Порыбачил?!»
«Да хватит уже! Пока домой доберусь, уже вечер будет. Я же на Зеленке живу!».               
«Зеленка» это застройка в поселке Большой Камень, состоящая из одноэтажных бараков,  выкрашенных в ядовито-зеленый цвет, и расположенная почти на самом въезде в поселок.
Действительно, идти Ивану предстояло в два раза дальше, чем мне.    
«Ну, сколько всего поймал?!» - не мог угомониться я.
«Наверное, сотня будет»- спокойно ответил бригадир.
«Тут нет сотни! И пятидесяти нет!» не унимался я.
«Да первую я уже давно собрал, а то чайки воруют, когда к другим лункам уходишь!» - пояснил                рыбак.
«А?!  А я не понял! Где сотня?!» - успокоился я.
«Иван, я сейчас верну твои удочки! Вот только смотаю их аккуратно!» - стал торопиться я.
 «Мастер! Ты лови, если не устал! Считай, что я тебе их подарил. Зачем ждать понедельника?!» - сказал Иван.
«Ваня, это большой подарок! Я согласен на одну удочку, как ты говорил раньше!» - стал возражать я. Но Иван, сказал, что учиться ловить нужно сразу на две, а иначе толку не будет!
Я поблагодарил бригадира за щедрый подарок, пообещав привезти из Владивостока  для него хорошей лески.
Иван ушел, а я продолжал ловить корюшку. Стали подмерзать ноги, и я решил тоже уходить. Тем более что лунки стало затягивать ледком, а прочистить мне уже было не чем.
Я поймал 17 корюшек!
И был очень счастлив таким стечением обстоятельств!
Завернув свой улов в газету, и поместив сверток в авоську, которая вместе с газетой всегда была в кармане ватника, я отправился домой в общежитие. Придя, первым делом я налил из термоса большую кружку чая и выпил с куском хлеба, намазанным маслом. Согрелся!
Уху из корюшки я решил варить завтра, придя с работы.
 Холодильником для меня, да и для многих из нас, проживающих в общежитии, служило пространство между оконными рамами. Туда я и положил свой пакет с корюшкой.
Наступило завтра. Я отработал день и не пошел, как бывало всегда вечером в столовую ужинать. Я уже представлял большую тарелку горяченькой ухи перед собой. Фантазия так разыгралась, что я даже стал подумывать уже не только об ухе, а еще и о жареной корюшке. Но для жарки в моем хозяйственном арсенале кроме соли ничего больше не было! И понимая не состоятельность второй идеи, я остановился на ухе!
С завода ушел рано. Как только прогудел гудок, я ушел. Сегодня я не стал оставаться и расписывать наряды. Я их сдал еще в пятницу нормировщикам. Обычно с нарядами мы – мастера сидели допоздна.
Сегодня у меня не было «сверхурочников», которых нужно «пасти», чтобы не напились. Они все равно выпивали, но нужно было их сдерживать в этом порыве! Это происходило во время рабочего процесса. «Гидравлисты» по вечерам, когда пустеет цех, промывают трубопроводы  систем гидравлики спиртом. Система гидравлики на подводной лодке, тоже, что у человека система кровообращения. Поэтому и промывка очень тщательная! Такой метод очистки внутренних поверхностей труб систем гидравлики был предложен заводскими технологами и был таковым долгие годы. Вкратце он выглядел так. В большую ванну наливался гидролизный (технический) спирт. Ведер 10! В спирте замачивались  трубки, а потом, спустя два часа они «пыжевались» - к торцу трубки приставлялся тампон из ветоши, который сжатым воздухом прогонялся сквозь трубку. Загрязненный спирт потом сливался и возвращался в инструментальную цеха, где его фильтровали через марлю, готовя к следующей промывке. Конечно, происходило естественное «испарение», что было предусмотрено инструкцией, утвержденной главным инженером завода.
  Ну и кто из мужиков «устоит» возле такой ванны?! Кандидатов на эти «сверхурочные» работы мы с моим старшим мастером подбирали со всех участков! В бригаде «гидравлистов» малопьющим был только бригадир Володя Грек. Но одного Грека на все смены не поставишь! Вот и выбирали не пьющих! Да где их найдешь?!
Сегодня этого «процесса» не планировалось, и я отправился варить уху.
Я пришел в своё общежитие на ул.Блюхера в котором проживал с товарищем по институту. Он, как и я работал на заводе, но в другом цеху. Валерий еще не пришел. Я разделся и сел перекурить.  Затягиваясь дымком любимого «Беломора» мой взгляд, остановился на окне. Я не увидел между рам газетного свертка с корюшкой. Не понимая, куда он пропал, я подошел к окну. Действительно, свертка на месте не было! Куда он мог деться?! Кроме нас Валерием, в комнате ни кто не бывает! Кошки у нас нет. Поздним вечером, если уже не ночью, появляемся с работы, попьем чаю, перекинемся новостями и спать. Я обычно убегал утром в половину седьмого, чтобы до начала рабочего дня успеть позавтракать. Позже столько народу в столовой набиралось, что можно было опоздать к началу смены. А я – мастер! Мне не к лицу опаздывать!
Мастер хороший! Корюшка где?!
Стало ясно – ухи не будет, и я остаюсь без ужина!
Срочно нужно идти в магазин и покупать чего-нибудь к ужину. И идти нужно сейчас, потом будет поздно – народ пойдет с завода, кончиться и колбаса и хлеб.
Оделся и пошел  в магазин. Купил молочной колбасы, полбулки белого хлеба и две пачки папирос «Север» фабрики Урицкого. Ужином я обеспечен!
Когда я вернулся в комнате на кровати лежал Валера, который встретил меня словами: «Я подходил к общаге, видел, как ты куда-то отправился! А я за бутылкой бегал! Твою рыбу нашим девчатам отдал. Обещали ухой накормить! Пошли!»
После его слов всё стало на свои места.
Зная, что девчат в комнате четверо, да мы еще придем, сколько той ухи достанется! Я отказался, сославшись, что сыт.  «Ты иди, уха должна быть хорошей и бутылочка у тебя есть!» – сказал я Валерию.               
Валера отправился к девчатам, а я заварил большую кружку чаю, отрезал колбасы, хлеба, и славно поужинал! Перекурил  и лег спать, но не спалось.
Вспоминались счастливые моменты моей первой рыбалки на льду. Думалось - вот наделаю блесен, удочек и все будет как у Вани Торохова!

