Дорога на пароход. Путевые заметки

                Наичистейшие воды Норвегии.



На самом деле всё это писалось как письма жене. Но похоже и на обычный рассказ.
               

     Здравствуй моя хорошая!
Спасибо за скорое письмо! В этот раз, вероятно, я немного подкачаю и не смогу с первого же дня на пароходе писать тебе нормальные не короткие письма. Я - один, как русская жена в фильме Белое Солнце пустыни. И чемоданы ещё не разобраны. А куда их разбирать? Надо ж уборку в каюте сделать! Матрацы на палубе вытрясти... А как тут на палубе сейчас трясти свой пыльный матрац, когда вокруг сказочная красота и чистота?
   Дело в том, что мы, хотя все свои необходимые дела по бункеровке закончили, ждём окончания переделочных ремонтных работ, которые выполняют норвежцы. По новым их правилам сточные воды (на манер сборки мусора в разные контейнеры) необходимо выпускать не по одной, а по двум сточным системам. Сточные воды, в которых может содержаться мазут - отдельно. Вот и ждём, когда они эти трубы перестроят. Это я только что узнал от капитана.
   Местечко, где стоим, называется Egersund. Извилистый длинный и узкий залив, изумительные по красоте скалы, большей частью покрытые зелёными насаждениями. У нас по телевизору я видел недавно фильм про остров Валаам. Как там монахи навезли на скалы слой земли сантиметров десять и выращивают сады. То же самое и здесь, в Норвегии. Только не монастырь, а почти вся страна. И не так сады, как просто природа. Леса, кустарники...
   В воде морской вокруг нашего судна полно медуз. Вода прозрачная и мне непонятно: а где привычные для меня разноцветные радужные полосы, что, к примеру, в Неве?
   На мою работоспособность пока негативно влияет высокая температура в каюте и лаборатории. Почти 30 градусов. В тропиках такого не было! И после выхода в море, говорят, не будет. Вчера вечером начал потихоньку писать дорожные записки, которые обещают быть интересными.


                ********************



                ДОРОГА НА ПОЕЗДЕ.
   
   Как будто ничего экстраординарного. Хотя вагон плацкартный, но ощущение, что едешь в купе. Просто места узкие у прохода не заняты и люди не очень-то бродят взад и вперёд. Моя полка верхняя, как я и просил в кассе.
   Любопытно, что выйдя из метро на перрон этого нового современного вокзала (Ладожский вокзал), я захотел узнать в какую сторону Мурманск. Люди на перроне как сговорились не показывать мне этого. Наконец нашёлся один и решительно показал в правую сторону. Так что когда спустя минут сорок наш поезд очень медленно тронулся влево, я сначала решил, что это просто машинист подал немного назад, чтобы легче было стронуть с места весь состав.

   Поскольку я вошёл в вагон одним из первых, то мог спокойно наблюдать за входящими. Вот молодые, парень с девушкой. А вот немолодой и даже плюгавенький мужичок в сопровождении девушки (жена? дочь?). Последняя парочка, молча, уселась рядом. Когда провожающих попросили покинуть вагон - девушка вышла и подошла к окну с улицы. И ни слова! (бывают же такие люди!)
   Когда поезд тронулся, я, чтобы разрядить неловкость молчания, назвал своё имя и сказал, что еду до Мурманск. Все трое попутчиков сказали, что едут чуть ближе, до Полярных Зорь.
   Володя назвал себя и свою жену Яну. Мужчина назвался Валерием.
   Валерий немного поворчал:
   - Разве это поезд? Вот я ехал из Казани - вот это был поезд! Диваны вот на…столько продавливались! (в смысле - такие мягкие) И бельё было сразу застелено!
   Днём я раза два забирался на свою верхнюю полку. Читал, дремал...
   На перрон поразмять ноги мы с Валерием выходили по очереди. На всякий случай.
После одного такого моего выхода я зачем-то решил в тамбуре пересчитать деньги в своём кошельке и недосчитался 20-ти Евровой купюры. Бешено закрутились мысли: так вот почему эта парочка, мужик и девушка показались мне странными! Это не родственники, а компаньоны! И деньги он взял не все, а только одну крупную купюру, чтобы я крик  не поднял, а подумал, что сам посеял...
   Спустя минут двадцать я случайно обнаружил злополучную купюру в одном из многочисленных кармашков жилета и тогда вспомнил, что специально заранее отложил её, чтобы не «светилась» в кошельке с рублями вместе. Хорошая болезнь - склероз. Ничего не болит и всегда новости…
    Ближе к ночи, когда большинство улеглись, напротив нашего отделения на свободное место сел тип, который мне сразу не понравился. Он поставил перед собой открытую баночку пива, но не пил, а смотрел в окно. Я понял, что мне лучше не засыпать.  Хотя, конечно, сплю я чутко. А ему, чтобы вытащить мои вещи, убранные на третью полку,  придётся высоко забираться и маячить как минимум несколько секунд своим животом перед моим носом. Я долго поглядывал на типа через прищуренные глаза...
   В какой-то момент я, видимо, всё-таки задремал. Потому что почувствовал как проснулся. Ночь пошла к рассвету. Типа не было. Вещи мои были на месте.
 В своё время вышли мои попутчики. Наконец поезд встал в каком-то закутке.
   - Это не Мурманск? - пошутил я.
   - Мурманск  -  совершенно серьёзно ответила проводница.

