Сущность глава 12

ГЛАВА 12
1
  - Но это же полная чушь, - с негодованием воскликнула Оксана. – Какие еще акулы-мутанты? При чем здесь вообще это?
   Павел пожал плечами.
   - Я подумал, вдруг это радиоактивное вещество попало к нам с того самого танкера. Ну, знаешь, как было в Чернобыле, ветер сносил радиоактивное облако в близлежащие города. Вот я и подумал, может быть, и с этого танкера океан принес к нам свои отходы.
   - И мы теперь тоже будем превращаться в мутантов? – язвительно спросила Оксана.
   - А что ты думаешь, - взорвался Павел. – Ты думаешь, контакт с радиоактивным веществом без всякого вреда проходит? Может быть, мы уже меняемся, просто не замечаем этого пока! Мутация – не мутация, а как действует радиация на живой организм, это ты сама знаешь. Константин искупался в этих отходах, я, по твоей милости, тоже находился возле нее. Да еще и приволок это сюда. Эти радиоактивные отходы уже несколько дней находятся у наших берегов. Может быть, мы уже все заражены. Может быть, мы умираем. А ты стоишь здесь и ехидничаешь!
   Оксана и сама уже поняла, что перегнула палку. Она побледнела и бросила взгляд на свинцовую коробку, в которой находилась пробирка.
   - Надо поскорее избавиться от нее! – воскликнула она.
   - Отличная мысль! А куда ее вылить, за окно? Пускай люди мимо нее ходят. Или обратно в океан?
   - Но, что-то надо делать!
   - Я просто не знаю что. Зарыть в землю, так она всю землю отравит.
   Павел почувствовал, что его самого охватывает паника.
   - Ну, в конце концов, свинец должен удержать радиацию, - сказала Оксана. – Пускай пока остается в этой коробке.
   - Больше я ничего не могу придумать.
   - Но почему молчит правительство?! Ведь это же экологическая катастрофа! Неужели же никому нет до этого дела?
   - А кому было дело, когда в пятидесятых годах в Тоцке взорвали атомную бомбу? А кому какое дело было до Чернобыля, в который Горбачев гнал тысячи людей сразу же после взрыва? Волновало ли кого, что они почти все вымерли к сегодняшнему дню? Волнует ли это кого-нибудь сейчас?
   Оксана сжала руки в кулаки.
   - Я поеду в центр.
   - И что ты им скажешь? Думаешь, кого-нибудь взволнует сообщение о том, что какое-то там приморское село с населением в несколько сотен человек может умереть от радиации, которую принесло с собой море?
   - Но и сидеть сложа руки тоже нельзя, - парировала Оксана. – Что-нибудь они да предпримут. Не может быть того, чтобы на нас никто внимания не обратил.
2
   Позже, в тот же день, ближе к вечеру, Игнатий Мухин, осторожно затаившись возле изгороди дома Яковлевых, там, где у них росла густая сирень, наблюдал за Константином, который возился у себя под окнами. Игнатий вообще был человек любопытный, ну а теперь он просто не мог усидеть на месте. Его тянуло к Константину как магнитом. Трудно сказать, что именно он надеялся увидеть, просто природное любопытство не давало ему покоя. Он тоже, как и Павел Туманов, слышал историю об акулах-мутантах и, может быть, в душе надеялся увидеть то, как Константин тоже начнет превращаться в какое-нибудь чудовище. Конечно, рассудок ему говорил, что все это полная чушь, но любопытство утверждало обратное.
   Он уже наблюдал за Константином не первый день, но пока не замечал ничего необычного, если не считать его поведения. Константин больше не был тем веселым и общительным мужиком, с которым можно было погово-рить по душам, и выпить стаканчик водки. Константин теперь явно избегал людей, стараясь не попадаться никому на глаза. К тому же его часто стали видеть на берегу, где он проводил много времени, вглядываясь в морские дали.
   Игнатия  интриговало подобное изменение в поведении Константина, ему было подозрительно, что тот стал сторониться людей. Стоя за забором, скрытый листвой сирени, Игнатий был уверен, что Константин его не сможет заметить. Игнатий наблюдал. А наблюдать было, в общем-то, и нечего. Константин лишь бесцельно бродил по своему участку, ни на что не обращая внимания. Лицо его было хмурым, и одновременно озабоченным.
   Внезапно меланхолическое выражение слетело с лица Константина. Апатию сменили гнев и раздражение. Константин перестал ходить, постоял несколько секунд на месте, затем скрылся за домом.
   Игнатий недоумевал; что могло вызвать такую резкую перемену в поведении Константина. Он привстал на цыпочки, пытаясь разглядеть Константина, но того нигде не было видно. Пока Игнатий размышлял, чья-то грубая рука схватила его за плечо. Игнатий вздрогнул от неожиданности, и резко обернулся.
   За его спиной стоял Константин, и со злостью смотрел на Игнатия.
