по щучьему велению

                А. Лактюхов
                «ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ»
 (скоморошина в трех действиях, по мотивам русской народной сказки)

Что может сравниться со сказкой народной
Ведь в сказках встречается все, что угодно
Они к нам от прадедов наших пришли,
Народную мудрость нам принесли.

Без сказок никак нам нельзя обойтись,
В них, правда и вымысел переплелись,
Сказки нам с вами напоминают,
Что чудеса на свете бывают.

Пусть сказка наивна, пусть сказка ложь,
Но много полезного в ней ты найдешь.
Нас делают сказки немного мудрей
Чуточку лучше и, конечно добрей.

                Действующие лица:
Царь,
Царевна,
Щука,
Емеля,
Мамка,
Лекарь,
Боярин,
Генерал,
Заморские певцы.
      Все роли исполняют скоморохи:
Фома,
Марфа,
Тимоха,
Матрена,
Ерема,
Глафира.
    время действия в сказке – зима.
ПРОЛОГ.
На сцену выбегают скоморохи.

ТИМОХА: Здравствуйте, народ честной,
Молодой и пожилой!

МАРФА: Позвольте представиться!
Мы девицы – красавицы!
Марфа я,

МАТРЕНА: А я – Матрена!
Не сыра и не варена!

ФОМА: Я – Фома, а он – Ерема!

ЕРЕМА: Не сидится нам с ним дома!

ГЛАФИРА: Я – Глафира!

ТИМОХА: Я - Тимоха!

ВСЕ: Все мы вместе – скоморохи!

МАРФА: Ходим мы по белу свету,

МАТРЕНА: Ходим  и зимой и летом!

ФОМА: Ищем разные предметы,

ЕРЕМА: И народные приметы.

ТИМОХА: Прибаутки и побаски,
Всем рассказываем сказки!

МАРФА: Мы и вам расскажем сказку!..
Только мне нужна подсказка…

ФОМА: Ну, тогда сначала я,
Слушайте, народ, меня!
Было это так давно,
Что не помнит уж никто

МАРФА: Жил на свете некий царь,
В своем царстве государь.

ФОМА: Этот царь был молодец,
Он имел большой дворец!

МАРФА: Целых десять теремов,
И не сосчитать дворов.

ФОМА: Много злата, серебра.

МАРФА: Денег – полная казна!

ФОМА: Было войско у него…

МАРФА: Ну и кое-что еще.

ФОМА: Вот однажды этот царь…
(раздается пронзительный крик - "а-а-а!!!")
Кто кричит и почему?
Что случилось не пойму?

МАРФА: Знаю, что произошло.
Ух, как нам не повезло!
То рыдает дочь царя,
Разревелась почем зря
Плачет с самого утра,
Наревела два ведра!

ФОМА: До чего капризна, право,
Что поделать с этой павой?

МАРФА: Тс-с-с. Нужно выведать причину,
Что ввела ее в кручину.   (скрываются)

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
КАРТИНА ПЕРВАЯ.
Царский двор.

ЦАРЕВНА: А-а-а-а!!! а-а-а!!!

ЦАРЬ: Дитятко мое, не плачь,
Скушай сладенький калач.

ЦАРЕВНА: Не хочу!

ЦАРЬ: Ну, не плачь, мой милый птенчик!
Хочешь сладенький леденчик?

ЦАРЕВНА: А-а-а!!!

ЦАРЬ: Ну, зачем же так кричать,
Мое сердце разрывать?
У тебя температура?
Вызвать лекаря с микстурой?

ЦАРЕВНА: А-а-а!!!

ЦАРЬ: Что за дочь?! Упрямей танка!
Перестань кричать, тиранка!

ЦАРЕВНА: А-а-а!!!  (скрывается в тереме)

ЦАРЬ: Срочно лекаря ко мне,
Чтоб помог моей беде!
(поет)
Заболела моя дочь, моя дочь.
Чем могу я ей помочь? Чем помочь?
Плачет с самого утра, ох, с утра!
Помогите доктора! Доктора-а-а!!!

В государственных делах я мастак, это так.
Я могу начать войну, просто так, вот пустяк.
Но воспитывать детей, ну ей-ей,
Я, наверно не могу, хоть убей.

Что поделать с ней я мог, что я мог?
Вон, закрылась на замок, на замок.
Плачет с самого утра, ох, с утра.
Помогите доктора! Доктора-а-а!!!
(кричит) Лекаря ко мне!

ФОМА: Лекаря к царю!