                ************************

               
               
                ГОРОСКОП НА МЕСЯЦ ВПЕРЁД.

  ... Кстати, когда я на Ладожском вокзале в Питере интересовался у прохожих, в какую сторону Мурманск - это было не праздное любопытство. Дежурная по радио объявила, что нумерация вагонов с головы поезда, а в моём билете значился вагон №2. И когда мне показали, что Мурманск - вправо, я действительно нашёл там свой вагон. Только в дороге наш вагон был почему-то вторым с хвоста.
   
   Итак, Мурманск. На мой звонок по мобильному телефону тотчас ответили. Мне был заказан номер в гостинице Моряк.
Легко одетый мужчина поинтересовался: не нужен ли мне носильщик. Был ли это настоящий местный носильщик, я даже не подумал, поскольку у моего чемодана были колёсики.  Прошёл по платформе, затем через виадук и сквозь вокзал, и вышел на площадь полную свободных такси. Выбрал таксиста, выглядевшего посолиднее, близкого ко мне по возрасту. Сто рублей - сказал он. После Питерских поездок цена казалась смешной. Правда, спустя три дня другой таксист вёз меня на такое же расстояние уже за 60 рублей.
В гостинице заплатил за двое суток вперёд
. Стоимость номера оказалась дороже, чем я ожидал для Мурманской гостиницы, 790 рублей в сутки.
Батон Таллиннской колбасы и другие дорожные запасы были уже оприходованы и встал вопрос о питании. С одной стороны надо было экономить, поскольку была вероятность того, что жить в гостинице потребуется дольше, чем я уже оплатил. С другой - особого смысла экономить не было, поскольку я знал, что мои расходы на питание в пути, подтверждённые чеками, скорее всего, будут оплачены.
Но остаться без копейки в незнакомом городе?
В гостиничном номере была и ванна с горячей водой, и маленький телевизор.
 Много электрических розеток.  Эх я,  растяпа! Электрокипятильник в этот раз не взял из дома!
   Помылся с дороги, поспал в чистой постельке, и пошёл покупать электрокипятильник. Заодно город посмотреть.
   Услышав, что тут имеется Центральный Стадион, захотел на него взглянуть. Только что закончился футбольный матч и народ расходился. Масштабы - с Питерскими не сравнить. Народу раз в десять меньше. Да и поле - никакая не трава, а гравийная площадка. Нет, это даже - не Киркенес!
Нашёл-таки в одном из магазинчиков, электрокипятильник за 98 руб.
- Только что привезли! - с гордостью известила пожилая продавщица.  - Даже с паспортом! (в полиэтиленовом пакетике действительно была маленькая бумажка размером с листок отрывного календаря)
- А если бракованный?
- Да к нам ещё никто назад не приносил!
               
