Иаков Курляндский

Этот сон я видел летом 1975 года. В ту пору я вполне серьезно обдумывал сюжет исторического романа из эпохи шведских войн в Прибалтике. Главным героем моего будущего повествования должен был стать курляндский герцог Иаков (Якоб) I Кеттлер (1639—1682), внук последнего магистра Ливонского ордена Готгарда Кеттлера. Я прочел потрясающую историю его жизни в старой монографии Л.А. Арбузова, переведенной с немецкого, и меня поразили величие и трагизм этой незаурядной судьбы…

И однажды ночью мне приснился сам герцог Иаков, сидевший на морском берегу среди пустынных балтийских дюн. Он был не один: какой-то человек в ботфортах стоял рядом, держа в руке широкополую шляпу с пером, и, подобострастно склоняясь, что-то убедительно говорил ему. Герцог был одет так, как одевались в семнадцатом столетии знатные вельможи: на нем был камзол с широким кружевным воротником, короткие пышные панталоны и туфли. Длинные волосы свободно ниспадали ему на плечи. Он внимательно слушал — или делал вид, что слушает… Внезапно он наклонился, зачерпнул ладонью пригоршню пыльного песка — и швырнул его прямо в лицо собеседнику. От неожиданности тот резко отшатнулся, уронил шляпу и, закрыв лицо руками, вскрикнул: «О, мессир! Вы запорошили мне глаза!» И герцог спокойно ответил: «Как и вы — мне…»

Я не знаю, был ли на самом деле в жизни Иакова Курляндского такой случай. Да и никто, наверное, не знает. И все же мне думается, что едва ли тот сон был случайным…

<2009>


Рецензии