МАРФА: Лекаря к царю!

ФОМА: Лекаря!.. (спохватился) А! Лекаря?..

Фома быстро накидывает на себя докторский наряд и предстает перед царем лекарем.

ЛЕКАРЬ: Эй, цвей, дрей!
Я у ваших, у дверей!
Что случилось, царь-отец?
Дайте пульс… о, молодец!
Так, дышите, не дышите,
Пальчиком пошевелите.
Откройте рот, скажите "А"…
Покрасненье… Ерунда!
Вы здоровы без сомненья,
Ни к чему вам опасенья.
Десять капель валерьянки,
На ночь вам поставим банки…

ЦАРЬ: Что за чушь и что за бред?!
Ты в своем уме, аль нет?!
Я тебя сюда позвал,
Чтобы ты растолковал,
Что с царевною твориться!
Ну, а ты чего, тупица?
"Дайте пульс, скажите "А"
Вот казню – споешь тогда!

ЛЕКАРЬ: Ах, простите, гран мерси,
Не сердитесь, семью си,
Я обследую царевну
И совет дам непременно!
На что жалуется дочь?
Хорошо спала ли ночь?

ЦАРЬ: (всхлипывая) Ночью было все, как надо,
А с утра, что канонада:
Плачет, бедная, кричит,
Каблучками в пол стучит,
Ничего не говорит
И все время голосит.

ЛЕКАРЬ: Чтоб помочь такой беде
Нужно мне наедине
С вашей дочкой повидаться
И в кручине разобраться.

ЦАРЬ: В тереме сидит она,
Как былиночка, одна,
Видеть никого не хочет,
Слезы очи ее точат.

ЛЕКАРЬ: Горевать сейчас не гоже,
Разберемся и поможем.
(Уходят с царем во дворец)

КАРТИНА ВТОРАЯ.

Царевна в тереме, грустно  поет.

ЦАРЕВНА: (поет)
В небе светит луна,
Но она не одна –
Звезды возле нее,
Все подружки ее

Канарейка поет,
К себе друга зовет,
И дружок к ней летит,
Свою песню свистит.

И куда не взгляни –
Всюду счастье звенит,
Всюду песни поют,
Разговоры ведут.

Только я все одна -
Нет подруг у меня,
Все сижу у окна,
Одинокая я.
(внезапно перед царевной появляется лекарь)

ЛЕКАРЬ: Бонжур, царевна, добрый день!
Погодка нынче дребедень.
А вы чего же здесь одна?
Откройте рот, скажите "А".

ЦАРЕВНА: А-а-а-а!!!

ЛЕКАРЬ: Теперь мне ясен ваш недуг.
(царю) Вашей дочке нужен друг.
Заведите ей котенка,
Или лучше собачонку.

ЦАРЬ: Есть котенок у нее,
И собак полным-полно,
Мамок-нянек полдворца.
Только плачет без конца.

ЛЕКАРЬ: По науке говоря
У нее депрессия,
А по-нашему – хандра.
Здесь бессильны доктора.
(поет)
Поможет медицина,
Коль у тебя ангина,
Коклюш или бронхит,
Или живот болит

Коль в голове трезвон –
Пропишем "Цитрамон"
А коль спина скрипит –
Спасает "Хондроксид"

А коль не мил весь свет
И настроенья нет,
То тут уже не выпишешь рецепт.
Кто день и ночь ревет
И горько слезы льет,
Того уж медицина не спасет!

…О! Пропишу я ей леченье:
В день побольше развлеченья!
 Пригласите музыкантов,
Или там комедиантов.
Пусть попляшут, попоют,
Представление дадут,-
И царевну, как подменят.
Вот такое мое мненье.

ЦАРЬ: Слушай царский мой приказ,
Государственный указ:
Пусть летят во все концы
Быстроногие гонцы.
Пригласят комедиантов,
Балагуров, музыкантов,
Чтобы царску дочь потешить,
Старика-отца утешить!
Эх! Я жадничать не буду
И услугу не забуду,
Кто задачу эту справит,
Нас с царевной позабавит,
Я – торжественно клянусь –
С тем полцарством поделюсь! (уходит)

ФОМА: И летят во все концы
Быстроногие гонцы!

МАРФА: И несут они указ,
Царский, стало быть, приказ:

ФОМА и МАРФА: "Царску дочь развеселить
И полцарства получить!"

КАРТИНА ТРЕТЬЯ.
С развлечениями в трех представлениях.

