Элиза и другие...

В этот дом Любочка любила приходить. Там всё было необычным: мебель, запахи, звуки... Ей нравился изящный гарнитур красного дерева, ковёр с изображением  оленьей охоты, шкатулки и безделушки в серванте, но больше всего она любила крутить на новеньком проигрывателе пластинку Робертино Лоретти и под  его волшебные модуляции в «Ave, Maria!”  аккуратно переворачивать страницы сказочно-прекрасных книг, которыми владела Таня,  дочь хозяйки. Это были двухтомник «Сказки Андерсена», изданный в Болгарии, и «Приключения Пиноккио».

Первый том «Сказок Андерсена»  был куплен и для Любочки,  в нём были  четыре сказки  - «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок»,  «Цветы маленькой Иды»  и «Стойкий оловянный солдатик». Прочитав книгу и выучив сказки наизусть, девочка могла часами рассматривать картинки – фею Фата-Моргану в переливающемся всеми цветами радуги летящем наряде,  братьев-лебедей в ярких камзолах, нежное и доброе лицо  красавицы Элизы, её поблескивающую розовую атласную  юбку, гиацинты и розы, танцующие на балу, прекрасного белого лебедя, каким стал гадкий утёнок... Рисунки были выполнены акварелью нежнейших оттенков, казалось, лучше нарисовать просто невозможно. Лёгкими касаниями кисти были созданы и пушистые пёрышки лебедя, и блики света на атласе, и злые искры в глазах мачехи Элизы...
Приводили Любочку в восторг и картинки  в Танином «Пиноккио», особенно ей нравилась несказанно прекрасная Фея с голубыми волосами и милый мальчик Пиноккио после того, как его расколдовали.

Так как Любочка и сама неплохо рисовала, она понимала, что иллюстратор – по-настоящему таланливый художник,  и запомнила его имя – Либико Марайя.  Лишь спустя много лет она  узнала  о его творческой судьбе.

Либико Марайа (Maraja), родившийся 15 апреля 1912 года, был пятым ребенком в семье Франческо Марайа и имя свое получил как производное от политических взглядов своего отца, поскольку родился во время войны между Италией и Ливией.

Уже в раннем детстве Либико рисовал картинки-открытки для Красного Креста и раненных солдат. В 1926 году он поступает в школу искусств Лугано (Швейцария), куда его семья вынуждена была переехать. В период 1932-39 гг. в Лугано Марайа занимается оформлением манифестов, открыток, афиш, рекламных объявлений, а также витрин магазинов.

В 1936 году он возвращается в Италию, а в 1938 делает свои первые иллюстрации для детской книжки. Вскоре Марайа переезжает в Милан, где продолжает заниматься рекламной графикой и пробует себя в сценографии. Этот опыт станет для него особенно важным, когда в 1941 году его пригласят участвовать в создании первого полнометражного итальянского мультфильма «Роза Багдада». Марайа назначен главным художником-постановщиком. В этой работе окончательно формируется стиль художника, соединяющий фантазийную изобразительность с реалистическим динамизмом.

В 1952 году  он начинает сотрудничать с издательским домом Fabbri, это сотрудничество  будет продолжаться до самой его смерти. В 1955 году он получает заказ на иллюстрации для «Приключений Пиноккио».

В 1961 году Марайа побеждает в очень престижном конкурсе Итальянских Почт с эскизом мемориальной марки, посвященной 19-му столетию создания фидиевского «Юноши». В этом же году он получает международное признание  как иллюстратор. К этому времени в его багаже работы для «Тома Сойера» и «Принца и нищего» М. Твена, «Приключений Оливера Твиста» Ч. Диккенса, «Маленького лорда» и «Таинственного сада» Ф. Бернетта, «Серебряных коньков» М. Додж, «Мальчишек с улицы Пала» П. Мольнара, «Маленьких женщин» М. Аскот и др.

Шестидесятые годы отмечены работами для таких произведений, как «Приключения Гулливера» Д. Свифта, «Вокруг света за 80 дней» Ж. Верна, «музыкальных сказок-балетов», «Приключений Синдбада», а также волшебных европейских сказок, в том числе и сказок Андерсена.

В 1981 году проходит его большая персональная выставка, в Лугано предоставляется помещение для создания музея иллюстраций Л. Марайа. Он создает костюмы и сценографию для балета «Пиноккио».
Марайа умирает 30 декабря 1983 года в возрасте 71 года, попросив карандаш и бумагу, чтобы начертить последние слова, которые так и остались нерасшифрованными.

Марайа – прежде всего художник представления, которое создается пространственной постановкой и движением, свойственными кино и театру. Работа иллюстратора для Марайа – это вид режиссуры, лично сделанного кукольного спектакля, который показывает читателю: и на бумаге герои могут быть освобождены из тюрьмы плоскости и иметь разнообразие форм и пропорций, самой жизни.*


*http://drug-drug.livejournal.com/tag

На фото - иллюстрация Марайа к сказке Андерсена "Дикие лебеди" (Элиза)

Продолжение:http://www.proza.ru/2010/01/24/999


Рецензии
Здравствуйте,Верочка.Очень интересно.Вы познакомили меня с человеком-художником о котором я ничего не знала.Хотя наверняка видела его иллюстрации.Я думаю,Вы делаете важную просветительскую работу.Открываете дверь в неизвестное многим людям.Как хорошо,что есть этот сайт.Спасибо Вам.
Верочка,извините,что я Вас об этом спрашиваю.Мне
кажется на Вашем сайте я видела ссылку,нажала мышкой, и появилась симпатичная молодая женщина в
сопровождении мужчины,кажется пианиста. Она исполняла свою песню. Но у меня с компьютером что-то случилось,пропал звук.А сейчас я не могу найти
эту женщину-автора.Есть у Вас песни,которые записаны на видео? С уважением-Майя Уздина.

Майя Уздина   04.10.2011 17:01     Заявить о нарушении
Здравствйте, дорогая Майя Владимировна!
Да, мне важно делиться тем, что я знаю, с другими людьми, а как же иначе - ведь тогда от твоих знаний никому никакой пользы. Я когда-то работала преподавателем-мультипликатором: от слова multiplizieren - умножать (передавала свои знания, полученные в университете, другим учителям немецкого языка, в основном это была методика ), вот и сейчас тем же занимаюсь, но здесь. :-)

Внизу этой страницы есть ссылка на нашу песню "Ранний час", я её тогда пела на своём творческом вечере. Несколько песен есть аудио, но это в письме, по электронной почте могу переслать, а многие песни я пока так и не удосужилась записать.

С уважением
~*

Вера Петрянкина   04.10.2011 17:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.