Национализм - последнее прибежище негодяев
Название данной публикации навеяно известным высказыванием Л.Толстого: «Патриотизм - последнее прибежище негодяев», с которым можно еще поспорить, но суть моих суждений не об этом…
Разговор о НАЦИОНАЛИЗМЕ.
Двадцатый век ознаменовался бурным ростом национализма.
Каковы же его причины? Многие маленькие нации и народы начали понимать, что бурный рост экономики и развитие глобального информационного пространства (интернет) уже зримо обнаруживают потерю ими своей самобытности, их своеобразия, растворяясь в общей массе человеческой цивилизации, которая взяла курс на интеграцию на бытовом и культурном пространстве. Реакция этих народов и наций на это – НАЦИОНАЛИЗМ. Это и есть их ответ на вызов времени. Развитие мирового информационного пространства, к которому имеют доступ практически любой обладатель компьютера, снимают границы обособленности государств и каждый может получать любую информацию. И еще многие не могут с этим освоиться и естественная реакция любого народа – это защита свих исконных приоритетов.
К примеру, французы, богатые своей историей и культурой, очень болезненно воспринимают засилье, и это очевидный факт, английского языка. Парламент республики даже ввел запрет на демонстрацию фильмов звучащих на английском языке. Может быть, поэтому в последнее время в этой стране растет влияние националистов и ультрарадикалов…
Во всем мире стремительно растет число президентов, премьеров, министров, послов, национальных парламентов, нацсимволов и, как итог всему, национального ИДИОТИЗМА.
По убеждению Чингиза Абдуллаева, а я полностью с ним согласен: «Национализм начинается там, где национальная интеллигенция начинает свои дешевые популистские игры с народом. Понимая, что обречены на постепенное исчезновение, в большинстве своем страдающая импотенцией, любят рассуждать о национальных приоритетах и ценностях.»
Все мы хорошо знаем, как начинались все конфликты в бывшем СССР, на Кавказе, в Прибалтике и Украине. Кто громче всех требовал отделения? Кто говорил о размывании национальных ценностей? Именно те, кто наименее талантлив и наиболее одиозен, имею в виду представителей оголтелой интеллигенции, которые на этом хотели сделать себе имя в сочетании достижении своих корыстных амбиций и в стремлении стать ближе к рулю власти…
Ведь в случае отделения и создания маленького, но своего государства эти непризнанные деятели искусства сразу становятся своеобразными «национальными ценностями», известными в своей маленькой стране. Состояться в великой стране, суметь добиться чего-то в большом многополярном мире они никогда не могут, а вот стать значимым в своей «деревне», стать идеологами в своей провинции, давая шанс не чистым на руку политикам – это да…
Эта перспектива, воодушевляет не только морально, но и материально…
Почему не было из них творчески состоявшихся?
Можно ли представить националистом Пабло Пикассо?
И к какой культуре его отнести: к французской или испанской?
Вот Хемингуэй, который одинаково любил свою страну Францию и враждебную для капиталистических стран Кубу…
Лев Толстой нас уверял, что патриотизм – это последнее прибежище негодяев…
Я выражу его мысль более конкретно: НАЦИОНАЛИЗМ – ПОСЛЕДНЕЕ ПРИБЕЖИЩЕ НЕГОДЯЕВ.
Много лет я считал, что классик ошибается, и только сейчас стал понимать, что он имел в виду…
Не в смысле того, что ПАТРИОТИЗМ – плохое чувство, а в смысле того, что это чувство, очень удачно, используется НАЦИОНАЛИСТАМИ…
Когда уже не остается никаких аргументов в спорах, ПАТРИОТИЗМ последняя цитадель негодяев - националистов в защите своих, казалось бы, радеющих за свой народ подлецов…
Именно это и хотел сказать нам, уважаемые читатели, великий классик…
Свидетельство о публикации №210012301331
Патриотизм – последнее прибежище негодяев.
Это очень часто цитируемое высказывание приписывается Самуэлю Джонсону – британскому писателю, годы жизни 18.09.1709 – 13.12.1784. Джонсон произнес эту фразу на вечернем приеме 7 апреля1775 г.