Дворцовая площадь, где, собственно, и будут проходить развлечения. Царь сидит на троне, рядом с ним царевна. Развлекают скоморохи.

МАРФА: Ваше величество…
ФОМА: Ваше высочество…
МАФА: Сейчас вы увидите…
ФОМА: Все, что вашей душеньке захочется!
МАРФА: Уважаемая публика, сделайте довольные лица!
ФОМА: А слабонервных попрошу удалиться!
МАРФА: Перед вами медведь дрессированный!
Шибко образованный!
(Фоме приходится переодеваться медведем)
Он туды-сюды гуляет,
Честной народ развлекает!
Ну-ка, Миша, развернись,
Царю с царевной поклонись
(медведь кланяется)
Расчешись, улыбнись, (медведь все выполняет)
Добрым молодцем пройдись…
(медведь идет, выпятив пузо)
А покажи-ка, Миша, нам,
Как прогуливается мадам…
(медведь идет, активно вентилируя задом)
А как царь-батюшка бояр уму разуму научает?
(медведь топает ногами, трясет руками и истерично мотает головой)
А как царева дочка в тереме рыдает?
(медведь начинает реветь)

ЦАРЕВНА: А-а-а-а!!!

ЦАРЬ: Эх, одно названье – шут!
По тебе скучает кнут!
Я кормлю тебя за что?
Все ты сделал не смешно!
***

МАРФА: Ваше высочество, ваше величество,
У нас есть шутки другие, в любом количестве!
ФОМА: Русская народная забава: «Как Петрушка
Сватался к Марфушке»!
МАРФА: Фон-барон их бин Петрушка
Споет частушки для Марфушки!
(Фома и Марфа достают кукол Петрушку и Марфушку)
ПЕТРУШКА: Ах ты, милая моя,
Как же я люблю тебя,
Не за рыжую косу,
А за варену колбасу!

МАРФУШКА: Что же, миленький ты мой,
Всюду ходишь ты за мной?
ПЕТРУШКА: Я хожу не за тобой,
А за вареной колбасой!

МАРФУШКА: Так ты, милый сокол мой,
Прилетел за колбасой?
Ешь ее, не поперхнись,
Но сперва на мне женись!

ЦАРЕВНА: А-а-а-а!!!

ЦАРЬ: Ты никчемный скоморох,
В голове твоей горох!
Даром только хлеб жуешь.
С тобой со скуки пропадешь!

ЦАРЕВНА: А-а-а-а!!!

ЦАРЬ: Не плачь, золотко мое,
Портишь зрение свое.
Я скажу тебе секрет –
Жду заморский я дуэт!
Ведь заморские певцы
Не то, что наши огольцы.

(появляются заморские певцы, т.е. – переодетые скоморохи)

ПРОДЮСЕР: А вот и ми, хелло, мусье!
Ми вам покажем колбасье.
Целую рученьки, мамзель,
Эй – би – си – ди  и карусель!
(певцу) Заводи музон, Мишель,
Спой, май френд, им про коктейль.

МИШЕЛЬ: (поет)
О-ё-ё-ё-ё-ё соль!
Ми приехаль на гастроль.
Въешаем лапша на уши,
Обожаем бить баклуши

Все о"кей и йес бичел,
Шиндыр-мындыр Вери вел,
Пепси-кола тра-ла-ла
Весь коктейль и все дела!

ПРОДЮСЕР: Гоните, мистер, сто монет
За наш чудесный поп-концерт.
(Царь достает из кошелька монету, протягивает ее продюсеру, тот забирает весь кошелек)
Вот так, гуд бай и сенькью плиз.
Мы продолжаем наш круиз. (удаляются)

ЦАРЬ: (ошеломленный наглостью) Ускакали… Спели наспех…

ЦАРЕВНА: А-а-а-а-а-а!!!

ЦАРЬ: Проходимцы! Курам на смех!!!

Царь с рыдающей дочерью уходят во дворец. На сцене Фома и Марфа.

МАРФА: Знаю я, кто нам поможет,
Этот парень точно сможет!
Он царевну позабавит,
Горе царское исправит.

ФОМА: Уж ли ты не про Емелю –
Дурака и пустомелю?

МАРФА: Про Емелю – удальца,
Молодца и хитреца!

ФОМА: Да у твоего Емели
Восемь пятниц на неделе.

МАРФА: Нет, Емеля – то, что надо,
Спорим – ждет его награда!

ФОМА: Что ж, поспорим. По рукам!
Повезет ли дуракам?

МАРФА: Дуракам всегда везет.