                **************
   Я - принёс. На другое утро при дневном свете увидел, что серебристое покрытие начало отрываться (или я вчера не заметил, и такой и купил?).  Продавщица, правда, сразу вещь обменяла и извинилась.
   5-го  в 12-00 заканчивалось оплаченное мною проживание в гостинице. А в Экспедиции сказали, что отъезд на автобусе 6-го. Надо было что-то делать. Либо платить ещё за сутки, истратив все остававшиеся у меня наличные деньги, либо...
    Утром 5-го я пришёл в рабочий кабинет к Александру, чей телефон мне дали при отъезде из Питера, и рассказал о своей проблеме.  Александр был со мной настолько приветлив, что создалось ощущение разговора со старинным приятелем.  Даже несмотря на существенную нашу разницу в возрасте.
   Он сразу повёл меня на второй этаж, в дирекцию, к Главному инженеру.
   Главный инженер, мужчина немаленьких габаритов, в очках, галстуке и белой рубашке, как только услышал, что я из Питера и какие у меня проблемы, поднялся и стал проверять карманы своего пиджака. Затем выложил на стол 850 руб., пояснив, что это всё, что у него с собой.
Александр спросил:  - А может  -  по безналу?
Я тоже сказал, что имел в виду безналичный расчёт. И мы решили попробовать «сделать по безналу».
 И сделали.
   Вслед нам, выходившим из его кабинета, Главный инженер повторил, что если по безналу не получится, то его "нал" к моим услугам.
   В купленной на радостях газете «Комсомолке» я увидел гороскоп на весь месяц для всех знаков Зодиака. Для меня было рекомендовано на 5-е число  «обратиться за помощью к друзьям»...
   После этого я гороскоп оный зауважал, и теперь на судне временами проверяю его правдивость. Только делаю это во второй половине дня, чтобы не стать от него зависимым.
   А пятого-то числа я уже мог себе позволить и красной рыбки купить, и по магазинам книжным пройтись.
   Приобрёл пару детективов Дмитрия Черкасова, ранее мною не читанных. Наткнулся на классические образцы советской торговли времён нашей юности, когда зашёл в так называемый Центральный Универмаг. Товары там были такого качества… Низкого…
Я купил теннисный мячик для тренировки кистей рук.  И он совсем не отскочил от пола, когда я попробовал его на отскок, уже оплатив стоимость. Да и продавщица пыталась, обмануть меня на какие-то несчастные 50 рублей.
   В результате с Мурманском на другой день я расставался без особого сожаления...

                *******                *******

 
               
…Было объявлено, что наша группа, второй поток, 14 человек, (в один самолёт всей смене из Киркенеса билеты купить не удалось) поедет на автобусе от здания Экспедиции 6-го в 14-00.
   Автобус подали за полчаса до отправки. Просторный, туристский, современный.
В половине седьмого вечера мы уже пересекли границу. Без заковырок. А в 19-00 прибыли в аэропорт Киркенес. Сам городок остался в стороне и мы его в этот раз не видели.

   Далее в этот вечер были две сцены (два случая) к рассказу о которых я и перехожу.

Случай первый:
               
               
                НА ТАМОЖНЕ.
.