Джеймс Босуэлл – близкий Джонсону британский писатель (29.10.1740 – 19.05.1795), который собственно и обнародовал это высказывание, пояснял, что Джонсон имел в виду фальшивый патриотизм. Вероятно, его высказывание было адресовано тогдашнему известному британскому политику из партии "вигов" Эдмунду Бёрку. Это был достаточно прогрессивный политик, предшественник либералов, славившийся незаурядными ораторскими способностями, которые широко применял для критики короля Георга Третьего. Однако немало людей считали его демагогом и, как сказали бы сейчас, политиком, применяющим приемы манипуляции. В те времена критика короля многими политиками преподносилась как несомненный признаком патриотизма. Об этом в очерке "Патриот" (1774) Джонсон пишет:
"Человек может ненавидеть короля, но в то же время и не любить свой народ".
Тема патриотизма красной линией проходит через творчество Джонсона. И вовсе не как прибежище негодяев. Джонсон метким, ясным словом давал определения патриоту и патриотизму.
Вот цитата из того же очерка "Патриот":
"Патриот – это тот, кто в своем общественном поведении руководствуется
только одним мотивом – любовью к своей стране; это тот, кто как парламентарий не оставляет для себя ни надежды, ни страха, ни доброты, ни обиды, а отдает всего себя общественному благу".
И еще оттуда же:
"Качества патриотизма – быть ревностным и бдительным, наблюдать за всеми тайными махинациями и видеть общественную угрозу на расстоянии. Истинно любящий свою страну человек готов говорить о своих опасениях и бить тревогу, когда он ощущает приближение беды. Но он не бьет тревогу. Когда нет врага; он никогда не пугает своих соотечественником, пока не испытает опасений сам. Поэтому патриотизм того, кто демонстрирует взволнованность недостоверными вещами, справедливо вызывает сомнения".
А это следует взять на вооружение тем, кто не хочет стать очередной обманутой жертвом популистов:
"Патриот – всегда и обязательно любит народ. Но даже этот признак может обмануть нас. Народ – это очень разнородная и неоднозначная совокупность богатства и бедности, мудрости и глупости, хорошо и плохого. Прежде чем мы присвоим человеку, который заботится о народе, титул патриота, мы должны рассмотреть, на какую часть народа он обращает свое внимание. В пословице говориться: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Если кандидат в патриоты старается привить правильные взгляды людям высокого уровня, а через их влияние руководить людьми нижнего уровня; если он общается преимущественно с людьми мудрыми, умеренными, законопослушными и добродетельными, его любовь к народу может быть искренней. Но если его основной выбор – обращаться к нищим, которых легко подстрекать; к слабым, которые обычно по своей природе подозрительны; к необразованным, которых легко направлять; к людям аморальным, которых питают беды и отчаянье, не стоит ему хвастаться своей любовью к народу. Никто не может считаться любящим свою страну за умение жарить быка, делать обувь, за посещение митингов или членство в клубе. Он может быть душевным приятелем среди пьяниц, легким в общении джентльменом среди трезвых мастеровых, но он должен иметь какие-то более важные отличительные особенности, прежде чем считаться патриотом".
Именно в контексте творческого наследия автора следует понимать ставшую расхожей и применяемой к месту и не к месту фразу: "Patriotism is the last refuge of a scoundrel" – "патриотизм – последнее прибежище негодяя". Это не осуждение патриотизма, как такового, а призыв критически относится к тем, кто причисляет себя к патриотам, судить по делам, а не словам.
А фраза "НАЦИОНАЛИЗМ – ПОСЛЕДНЕЕ ПРИБЕЖИЩЕ НЕГОДЯЕВ" принадлежит незабвенному Уинстону Черчиллю.
АВТОР ВЫ О ЧЕМ?????
Объяснять национализм одной глобализацией - это примитивный поверхностный подход. Если затрагиваем серьезную тему, подразумевается, что мы ее всесторонне изучили, а так...
Не в обиду - может Вам лучше копать.
Александр Тесла 20.07.2010 18:58 Заявить о нарушении
Лев Холай 21.07.2010 03:49 Заявить о нарушении