ФОМА: Мы посмотрим, чья возьмет.
(разбегаются)

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ.

Деревенский дом. На печи лежит Емеля и бренчит на балалайке.
Мать Емели хлопочет по хозяйству.

МАТЬ: Целый день лежишь на печке,
За водой сходи на речку.

ЕМЕЛЯ: Нынче, мама, скверный день –
За водой идти мне лень.

МАТЬ: Эх, Емеля, ты Емеля.
Печь не топлена неделю,
За дровами в лес сходи.

ЕМЕЛЯ: Ну, маманя, не зуди!
Ты всегда найдешь работу.
В лес идти мне не охота.

МАТЬ: Если ты не слезешь с печки,
Если не пойдешь на речку,
Балалайку я твою
В этой печке запалю!

ЕМЕЛЯ: Что ты, мама, Бог с тобой!
Да схожу я за водой!
Это ж, мама, инструмент,
Очень тонкий элемент.
Он же, мам, имеет душу.
Подойди-ка вот, послушай:
Наша, мама, вся страна
В ней одной заключена,
Все деревья, все ручьи,
Даже пироги твои…
(поет)
Ох, не видно краюшка
У России-матушки
Леса, реки вольные,
Да поля раздольные.

Кабы был я соколом,
То б летал под облаком,
То б летал под солнышком
По родной сторонушке.

За горами темными,
За морями теплыми,
Нет земли красивее
Чем матушка-Россия.

Вот. А ты сразу: "Запалю
Балалаечку твою".

МАТЬ: Эх, Емеля ты Емеля,
Право слово – пустомеля. (уходит)

Емеля слезает с печки, собирается идти за водой. Врываются скоморохи.

ФОМА: Привет, Емеля, что не весел,
От чего свой нос повесил?

ЕМЕЛЯ: А тебе что за забота,
По дворам ходить охота?

МАРФА: Ну, Емеля, не сердись,
Лучше, братец, улыбнись.
У меня к тебе есть дело,
С ним ты справишься умело…

ЕМЕЛЯ: Да вы что все сговорились?!
Или все с цепи спустились?
Там работа, здесь работа!
Мне работать не охота!

ФОМА: Погоди, не кипятись,
Слушай лучше, не вертись.
Мы поедем во дворец,
Там нас ждет сам царь-отец.

МАРФА: Дочка царская хандрит,
Кто ее развеселит…

ЕМЕЛЯ: Во дворец?! Ты шутишь, брат,
Думаешь, я буду рад?
До дворца два дня пути!
Ты так больше не шути.

Рассерженный Емеля скрывается за печкой. Скоморохи остаются одни.

ФОМА: И что нам делать, как нам быть?
Как с Емелей поступить?

МАРФА: Как бы дело так обставить,
Во дворец его доставить?..
Поработаю умишком…
Есть! Пришла одна мыслишка! (убегают)

Появляется Емеля, на нем шапка, тулуп, в руках два ведра.
ЕМЕЛЯ: Ишь, удумал – во дворец!
Я те покажу, шельмец!
Мать, я к речке за водой!

МАТЬ: Ой, Емеля, что с тобой?

ЕМЕЛЯ: Если скоморох придет,
Про дворец тут запоет,
Ты его, маманя, в шею,
Чтоб не нес тут ахинею!  (уходит)

МАТЬ: Скоморох?.. какой-то бред…
Нет, от музыки лишь вред.

Внезапно появляются скоморохи.

ФОМА: Здравствуй, тетушка Матрена!

МАРФА: А сыночек-то ваш дома?

МАТЬ: Глянь, и вправду – скоморохи…
Ишь, окаянные пройдохи,
Сын велел вас в шею гнать!
Нечего тут пол топтать.
Марш от сюда-ва домой,
А не то я вас метлой! (уходит)

МАРФА: Вот так, братец, незадача,
Не видать теперь удачи.

ФОМА: Да, упрямая семейка,
Только сунься к ним, посмей-ка.

МАРФА: Надо что-то предпринять…

ФОМА: Может силой его взять?!
Генералом напугать!

МАРФА: Нет. Это не дипломатично.
Тут надо действовать прилично.
Пусть боярин к ним пойдет,
Разговоры заведет,
О том, о сем там поболтает,
Авось Емелю уболтает.

ФОМА: Надежней в раз арестовать.

МАРФА: Дипломатичней – уболтать!

ФОМА: Арестовать!

МАРФА: Нет уболтать!

