Про год учителя

В четверг, 21 января, в Петербурге в Российском педагогическом университете (РГПУ) имени Герцена стартовала Педагогическая ассамблея, которая открывает мероприятия Года учителя в России. Ассамблея продлится два дня, в течение которых около 500 её участников будут решать дальнейшую судьбу российской системы образования.
"Причины того, что в российских школах лишь 12% молодых учителей, известны. Это низкая зарплата и падение престижа профессии. Однако государство намерено планомерно решать эти проблемы. Рассчитываем, что 2010-й станет годом начала серьезной модернизации отечественного образования".
(Президент на торжественном открытии Педагогической ассамблеи)

В нашем Президенте, как водится, всё прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Хотя праздножидовствующий ум и в этом сюжете повышенной духовности занудно отыщет неровности. Вот, к примеру, опыт друзей с детьми, а также свой собственный показывают, что молодые учителя в возрасте 21-23 лет творят в школе кромешную вырвиглазную …, не всегда обладают должными профессиональными качествами. Эта настойчиво повторяемая идея привлечения в корпорацию молодых - она, как минимум, странная, потому что молодость сама по себе не самоценна. Более того, человек, который в самом активном возрасте жизни, в 20-30 лет работает за зарплату в 1,5-3 тысячи рублей - либо наркоман, либо асоциальный тип, либо имеет органические поражения коры головного мозга. Есть ещё удачно вышедшие замуж и пото-му беззаботные барышни, но это исключение. Вообще, в последние двести лет в мире как-то выяснилось, что надёжно и надолго привлекать можно только одним способом - отвратительными грязными серебрениками. Но это, понятно, не наш путь: "Буржуи рублями, а мы - людями!"

Вводит в сомнение и другое. Пятьсот человек, собравшиеся в Питере во главе с Президентом, собрались, по большому счёту, зря. Потому что проблемы, которые они решают, в случае повышения зарплат учителям, станут другими. И вот те, возникающие в здоровой системе отношений, проблемы можно будет решать. Если же зарплаты не поднять, то и проблем будет не решить, сколько не води хороводы вокруг главнокомандующего.


"Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов".
(Президент РФ в послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 г.)

Томский государственный педагогический университет входит в десятку лучших в России в своём классе. Это справедливо - я имела дело с двумя московскими педуниверситетами и с несколькими в провинции, они и вправду куда мерзостнее на вид и слабее на организацию. Очевидно, что в Западной Сибири судьба стать "крупным базовым центром" нежно улыбается именно ему. Однако тут мы наступаем на парадокс: при нынешней численности студентов-очников в 8 тысяч человек корпусов и аудиторий ощутимо не хватает. Новые здания строятся, но с великой натугой и будто по маршрутно-автобусному лобби, так как приводят в основном к метаниям студентов и преподавателей из одного конца города в другой. Следует помнить и про общежития, в которых давно обосновался на жительство толстый полярный лис, потому как их ровно три, студенты в них живут как вьетнамцы - вшестером в трёхместных комнатах, а одна общага в предаварийном состоянии. Главная же беда даже не в этом, а в сферическо-вакуумной бессмысленности всего президентского блицкрига: учителя не нужны даже в ныне выпускаемых количествах, и зачем форсировать их производство и куда эти тумены потом девать - неясно. Обеспечить Сибирь учителями отлично можно и при сегодняшних темпах ежегодного выпуска в полторы тысячи человек. Правда, к всеобщей досаде, эти двуличные хитрожопые капиталистические ублюдки не идут работать за 2,5 тысячи рублей. Словом, вариант, прямо скажем, идиотический, хотя и перспективный в части дележа кассы - мы с ректором однозначно «за».

Гораздо увлекательнее выглядит затея с присоединением педуниверситетов к классическим университетам. В этом есть здравое зерно, Педагогический факультет при ТГУ - большего не нужно. Однако персонал ТГПУ - 1500 человек. Все эти люди - бюджетники, то есть контингент, по определению неспособный к росту в открытом грунте. В госучреждениях, как в тихих гаванях, от века собирались люди патерналистского склада, неспособные к риску и самостоятельным решениям - это нормально. Но в университете эти вынужденные переселенцы с тонущего корабля в таких количествах совершенно незачем - это означает, что в жизнь многих педовских божедомов ворвётся свободный рынок, быстрый и злой, как январский ветер. И тогда живые позавидуют мёртвым.




* * *
Указом Президента 2010 год объявлен Годом учителя в России «в целях развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя".

Эмблемой Года учителя стало изображение заботливых рук, выпускающих в небо птиц, символизирующих учеников.

Молодёжь и рождаемость уже подняты с колен, вот и на нашей улице праздник Великий Объедух.
Забавный будет год.
 


Рецензии