Финские сани

               

              Я узнала о существовании финских саней лет в девять. К тому времени мною уже были прочитаны книги Линдгрен, где нет-нет да и мелькали упоминания об этом чудесном транспортном средстве. Однажды я увидела их в спортивном отделе местного универмага. Изумлению и восторгу моему не было предела – самые настоящие финские сани! Они скромно стояли у стенки, практически сливаясь с ней, будучи цвета простого некрашеного дерева. Складные, плоские, высотой два метра, они напоминали экзотическое животное простого доброго нрава.  Цена полностью соответствовала их натуре, такая же скромная. Сани стоили всего 12 рублей. Полюбила я их сразу и навсегда. В тот же день я начала приставать к родителям с просьбой. Ну! Давайте! Пожалуйста! Купим сани!!!  О, у родителей нашлась куча аргументов, чтобы их не покупать. Они говорили, что: у нас мало места в длину, у нас мало места в высоту, у нас вообще мало места, мы живем на четвертом этаже,  у нас негде кататься и т. д., и т.п. Ну да, так и было – мало места, четвертый этаж, негде кататься… Но какое это все имело значение, когда сани были просто чудом, явлением из другой жизни, иного мира,  и это чудо стоило 12 рублей. Где, скажите мне, продают чудеса по 12 рэ?! Всего этого я тогда не могла сказать, не знала еще многого, поэтому родителей брала измором: регулярно, особенно с наступлением зимы, начинала ныть – ну давааайте купим финские сани! Маму было довольно легко уговорить  на все, что угодно. Уже она говорила, что давай,  купим, но надо папу спросить. Папу уговорить было невозможно в принципе, он твердо знал, что это блажь, и с какой-то точки зрения был прав. Поэтому мне ничего не оставалось, как мечтать о санях, бегать на них смотреть в магазин и начинать каждую зиму с уговоров: ну давайте купим финские сани!

          Ежели кто не знает, что такое  финские сани, так я объясню в два счета, это очень просто. Длинные полозья, а на них деревянный стульчик с ручками. Кататься на санях можно вдвоем – один толкает сани сзади, держась за ручки, а другой сидит на стуле. Вся Скандинавия на них раньше ездила.

          Через несколько лет мы переехали в другую квартиру, намного большую. Коридор в ней был – загляденье, длинный такой, как раз для саней! Снова я подступилась к папе, уверенная, что уж теперь-то, когда у нас много места, а главное, живем  на первом этаже, он согласится, и мы купим сани! Но насколько я верила в свою мечту, настолько и папа был уверен – не бывать этому! Иногда я думала, может дело в деньгах? И периодически строила планы – где мне раздобыть эти 12 рублей. Но потом понимала – без папиного разрешения  и моя жизнь, и  жизнь саней быстро превратится в ад. И я по-прежнему навещала их в магазине.

              А потом все кончилось – сани исчезли, а вместе с ними спортивный отдел универмага, все товары, какие были, страна и советская власть. Практически одномоментно.  Советской власти мне было совсем не жаль, а вот сани…  Но жизнь у меня к тому времени началась совсем другая – у меня появились муж и дети, и новая страна, на месте прежней, так до саней ли мне было! Временами я их, конечно, вспоминала, думала, что вот сейчас бы я купила сани! Но их не было нигде, и никто о них ничего не знал.

            Прошло много лет, в течение которых я изредка напоминала родителям  -  а помните, вы не купили мне финские сани…. Родители слегка смущались.

            А потом папа  тяжело заболел. Стоял промозглый ноябрь. Каждый день начинался для меня  с ощущения мрака, тоски и бессилия. Я ничем не могла ему помочь…. И не было  сил таких, которые помогли бы ему, потому что сам он ни о чем не просил. В один из вечеров,  бездумно бродя по Интернету, я увидела очень красивые фотографии некоего путешественника по Финляндии. Рождество, свечи, блестящая Европа – от всего этого повеяло надеждой и счастьем. Открыв следующую  фотографию, я обнаружила… стойбище финских саней! Они очень изменились с годами, и время им явно пошло на пользу. Красные и синие, сани толпились около какого-то прекрасного отеля в свете рождественских  гирлянд. О сани! Как вспомнилась мне мечта моего детства…. Пошарив по разным сайтам, я довольно быстро нашла место, где продают сани. Это оказалось почти в Финляндии (географически), то есть в Питере. Переписка с продавцами саней завершилась успешно – они были согласны отправить мне две пары, красные и синие. Одни я решила продать, чтобы окупить расходы. И вот, деньги отправлены, и мне пишут из Питера, что сани выехали. Каждый день я следила в Интернете за их маршрутом - вот они проехали Москву, а вот уже в Новосибирске….Тоска никуда не делась, но она разбавлялась радостью и надеждой. Сани шли долго – весь декабрь. И вот, 31 декабря, перед самым Новым годом, мне позвонили и сказали, что сани прибыли. И мы поехали на вокзал и получили их. Это была воплощенная мечта! Их чудесный вид вселял веру и любовь, при одном только взгляде на них в воздухе разливался запах глинтвейна с корицей и гвоздикой, и имбирного печенья, и апельсинов, и хвои, слышался звон колокольчиков, и треск оплывающих свечей, и звуки флейты, виделись лица, наполненные нежностью и добротой. И Санта-Клаус, Дед Мороз и Святой Николай несли свои дары всем, не глядя на возраст, цвет кожи, волос и глаз. Папе было нисколько не лучше, а я почему-то верила, что все наладится…

             Отгремели новогодние праздники, и шарик елочный упал и разбился… Папа ушел в страну, где все по-другому и почти никто толком не знает, что же там есть. Но я уверена, что нет там ни финнов, ни угров, ни эллинов, ни иудеев.  Тоски, страха, ненависти и боли тоже нет. А это уже хорошо.

             Прошел год. Сани уже стоят у нас дома, чудные животные  финских кровей. Зима пришла быстро и властно заняла наши края, мы не успели к ней привыкнуть, и сани я еще не выгуливала. Но одного взгляда на них достаточно, чтобы припомнить: есть и в этой стране и радость, и счастье, не может быть, чтобы их не было. В самые тяжелые минуты, когда жизнь кажется беспросветным маревом, обернись – вон там твоя мечта, до нее рукой подать.


Рецензии
Хороши описания. Показались интересными воспоминания рассказчика.
Спасибо!

Ирина Бабич   19.05.2015 10:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.