Сквозь видный миру смех и незримые ему слёзы
… На раздаче повариха зачерпывает со дна –
Батюшки! Из черпака хвост висит.
Кричит заведующую. А младшая группа уже кушает…
А!.. при кипячении микробы погибают,
В блокаду вообще всех крыс поели, и не болели…
М. Веллер «Байки скорой помощи».
Как-то, «прогуливаясь» по своей электронной библиотеке, в графе «Жанр - юмор» я наткнулась на современного писателя Михаила Веллера. Хотя правильнее было бы определить жанр его рассказов как сатира, нежели просто юмор. Его произведения – смех сквозь слезы. Он сам – Н.В. Гоголь XXI века. Читать Веллера забавно, но больно. Больно и очень трудно себе признаться в том, что герои его рассказов – мы сами и люди, с которыми мы находимся в постоянном взаимодействии. Еще пугает голая авторская правда, именно голая, без всяких каких-нибудь ажурненьких накидочек. Михаил Веллер как нельзя точно изображает Россию, особенно медицину, милицию, образование. Взятки, хамское обращение со стариками, халатное отношение к своей работе - «на авось» - разве этого у нас нет?! Есть! Конечно, есть. Только мы привыкли делать вид, что у нас всё хорошо. Привыкли не ввязываться в чужие проблемы. Почему? Потому что так жить намного легче и проще. У нас всё всегда хорошо! А кто сказал, что плохо, тот дурак! «И правда что! - скажут многие, - зачем загружать свою бедную голову глобальными вопросами?» Вот так всё «просто»!
Михаил Веллер, несомненно, смех. Но, как сказал сам писатель, «смех – это оружие. Для самоубийства. Которое не тех укорачивает и не там удлиняет». В истине Веллеру не отказать, хотя верить в нее очень не хочется сначала. Страшно поверить, например, в сюжет рассказа «Отравление». Однако это типичнейший случай. Такие отравления происходят чуть ли не каждый день в России из-за безответственности надлежащих органов.
Обычный детский сад. Повариха при раздаче каши обнаружила крысиный хвост в котле. А младшую группу уже усадили кушать.… И что же она сделала? Как что? Она выкинула «остатки» крысы на помойку, а эту же кашу решили отдать старшей группе. «Снова варить кашу уже некогда, и молока не осталось; да половина уже и поела…». Что, в блокаду ели же крыс – ничего, и дети съедят. Что с ними будет? Результат – массовое отравление. Ибо сейчас даже крысы совсем другие: у них в желудке какой только отравы нет! Потому-то их даже не всякая кошка съест! Смешно? Крыса в каше! «А из детей шестерых так и не откачали»…
Михаил Веллер не берет сюжеты у себя из головы. Нет. Все это происходит каждый день с нами. За примерами даже далеко ходить не надо. Посмотреть хотя бы на наше образование, ладно бы институты-техникумы, к тому, что творится там, мы уже как-то «привыкли». «Дать на лапу» - это уже как само собой разумеющееся явление. Без этого, думают большинство, никак и никуда, хотя, конечно, можно это и обойти. Но нас запугали: с пустым карманом лучше не соваться - слышишь отовсюду.
А что происходит у нас в школах! Кто учит нас и, главное, как учит! Тоже смех сквозь слезы! Никуда от этого не денешься! И тут вспоминается случай из школьной жизни:
Сидим на уроке. Учитель стоит у доски и, периодически «ныряя в учебник», объясняет тему. Мы сразу замечаем: не смог зазубрить весь материал. Задаем вопрос. «Ой, подождите, я сейчас в своей методичке посмотрю и скажу. Где же она? Не найду, ребята, на следующий урок тогда скажу». Спрашивается, а не должен ли знать учитель без всяких методических пособий? И, главное, нам-то зачем рассказывать про свои всякие разные методички и планирования, и, причем каждый урок?!
В общем, «весело» у нас, в какую сферу общества ни загляни. Так весело, что головой об стенку хочется иногда биться от осознания всего этого. Да так, чтобы до крови…
P.S. А произведения Михаила Веллера всё-таки почитайте. Очень советую.
Свидетельство о публикации №210012400096
Артур Смольников 28.03.2010 13:35 Заявить о нарушении