   - Что ты здесь высматриваешь? – в голосе Константина прозвучала ярость.
   - Да я просто… Шел мимо, хотел спросить…
   - Не ври! – резко оборвал его Константин. – Думаешь, я не видел, как ты за мной наблюдаешь? Что ты все вынюхиваешь? Ты ведь не первый день за мной шпионишь. Это началось с того самого проклятого дня. Я что, стал для вас восьмым чудом света? Глазеете на меня, словно я снежный человек или редкий зверь в зоопарке!
   Константин схватил Игнатия за лацкан пиджака, и притянул к себе.
   - Ну? – угрожающе спросил он.
   Игнатий, несмотря на то, что был значительно сильнее Константина, испугался. Он совершенно не ожидал от тихого и добродушного человека такой агрессии. А лицо Константина пылало яростью.
   - Да что ты, Костян, - примирительно заговорил Игнатий. – Да бес попутал, ну, сам понимаешь. Любопытство заело. Ну, ты же знаешь, как это бывает.
   - Тогда рассмотри меня поближе! Вот я, здесь, перед тобой! Ну, как, удовлетворен? Такой я или не такой, каким ты хотел меня увидеть?
   И вдруг, ни с того ни с сего, Константин размахнулся, и ударил Игнатия кулаком в лицо.
   Игнатий взмахнул руками, и рухнул спиной на ограду, съехав по ней на землю. Константин отступил на шаг назад, и сказал:
   - Если сломаешь ограду, заставлю чинить.
   Игнатий ошеломленно смотрел на Константина, не пытаясь подняться. Тыльной стороной левой руки он вытер кровь с губ. На лице его появились одновременно обида, чувство вины, гнев и растерянность. Несколько секунд он продолжал лежать, потом медленно поднялся на ноги, стараясь держаться от Константина подальше.
   - И прекрати меня преследовать, ясно? И передай это всем остальным.
   Игнатий решил не связываться. Он ничего не ответил, и побрел к своему дому.
   Константин, тяжело дыша, смотрел ему вслед. Несмотря на гнев, он испытывал удовлетворение. В глубине души он уже давно хотел ударить Игнатия, и теперь он исполнил свое тайное желание. Внезапно его охватило чувство стыда. Ну вот, Костя, ты и ударил человека. Но другой внутренний голос тут же постарался заглушить стыд. Все правильно, он уже давно пытался достать тебя своими шуточками. Он получил то, что заслужил. И что, собственно, в этом такого. Другие мужики едва ли не каждый день схватываются между собою, с какой стати ты должен все сносить молча. Ты тоже сделан не из железа. Он знал, что половина села его не любила, причем не любили именно за то, что Константин ни с кем не скандалил. 
   Константин покачал ограду, убедился, что она не пострадала, и отправился домой. Впрочем, домой ему тоже идти не хотелось. Он чувствовал себя так, словно стал для всех чужим и ненужным. Куда ему идти, кому он нужен? Оставалось только море.
3
   На следующее утро Игнатий Мухин едва ли не с гордостью показывал синяк на лице, поставленный ему Константином, Борису Назарову и Артему.
   - Во, полюбуйтесь, что наш тихоня мне поставил.
   - Да неужто он? – изумлялся Назаров.
   - А кто? Неужели ты думаешь, что я его сам себе засветил?
   Назаров качал головой.
   - Вот уж никогда бы не подумал, что он на такое способен.
   - Видать плохо мы его знали.
   - Да как же, ведь всю жизнь вместе в одном селе прожили, - возразил Назаров.
   - Ну и что с того?
   Игнатий огляделся по сторонам.
   - Я вот что, мужики, думаю. Я думаю, что на Константина купание подействовало, - заговорщически произнес он.
   - Купание? – спросил Артем.
   - Купание. Вы же сами рассказывали, что он после него едва живой был.
   Артем закивал в знак согласия.
   - Точно. Ты бы видел, как он выглядел. Это просто жуть.
   - Так вот, я думаю, что эта штука в море вызывает у человека агрессию.
   - Так ты полагаешь, что Константин сошел с ума? – спросил Назаров.
   - Я не говорю, что с ума сошел, - возразил Игнатий. – Я говорю, что у него повысилась агрессивность. Ты раньше видел такое, чтобы он ни с того ни с сего на человека набросился?
   - Нет. И я не только не видел, чтобы он набросился, я даже не слышал о том, чтобы он с кем-то поругался.
   - Ну, вот видишь! А теперь он вон на меня с кулаками налетел. С чего бы это?
   Назаров подозрительно посмотрел на Игнатия.
   - Не хочу тебя обидеть, но может быть, ты его вынудил на такие действия?
   - Как я мог его вынудить?
   - Не знаю, но что ты делал в тот момент, когда он на тебя напал?
   - Ничего не делал. Просто стоял у его забора, и наблюдал за ним.


Рецензии