ФОМА: Придется жребий нам кидать.
(разбегаются)

КАРТИНА ПЯТАЯ.
Заснеженные деревья, сугробы, в которых прячется речка. Выходит Емеля.

ЕМЕЛЯ: Вот водицы принесу,
За дровами в лес пойду.
Скоморох за мной придет,
Меня дома не найдет.

Ух, какая красота!
И простор, и широта!
Эге-гей, дремучий лес –
Сосны, ели до небес!
Здравствуй, матушка-река,
Серебристы берега,
Над тобой туман клубится.
Зачерпну-ка я водицы.

Зачерпнул одно ведро, поставил, зачерпывает вторым ведром, тянет, а оно тяжелее первого.

Что еще за чертовщина?
Что такое, в чем причина?
И такое же ведро…
Ое-ей, как тяжело!
(вытаскивает ведро, а в нем щука)
Ого-го! Ха-ха-ха!
Будет славная уха!

ЩУКА: Ох, жестокая судьба!
Ах, куда попала я?

ЕМЕЛЯ: Ой, неужели это бред?! (огляделся)
Никого же рядом нет.
Чей же голос слышу я?

ЩУКА: Ох, Емеля, это я,
Пленница несчастная твоя.

ЕМЕЛЯ: Вот так да! Вот это штука!
Разговаривает щука!
Ха-ха-ха! Ну и дела!
Я уже сошел с ума.

ЩУКА: Нет, Емеля, ты в уме,
Правда, не до шуток мне.

ЕМЕЛЯ: Разве может это быть,
Чтоб рыба стала говорить?!

ЩУКА: Без воды я умираю…
Ох, на веке умолкаю…

ЕМЕЛЯ: Что ты! Что ты! Бог с тобой!
Вот – плыви к себе домой!  (Выпускает щуку в реку)
Ну и ну, вот чудеса,
Укуси меня оса.
Рассказать, так не поверят,
Скажут: "Спятил ты, Емеля"!

ЩУКА: (выныривает) Ты, Емеля, мой спаситель
И от смерти избавитель.
За услугу, за твою
Я тебя благодарю.
Любую попроси награду –
Ее исполнить буду рада.

ЕМЕЛЯ: Что ты, рыба, тут несешь?
Ну, чего с тебя возьмешь?

ЩУКА: Ох, Емеля, сразу видно,
Что уж больно ты наивный,
Но зато ты чист душой.
Вот тебе подарок мой:
Скажешь только ты едва
В слух волшебные слова,
В тот же миг, как по заказу,
Все твои желанья сразу
Я исполню, так и знай.
А теперь запоминай:
"По щучьему велению,
По моему хотению…"
Можешь и не сомневаться –
В раз все будет исполняться.

ЕМЕЛЯ: Ну, уж знаешь, это слишком!
Кыш! Плыви к своим детишкам!
(щука махнула хвостом и уплыла, а Емеля задумался)
Ну, а что, как эта рыба
Мне всю правду говорила?
Вот ее сейчас проверю,
Провела, небось, Емелю…
Так:  по щучьему велению,
По моему, Емелину, стало быть, хотению,
Коли щука мне не врет,
Пусть немедля снег пойдет!
 (повалил снег)
Ой, и вправду снег идет!
Значит, щука мне не врет…
А может это наважденье,
Или просто совпаденье?!
А ну, проверю еще раз,
Что получится сейчас?
Так:  по щучьему велению,
По моему хотению,
Ведра пусть домой шагают,
Да воды не расплескают!
(ведра сами зашагали домой)
Чудеса! Вот чудеса!
Укуси меня оса!
Ай да щука! Вот спасибо!
Эко счастья привалило!!!
(убегает вслед за ведрами)

Из-за сугробов появляются Фома и Марфа, они продолжают свой спор.

ФОМА: Ну, как спор будем решать?

МАРФА: Будем палочки тягать,
Кто короткую достал,
Значит, тот и проиграл.
(тянут палочки, короткую вытягивает Фома)

ФОМА: Что ж, твоя взяла. Иди,
Дипломатию веди.
(расходятся)

КАРТИНА ШЕСТАЯ.
Дом Емели. Мамка возится по хозяйству и вдруг входят ведра и сами становятся на лавку, следом за ведрами входит Емеля.

МАТЬ: Ой! Час от часу не легче!
Вот ведь напугал как, леший!
Где ж такое вот видали,
Чтобы ведра в дом шагали!
Либо у меня галлюцинация,
Либо это вражеская провокация…

ЕМЕЛЯ: Что ты, мама, успокойся,
Ни каких врагов не бойся.
Ведра ходят, что с того?
Это просто волшебство.