Так потом и было!
Не прошло и месяца, как я, будучи во Владивостоке показал домашним «класс» рыбалки!
А дело было так.
В воскресный день марта, засунув за голенище сапога только что сделанную удочку, я отправился на лед бухты в районе мыса Кунгасный. Благо, что рядом – десять минут ходу!
На льду у берега сидело десятка два рыбаков. Они ловили «малоротку». Я не сообразил поискать брошенные лунки, и обратился к рыбаку с просьбой дать мне ледобур просверлить лунку. Или я не так обратился, или одет я был не так, или рыбак был не в духе, но он меня так отчитал, что я, извиняясь, постарался ретироваться. Я пошел в сторону ТЭЦ-1 и увидел трещину во льду. Трещина была не большая, сантиметров 25 – 30. Я и опустил в нее свою новую удочку со свеженькой блесной. Поработав удочкой, как показывал Иван Торохов, понял – есть рыба! Глубина небольшая – руку поднял, и огромная рыбина уже трепещет на льду! Я сразу и не понял, что я вытащил. Размером со среднюю селедку, но не селедка. Похожа на корюшку, но очень большая! Я оглянулся, позади меня не далеко сидел рыбак и я, держа в руке добычу, побежал к нему. «Скажите, пожалуйста, что это за рыба?» - обратился я к рыбаку. Он глянул на меня, на рыбу и спросил – «Начинающий?» Я подтвердил. «Это «сахалинка»! Зубатка сахалинская. Вон куда ее занесло!»– сказал рыбак. Я поблагодарил рыбака и побежал снова к трещине. Опустил удочку и через минуту снова «сахалинка»! Моя душа трепетала и пела! Дальнейшие попытки поймать на этом месте оказались не удачными. И я стал перемещаться вдоль трещины, ища рыбу. Мне повезло и я, бегая вдоль трещины, выловил еще три таких же корюшек!  Счастливый я пришел домой и сдал улов Анне Иосифовне, бабушке жены.
Я пробыл на рыбалке всего часа полтора, и такая удачная рыбалка оказалась!
Только у этой «сахалинки» меня удивило отсутствие огуречного запаха, какой есть у нашей зубатки.
А потом, когда уже все семейство вкушало уху, меня разочаровал вкус рыбы. Наша корюшка вкусная, а «сахалинка», как картон! Вот так.




Рецензии
Здорово! Так подробно описаны все события и детали, что кажется, я там на льду смотрю, как ловиться наша рыбка! А вкус ухи, которую ты тогда не попробовал, так и стоит во рту. Спасибо, что вернул мне воспоминания о нашем Крае!
Ирина

Ирина Кубанцева   21.01.2010 16:07     Заявить о нарушении
Ирина! Спасибо за добрые слова! Воспоминания?! Это жизнь, Ирочка!
Такое не забывается! Спасибо, друг!

Эдуард Вигерчук   07.02.2010 14:18   Заявить о нарушении