   Водитель комфортабельного автобуса высадил нас в аэропорту, выдал нам наши  чемоданы и умчался. Хотя до вылета самолёта было больше трёх часов, но регистрация уже шла и мы всей группой сдали то, что предназначалось в багаж. Пока я уточнял про свой чемодан -  надо ли получать его на промежуточной посадке в Осло? - парни наши куда-то исчезли.
   Спустя минут пять я углядел двоих наших впереди. Они уже проходили таможенный досмотр.
Я пошёл тоже. К входящим выскочила работница аэропорта и раздала листки с правилами на  норвежском и русском языках. Только начав их читать, я вспомнил, как в Аэропорту Индии мне пришлось выбросить в мусор не начатую бутылочку пепсиколы. Вот и тут написано, что жидкости допустимо  провозить не более 100 миллилитров в одном флаконе. И это правило даже величины тюбика с зубной пастой касается.
   Подходит моя очередь. Ставлю сумку на транспортёр, расстёгиваю все молнии на ней.
Девушка в форме спрашивает меня, понимаю ли я по-немецки. Отвечаю, что даже говорю.
Похоже, обрадовалась. Сумку мою (у неё одеты резиновые перчатки, разовые) обследует
и рассказывает - что нельзя в салон проносить. Приходится выбросить в мусорную корзину маленькую пластиковую бутылочку с минералкой, только пару глотков успеваю тут же из неё отпить. В конце концов, меня пропускают. И первая таможенница даже пытается агитировать меня, чтобы я пошёл и рассказал правила остальным нашим. Но я их, наших, не вижу поблизости, о чём говорю ей, и она успокаивается. А я прохожу в зал ожидания, где, действительно,  сидят только двое наших. Сидим-гадаем, где остальные.  Наконец один из нас не выдерживает и устремляется на поиски. Нам, двум другим, тоже неуютно без товарищей и хотя до вылета рейса ещё часа два, мы идём вместе на поиски основной группы.
Находим, наконец. Но для воссоединения с ними необходимо выйти за таможенный пропускной пункт в обратную сторону, что, впрочем, не запрещено. Итак мы, 14 человек, снова все вместе.
    Проходит ещё чуть ли не час и наши, наконец, решают проходить таможню.
Любопытно: А как со мной? Ведь та первая девица-таможенница сама предлагала мне
пойти и «просветить» наших про местные правила!
   И действительно, первая таможенница не стала заново лезть в мою сумку, пропустила как старого знакомого.
    Зато почти на выходе из пункта досмотра меня «сцапала» другая девица в форме и повела в кабинку (вроде примерочной, но просторней и со столом). Она, так же как и первая, надела разовые резиновые перчатки и принялась методично выкладывать содержимое  моей сумки на стол. Долго вертела тюбик зубной пасты, выискивая, где бы было напечатано, сколько внутри миллилитров…   Я наблюдал молча. Но когда она начала выворачивать из моих носков то, что там завёрнуто (а это был мой плеер, пластмассовый корпус которого я предохранил таким образом), - я почти непроизвольно сказал: -  Schmutzige Dinge (в переводе с немецкого - «грязные вещи»). Носки-то на самом деле грязными не были, но на неё, девушку-таможенницу, эта фраза оказала действие отрезвляющего холодного душа и она прекратила свою охоту.  Я же – сложил со стола всё обратно в сумку и проследовал дальше.


Случай второй.               

                Я - КИДАЛА.