МАТЬ: Чаво? Чаво?

ЕМЕЛЯ: Да ни чаво.
Ты бы тесто развела,
Да блиночков напекла.
 
МАТЬ: Я и рада бы напечь,
Только нечем печь разжечь.
Ты же в лес-то не ходил,
Ты же дров не нарубил.

ЕМЕЛЯ: А чего мне в лес ходить?
Можно так вопрос решить:
По щучьему велению,
По моему хотению,
Дрова, ступайте сами в дом!
(дрова зашагали прямо к печке)

МАТЬ: Ой, что деется кругом?!

ЕМЕЛЯ: Мама, что же вы стоите?
Ну, блины на стол несите!

МАТЬ: Бог с тобой, сынок, акстись,
Блины еще не напеклись.

ЕМЕЛЯ: Что ты, мама, право слово,
Оглянись, уж все готово!
(на столе появляются блины)

МАТЬ: Боже правый! Свят, свят, свят!
Впрямь блины уже стоят!
(в это время в дом входит боярин, это переодетая Марфа)

БОЯРИН: (поет)
Расползается повсюду демократия,
А поэтому важна дипломатия!
Если хочешь что-то заполучить
Надо вежливо в глаза пыль пустить!

Нужно действовать предельно тактично,
Мысли излагать умно и логично,
Можно веский предъявить аргумент
И увесистый влепить комплимент!
       (входит)
Мир, да счастье в этот дом,
А хозяевам – поклон.

МАТЬ: Да и вам не захворать,
А чего от нас вам нать?

БОЯРИН: Я пришел к вам ни как странник,
А как царя-батюшки посланник.
Царь подарки вам сулит,
Во дворец прибыть велит.
Я прошу поторопиться,
Царь ведь может рассердиться,
И тогда, чего скрывать,
Вам уже несдобровать!

ЕМЕЛЯ: Это что еще за шутки?!
Мне грозиться? Ну, уж – дудки!
А ну, по щучьему велению,
Да по моему хотению,
Катись отсюда колесом!
Тебе наука на потом.

Боярин – Марфа выкатывается из дома колесом, а там уже Фома поджидает.

ФОМА: Что, попало?

МАРФА: Ух, попало!

ФОМА: Говорил же: генерала
Надо сразу посылать,
На испуг, напором брать!

МАРФА: Делать нечего, иди,
Только кости береги.

Фома натягивает на себя генеральский мундир, идет к Емеле.

ГЕНЕРАЛ: (поет)
Кто ослушаться посмеет приказания,
Ждет суровое того наказание,
Ведь недаром существует устав!
Кто сильнее тот и прав!

Нужно действовать предельно тактично,
Мысли излагать умно и логично,
Можно веский предъявить аргумент
И увесистый влепить комплимент!
 (входит)
Смирно! Вольно! Разойдись!
Вспышка справа, берегись!
Кто таков? Молчать! Отставить!
Велено тебя доставить
В царский, стало быть, дворец!
Смирно! Вольно! Молодец!
Сорок пять секунд на одеванье,
Раздеванье и прощанье.
Смирно! Вольно! Шагом марш!
А не то пущу на фарш!

ЕМЕЛЯ: Видно вашу благородь
Было некому пороть.
Это дело я исправлю,
Всю деревню позабавлю.
Эй, по щучьему веленью,
И по моему хотенью,
Велю, чтоб этот генерал
Сам себе бока намял!

Генерал – Фома  начинает сам себя тумаками угощать, с этим занятием и выбежал наружу.  А там его Марфа поджидает.

МАРФА: Что не вышло? Поделом.
К людям подходи с добром.
Тут угрозы и приказы
Хуже всяческой заразы.

ФОМА: Ну и как нам поступить?

МАРФА: Попробуем уговорить.
Повинимся, объяснимся,
Как-нибудь договоримся.

Скоморохи снимают с себя боярские и генеральские наряды и заходят к Емеле с повинной.

МАРФА: Эй, Емеля, мы опять,
Не устал еще серчать?

ЕМЕЛЯ: Ладно, хватит, не зуди,
Суть, да дело говори.

ФОМА: Я приехал за тобой,
Чтобы ехал ты со мной.

МАРФА: Мы поедем во дворец,
Там нас ждет сам царь-отец.

ЕМЕЛЯ: Говори-ка по короче,
Чего царь от меня хочет?

ФОМА: Дочка царская хандрит,
С утра до ночи грустит.

МАРФА: Ее нужно позабавить,
Настроение исправить.

ЕМЕЛЯ: Ну, а вы куда глядите,
Сами что не веселите?

ФОМА: Очень сложный тут момент,
Нужен, брат, твой инструмент.

МАРФА: Балалайка, понимаешь,
Ты же лучше всех играешь.

ЕМЕЛЯ: Так бы сразу говорили,
А то голову дурили.

ФОМА и МАРФА: Ну, так что?

ЕМЕЛЯ: Согласен, еду.
Только… опосля обеду.

ФОМА: Ну, Емеля, не ломайся,
Слазь с печи и собирайся!

ЕМЕЛЯ: До дворца-то далеко,
А на печке мне тепло.
Меня в дороге растрясет.

МАРФА: Что?! Опять? Ну, вот!
Тебе лень с печи подняться,
От подушки оторваться,
А царевна погибает,
Вся слезами истекает!

ЕМЕЛЯ: Ух, какая ты зануда!
Дай, подумаю покуда…
А-а-эх! По щучьему велению,
По моему хотению,
Ступай-ка печка во дворец!
Печь закряхтела и пошла.

ФОМА и МАРФА: Ну, Емеля, молодец!!!

Скоморохи вместе с мамкой убегают вслед за печкой.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.
КАРТИНА СЕДЬМАЯ.
Царский дворец. Доносится плачь царевны. Царь мечется из угла в угол.

ЦАРЬ: Этот плачь с утра до ночи
Слышать нет уж больше мочи!
Хоть беги из дома прочь.
Перестань же плакать, дочь!

ЦАРЕВНА: А-а-а-а!!!

ЦАРЬ: Все шуты и скоморохи
Шарлатаны и пройдохи!

ЦАРЕВНА: А-а-а-а!!!

ЦАРЬ: Кто мне обещал Емелю?!
Жду уж целую неделю!
Обманули, провели,
Вокруг пальца обвели!
(раздается музыка, шум, гам, грохот)
Что за шум стоит кругом?
Что за звон и что за гром?!
(выглядывает в окно)
И куда бежит народ?

Первая вбегает Марфа
МАРФА: Царь, Емеля у ворот!

ЦАРЬ: Отворяй  же ворота
И зови его сюда!

Въезжает Емеля на печи  и с ним все остальные.

МАРФА: Вот он едет, наш Емеля,
Балагур и пустомеля!
Хитрец, мудрец и удалец!
Чудак, мастак и весельчак!

ЕМЕЛЯ: (с печки) Где кручина? Где беда?
Подавайте их сюда!
Куда спряталась хандра?
Я ее ищу с утра!
Открывайте окна, двери,
К вам явился сам Емеля!

ЦАРЕВНА: (появляется) Ты откуда такой взялся?!
И чего тут раскричался?!

Емеля и царевна встретились глазами,  и у них возникло взаимное чувство.

ЕМЕЛЯ и ЦАРЕВНА: Ой… Ах…

ЕМЕЛЯ: Из-за печки достаю,
Балалаечку свою,
И сейчас вам серенаду
Я сыграю и спою!

По щучьему велению,
По моему хотению,
Все вокруг должны плясать!
А я буду им играть.
Заиграла музыка и все бросились в пляс, в танец можно привлекать и зрителей.

ЦАРЕВНА: Стены ходят ходуном!
Завертелось все кругом!
Даже печь пустилась в пляс!
Ой, и я спляшу сейчас!!!
(пускается плясать вместе со всеми)
Вот умора, вот потеха!
Лопну я сейчас от смеха!
Я б всю жизнь так веселилась
И плясала и резвилась!

ЦАРЬ: Ох, я боле не могу!
Стой, Емеля, отдохну.
Я для плясок старый стал,
Перестань играть – устал!

ЕМЕЛЯ: Если царь устал плясать -
Значит время отдыхать.
Эй, а ну-ка, все на место,
Государю стало тесно!
Музыка прекращается, все успокаиваются.

ЦАРЬ: Хе-хе-хе, вот это номер,
Я со смеху чуть не помер!
Славная была потеха!
Что ж, добился ты успеха.

ЕМЕЛЯ: Я свою задачу справил,
Вас с царевной позабавил,
Пора домой мне отправляться.
Пока, счастливо оставаться.

ЦАРЬ: Стой, Емеля, погоди,
Ты не можешь так уйти.
Слово я свое держу,
Тебя по-царски награжу!