       Следующий случай произошёл со мной в аэропорту Осло, через который мы летели транзитом.
   Я ясно помню, как спрашиваю кого-то из наших о соотношении кроны и доллара, кроны и евро. И мы находимся уже в огромном многолюдном зале с магазинами Фри-Шоп и многочисленными маленькими кафе.
    По нашему, Московскому времени - часов 9 вечера.
Ощутив голод и зная по опыту, что на коротких местных рейсах тут не кормят, я решаю купить что-нибудь съестное.
    Продавцов двое - парень и девушка. Соответственно две крохотные очереди. Похоже, девушка торгует быстрее. Встаю к ней. Вот уже и минуту не стоял, а очередь подошла. Спрашиваю по-английски сосиску в булочке и пепси и сразу интересуюсь - могу ли оплатить долларами. Девушка кивает. Я интересуюсь, сколько это будет в долларах и она на дисплее кассового аппарата показывает, что 5 долларов и сколько-то центов. Затем она что-то говорит мне, но я понимаю не сразу. Только улавливаю слово "кронас".
   - Что Вы сказали? Я должен платить кронами?- переспрашиваю.
   - Нет,- на довольно чистом английском повторят девчонка (китаянка - подумал я) - Это я спрашиваю: могу ли я дать Вам сдачу в кронах?
   - Конечно. Ноу проблем - говорю.
   И кладу в чашку для денег 6 долларов. Бумажку 5 и бумажку в 1 доллар. Она их убирает в ящичек стола.  Затем даёт мне уже подогревшуюся сосиску в разрезанной вдоль булочке и выкладывает на прилавок сдачу. А выкладывает – незнакомые мне красивые бумажки разного достоинства. На одной замечаю надпись - 200, на другой -100, на третьей, кажется, - 50. После ещё монеты разные, и, чувствуется, – не мелкие.
Я, конечно, понял, что что-то не так. Но стоять голодному, держа в руке аппетитную, горячую, размером с две отечественные сардельки сосиску в булочке и думать о том,  что же тут не так - оказалось - не мой вариант.      
    Я, как ни в чём не бывало, забираю сдачу и отхожу от стойки, уступая место следующему в очереди. Никто меня  не окликает, и я ощущаю себя, как человек, которому - ну свезло так свезло! (ведь мне так и не удалось выяснить тогда, минут 10 назад, соотношение кроны и доллара и от этого я настоящих угрызений совести не чувствую). Да и чего в этом мире не бывает? А может у них деньги меняли свою ценность раз в 10, или раз в 1000, как не так давно было у нас??? И она "сплавила" мне старые?  Мне-то без разницы! Она ведь должна-то была дать сдачи какие-то центы... Однако - вряд ли… Купюры-то - новенькие.
Размышляя так я, наконец, нашёл свободное место чтобы приткнуться со своей сосиской и довольно-таки тяжёлой сумкой на плече. От сумки на время трапезы хотелось освободиться.
    Тут я сообразил, что на радостях «отчалил» без пепси-колы.  Пристроив сумку на сиденье и ежесекундно оглядываясь на неё, я снова подошёл к продавщице и спросил свою пепси-колу. Она показала на открытый шкафчик, откуда я взял бутылочку и пошёл наслаждаться едой. Сосиска была большая и аппетитная. Булочка – наисвежайшая!
   Кушая, я соображал…
   Докушав, наконец, сообразил, как мне поступить.
   Я, не спеша, словно прощаясь, вытащил и разглядел купюры с обеих сторон. Они были почти совсем новые и очень красиво сделаны. На каждой - (действительно -200, 100, 50 крон там присутствовали) свои портреты.  Мужские и женские.
Недаром, когда мы пересекали границу на автобусе, там была надпись не просто «Норвегия», а - "Королевство Норвегия"
Портреты были восхитительного качества! Подробные. С теми, что на долларах США, не сравнить.
   Я выбрал из близко находившихся людей двоих пожилых, разговаривавших между собой, и, извинившись, спросил: Как они полагают - сколько это приблизительно в долларах?  То, что у меня в руках?
Один подумал секунду и сказал:
 - Мо лайк сиксти.
Я переспросил и он повторил то же самое. Он утверждал, что у меня в руках более шестидесяти долларов.
Тогда я подошёл к стойке, к этой девчонке-продавщице и громко спросил, протягивая ей эти бумажные деньги - почему она дала мне столько много сдачи?
- Но Вы дали мне 100 долларов.  - спокойно ответила она.
 - Но у меня не было купюры в 100 долларов! - сказал я. - Я дал Вам пять долларов и один.
   Она открыла свой ящичек для денег и вынула оттуда те деньги, что я ей дал: 5долларов и 1 доллар.
Соседний парень - продавец, видя и слыша происходящее, бросил обслуживать свою очередь и подбежал.
Я в это время вынул всю мелочь из своего кошелька, отобрал  российские монеты и остальные выложил на прилавок.
Парень о чём-то спросил девушку на своём языке, затем что-то набрал на клавиатуре и я увидел  на дисплее те же цифры, что и раньше - 5 долларов и сколько-то центов.
Парень забрал деньги с прилавка и дал мне сдачу. Теперь уже, конечно, правильно.
Я попросил чек и получил его.
- Бии кэафулл! (Будьте внимательны!)  – громко, чтобы слышали и другие, сказал я продавщице.  Она сдержанно кивнула в ответ.

Все мои попытки объяснить случившееся хотя бы для себя успехом не увенчались.
Вот и вся история.

        Особо интересного по пути до парохода больше, вроде бы, не было. Ну, разве
что, у водителя микроавтобуса, который вёз нас ночью из последнего аэропорта на пароход, был рядом с рулевой колонкой маленький дисплей, размером с портсигар. И на дисплее том в движении карта дороги, по которой мы ехали. Так что о том, что будет поворот или развилка, было известно заранее.
Да и ещё я заметил, что среди работающих здесь большой процент мужчин явно старше 60 лет. Но у них и пенсионный возраст повыше нашего.



                2007


Рецензии
Привет , Слава.
Вспомнились Сразу же слова Прекрасного нашего Виктора Конецкого:
"Никто пути пройдённого у нас не отберёт....".
Спасибо!
Удачи Тебе.

Вадим Бусырев   05.05.2013 06:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.