ЕМЕЛЯ: Да за что же мне награда?
Мне, царь, ничего не надо.

ЦАРЬ: Вот чудак ты, право слово,
Отыскали же такого.
Я тебе дарю полцарства.
Половину государства!

ЕМЕЛЯ: Государство мне зачем?
Я ж не царь, чтоб править всем.

ЦАРЬ: Хочешь стать певцом придворным?
Иль советником надворным?
Генералом с аксельбантом?
Иль дворцовым музыкантом?
Чего хочешь - все проси!

ЕМЕЛЯ: Ты меня, царь, отпусти.

ЦАРЬ: Хочешь злата, серебра,
Драгоценностей гора?
Ну, Емелюшка, решайся!
Ну, чего ты? Не стесняйся!

ЕМЕЛЯ: Драгоценностей гора?
Куча злата, серебра?
Не поместятся мне в хату,
Места будет маловато.

ЦАРЬ: Может, хочешь новый дом,
Чтоб забором обнесен,
Стены на три этажа
И повсюду сторожа?

ЕМЕЛЯ: В старом мне неплохо жить,
Да и что там сторожить?
И не нужен мне забор –
Без забора шире двор.

ЦАРЬ: Так чего же тебе надо?
Выбирай себе награду.

ЕМЕЛЯ: Знаешь, царь, все дело в том,
Что меня кличут дураком.
Ну, а я не обижаюсь,
За то не продаюсь, не покупаюсь.
Сулишь ты злато, серебро,
А много ль толку от него?
Возможно ли, купить рассвет?
Любой дурак ответит – нет.
Да и закат не продается,
Ветер, что на волю рвется.
Возможно ли, купить росу,
Что так похожа на слезу?
Да и любовь не продается,
Она ведь Богом в дар дается.
Раз этого нельзя купить,
Зачем тогда богатым быть?..

Ну, а теперь домой пора.
Эй, отворяйте ворота!

ЦАРЕВНА: Ах, Емелюшка, постой!
Ты возьми меня с собой.
Во дворце я пропадаю –
Только плачу и страдаю.
Каждый день одно и то же,
Дни и ночи стали схожи.
Мне одной сидеть тоскливо.
Сделай ты меня счастливой!
На волшебной балалайке
Для меня еще сыграй-ка,
Спой мне песню на просторе,
Словно жаворонок в поле.

ЕМЕЛЯ: Что ж, мне это по плечу.
Лезь на печку, прокачу!
По щучьему велению,
По моему хотению
Ступай-ка печенька домой.

Печь зашагала, унося на себе Емелю и царевну.

ЦАРЬ: Эй, постойте, вы куда?
Не бросайте старика!
Стража! Быстро все в погоню!
Задержать! Поймать! По коням!!!

МАРФА: Зря, царь-батюшка кричишь,
Зря народ свой колготишь,
Сторожа так наплясались,
Что совсем без сил остались.

ФОМА: Спят они без задних ног,
Повалились кто, где смог.

ЦАРЬ: Что же делать? Как мне быть?

МАРФА: Дочку с миром отпустить.

ЦАРЬ: Лекаря ко мне.

Фома надевает докторский наряд.

ЛЕКАРЬ: Эй, цвей, дрей,
Я у ваших, у дверей.
Дайте пульс, скажите "А"…
Что случилась за беда?

ЦАРЬ: Вновь напасть ко мне пришла –
Дочка от меня ушла.

ЛЕКАРЬ: Что поделать, государь,
Нынче ведь не то, что в старь.

ЦАРЬ: Да, пошла же молодежь,
Что им надо – не поймешь.
Ты им это, ты им то,
А им не надо ничего.
А как родителям то быть?!

МАТЬ: Жить, любить и не хандрить!

ЭПИЛОГ.
Выходят все скоморохи.

ФОМА: Думаю, что понял каждый
Этой сказки смысл важный.

МАРФА: Не все на свете продается,
Не все за деньги удается.

МАТРЕНА: Нельзя купить за деньги смех,
Здоровье, радость и успех,

ТИМОХА: А главное запомнить нужно,
Нельзя купить за деньги дружбу.

ЕРЕМА: Время подошло прощаться,
Жаль нам с вами расставаться!

ГЛАФИРА: Но грустить не надо, братцы,
Надо братцы…

ВСЕ: Улыбаться!

ЕРЕМА: Нашей сказочке конец,
А кто слушал…

ВСЕ: Молодец!!!

Занавес.


Рецензии